Библиографическое описание:

Мияссаров И. Р. Теоретические основы качества продукции, работ, услуг и система управления качеством // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 177-180.

Повышение требований к качеству диктуется на современном этапе острой необходимостью повышения конкурентоспособности продукции российских предприятий на мировом рынке. Согласно международному рейтингу, Россия занимает 44-е место по конкурентоспособности (IMD).

Рис. 1. Рейтинг индекса конкурентоспособности промышленного производства


Для достижения современного уровня и стабильности показателей качества продукции на предприятиях внедряется система менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов. При этом необходимо учитывать интересы основных участников рынка: потребителей, производителей и конкурентов. Широко известно, что качество и спрос – являются важнейшими характеристиками конкурентоспособности.

Таким образом, учитывая вступление России в ВТО и необходимость повышения конкурентоспособности продукции, своевременное формирование профиля желаемого качества продукции, обеспечение заданного качества становится важнейшим элементом управления качеством продукции и подтверждает актуальность дальнейшего совершенствования системы менеджмента качества с целью повышения эффективности и результативности ее функционирования.

Измерение и анализ финансовых затрат, непосредственно связанных с качеством производимой продукции и услуг, стали очень популярны после того, как Дж. Джуран впервые назвал убытки из-за низкого качества "золотой жилой".

Выдающихся успехов в обеспечении качества продукции достигла Япония. В 1970-х гг. корпорация Toyota стала родоначальником системы кружков качества. Во второй половине 20-го века американец Эдвард Деминг предложил контролировать качество не на конечном продукте, а на каждой стадии производства. США это предложение проигнорировали, а в Японии реализовали, поняв, что производство и контроль за качеством не должны быть разделены, тем более противопоставлены друг другу. Когда кружки качества выполнили свою задачу, их трансформировали в систему полного производственного обслуживания - новый канал выявления творческой инициативы работников.

Оказывается, что в среднем затраты на качество могут достигать 25% от суммы продаж. И, по мнению автора, никакой другой фактор не оказывает столь сильного влияния на экономические показатели компании, как этот. Все это связано с тем, что затраты на качество имеют не очевидный характер, вследствие чего могут быть рассмотрены руководством как незначительные или второстепенные. Так в книге "Principles of Quality Costs" затраты на качество представлены как "айсберг" у которого на первый взгляд видна лишь верхушка. (Рис. 2)

Рис. 2. Графическая интерпретация расходов на качество


Шоттмиллер Дж. дал такое определение затратам на качество: "Затраты на качество представляют собой разность между фактической себестоимостью продукции или услуги и ее возможной (уменьшенной) себестоимостью, определенной при условии отсутствия случаев предоставления некачественных услуг, отказа продукции или возникновения несоответствий при их производстве" [4].

Фейгенбаум и Джуран, которые были первыми из ведущих ученых, работавших в этой области, предложили выделить четыре группы затрат в соответствии с четырьмя основными группами факторов, влияющих на качество:

  • затраты на предупреждение низкого качества;

  • затраты на контроль (мониторинг) уровня качества;

  • затраты на исправление низкого качества, выявленного на предприятии-изготовителе продукции;

  • затраты на устранение негативных последствий, вызванных низким качеством изделий, попавших к потребителям.

К первой категории относятся затраты, связанные с действиями, направленными на предупреждение дефектов, например проектирование нового производственного процесса, усовершенствование конструкции изделия и технологических процессов, обучение и повышение квалификации работников и, безусловно, как уже отмечалось, затраты на устранение проблем с качеством в звене "поставщик - предприятие".

Затраты второй категории связаны с определением и подтверждением достигнутого уровня качества. Например, проверка и тестирование опытного образца, входной контроль и тестирование, контроль в ходе выполнения работ и контроль качества готовой продукции.

Затраты третьей категории - это затраты на внутренний брак, исправление бракованной продукции до того, как она попала к заказчику. Например, выбраковка, повторная обработка, ремонт, проверка после повторной обработки, простои из-за дефектов и возможные потери из-за упущенных продаж, связанные с тем, что для продажи готово меньшее количество товарной продукции.

К четвертой категории относятся затраты на брак, выявленный потребителями, представляют собой затраты на выполнение гарантийных обязательств, возврат продукции, судебные иски и т.д.

Отметив различия в динамике этих затрат с ростом качества, они предлагали находить оптимальное соотношение между ними и, таким образом, определять распределение усилий между этими четырьмя направлениями. (Рис. 3)

Рис. 3. Взаимосвязь между расходами на качество и достигнутым уровнем качества


Общие расходы на качество складываются из расходов на предупредительные мероприятия, на контроль и потери (внешние и внутренние). С изменением достигнутого уровня качества изменяются составляющие затрат и их сумма — общие расходы на качество.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

  • удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

  • удельный вес продукции высшей категории качества;

  • средневзвешенный балл продукции;

  • средний коэффициент сортности;

  • удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств: полезность, надежность, технологичность, эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации от покупателей, потери от брака и др.

Анализ качества должен решать и такую сложную задачу, как отслеживание текущей реакции потребителей. При этом следует иметь в виду, что в среднем только 4 из 100 неудовлетворенных потребителей пишут жалобу производителю. В то же время о некачественной продукции предприятия узнают 1000 потребителей, так как каждый неудовлетворенный информирует об этом 10 других. Причем статистика свидетельствует, что только 1 из 10 неудовлетворенных потребителей может продолжить покупать товары предприятия. При этом предприятие понесет в 5 раз большие издержки на привлечение нового покупателя, чем на удержание уже существующего.

Становится понятно, что простого учёта затрат на качество на данном этапе развития экономики не достаточно, что необходимо переходить к управлению всеми затратами в рамках единой экономической системы организации, часто называемой системой управленческого учёта. Отметим, что управленческий учет (в зарубежной практике так же иногда именуемый контроллингом) ориентирован на задачи управления и призван обеспечить руководство информацией, нужной для принятия обоснованных решений и для успешной реализации полного перечня управленческих функций на всех этапах управленческого цикла. Именно информационные потребности менеджмента определяют идеологию организации подобной экономической системы предприятия. Поэтому, если сегодня, говоря о системах качества, мы имеем в виду новый стиль менеджмента, нуждающийся в информации особенного вида, то мы вынуждены говорить и о новой организации управленческого учёта на основе принципов всеобщего качества. Радует то, что в процессе развития теории управленческого учёта возникли отдельные весьма полезные для систем качества инструменты, например, такие как бюджетирование, определение себестоимости на основе видов деятельности, организация учёта в разрезе центров ответственности, бережливое производство и т.д., которые, могут успешно использоваться для учета, анализа и планирования затрат на качество.



Список использованной литературы

  1. Адлер Ю.П., Щепетова С.Е. Серия статей по вопросам экономики качества // Методы менеджмента качества. - 2002. - № 4-9.

  2. Друри К. Управленческий и производственный учет: Пер. с англ. Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 1071 с.

  3. Фокс, М.Дж. Принципы и методы всеобщего руководством качеством. Модуль RRC № 416а / пер. с англ.; под общ. ред. проф. В.Н. Азарова. – М.: Фонд "Европейский центр по качеству", 1999. – 105 с.

  4. Шотгмиллер Д. Затраты на качество стимулируют процессы непрерывного совершенствования // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 2. - С. 4-9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle