Библиографическое описание:

Барабанов Р. Е. Психологический портрет человека времен тоталитаризма // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 349-350.

Каждая новая историческая эпоха характеризуется не только своеобразием общеполитической обстановки, но и тем, что представляет из себя человек – частичка того общества, в котором он растет и развивается. Мы можем перечислить великое множество примеров, исходя из которых, с уверенностью можно идентифицировать характерные черты личности определенной исторической эпохи. Веяния времени и культурно-социальное бремя, несомненно, накладывают свой отпечаток на формирование личностных психологических особенностей человека как объекта культурно-исторического наследия. Социально-политическая, экономическая и просветительская ноша возлагаются на массы людей, оставляя свой отпечаток в их уязвимом и неспособном к противостоянию сознании. Оказываясь наедине с тяготами общеполитического характера, человек не в силах отстоять свой внутренний нейтралитет и в связи с этим его сознание подвергается значительной социально-мировоззренческой трансформации. Четко прослеживаются грубые формы личностного преобразования в сфере общественной коммуникации и отношения к сложившемуся историческому периоду.

В представленной работе мы конкретно обратимся к психологическому портрету человека эпохи тоталитаризма. Тоталитаризм как таковой представляет собой совокупность общеуничижительных мер в процессе построения социально-правового общества на базе силового принуждения. Ярким примером тоталитарного общества можно считать СССР в период правления Иосифа Виссарионовича Сталина. Деморализация и психологическая депревация – именно этими словами мы можем охарактеризовать данное время в отношении человеческого самосознания в период сталинизма. Грубые античеловеческие формы носила модель тогдашнего всевластия и полноправия.

Человек, являясь природной концентрирующей силой, вбирает в себя все то, что преподносит ему время. Созидая в себе весь негатив исторической клоаки, личность человека отражает общую совокупность социально-исторических преобразований в культурно-политическом плане. Особое внимание здесь необходимо уделить формам личностного преобразования на фоне определенной исторической эпохи. На данный момент нет достоверных данных касательно того, имеет ли историко-политический режим прямое влияние на онтогенез психологического состояния человека. Косвенные данные, полученные в результате ряда исследований, безусловно, указывают на неопровержимую связь. В ходе данной работы мы попытаемся представить доказательства того, что с ходом изменения общественного режима, стиля жизни и направления мышления меняется и самобытность человеческой психологии в масштабе целого социума.

Чтобы понять механизм воздействия обще-социальных факторов на психику человека, необходимо обратиться к психофизиологии. Периоду тоталитаризма свойственна стереотипизация — это восприятие и оценка социальных объектов и результатов действий на основе определенных представлений (так называемых стереотипов). Стереотипизация проявляется в приписывании сходных, общеупотребительных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними, в данном случае – на фоне принуждения, прививания «стадного» чувства в структуре собственной личностной идентификации.

Стереотипное поведение, присущее общей массе людей периода тоталитаризма, возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации о совокупности действий в историко-политической сфере. Чаще всего стереотипы возникают относительно социокультурной и морально-нравственной принадлежности человека, что характерно для режима тоталитаризма.

Стереотипизация является одной из важнейших характеристик тоталитаризма, а также межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и, якобы, новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:

1) поддержание идентификации в обще-социальной среде;

2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам под давлением культурного и политического строя.

Во времена тоталитаризма в Советском Союзе стереотипизация в процессе познания людьми друг друга привела к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека; к замене образа человека штампом, например «И.В. Сталин — тиран», «Берия — жестокий убийца». С другой стороны, это привело к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.

Психика человека эпохи тоталитаризма напоминает расплавленный металл. А матрица-форма, в которую этот металл отливался, откуда бралась она? На самом деле ответ весьма простой. Вся эта каркасная форма бралась из общества, обществом диктовалась, создавалась. Ученые-психологи во многом придерживаются «социологического» взгляда на человеческую психику, считая, что именно бытие, и, прежде всего, бытие социальное, оказывает решающее воздействие на сознание.

В ходе изучения архивных данных, были выявлены следующие диспозиции в общем портрете человека времен тоталитаризма: состояние покоя, нарушенное воздействием радикальных принудительных мер, перетекало в возрастающее эмоциональное возбуждение, появлялось чувство агрессии, склонности к дивиантному поведению, перетекающее при увеличении силы раздражения в пограничное патологическое дивергентное состояние.. Так, например, при силовом воздействии и тотальном контроле возникали пассивные суицидоподобные формы мышления. Все это влияло на формирование культурно-нравственных ценностей и общественно-моральных поведенческих норм. Тоталитарный режим в свою очередь оказывал влияние на стиль и манеру общения, делая её внутренне отчужденной и грубой в скрыто-пассивной форме. Наравне с этим формировалось трепетное отношение к социальным установкам и общественным рамкам.

Нельзя говорить о том, что представители того или иного общественно-политического строя обладают определенным набором эмоционально-волевых качеств, так как в чистом виде не существует людей, которые всецело подвергались бы культурно-историческому влиянию.


Литература:
  1. Михаил Телегин, «О сознании и экологических представлениях современных подростков» - М., 2012;

  2. Батаршев А.В., «Механизмы восприятия человека человеком и взаимопонимание в процессе общения» - М., 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle