Библиографическое описание:

Челомбицкая М. П., Лавинский Н. Г. Противоречивая сущность самоактуализации // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 248-252.

Идея самоактуализации человека имеет давнюю историю. Она восходит к учениям Сократа, Платона, Аристотеля и др., которые призывали своих современников к поискам истины, развитию мышления, стремлению к духовному совершенству. Уже в античной философии присутствует ясное представление о том, что самоосуществление человека немыслимо без работы разума, как специфически человеческого начала. Знаменитое изречение «познай самого себя» переосмысливается Сократом не только как способность разума (интеллекта), но и как императив, повелевающий стать самим собой. Сократ первый создал школу интеллектуального самосовершенствования. Его метод - знание о незнании, стремление к истине. Знание о незнании формирует у пытливого человека потребность в новом знании, побуждает к интеллектуальной активности, наполняет позитивным содержанием его духовную жизнь. Платон ставил перед человеком такие задачи, как умение задавать вопросы, стремление к пониманию сути интеллектуальной проблемы, умению проводить собеседника через все ее глубины [1]. Древнегреческие мыслители понимали самоактуализацию человека через самоопределение, самоосуществление, самопознание.

Следующий круг вопросов, связанных с самоактуализацией человека, далее освещаемых западноевропейской философией – это не только интеллектуальные способности человека, границы его разума и рассудка, но и нравственная шкала самореализации. Согласно Канту, человек по принципу и образу мыслей есть субъект, восприимчивый к добру только в постоянной деятельности и созидании. Конечной целью моральной деятельности человека является достижение высшего блага. Поступать нужно так, чтобы всегда относиться к человечеству как к цели и никогда как к средству. Способом существования нравственного потенциала человека является его постоянная реализация [2].

С XVIII века утверждается Просвещение как философское воззрение, менталитет и культура, которые отстаивали убеждение в стремлении человеческого рода к совершенствованию, успешному применению разума для преодоления всех форм несвободы. Д. Дидро, Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк и др. были уверены в прогрессе самоактуализации человека и возлагали большие надежды на воспитание личности, наделенной от природы светом разума и готовой признать природное равенство людей. Но уже параллельно этим убеждениям возникло сомнение и разочарование в разуме человека, в его познавательных возможностях и желании нравственно совершенствоваться. Так, самоосуществление у А. Шопенгауэра, Ф. Ницше выглядит пессимистично. С точки зрения А. Шопенгауэра, наши желания и стремления бесконечны, ненасытны, наполнены разладом и конфликтом, доставляют человеку страдания, а достигнутое удовольствие – кратковременно. И хотя каждый волевой акт имеет конкретную цель, что отмечает Шопенгауэр, в целом, по его мнению, жизнь человека не имеет смысла [3]. Как преодолеть бессмысленность стремлений? Может, эту задачу реализует «сверхчеловек», о котором мечтал Ницше? Однако его романтическая идея о человеке будущего, отказавшегося от традиционных ценностей прошлого, является утопией и оставляет без ответа вопрос о том, что может придать смысл человеческому волевому хотению [4] .

Принципиальное значение для открытия новых путей анализа самоактуализации человека имело артикулирование философией социальных условий, выраженность человека вовне. С момента рождения до смерти человек нуждается в других людях, чтобы с их помощью познать себя, стать в их глазах значительнее. Образ «Я» формируется во взаимодействии с другими. Образ «Другого» всегда присутствует в нашем сознании. Этот ракурс проблемы изучался многими философами и получил различное выражение. Особое место принадлежит К. Марксу, показавшему культурную и социальную оформленность человека, зависящую от контекста эпохи. Марксизм выделил такую фундаментальную основу человеческой самореализации, как ее зависимость от совокупности всех общественных отношений, от трудовой деятельности. Человек должен трудиться, чтобы реализовать себя [5].

В отличие от западных, русские философы видят смысл бытия в служении другому. Единичный человек, согласно русским мыслителям, не может реализовать себя в бытии иначе, как сообща, со всем миром. В процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия – самопознание и самосовершенствование. Философия В.С. Соловьева предполагает не только самосовершенствование человека, но и преобразование человеком внешнего мира [6]. Каждый отдельный человек (как и все человечество в целом) живет в поисках таких способов реализации данных ему природой способностей и возможностей, которые обеспечивали бы наилучшее, благополучное обустройство его социального бытия. Познать себя насколько это возможно – значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты и возможности. Самопознание не предполагает уход человека в себя. Скорее всего, это так называемый демократический индивидуализм, который предполагает выход за пределы внутреннего мира личности, ее деятельностные усилия по совершенствованию своего внутреннего духовного мира с направленностью, переносом на внешний мир.

С.Л. Франк в своих трудах призывает человека не отчаиваться в поисках смысла жизни, несмотря на осознание ее бессмысленности, краткотечности и иллюзорной прочности нашего бытия. Он последовательно доказывает, что поиски смысла жизни есть ничто иное, как поиски Бога и истинное служение ему, а истинное служение - это направление своей внешней деятельности на ближайшие, неотложные нужды сегодняшнего дня, на живые конкретные потребности окружающих людей [7].

В отечественной философии процесс самоактуализации подразумевает реализацию человеком своих способностей, что одновременно является и целью, к которой движется человек, и процессом данного движения. Стремление к самоактуализации - это высший уровень мотивации личности, естественный, закономерный и необходимый процесс жизни. Понятие «самоактуализация» в узком смысле означает практические аспекты сознательной целенаправленной деятельности человека в мире действительности, практическое осуществление своих жизненных планов. Родственное понятие «самоактуализации» - «самореализация» означает формирование человеком концепции своего будущего, подготовку им жизненных планов, разработку стратегии и тактики их осуществления. Понятие «самореализация» подразумевает мыслительный, когнитивный аспект, теоретическую деятельность, работу во внутреннем плане. Самореализация проявляется в построении, корректировке, перестройке «концепции Я», картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей деятельности. Самоактуализация и самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами единого процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал с пользой для себя и на благо общества, т.е., самоактуализировавшаяся личность.

Важно отметить, что одним из источников социально-философской интерпретации темы выступает психология. Психологические исследования самоактуализации можно найти в работах А. Адлера, К.Г. Юнга, С.Л. Рубинштейна. Впервые идея самоактуализации получила концептуальное оформление в трудах немецкого нейрофизиолога Курта Гольдштейна. Самоактуализация, по Гольдштейну, это основной и, по существу, единственный мотив в человеческой жизни. Это действия, направленные на удовлетворение потребностей, где любая потребность - состояние дефицита, мотивирующее человека на его восполнение. Это пространство, которое необходимо заполнить. Удовлетворение любой отдельной потребности выходит на сцену тогда, когда это является предпосылкой для самореализации всего организма. Самоактуализация - творческая тенденция человеческой природы, основа развития и совершенствования организма» [8].

Много общего с идеями Гольдштейна содержится в концепции «стремления к актуализации» Карла Роджерса. Под стремлением к актуализации К. Роджерс понимает свойственную всем живым организмам направленность – стремление к росту, развитию, созреванию, тенденцию проявлять и активизировать все способности организма в той мере, в какой эта активизация способствует развитию организма или личности [9] .

По определению А. Маслоу, самоактуализация – это умение человека стать тем, кем он способен стать, т.е. он обязан выполнить свою миссию – реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т.д. Потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности низшего порядка [10]. Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. При этом отмечается, что при доминировании у человека низших потребностей не происходит самоактуализации. Для самоактуализации необходима целевая мотивация, настойчивость, соответствующий уровень интеллекта и жизненный опыт, а также наличие социального заказа и востребованность со стороны социума.

В преодолении собственной неполноценности, в побуждении улучшить себя, развить свои способности видит назначение человека А. Адлер. Достижение своих целей в работе, дружбе и любви позволяет человеку прожить жизнь во всей ее полноте. Обосновав концепцию уникального для человека «жизненного стиля» и «жизненного плана», Адлер во многом предвосхитил идеи гуманистической психологии о самореализации личности [11]. Для К. Юнга самореализация, которую он включал в процесс индивидуализации, выступает как стремление человека стать собой, стать единым, однородным существом. Это одна из главных жизненных задач человека. Чувство ширящегося смысла существования выводит человека за пределы потребления [12].

Особой позиции в понимании самоактуализации придерживается В. Франкл, согласно которому смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать [13]. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни. Если ему удается прожить ее во всей полноте, т.е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.

Исследовательское поле самоактуализации по мере развития общества и человека все в большей степени прорастает связями с социальными условиями. Экзистенциалисты наиболее ярко показали значимость проблемы свободы и ответственности в реализации индивидуальности человека. Ж.П. Сартр утверждает, что индивидуальность человека связана с выбором, за который он несет ответственность перед собой и перед другими. Сартр убежден, что живущий всегда выбирает благо, а не зло, потому что ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех [14]. Но проблема выбора осложняется тем, как показывает А. Камю, что человек не знает ничего иного, кроме своего удела [15]. За его пределами остается вопрос о том, есть ли у этого мира превосходящий человека смысл?

Самоактуализация, в понятии Н.А. Кебиной, - это акт движения к смыслу человеческой жизни. Она раскрывает диалектику человеческого бытия, являясь способом осуществления смысла жизни, обрекая личность на вечный путь сотворения собственной жизни, где нет устоявшихся формул и готовых рецептов. Самоактуализация также является потребностью, формой и результатом активности развитой личности, достигающей собственного предназначения [16]. Можно выделить ряд противоречий самоактуализации: 1) с одной стороны, самоактуализация это естественно-биологическая всеобщая потребность, с другой стороны, она элитна, избирательна, исключительна, достижима незначительной частью людей; 2) самоактуализация детерминируется индивидуально (изнутри), одновременно она социально обусловлена; 3) самоактуализирующаяся личность может быть как незаметной, так и известной, публичной личностью; 4) самоактуализация нацеливает человека принимать мир таким, каков он есть, вместе с тем заставляя его поступать вопреки обществу, изменять и совершенствовать его; 5) движение к самореализации сопряжено со страданием, болью, неудовлетворенностью собой, но также приносит личности подлинное удовлетворение и счастье, наполняет жизнь смыслом.

Э. Фромм внес значительный вклад в изучение роли социально-культурных факторов в процессе самореализации человека. В своих работах он раскрывает новые грани взаимодействия личности и социокультурной среды, выявляет причины и сущность таких деструкций личности как садомазохизм, нарциссизм и др., и выдвигает положение о социокультурном типе самореализации. Главное внимание философ уделяет неплодотворной ориентации человека, к которым относит потребительскую (рецептивную), эксплуататорскую и рыночную. Важно отметить, что именно последний тип самореализации, возникающий в современном рыночном обществе, Фромм считает самым губительным, поскольку он уничтожает индивидуальность человека и заставляет его формировать те качества, которые, как говорит мыслитель, требует «личностный рынок». Чтобы быть востребованным и пользоваться успехом в рыночной конкуренции с ее постоянно меняющимися условиями, человек должен «черпать чувство идентичности не в самом себе и в своих силах, а в мнении других о себе» [17]. Тип личности должен удовлетворять одному условию – пользоваться спросом и поэтому так важна «упаковка» человека, его бодрость, крепость, энергичность, честолюбие, семейное положение, принадлежность к клубу и знакомство с нужными людьми. Фромм подверг критике одно из основополагающих требований современного рыночного («постиндустриального», «массового», «сетевого» и т.п.) общества к человеку, а именно – быть конкурентоспособным. Но эта конкурентоспособность элиминирует индивидуальность. Таков один из векторов размышлений о судьбах самореализации в современном обществе.

Понятие «самоактуализация» в философии рассматривается как стремление личности к самоосуществлению, к реализации того, что содержится в качестве нравственных, интеллектуальных, творческих потенций. Качественным измерением самоактуализации является удовлетворенность жизнью, отражающая позитивный смысл достижения значимых для личности ценностей и целей. Результаты самоактуализации позволяют человеку подняться над случайностью и пассивностью собственного существования и тем самым достичь позитивной свободы и собственной значимости.

Кризис, охвативший в XX веке все области жизни, проявил себя в пересмотре рациональных основ познания и в разработке концептов, относящихся к различным сторонам постиндустриального общества. Относительно высокие уровень жизни и формы жизнедеятельности, в которых легализовались образы жизни, верований, демократические свободы, сопровождались вторжением во все сферы и в том числе в сознании индивида упрощенных, стандартизированных представлений, норм ценностей. В качестве базового элемента, обусловливающего вектор самоактуализации человека, выдвигают информационные технологии, индустрии знаний и, как следствие, – новую профессиональную дифференциацию. Именно эти факторы становятся определяющими в габитусе самоактуализации.

Несомненно, в последнее десятилетие условия для самореализации личности изменились. Переориентация общества на информацию и знание как стратегические ресурсы развития, виртуализация и глобализация общественной жизни, привели к радикальным переменам как в отдельных сферах общества: политической, экономической, производственной, социально-личностной и др., так и в общественной организации в целом. Не ограниченность в информационных ресурсах, а их избыточность выступает сегодня одной из причин зыбкости процесса личностной самоактуализации. Многие исследователи утверждают амбивалентность виртуальности. Она может способствовать расширению опыта, компенсировать монотонность повседневности, а может стать драмой индивида, не умеющего жить в реальном мире. «В современном дифференцированном обществе, где идеи коллективизма уступают место идеям индивидуальной самореализации, выбор индивида становится еще более трудным. Если так легко репрезентировать себя как угодно, отождествить свое «эго» с кем угодно, легко и просто перемещаться в пространстве наподобие знака, то вопрос о том, «кто я есть», становится лишним, особенно у пограничной черты, перейдя которую можно попасть в псевдореальность».

Сегодня все вращается вокруг собственного «я», собственной жизни, сокращаются сферы, где собственную жизнь определяют коллективные действия, и растет принужденность строить собственную биографию самостоятельно. Человек остался наедине с комплексом жизненных проблем, ему негде и не у кого искать спасения, кроме как в своих личных силах и способностях. Это делает актуальным обращение к теме самоактуализации, как концепции развития человека и общества, основывающейся на идее опоры на саморазвитие, предполагающей максимально эффективное использование человеком всей совокупности своих сил, способностей, навыков и возможностей. Самоактуализация рассматривается сегодня как процесс непрерывный, предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности.

Самоактуализация современного человека чаще всего носит инструментальный, прагматический характер. Общество, где новая информация, знания имеют свой срок и заказчика, выдвигает требования к человеку, стремящемуся осуществить свои претензии и намерения. В системе современных ценностных ориентаций важную роль играют такие понятия, как «успешность», «конкурентоспособность», «высокий уровень материальной обеспеченности», «востребованность», «высокооплачиваемая работа» и т.д. Процесс самоактуализации усложняется тем, что его вектор направлен на выявление, развитие и совершенствование лишь тех способностей, возможностей и потенций человека, на которые есть запрос общества. Чтобы преуспеть в сегодняшнем обществе и быть конкурентоспособным, человеку необходимо постоянно заниматься вопросами саморазвития и самоактуализации.


Литература:

  1. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. /Пер. с древнегреч. Под общ. Ред. А.Ф. Лосева. – М.: Мысль, 1990, Т. 2. – 526 с.

  2. Кант И. Соч. в 6-ти Т.4. Под общ. Ред. В.Ф. Асмуса. - М.: Мысль, 1996. - 564 с.

  3. Шопенгауэр А. Избранные произведения. /Сост. и примеч. И.С. Нарский. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 206 с.

  4. Ницше Ф. Избранные произведения. / Перевод. Сост. и авт. вступ. ст. Свасьян К.А. – М.: Просвещение, 1993. – 571 с.

  5. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М.: Госполитиздат, 1956. - 720с.

  6. Соловьев В.С. Первое начало теоретической философии \\ Сочинения в 2 т. Т.1. - М.: Мысль, 1988 (философское наследие). - C. 758-797.

  7. Франк С.Л. Реальность и человек. – М.: Республика, 1997. – 479 с.

  8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс-Универс, 1994. – 480 с.

  9. Goldstein K. and Scheerer A. Abstract and Concrete Behavior: an Experimental Study. – “Psychological Monographs”- N.Y., 1941. – 369 р.

  10. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. / пер. с англ. Г.А. Балл, А.П. Погребский. - М.: Смысл, 1999. - 424 с.

  11. Аддлер А. Понять природу человека. /Пер. с нем. Цветина Е.А. – СПб.: Гуманит. Агентство, 2000. – 254 с.

  12. Юнг К.Г. Исследование феноменологии самости: Пер. с англ.- М.: 1997. - 330 с.

  13. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

  14. Сартр Ж.П. Экзситенциализм – это гуманизм. /Сумерки богов, М.: Политиздат, 1989. – 359 с.

  15. Камю А. Бунтующий человек. - М.: Изд-во политической литературы, 1990. – 415 с.

  16. Кебина Н.А. Философия смысла и самореализация личности. / Под науч. ред. А.Э. Воскобейникова. М.: Изд-во Московского гуманитарного унив-та, 2003. – 244 с.

  17. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. /Пер. с нем. Э.М. Телятникова. – М.: АСТ-ЛТД, 1998. – 670 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle