Библиографическое описание:

Агаларова Е. Г., Токарева Г. В. К вопросу формирования кластерной политики сельских территорий // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 137-139.

Ключевым вопросом дальнейшего развития для России является переосмысление, выбор и реализация пути своего даль­нейшего социально-экономического развития, выявление направления этого развития и механизма его осуществления.

Наиболее важными составляющими общества и государства в разрезе их социально-территориальной структуры являются урбанизированные территории (город) и сельские территории. Их взаимосвязи и взаимоотношения составляют важную сторону политической, экономической и социальной жизни общества и являются одним из наиболее значимых критериев уровня социально-экономического развития государства. Необходимо ясное представление об их роли и месте в социально-экономическом развитии России.

В Российской Федерации изучению роли городов посвящено большое количество научных исследований и литературы, в результате чего образовалась особая ветвь знаний - городская экономика. Сельские же территории оказались обделенными вниманием ученых, политиков и управленцев, и соответствующая ветвь знаний - экономика сельских территорий - находится в настоящее время лишь в стадии зарождения. Однако решение проблем стабильного развития экономики и повышения благосостояния населения в России во многом определяется развитием сельских территорий.

Зачастую, процесс развития сельских территорий отождествлялся с развитием сельского хозяйства. Однако понятия «сельское хозяйство» и «сельские территории» отнюдь не синонимы и тем более они не тождественны. Не придание этому должного внимания этого наносит значительный урон государственности России. Поэтому комплексное рассмотрение феномена сельских территорий представляется весьма актуальным, особенно с позиций региональной экономики и экономики природопользования, что может способствовать решению многих экономических, социальных, экологических и природоресурсных проблем возникающих на пути возрождения, как сельской местности, так и страны в целом.

В нашей стране на протяжении многих десятилетий основным путем развития сельских территорий являлся узкоотраслевой аграрный подход, в том числе на территориях с ограниченными аграрными потенциалами. Это привело к однобокому аграрному развитию сельских территорий, зачастую нерациональному размещению на них производительных сил, неразвитости социально-бытовой инфраструктуры и другим серьезным проблемам.

Следует отметить, что политика поддержки и дотирования традиционных отраслей сельского хозяйства часто не оправдывает себя и приводит к распылению бюджетных средств, снижению конкурентоспособности как отдельных сельскохозяйственных предприятий, так и целых аграрных регионов страны.

Согласно терминологии национальной концепции устойчивое развитие сельских территорий, является одним из основных условий бесконфликтного, демократического развития российского общества, его экономического и социального благополучия [4].

Выделим в стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ мероприятия, затрагивающие функционирование в первую очередь экономики села:

  • формирование эффективной системы государственного регулирования АПК на основе проведения целенаправленной бюджетной, кредитной, налоговой и социальной политики в интересах сельского населения, сельхозтоваропроизводителей и российской экономики в целом, регулирования агропродовольственных рынков, развития рыночной инфраструктуры;

  • финансовое оздоровление и формирование эффективных, рыночно-ориентированных сельскохозяйственных организаций;

  • стимулирование диверсификации сельской экономики, способствующей росту занятости и повышению доходов сельских жителей, включая:

  • диверсификацию деятельности сельскохозяйственных организаций;

  • развитие индивидуальной предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса в несельскохозяйственной сфере (сфера услуг, торговля, сельский туризм и др.);

  • повышение товарности личных и крестьянских (фермерских) хозяйств за счет роста их производственного потенциала, освоения новых технологий, развития кооперации, совершенствования взаимоотношений с коллективными предприятиями.

  • расширение доступа сельского населения к кредитно-финансовым ресурсам путем создания кредитных кооперативов или фондов по микро кредитованию личных и крестьянских хозяйств, а также других сельских предпринимателей;

  • развитие потребительской кооперации как части АПК и социально-ориентированной экономической системы путем распространения на потребительскую кооперацию льгот, предусмотренных для сельхозтоваропроизводителей;

  • развитие информационно-консультационной службы на селе.

Анализ опыта уже реализованных проектов устойчивого развития сельской местности в европейских странах позволяет в них выделить следующие аспекты:

  • комплексность рассмотрение возможных видов хозяйственной деятельности, влекущее увеличение занятости и доходов сельского населения, должно быть всесторонне обосновано с правовой, экономической и социальной точек зрения. В итоге, решение проблемы занятости и доходов тесно коррелирует с решением других региональных проблем и развитием сельской местности в целом;

  • открытость использование методов интерактивного планирования (с участием населения); всестороннее освещение и обсуждение мероприятий и результатов проектов в местных средствах массовой информации;

  • широкое участие населения использование знаний, опыта и представлений населения о наиболее эффективных путях обеспечения занятости и доходов, учитывая особенности экономического и социального поведения различных социальных групп, обеспечивается согласование интересов и намерений участников мероприятий путем кооперации, развития местного самоуправления и деятельности общественных организаций;

  • опора на местные ресурсы мобилизация местных финансовых, материально-технических, социальных ресурсов, что имеет первостепенное значение для создания устойчивых механизмов обеспечения занятости и доходов;

  • институционализация проектных решений передача функций по реализации проектов и управлению ими местным администрациям или организациям, созданным в процессе реализации проектов.

В настоящее время реализуются программы государственной поддержки инновационного развития аграрного производства. Однако любая отраслевая политика, в том числе и аграрная, может полностью совпадать с целями развития сельских территорий, может частично с ними пересекаться, а может им и противоречить. Так, высокоинтенсивное аграрное производство приводит к сокращению занятости населения. Поэтому для эффективной и сбалансированной жизнедеятельности сельских территорий данный подход требует существенного обновления и диверсификации [3].

Действительно, в сложившихся условиях меры по развитию аграрного производства должны быть дополнены проектами комплексного и устойчивого развития сельских территорий, охватывающих не только аграрное производство, но и лесное, водное хозяйства, местную промышленность, туризм, социально-бытовую инфраструктуру и другие виды деятельности, без развития которых неосуществимо увеличение эффективности сельской экономики и улучшение условий проживания в сельской местности.

Таким образом, переход к устойчивому развитию сельских территорий позволяет обеспечить комплексное и интегрированное решение основных проблем сельских территорий в рамках единой концепции, в центре которой находится сельский житель:

  1. Развитие села как единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические, культурные, природоохранные и рекреационные функции.

  2. Преодоление обособленности села на основе расширения и углубления его связей с городом, интегрирование села в единую общеэкономическую систему путем агропромышленной интеграции, создания различных хозяйственных структур с совмещенными функциями, постепенная агломерация города и села в динамично развивающееся единство.

  3. Взаимодействие программ по устойчивому развитию сельских территорий с мероприятиями агропродовольственной политики государства на ближайшую перспективу, в том числе со структурной перестройкой сельскохозяйственного производства.

  4. Развитие социального партнерства между государством, регионами и сельским населением [2].

Таким образом, назрела необходимость разработки кардинальной концептуальной основы развития сельской местности с конкретизацией в виде отдельных программ развития определенных отраслей и сельских территорий. Необходимо изыскание дополнительных видов занятости и источников доходов сельских семей - своеобразных «точек роста», оптимальных организационно-экономических решений - которые через механизм мультипликации сыграли бы роль локомотива в выводе экономики села из кризиса на путь стабильного и устойчивого развития, способствовали самоорганизации сельской экономики, более рациональному использованию человеческого потенциала сельских районов [6] .

Одной из наиболее важных проблем в сельской местности, где сельскохозяйственное производство - основной вид деятельности, является создание и поддержка новых эффективных организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий. Наиболее показательным здесь является создание агропромышленных формирований на основе замкнутого цикла: производство - переработка - реализация, т.е. вертикально - интегрированных структур, в особенности, если они используют внутренние ресурсы региона [5]. Поэтому особую значимость следует придать развитию кооперации и агропромышленной интеграции, созданию агропромышленных кластеров.

Кластер - группа однородных взаимосвязанных экономических объектов (отраслей или предприятий). Региональный кластер – сетевая структура, которая включает представителей власти, бизнес-сообщества, организации гражданского общества в регионе, сплоченных вокруг ядра конкурентоспособной экономической деятельности. Территориальная специализация, сочетание кооперации и конкуренции обеспечивают предприятиям кластеров суммарные конкурентные преимущества по сравнению с внекластерными предприятиями, что повышает их экспортные возможности.

Территориальные кластеры - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.

Кластерная политика - мероприятия, проводимые муниципальными и государственными органами власти по созданию и поддержке развития кластеров на определенных территориях. Включает в себя меры нормативного правового обеспечения, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы, информационную поддержку.

Целями кластерной политики является повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятий и отдельных отраслей, развитие малого и среднего бизнеса и содействие диверсификации национальной экономики через стимулирование и развитие региональных отраслевых кластеров.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России. К настоящему времени использование кластерного подхода уже занимает одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития ряда субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Основными направлениями кластерной политики на уровне сельских территорий могут быть:

  • создание кластеров сельскохозяйственных товаропроизводителей;

  • разработка проектов создания кластеров предприятий различных отраслей, продукция которых будет конкурентоспособна на местном, региональном и национальном рынках;

  • создание привлекательных условий для саморазвития кластеров (развитие инфраструктуры, ассоциаций предпринимателей и др.);

  • создание социальных кластеров (для повышения занятости, решения социальных проблем и сохранения традиционной культуры);

  • создание экологических кластеров [1] .

Таким образом, целью кластерной политики сельских территорий является укрепление взаимосвязей между экономическими субъектами - участниками кластера в целях упрощения доступа к новым технологиям, выхода на внешние рынки, организации совместных производств, совместного использования знаний и основных фондов. Перечисленные факторы имеют значение при выборе проектов, поддерживаемых местными органами власти, доходность которых повлияет на расширение налоговой базы сельской территории в будущем.


Литература:

  1. Агаларова Е.Г. Кластерный подход как инструмент устойчивого развития сельских территорий // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 92-95.

  2. Гвоздиков А.В., Таран Е.Г. Малое предпринимательство в аграрных муниципальных образованиях: формирование, государственная поддержка, перспективы развития: монография/А.В. Гвоздиков, Е.Г. Таран. - Ставрополь: АГРУС, 2006. -120 с.

  3. Козел И.В. Формирование и развитие инфраструктуры предпринимательской деятельности в области технического обеспечения: Дисс…, канд. экон. наук. Ставрополь, 2006.

  4. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]: http://www.mcx.ru/documents/document/show/14914.77.htm

  5. Михайлина В.В. Формирование и развитие системы риск-менеджмента в аграрных предпринимательских структурах: Дисс…, канд. экон. наук. Ставрополь, 2008.

  6. Токарева Г.В. Взаимодействие экономического роста и качества трудовых ресурсов // Предпринимательство. 2007. № 3. С. 61-62.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle