Библиографическое описание:

Калганова Ю. С. Содержание и формы организации воспитательной работы по декоративно-прикладному искусству // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 426-428.

В статье рассматриваются взаимодействие формы и содержания воспитательного процесса, свойства организации работы по декоративно-прикладному искусству, аспекты взаимодействия художественной деятельности и их влияния на развитие творческих способностей студентов. Цель и средства воспитательной работы педагога, принципы воспитания, сравнение эффективности различных форм воспитания и обучения художников по декоративно-прикладному искусству. Совместная деятельность коллектива, изучение принципов обучения народному творчеству. Качества и свойства развития личности учащегося. Рассмотрение народных традиций и их влияния на современную учебную деятельность.

The article is focused on the interaction of forms and content of the educational work, specific features of organization of arts and crafts training, as well as certain aspects of interaction of artistic activity and their influence on the development of students’ creative skills. The author pays attention to the goals and means of educational work of a teacher, its principles and comparison of the effectiveness of various forms and teaching of students majoring in arts and crafts. The article highlights teamwork and principles of teaching arts and crafts, folk traditions and their influence on modern training.

Ключевые слова: формы воспитания, содержание воспитательного процесса, художественный навык, декоративно-прикладное искусство, цель воспитания.

Key words: forms of educational work, content of educational work, artistic skills, arts and crafts, goal of educational work.

Педагогическая отрасль знания является едва ли не самой древней и, по существу, неотделима от развития общества. Общественный прогресс человечества стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем большее значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании – в целенаправленной передаче им опыта человечества.

Педагогические теории опирались на многовековую практику воспитания подрастающих поколений (народную педагогику), которая, в свою очередь формировалась под влиянием географических условий, истории, исповедуемой религии, а также философии жизни: взглядов людей на окружающий мир и свое место в нем, общественного, нравственности, системы принятых ценностей и т.п. Во многом благодаря воспитанию и образованию сохраняются и передаются из поколения в поколение представления о нравственном и безнравственном, о прекрасном и безобразном , о достоинствах человека и его поступках.

Человечество накопило и непреходящие ценности, такие, как народное творчество, обычаи и традиции. Эти богатства играют исключительную роль в развитии личности: соприкосновение с ними позволяет с ранних лет освоить определенные житейские и нравственные заповеди, сохранить и передать их своим детям.

Цель воспитательной работы предусматривает «программу человеческой личности», тот образец, идеал к которому стремится в своей работе педагог. «Мы должны знать, чего мы добиваемся, ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей»(6).

Успешное достижение воспитательных целей требует от педагога выбора соответствующих средств, определения всего содержания жизни и деятельности. Так как «человек не воспитывается по частям», невозможно использовать какое-то одно средство для развития, например, мужества, а другое - активности, организованности.

Нужна система гармонически связанных между собой средств, предопределяемая всей организацией жизни воспитанников. Умение педагога проектировать свою работу, видеть ее цель – одно из важнейших качеств самого воспитателя, диктующее всю методику его воспитательной работы. Все принципы воспитания тесно связаны между собой отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.

Любая деятельность, в том числе и воспитательная, начинается с постановки цели. Цель – «предвосхищение в сознании результата, на достижении которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю»(5стр105). Организация воспитательного процесса требует установления определенной последовательности действий, направленных на реализацию соответствующих целей. В самом общем виде эту последовательность можно представить как выдвижение цели - реализацию цели в совместной деятельности и общении – получении и оценку результата.

Прежде всего, важно выяснить, что подразумевают современные педагоги под целью воспитания. Цель воспитания – это идеально представленный результат воспитательной деятельности, то, что хочет получить воспитатель в итоге приложения своих усилий. В самом общем виде цель и результат воспитания сегодня могут быть определены как воспитанность – оценочная категория, содержание которой может варьироваться в пространстве культуры и историческом времени. На практике это ожидаемые изменения в человеке (межличностных отношениях, условиях воспитания – в зависимости от выбора предмета деятельности)(1), происходящие в итоге целенаправленного влияния педагогов.

Содержание – определяющая сторона целого, единство его частей, элементов, его свойств и связей, основная суть, количество чего-либо, находящегося в чем – то другом.

Основным источником формирования содержания воспитания является культура. Это касается как цивилизационного контекста (культуры человечества), так и национальной культуры, а также места, где человек воспитывается, учится, работает (культуры региона, семьи, учреждения). Именно культура является средой, которая растит и питает личность (П.А. Флоренский)(5.стр127).

В воспитательный процесс культура вовлекается, преломившись через культурные предпочтения воспитателей и воспитанников и особенности ситуации воспитания, которая требует введения подрастающего человека в социально-исторический контекст.

Формы воспитания – внешнее выражение этого процесса. Содержание и форма неразрывно взаимосвязаны, изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию. Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонически развитой личности – интеллектуальные, эстетические, трудовые, социальные, нравственные духовные. На практике содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. Сравнение эффективности различных форм заставляет отдавать предпочтение индивидуальным и групповым формам воспитания декоративно-прикладному искусству.

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятии и художественный опыт народа. Очень важно, что народное искусства с его метафоричностью и символикой - живое творчество и одновременно историческая живая память, память об истоках культуры. Целостность народного искусства как художественной структуры и есть ключ к его пониманию. Традиция в таком случае – творческий метод. Рассматривая традицию как живую, мы должны в первую очередь понимать ее как целостное отношение к миру. Только тогда народное искусство откроется во всем объеме своего смысла, идейного и эмоционально – эстетического содержания.

В декоративно-прикладном искусстве художественный навык, техническая сноровка, методы работы, мотивы передаются от мастера к ученику. Художественная система обрабатывается коллективно. Воспитательный коллектив объединяет совместная деятельность, которая составляет основное содержание жизни ученика. Освоение мастерства происходит на основе главных принципов народного творчества – повтора, вариации и импровизации. Например, изучение росписи, как правило, осуществляется следующим образом: сначала мастер сажает вокруг себя учеников и заставляет их строго повторять элементы орнамента. После их освоения ученики получают возможность варьировать полюбившиеся мотивы росписи. И только на основе приобретенного опыта переходят к импровизации по мотивам росписи, сочинению собственных композиций. Если стадию повтора и вариации проводят все в обязательном порядке, то на уровне импровизации доводится работать только самым талантливым ученикам, которые могут стать настоящими мастерами своего дела.

Ценность произведений декоративно- прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют предметный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

Декоративно-прикладное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции это живой родник современной художественной культуры.

Декоративно – прикладное искусства явление целостное, так как основой его является жизнь и быт людей, их представления о мироздании, трудовая деятельность, обряды и праздники. В предметах ДПИ материализовано образное мышление народа. Результаты художественно – творческой деятельности народа отражают его жизнь, воззрения, идеалы, поэтому в произведениях народного творчества заключен опыт нравственных чувств, знаний, поведения. Уникальный и богатый по своему содержанию, опыт придает декоративно – прикладному искусству своеобразную ценность как средству нравственно – эстетического воспитания человека. Поэтому в данном контексте он составляет такую важную область социальной жизни, как народная педагогика. Многофункциональность декоративно – прикладного искусства позволяет рассматривать его как огромную силу, воздействующую на личность и общество.



Литература:

  1. Краевский В.В., Размыслова А.В. Смирнов В.И., Солдатенков А.Д. Педагогика Учебное пособие, Москва. 2005.

  2. Латышина Д.И. История педагогики и образования. Москва, Гердарики. 2008.

  3. Мосина В.Р. Новое стратегическое мышление в развитии систем художественного образования высшей школы/ Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова, сер. «Педагогика и психология. – 2010. - №1

  4. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.:Изобр. искусство, 1983.

  5. Разина Т.М. Прикладное искусство в русской культуре. Издательство Московского университета 2003.

  6. Сластенина В.А., Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога Москва 2007.стр 105.

  7. Шацкий С.Т. Воспоминания о Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: в 2т. М., 1980.

1


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle