Библиографическое описание:

Агаларова Е. Г., Токарева Г. В. К вопросу формирования кластерной политики сельских территорий // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 137-139.

Ключевым вопросом дальнейшего развития для России является переосмысление, выбор и реализация пути своего даль­нейшего социально-экономического развития, выявление направления этого развития и механизма его осуществления.

Наиболее важными составляющими общества и государства в разрезе их социально-территориальной структуры являются урбанизированные территории (город) и сельские территории. Их взаимосвязи и взаимоотношения составляют важную сторону политической, экономической и социальной жизни общества и являются одним из наиболее значимых критериев уровня социально-экономического развития государства. Необходимо ясное представление об их роли и месте в социально-экономическом развитии России.

В Российской Федерации изучению роли городов посвящено большое количество научных исследований и литературы, в результате чего образовалась особая ветвь знаний - городская экономика. Сельские же территории оказались обделенными вниманием ученых, политиков и управленцев, и соответствующая ветвь знаний - экономика сельских территорий - находится в настоящее время лишь в стадии зарождения. Однако решение проблем стабильного развития экономики и повышения благосостояния населения в России во многом определяется развитием сельских территорий.

Зачастую, процесс развития сельских территорий отождествлялся с развитием сельского хозяйства. Однако понятия «сельское хозяйство» и «сельские территории» отнюдь не синонимы и тем более они не тождественны. Не придание этому должного внимания этого наносит значительный урон государственности России. Поэтому комплексное рассмотрение феномена сельских территорий представляется весьма актуальным, особенно с позиций региональной экономики и экономики природопользования, что может способствовать решению многих экономических, социальных, экологических и природоресурсных проблем возникающих на пути возрождения, как сельской местности, так и страны в целом.

В нашей стране на протяжении многих десятилетий основным путем развития сельских территорий являлся узкоотраслевой аграрный подход, в том числе на территориях с ограниченными аграрными потенциалами. Это привело к однобокому аграрному развитию сельских территорий, зачастую нерациональному размещению на них производительных сил, неразвитости социально-бытовой инфраструктуры и другим серьезным проблемам.

Следует отметить, что политика поддержки и дотирования традиционных отраслей сельского хозяйства часто не оправдывает себя и приводит к распылению бюджетных средств, снижению конкурентоспособности как отдельных сельскохозяйственных предприятий, так и целых аграрных регионов страны.

Согласно терминологии национальной концепции устойчивое развитие сельских территорий, является одним из основных условий бесконфликтного, демократического развития российского общества, его экономического и социального благополучия [4].

Выделим в стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ мероприятия, затрагивающие функционирование в первую очередь экономики села:

  • формирование эффективной системы государственного регулирования АПК на основе проведения целенаправленной бюджетной, кредитной, налоговой и социальной политики в интересах сельского населения, сельхозтоваропроизводителей и российской экономики в целом, регулирования агропродовольственных рынков, развития рыночной инфраструктуры;

  • финансовое оздоровление и формирование эффективных, рыночно-ориентированных сельскохозяйственных организаций;

  • стимулирование диверсификации сельской экономики, способствующей росту занятости и повышению доходов сельских жителей, включая:

  • диверсификацию деятельности сельскохозяйственных организаций;

  • развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса в несельскохозяйственной сфере (сфера услуг, торговля, сельский туризм и др.);

  • повышение товарности личных и крестьянских (фермерских) хозяйств за счет роста их производственного потенциала, освоения новых технологий, развития кооперации, совершенствования взаимоотношений с коллективными предприятиями.

  • расширение доступа сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам путем создания кредитных кооперативов или фондов по микро кредитованию личных и крестьянских хозяйств, а также других сельских предпринимателей;

  • развитие потребительской кооперации как части АПК и социально-ориентированной экономической системы путем распространения на потребительскую кооперацию льгот, предусмотренных для сельхозтоваропроизводителей;

  • развитие информационно-консультационной службы на селе.

Анализ опыта уже реализованных проектов устойчивого развития сельской местности в европейских странах позволяет в них выделить следующие аспекты:

  • комплексность рассмотрение возможных видов хозяйственной деятельности, влекущее увеличение занятости и доходов сельского населения, должно быть всесторонне обосновано с правовой, экономической и социальной точек зрения. В итоге, решение проблемы занятости и доходов тесно коррелирует с решением других региональных проблем и развитием сельской местности в целом;

  • открытость использование методов интерактивного планирования (с участием населения); всестороннее освещение и обсуждение мероприятий и результатов проектов в местных средствах массовой информации;

  • широкое участие населения использование знаний, опыта и представлений населения о наиболее эффективных путях обеспечения занятости и доходов, учитывая особенности экономического и социального поведения различных социальных групп, обеспечивается согласование интересов и намерений участников мероприятий путем кооперации, развития местного самоуправления и деятельности общественных организаций;

  • опора на местные ресурсы мобилизация местных финансовых, материально-технических, социальных ресурсов, что имеет первостепенное значение для создания устойчивых механизмов обеспечения занятости и доходов;

  • институционализация проектных решений передача функций по реализации проектов и управлению ими местным администрациям или организациям, созданным в процессе реализации проектов.

В настоящее время реализуются программы государственной поддержки инновационного развития аграрного производства. Однако любая отраслевая политика, в том числе и аграрная, может полностью совпадать с целями развития сельских территорий, может частично с ними пересекаться, а может им и противоречить. Так, высокоинтенсивное аграрное производство приводит к сокращению занятости населения. Поэтому для эффективной и сбалансированной жизнедеятельности сельских территорий данный подход требует существенного обновления и диверсификации [3].

Действительно, в сложившихся условиях меры по развитию аграрного производства должны быть дополнены проектами комплексного и устойчивого развития сельских территорий, охватывающих не только аграрное производство, но и лесное, водное хозяйства, местную промышленность, туризм, социально-бытовую инфраструктуру и другие виды деятельности, без развития которых неосуществимо увеличение эффективности сельской экономики и улучшение условий проживания в сельской местности.

Таким образом, переход к устойчивому развитию сельских территорий позволяет обеспечить комплексное и интегрированное решение основных проблем сельских территорий в рамках единой концепции, в центре которой находится сельский житель:

  1. Развитие села как единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические, культурные, природоохранные и рекреационные функции.

  2. Преодоление обособленности села на основе расширения и углубления его связей с городом, интегрирование села в единую общеэкономическую систему путем агропромышленной интеграции, создания различных хозяйственных структур с совмещенными функциями, постепенная агломерация города и села в динамично развивающееся единство.

  3. Взаимодействие программ по устойчивому развитию сельских территорий с мероприятиями агропродовольственной политики государства на ближайшую перспективу, в том числе со структурной перестройкой сельскохозяйственного производства.

  4. Развитие социального партнерства между государством, регионами и сельским населением [2].

Таким образом, назрела необходимость разработки кардинальной концептуальной основы развития сельской местности с конкретизацией в виде отдельных программ развития определенных отраслей и сельских территорий. Необходимо изыскание дополнительных видов занятости и источников доходов сельских семей - своеобразных «точек роста», оптимальных организационно-экономических решений - которые через механизм мультипликации сыграли бы роль локомотива в выводе экономики села из кризиса на путь стабильного и устойчивого развития, способствовали самоорганизации сельской экономики, более рациональному использованию человеческого потенциала сельских районов [6] .

Одной из наиболее важных проблем в сельской местности, где сельскохозяйственное производство - основной вид деятельности, является создание и поддержка новых эффективных организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий. Наиболее показательным здесь является создание агропромышленных формирований на основе замкнутого цикла: производство - переработка - реализация, т.е. вертикально - интегрированных структур, в особенности, если они используют внутренние ресурсы региона [5]. Поэтому особую значимость следует придать развитию кооперации и агропромышленной интеграции, созданию агропромышленных кластеров.

Кластер - группа однородных взаимосвязанных экономических объектов (отраслей или предприятий). Региональный кластер – сетевая структура, которая включает представителей власти, бизнес-сообщества, организации гражданского общества в регионе, сплоченных вокруг ядра конкурентоспособной экономической деятельности. Территориальная специализация, сочетание кооперации и конкуренции обеспечивают предприятиям кластеров суммарные конкурентные преимущества по сравнению с внекластерными предприятиями, что повышает их экспортные возможности.

Территориальные кластеры - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

Кластерная политика - мероприятия, проводимые муниципальными и государственными органами власти по созданию и поддержке развития кластеров на определенных территориях. Включает в себя меры нормативного правового обеспечения, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы, информационную поддержку.

Целями кластерной политики является повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятий и отдельных отраслей, развитие малого и среднего бизнеса и содействие диверсификации национальной экономики через стимулирование и развитие региональных отраслевых кластеров.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России. К настоящему времени использование кластерного подхода уже занимает одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Основными направлениями кластерной политики на уровне сельских территорий могут быть:

  • создание кластеров сельскохозяйственных товаропроизводителей;

  • разработка проектов создания кластеров предприятий различных отраслей, продукция которых будет конкурентоспособна на местном, региональном и национальном рынках;

  • создание привлекательных условий для саморазвития кластеров (развитие инфраструктуры, ассоциаций предпринимателей и др.);

  • создание социальных кластеров (для повышения занятости, решения социальных проблем и сохранения традиционной культуры);

  • создание экологических кластеров [1] .

Таким образом, целью кластерной политики сельских территорий является укрепление взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, выхода на внешние рынки, организации совместных производств, совместного использования знаний и основных фондов. Перечисленные факторы имеют значение при выборе проектов, поддерживаемых местными органами власти, доходность которых повлияет на расширение налоговой базы сельской территории в будущем.


Литература:

  1. Агаларова Е.Г. Кластерный подход как инструмент устойчивого развития сельских территорий // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 92-95.

  2. Гвоздиков А.В., Таран Е.Г. Малое предпринимательство в аграрных муниципальных образованиях: формирование, государственная поддержка, перспективы развития: монография/А.В. Гвоздиков, Е.Г. Таран. - Ставрополь: АГРУС, 2006. -120 с.

  3. Козел И.В. Формирование и развитие инфраструктуры предпринимательской деятельности в области технического обеспечения: Дисс…, канд. экон. наук. Ставрополь, 2006.

  4. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]: http://www.mcx.ru/documents/document/show/14914.77.htm

  5. Михайлина В.В. Формирование и развитие системы риск-менеджмента в аграрных предпринимательских структурах: Дисс…, канд. экон. наук. Ставрополь, 2008.

  6. Токарева Г.В. Взаимодействие экономического роста и качества трудовых ресурсов // Предпринимательство. 2007. № 3. С. 61-62.


Основные термины (генерируются автоматически): сельских территорий, сельских территорий, развития сельских территорий, развития сельских территорий, кластерной политики, развитию сельских территорий, развитию сельских территорий, кластерной политики, сельской местности, сельской местности, политики сельских территорий, политики сельских территорий, устойчивого развития сельских, устойчивого развития сельских, кластерной политики сельских, кластерной политики сельских, социально-экономического развития, экономика сельских территорий, развитием сельских территорий, развитие сельских территорий.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle