Библиографическое описание:

Дилова Н. Г. Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 409-411.

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на основе совместной деятельности учителя и учащихся.

Ключевые слова: педагогическое сотрудничество, учебно-познавательная деятельность, комплексный подход к педагогическому сотрудничеству, дидактические ситуации, содержание обучения, навыки совместной деятельности, общение, диагностика уровня развития.


Учитель занимает особое место в организации учебно-познавательного процесса, основанного на педагогическом сотрудничестве. Поэтому в школьных педагогических коллективах необходимо осуществлять научно обоснованную систематическую деятельность по подготовке каждого учителя к внедрению педагогике сотрудничества в учебно-познавательный процесс.

Учебный процесс на основе педагогического сотрудничества и управление им требуют от субъектов данного процесса создания следующих условий:

  • проектирование учебно-познавательного процесса и его организация;

  • обеспечение реального педагогического взаимодействия учителя и ученика;

  • управление учебно-познавательным процессом и осуществление контроля;

  • комплексный подход к педагогическому сотрудничеству.

При организации учебно-познавательного процесса на основе педагогического взаимодействия прежде всего следует обратить внимание на использование передовых педагогических технологий:

  1. Учителей, применяющих в своей деятельности неактивные репродуктивные методы, ориентировать на педагогику сотрудничества на основе установления дружеских отношений с учащимися.

  2. Поставить перед учителями применяющими в основном традиционные методы обучения, цель: достижение творческих контактов с учителями-новаторами, свободно мыслящими и овладевшими современными технологиями на основе педагогического взаимодействия с учащимися в познавательном процессе.

Специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на основе сотрудничества состоит в том, что педагогическое взаимодействие осуществляется между учителем и группами учащихся. При этом важно обеспечить успешное решение задач, стоящих как перед учителем, так и группой учащихся.

Общие задачи решаются в следующей последовательности:

  1. Координация учебной деятельности групп учащихся на основе педагогического взаимодействия.

  2. Изучение и диагностика учителем способностей, в ходе педагогического сотрудничества.

  3. Анализ и совершенствование деятельности учителей, направленное на организацию учебного процесса в рамках педагогики сотрудничества.

Для реализации названного процесса учитель должен подготовить учащихся к решению учебных задач путем педагогического взаимодействия. С этой целью учащихся следует объединять в группы с учетом примерно равного или близкого уровня знаний, учебных умений и навыков.

Для учителей, предпочитающих применять репродуктивные методы (о них говорилось выше), в первую очередь необходимо создать условия для расширения объема их деятельности за счет сотрудничества с учащимися. В результате использования возможности каждого учителя в направлении педагогического сотрудничества его профессиональная деятельность становится интегрированная и систематизированной, в педагогической арсенале выявляются разные грани, параметры и формы взаимодействия. Установление педагогического сотрудничества между учителем и учащимся требует постановки конкретных целей для субъектов образовательного процесса (обучаемых и обучающих). Перед учителем поставлены следующие задачи:

  1. Формирование определенных учебных целей, основанных на педагогическом взаимодействии, при этом должны быть учтены интересы учащихся и их возможности вступать в сотрудничество; направленность на приобретение знаний в процессе совместной деятельности, организация личностно-ориентированного учебно-познавательного процесса с опорой на национальные и личностные ценности учащихся.

  2. Внедрение в содержание учебного процесса гуманистических понятий, моделирование развития учащихся и ученика как составной части содержания образования, определение технологии получения знаний в процессе педагогического сотрудничества.

  3. Расширение творческих возможностей учителя, исходя из требований современного учебного процесса, основанного на педагогическом взаимодействии; использование проблемного метода, уроков коллективного творчества, проектирования, игр и занятий с взаимном общением и другими педагогическими ситуациями.

Задачи учителей-новаторов по организации учебно-познавательного процесса с направленностью на взаимосотрудничество, состоят в следующем:

  1. Устранение препятствий, мешающих общению и взаимодействию между учителем и учеником, формирование у учащихся навыков взаимопонимания друг-друга и всех участников образовательного процесса, воспитание учеников в духе равенства.

  2. Самостоятельное введение в содержание обучения дополнительных компонентов со стороны учителя и учеников в процессе их взаимодействия; совместное осмысление введенных в содержание компонентов учителем и учащимися.

  3. Постепенное усложнение творческих заданий и упражнений выполняемых учащимися, с опорой на диагностику уровня их развития; формирование у учащихся навыков креативности, самостоятельности, стремления к сотрудничеству, дружбе, развитие учебных и творческих способностей.

В процессе совместной деятельности с учащимися учителя начальных классов должны решать ряд задач. В их числе:

  1. Проводить педагогический анализ всех этапов сотрудничества с обучаемыми и результатов учебно-познавательного процесса, четко определять цель, содержание и педагогические средства, обеспечивать их эффективность.

  2. Научно и дидактический обосновывать новые учебные элементы, вводимые в содержание, методику и технологии обучения.

  3. Опираясь на полученные результаты, планировать свою педагогическую деятельность на перспективу, обеспечивая динамику её совершенствования и развития.

Если учитель в своем сознании настроена введение изменений и новшеств в свою деятельность, то такое стремление обязательно проявится в руководстве учебно-познавательном процессом, построенном на педагогическом взаимодействии с учащимися и найдет отражении в следующих преобразованиях:

  • усвоение учителем критериев организации и управления учебно-воспитательным процессом на основе педагогического сотрудничества;

  • применение модели педагогического взаимодействия в учебно-познавательном процессе, обеспечивающей профессионально-личностное развитие учителя;

  • знание и использование методов диагностирования уровня развития учащихся в учебно-познавательном процессе, основанным на взаимосотрудничества учителя и учащихся;

  • овладение умениями и навыками проектирования учебно-познавательного процесса на основе педагогики сотрудничества.

Учебно-познавательная ситуация, направленная на реализацию педагогического взаимодействия, по своему характеру является постоянно развивающимся процессом, в котором оптимально проявляются воля, стремления, сознательность, активность как учителя, так и учащихся.

Некоторые наблюдения показывают, что привычные учебные ситуации, приемы, методы со временем значительно осложняются, и поэтому и учителя и учащихся должны быть психологически готовы к педагогическому сотрудничеству.

В этих целях необходимо выполнить следующие условия:

  1. Совершенствовать и внедрять формы и методы педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

  2. Развивать профессионально-педагогический уровень подготовки и культуру общения учителя.

  3. Осуществлять творческий подход к учебно-познавательному процессу, основанному на педагогическом сотрудничестве, используя для этой цели соответствующие дидактические ситуации.

  4. Стимулировать эффективную деятельность учителя по организации и реализации учебно-познавательного процесса на основе педагогического взаимодействия с учащимися.

  5. Формировать у учителя культуру управления учебно-познавательным процессом, основанном на педагогическом сотрудничестве.

  6. Обеспечивать возможность развития у учащихся навыков совместной деятельности в решении проблем, возникающих в учебно-познавательных ситуациях.

Чтобы реализовать обозначенные выше направления с введением новых видов педагогической деятельности, учителя должны быть готовы к организации учебно-познавательного процесса на основе сотрудничества с учащимися. Такая подготовка предусматривает решение ряда педагогических и дидактических задач:

  • обогащения содержания обучения, создание обстановки дружеских и доверительных отношений между учителем и учащимися и учащихся между собой;

  • создание условий для достижения результатов в совместной учебно-познавательной деятельности, оказание взаимопомощи и поддержки в усвоении учебных материалов, всемерное поощрение и стимулирование атмосферы взаимодействия и сотрудничества;

  • развитие интересов, стремления к поиску у учащихся на основе диалога в учебно-познавательном процессе;

  • использование личного опыта учащихся в ходе изучения программного материала и освоения знаний.

Важное значение для достижения педагогических и дидактических целей учебно-познавательного процесса основанного на педагогическом сотрудничестве, имеет создание на уроках соответствующих ситуаций для коммуникативной деятельности, подбор учебных заданий и упражнений.

Наряду с изучением дидактических особенности и принципов организации процесса обучения на основе педагогического сотрудничества, учителю следует определить методику совместной учебной деятельности, формировать у учащихся навыки работы в группе, коллективе в обстановке дружеских взаимоотношений, развивать интеллектуальный потенциал учащихся.

Роль и значение учебно-познавательного процесса, основанного на педагогическом сотрудничестве, состоит в том, что данный подход гарантирует непрерывное творческое развитие учащихся, формирование у них гуманных отношений и демократических принципов, что, в свою очередь, повышает эффективность образовательного процесса.


Литература:

  1. Адизов Б.Р. Бошланғич таълимни ижодий ташкил этишнинг назарий асослари: пед.фан.док.дисс... – Т.: 2003. – 320 б.

  2. Бочкарев А.И. Проектирование синергетической среды в образовании: автореф. … докт.пед.наук / - М.: 200. – 52 с.

  3. Жуманиёзова М. Муаммоли таълим жараёнида ўқувчига қўйиладиган талаблар // Узлуксиз таълим ж. – Т.: 2005. № 4. – 40 б.

  4. Ибрагимов Р. Бошланғич синф ўқувчилари билиш фаолиятини шакллантиришнинг дидактик асослари: пед.фан.док.дисс.автореф. – Т.: 2005. – 44 б.

  5. Назарова Х.П. Бошланғич синф ўқувчиларининг коммуникатив саводхонлигини таъминлашнинг дидактик асослари: пед.фан.ном.дисс. – Т.: УзПФИТИ, 1999. – 245 б.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle