Библиографическое описание:

Кобилов Ш. Р. К проблеме развития творческой активности студентов младших курсов на самостоятельных занятиях по рисунку и живописи // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 432-435.

В статье рассмотрены вопросы развития творческой активности студентов младших курсов художественно-графических факультетов, в частности направления образования «Изобразительное искусство и инженерная графика» на самостоятельных занятиях по рисунку и живописи.

Ключевые слова: Композиция, система преподавания, самостоятельные зарисовки, методика, учебная программа, рисунки с натуры, рисование по памяти, представлению, воображению, развитие творческой активности.


In this article is examined the problem of developing creative activities of the junior students of the Graphic arts faculties, in particular the direction of education “Fine arts and engineering graphic” at the independent lessons of drawing and painting.

Key words: composition, the system of teaching, independent sketch, method, educational program, pictures with nature, drawing of memory, exhibition, imagination, developing of creative activity.

В свете реализации Закона об образовании Республики Узбекистан а также Национальной Программы подготовки кадров особое значение приобретают проблемы эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения.

Особую актуальность эта проблема приобрела в годы независимости, что неоднократно подчёркивал Президент Республики Узбекистан И. Каримов.

В достижении этой поистине государственной задачи большое место принадлежит изобразительному искусству. Изобразительное искусство способствует развитию многих сторон личности, обладает огромным эмоциональным воздействием. Выполнение этой задачи во многом зависит от качества подготовки высококвалифицированных кадров художников – педагогов. Таким образом, решение этой проблемы на сегодняшний день выступает на первый план.

Рисунок и живопись представляет собой, как отмечает известный ученый В.Кузин, «…сложный процесс, включающий познание, изучение и созидание (создание художественного образа)». И рисунок, и живопись как учебный предмет готовит студентов к самостоятельной педагогической работе и является «фундаментом» их художественного образования, на который опираются остальные дисциплины изобразительного цикла. В процессе изобразительной деятельности студентов, в частности по рисунку и живописи совершенствуется восприятие, развивается память, мышление, воображение, формируются эстетические чувства, воспитывается ценностное отношение к искусству, окружающей действительности. И поэтому эти основополагающие предметы, особенно на начальных этапах обучения изобразительному искусству, является важным компонентом обучения, без которого невозможно развитие творческой активности студентов.

К настоящему времени, пишет А.Терентьев в целом определились формы и методы проведения таких занятий: самостоятельная подготовка в мастерских под руководством преподавателя; самостоятельные зарисовки во в не учебное время (дома, на улицах города, стадионах, в зоопарках, за городом и т.д.); самостоятельная изобразительная деятельность учащихся во время летних и осенних практик и в период выполнения дипломных работ.

Изучение научных трудов, литературных источников по проблеме методики развития творческой активности студентов на самостоятельных занятиях по изобразительному искусству, особенно студентов младших курсов в целях развития их творческой активности в процессе занятий рисунком и живописью позволило выявить противоречие между объективной необходимостью совершенствования содержания и организационно-методического обеспечения самостоятельных занятий по художественному образованию студентов с одной стороны и отсутствием научно-обоснованной методики организации и проведения самостоятельных занятий в условиях наличия такого вида учебной работы в типовых планах.

На наш взгляд, необходимо решить следующие задачи:

  1. Теоретически обосновать и выявить психолого-педагогические основы развития творческой активности студентов младших курсов на самостоятельных занятиях по изобразительному искусству.

  2. Уточнить сущность понятия «творческая активность личности», разработать критерии, показатели и уровни сформированности данного качеству у студентов в процессе самостоятельной работы.

  3. Разработать теоретические основы развития творческой активности студентов на самостоятельных занятиях по рисунку и живописи и определить педагогические условия и методику ее реализации в процессе самостоятельной работы.

  4. Разработать эффективную методику развития творческой активности студентов младших курсов на самостоятельных занятиях по изобразительному искусству (рисунку и живописи).

Особое значение будет имеет выявление педагогических условий организации самостоятельной работы студентов младших курсов по изобразительному искусству, что будет способствовать повышению эффективности процесса организации самостоятельных занятий по изобразительному искусству студентов младших курсов.

В вышеуказанных формах самостоятельной работы, на наш взгляд, основной следует считать изобразительную работу студентов в учебных мастерских под руководствам преподавателя, которая осуществляется на основе определенной системы преподавания, научно обоснованной методики и в условиях обеспеченности натурой и наглядно-иллюстративным материалом. Однако для успешного проведения таких занятий требуется решение целого ряда проблем: одна из основных – отсутствие учебной программы.

Какие же учебно-воспитательные задачи должны решаться в программе самостоятельной работы? Прежде всего необходимо четко определить структуру, объем и содержание самостоятельных занятий по рисунку. На наш взгляд, основное внимание при этом должно быть акцентирован на развитии у студентов композиционного мышления, так как «заинтересованная увлеченная практика в композиционном рисовании – путь для свободного воплощения творческих замыслов во всех видах изобразительного искусства». В формировании у студентов такого мышления решающая роль принадлежит работе над набросками, рисункам с натуры, по памяти, по представлению и воображению, поэтому содержание занятий должно быть направлено именно на формирование у учащихся знаний, умений и навыков в композиционном рисовании. Целенаправленное обучение этим качествам будет содействовать более высокому уровню подготовки будущих художников-педагогов, позволит решать задачи по вооружению учащихся знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формированию у них навыков рисования. С этой целю нами была разработана программа самостоятельной работы по рисунку и живописи (учебный план – 4 часа в неделю).

Мы исходили из того, что содержание заданий программы самостоятельной работы не должно дублировать темы основной программы: они призваны дополнять и развивать знания, полученные в процессе академического рисунка, служить своеобразным «мостиком» между академическим рисунком и композицией. Следует отметить важность такой связи для будущей педагогической деятельности студентов: она позволила уверенно владеть педагогическим рисунком, что является одним из условий успешной педагогической деятельности. Программа самостоятельной работы была составлена на основе типовых программ по рисунку и живописи. Это позволило учесть дефицит учебного времени студента. Структура программы предусматривает установление обязательного количества творческих работ, выполняемых в учебных мастерских и в домашних условиях. Практика показала целесообразность такого подхода: установление конкретного времени для каждой работы позволяет более эффективно организовать занятия, мобилизирует и упорядочивает сам процесс самостоятельных занятий. Введение примерной тематики домашних заданий направлено на закрепление и развитие профессиональных умений и навыков, полученных в учебной самостоятельной работе. Например, развивая тему «Живопись натюрморта», студенты дома по представлению составляют новую композицию из заданных предметов. Программа позволяет также осуществить действенный контроль за домашней изобразительной деятельности студентов.

В содержании нашей программы большой место занимает набросок как «наиболее мобильный и удобный вид рисования, позволяющий решать самые разнообразные задачи в условиях сильной загруженности студентов по ряду учебных дисциплин». Запланированы наброски деятельные, кратковременные, с натуры, по памяти, представлению, воображению. Занятия над набросками формируют цельность видения пластической формы, умение выявить характерное в натуре и обобщить. В обучении наброскам художников-педагогов важна приближенность такого вида работ к педагогическому рисунку: будущему учителю необходимо уверенное владение беглым рисунком, которое позволит успешно демонстрировать на уроках в школе методическую последовательность работы над рисунком. На самостоятельных занятиях закрепляется и развивается умение работать различными художественными материалами, с этой целью в программу включены наброски и зарисовки тушью, углем, сангиной, пастелью, цветными мелками, акварелью и т.д. В процессе занятий важно развивать творческую активность студентов, давать свободу в решении задач работы по представлению и воображению. Например, объяснив методы конструктивного построения формы головы человека при рисовании ее анфас, надо предоставить возможность рисования ее в других положениях самим студентам. Такое рисование развивать инициативу, самостоятельность, воспитывает потребность в исследовании. На занятиях «необходимо сочетать наблюдения и натурные зарисовки, чередовать рисование с натуры с рисованием по памяти, представлению и воображению» подчёркивает учёный – педагог С.Шорохов.

Рисунки по представлению – неотъемлемая часть учебного рисунка с натуры. Если в основе рисования с натуры лежит аналитический метод, основой рисования и живописи по памяти и представлению служит метод синтеза. На 1-м курсе обучение по памяти и представлению основано на изображении натюрмортов, гипсовых слепков, орнаментов, этюдов голов, цветных зарисовок природы. На 2-м курсе ставятся задачи на развитие воображения, которые и формируют творческую активность младшекурсников. Условиями, обеспечивающими успех в рисовании по памяти, по представлению и воображению является регулярность и интенсивность освоения материала (по степени сложности изобразительных объектов и решаемых при этом задач), обязательная связь работы с предшествующими ей натурными зарисовками. В начальной стадии подготовки студентов очень важными для формирования навыков рисования по представлению являются задания на осмысленное произвольное запоминание, которое «основано на понимании содержания, сущности закрепляемого в памяти материала, на раскрытии их смысловых, логических связей, которые существуют между его частями» (2. С.138).

В нашей программе планируются итоговые просмотры по циклу заданий, развивающих зрительную память, представление, воображение.

Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты самостоятельной работы студентов в учебных мастерских (структуру, объем и содержание программ). Но и это уже позволяет сделать вывод о том, что создание программы для самостоятельной работы студентов окажет значительную помощь в деле профессионально-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства: ее реализация будет способствовать росту художественного и педагогического мастерства будущих учителей.

Литература:

  1. И. Каримов. Баркамол авлод орзуси. Тошкент., 2000 йил.

  2. Кузин В.С. Психология. М., 1982.

  3. Терентьев А.Е. Методические основы организации и осуществления самостоятельной работы студентов по рисунку // Пути повышения уровня теоретической и практической подготовки учителей изобразительного искусства. М., 1985.

  4. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М., 1985.

  5. Шорохов Е.В. Основы композиции. М., 1979.

  6. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М., 1984.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle