Библиографическое описание:

Низомхонов С. Э. Перспективы развития дистанционного образования в Узбекистане // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 464-466.

Современная социально – экономическая ситуация в системе образования такова, что традиционные формы получения образования не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах. Некоторые категории лиц остро нуждаются в образовательных услугах, но не имеют возможности получить их традиционным способом в рамках сложившейся образовательной системы. Традиционная система обучения неприемлема для образовательных учреждений, которые вынуждены при постоянном дефиците кадров мириться с их отсутствием на время переподготовки, переквалификации и повышения квалификации. А также и для государственных и частных предприятий, так как предполагает отвлечение служащего на определенный период от рабочего места: в условиях рыночной экономики работодатели не жаждут отпускать своих сотрудников на учебу, при этом сохраняя для них рабочие места.

Выход из сложившейся ситуации заключается в новых формах образования, одной из них является дистанционное. На современном этапе дистанционное обучение является очень популярной формой образования, в развитых странах мира оно существует в современной форме более 30 лет и является неотъемлемой частью мировой образовательной системы, охватывая все уровни образования. В конце 20 века система дистанционного образования была признана общественно, экономически и политически перспективным видом обучения для любой страны. Сегодня сетью университетов и колледжей, обучающих дистанционным методом, покрыты пять континентов. Создана Международная Академия Информатизации, а при ней в 1998 г. Всемирный Распределенный Университет, который сегодня зарегистрирован в трех странах – в России, в Казахстане и Бельгии.

Объединяя лучшие черты других форм, ДО является наиболее перспективной, синтетической, гуманистической, интегральной формой образования. Это и более демократичная форма обучения, так как любой желающий независимо от возраста и социального статуса при сравнительно небольших материальных затратах может:

  • Получить профессию;

  • Переориентироваться в профессиональной деятельности;

  • Повысить квалификацию;

  • Получить дополнительное образование;

  • Углубленно изучить темы и разделы из выбранного учебного курса, либо ликвидировать пробелы в знаниях по определенным учебным предметам;

  • Подготовиться к поступлению в ВУЗы;

  • Совместить учебу с работой в связи с непрерывностью производственного цикла (например, хлопководство, зерноводство, энергопроизводство и т. д.);

  • Получить образование в зарубежных образовательных учреждениях, не выезжая к месту их дислокации;

  • Пройти образовательную программу в сжатые сроки

  • И многое другое.

При ДО потери для предприятий и учреждений сводятся к минимуму, позволяя избежать перемещения персонала в центр обучения и таким образом получить выигрыш во времени, экономию затрат на транспорт и избежать отвлечения персонала от работы. ДО обеспечивает быстрый темп предоставления услуг по обучению одновременно с появлением новых разработок, тем самым не сдерживается процесс внедрения и реализации разрабатываемых идей и товаров на рынке в условиях постоянной модернизации производства и технологий.

В Узбекистане имеется в наличии необходимый кадровый, технический и научно-методический потенциал для разработки и внедрения новых информационных технологий, функционирования ДО и его развития. ДО органически вписывается в систему непрерывного образования, повышая качественный уровень получения знаний. В будущем неизбежно увеличение количества учебных предметов, преподаваемых по системе ДО, и, возможно, некоторые формы обучения будут заменены дистанционной. В нашей стране заочная форма обучения в силу нерентабельности отменена в 2004 году.

ДО находится наиболее близко по характеристикам и некоторым организационным моментам к заочному обучению, но имеет и существенные отличия. Например: свободный график во времени при поступлении и в процессе учебы; расширенные возможности общения с преподавателем с использованием средств новых информационных технологий (НИТ); специализированные комплекты средств обучения для эффективной самостоятельной работы и др. Несмотря на то, что качество заочного обучения значительно уступает очному, уникальный опыт заочного обучения очень полезен для формирования системы ДО.

Образовательный процесс при заочном обучении характеризуется достаточно жестким регламентом без возможности выбора:

  1. во времени (установочные занятия, межсессионная работа и экзаменационно-зачетная сессия);

  2. в наборе дисциплин для изучения;

  3. в контактном времени, т. к. практически нет интерактивного обмена информацией;

  4. в использовании средств НИТ.

Своеобразная модернизация заочного обучения путем введения гибкого графика учебы и возможности выбора дисциплин для изучения студентом приводит к форме обучения, наиболее близкой к ДО. Студент может сдать экзамен тогда, когда считает себя подготовленным. За счет использования средств НИТ (электронной почты, аудио и видеоконференции и т. д.) расширен контакт с преподавателем в межсессионный период.

Традиционное очное образование также имеет много общего с ДО. Например, самостоятельная работа, присущая всем формам обучения: при применении средств НИТ ее доля увеличивается в несколько раз в общем бюджете времени. Применение компьютеров и телекоммуникаций, введение гибкого графика изучения дисциплин, модульного построения курсов и др. также ведет к видоизменению существующего очного обучения, которое в своем развитии стремится к модификации, близкой к ДО.

ДО с успехом может заменить обучение в форме экстерната, обеспечивая индивидуальное обучение слушателей, а качество обучения повысится за счет применения средств НИТ.

Если сравнить стоимость, качество и открытость (т. е. комфортность режима поступления и обучения), то наилучшим по качеству, но самым затратным при строгой ограниченности количества принимаемых на учебу является очное образование, а наиболее экономичным – ДО, заметим, при этом качество ненамного отстает от очной формы обучения, а количество одновременно обучающихся на одном курсе неограниченно. При ДО обеспечивается высокоэффективное фундаментальное обучение без отрыва от производства при очень высокой доступности и малой стоимости. Еще обращает на себя внимание тот факт, что ДО является наиболее открытой формой обучения.

Таким образом, ДО вобрало в себя все лучшее из существующих форм обучения, мирно уживаясь, дополняя и развивая их. ДО – это симбиоз экстерната, очного и заочного обучения, использующий концепцию проблемного обучения, индивидуального подхода, деловые игры и другие методы интерактивного обучения. Повышение качество образования на основе ДО создает условия для ускорения процессов внедрения передовых достижений науки во все сферы общественной жизни.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем. Вышеперечисленные особенности определяют преимущества ДО перед другими формами получения знаний и одновременно предъявляют специфические требования, как к преподавателю, так и к слушателю.

Обучающиеся при ДО оказываются в совершенно новых условиях не только потому, что могут находиться на большом расстоянии, быть занятыми производственным делами и т. п. А потому, и это – главное, что им предоставлена свобода в обучении: свободный график, гибкий выбор дисциплин и т. д. К слушателю ДО предъявляются высокие требования к личностным качествам: настойчивости, целеустремленности, честности и др. Обучающиеся должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний при наивысшей мотивированности. Кроме того, для эффективного обучения они должны обладать навыками работы со средствами НИТ.

В условиях ДО тьютор должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата. Основной задачей тьюторов является управление самостоятельной работой слушателей, что предполагает выполнение ими следующих функций: формирование побуждающих мотивов; постановка целей и задач; передача знаний, опыта; организационная деятельность; организация взаимодействия между слушателями; контроль процесса обучения, осуществление постоянного мониторинга учебной деятельности. То есть, тьютор комплексно реализует функции представителя учебно-вспомогательного персонала, проводя переписку ВУЗа со слушателями, отслеживает выполнение ими учебного графика, организует консультации с преподавателями. Он выясняет их мнение о форме и содержании отдельных курсов и передает собранные сведения разработчикам учебно-методических материалов, помогает студентам в составлении и реализации индивидуальной траектории образования взаимоувязанными дисциплинами по выбору, дает необходимые рекомендации в процессе обучения. И, естественно, исходя из специфики работы, тьютор должен уметь пользоваться компьютером и уметь работать в сети. Например, для проведения электронных консультаций он должен уметь пользоваться электронной почтой и в совершенстве владеть «письменной речью».

Подводя итог, отметим, что ДО в идеале предоставляет возможность:

  • проходить обучение, не покидая места жительства и в процессе производственной деятельности;

  • обеспечения широкого доступа к отечественным и мировым образовательным ресурсам;

  • получить образование при любом уровне начального образования и подготовки;

  • организовать процесс самообучения наиболее эффективным для себя образом;

  • получить все необходимые средства для самообучения;

  • прерывать и продолжать образование в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей;

  • значительно расширить круг людей, которым доступны все виды образовательных ресурсов без возрастных ограничений;

  • снизить стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам;

  • формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования модульных курсов, предоставляемых образовательными учреждениями;

  • повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования;

  • удовлетворить потребности страны в качественно подготовленных специалистах и квалифицированных рабочих;

  • повысить социальную и профессиональную мобильность населения, его предпринимательскую и социальную активности, кругозор и уровень самосознания;

  • сохранить и приумножить знания, кадровый и материальный потенциал, накопленный отечественной образовательной системой;

  • сохранить и развить единое образовательное пространство на территории Республики Узбекистан.

С развитием ДО актуальность разработки ЭУ резко возрастает, так как ЭУ является ключевым моментом дистанционной формы обучения. Именно ЭУ смогут обеспечить интерактивность обучения, наличие обратной связи через электронную почту, дискуссионный форум и т. д.

Конституция Республики Узбекистан гарантирует гражданам право на образование. Это право реализуется в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об образовании». А в скором будущем с учетом потребностей и возможностей личности оно может быть реализовано и в дистанционной форме. Но для этого необходимы разработки высококачественных электронных учебных материалов, соответствующих отечественным программам и стандартам.

В «Концепции оснащения современной школы с учетом углубления интеграции образовательных учреждений в единое информационное пространство» говорится, что создание единое образовательной информационной среды в Республики Узбекистан позволит повысить качество образования, обеспечить равные возможности на получение образования всех уровней и ступеней, интегрировать информационное пространство Республики Узбекистан в мировое образовательное пространство [4]. Использование НИТ кардинально преобразует систему образования, позволит подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в новых условиях формирующегося глобального информационного общества.


Литература:

  1. Конституция Республики Узбекистан. – Т.: Адолат, 1998. – 152с.

  2. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». – Т.: Гармонично развитое поколение – основа прогресса Узбекистан. Главная редакция издательско-полиграфического концерна «Шарк», 1997. 20-30 с.

  3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 200 «О дальнейших мерах по развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий» от 6 июня 2002 г // Народное слова. 2002. -8 июня.

  4. Указ Президента Республики Узбекистан УП-3080 «О дальнейшем развитии компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий» от 30 июня 2002г // Народное слово. 2002. -1 июня.

  5. Андреев А.А. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования. Автореферат. диссер. на соис. уч. ст. доктора педагогических наук. http://www.iet/mesi.ru/dis/oglo.htm

  6. Концепция оснащения современной школы с учетом углебления интеграции образовательных учреждений в единое информационное пространство / Авторы Тайлаков Н.И., Мустафакулов Я.-Т.:ФМИ, 2005, №2, 3-22с.

  7. Джураев Р.Х.,Цой М.Н., Тайлаков Н.И. Создание электронных учебников: теория и практика –Т.: 2007. 66-72.с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle