Библиографическое описание:

Янченко И. В. Карьерные возможности цифрового поколения // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 503-507.

Стены современных школ начинают покидать молодые люди, жизнь которых неразрывно связана c компьютером, высокотехнологичными гаджетами, в число которых входят цифровые фотоаппараты, телефоны, GPS-навигаторы, плееры, флешки, виджетами, программными продуктами, расширяющими функциональные возможности программного обеспечения гаджетов. Возможности молодого поколения в их освоении огромны. Освоение происходит в течение короткого времени и для этого им, как правило, не нужны инструкции, описания и справочная информация. Попытаемся выявить возможности цифрового поколения связанные с профессиональным самоопределением, выбором карьерного пути и успешностью жизнедеятельности в целом, с которой сегодня многие связывают успех в карьере. Нами отмечалось уже ранее, что в современном обществе негативный оттенок понятий «карьера», «карьерист» исчез. Карьерный рост, являясь одним из показателей успешности жизни человека, достижения определенного статуса, известности, уровня и качества жизни служит средством самореализации личности в социальной сред, что нашло отражение и в научных исследованиях определяющих карьеру не столько как внешний процесс продвижения по должностной иерархии (Р. Л. Кричевский, О. О. Богатырева, А. Н. Толстая и др.), но как внутренний процесс саморазвития, самоконтроля, самоактуализации, реализации личностного потенциала, рефлексии с субъективным ощущением успеха деятельности, достижения «акме» (В.В. Травин, В. А. Дятлов, И. Д. Ладанов, О. А. Тихомандрицкая, Е. А. Могилевкин, О. П. Цариценцева и др.) [1].

Российские и зарубежные компании развивают кадровые службы HR (от англ. Human Resources — человеческие ресурсы), задачи которых повышение эффективности деятельности компании за счет более рационального управления человеческими ресурсами. HR - службы разрабатывают списки компетенций, необходимые для успешной деятельности в компании, начиная с найма на работу и для перехода на следующую ступень карьерного роста. Поэтому молодой человек должен быть готов к условиям «жесткого» отбора персонала, знать требования к себе для личностного, профессионального и карьерного развития в соответствии с целями компании, в которой он хотел бы работать.

Приведем в качестве примера семь карьерных компетенций, разработанные для молодежи 14 - 24 лет Инвестиционным Советом по трудовым ресурсам 37 муниципалитетов Северного Коннектикута, в качестве необходимого дополнения к компетенциям, предусмотренным учебными программами для обеспечения конкурентоспособности экономики в ближайшие годы [3].

Первая карьерная компетенция связана с основными навыками (математика, чтение, навыки письма и устные навыки общения). Лица, обладающие этой компетенцией, могут: понимать, объяснять и анализировать информацию; интерпретировать смысл письменных материалов; выполнять все основные математические операции; понимать и решать алгебраические уравнения, использовать математику в бизнесе; создавать таблицы и графики, интегрируя информацию из различных источников; применять навыки базового и делового письма, соблюдая точность орфографии, пунктуации и грамматики, умение создавать деловые, электронные письма; иметь эффективные навыки устной речи; слушать и при необходимости уметь делать критические замечания.

Вторая компетенция связана с компьютерной грамотностью. Лица, обладающие этой компетенцией, должны: владеть навыками ввода данных (клавиатура и т. д.); иметь высокую скорость и точность; точно вводить аудиоинформацию (слушать и вводить); использовать операционную систему Microsoft Windows; понимать и использовать компьютерную терминологию; подключаться к Интернету или он-лайн сервисам; пользоваться электронной почтой.

Третья компетенция связана с обслуживанием клиентов. Лица, обладающие этой компетенцией, должны: использовать адреса клиентов, для общения по телефону, электронной почте; собирать информацию о потребностях клиентов, оценивать знания клиентов о продукции / услугах; вежливо предоставлять точную и своевременную информации, включая ответы на замечания и вопросы; спокойно работать с «трудными» или расстроенными клиентами; работать в команде; решать проблемы клиента, не обостряя их до вмешательства менеджера; знать, какие вопросы уместно задавать; привлекать клиентов – ориентироваться на клиента; фиксировать проблемы, возникающие при обслуживании клиентов.

Четвертая компетенция характеризует способность решать проблемы и принимать решения. Лица, обладающие этой компетенцией, могут: выявлять, решать, изучать проблемы стратегически в различных ​​направлениях; узнавать новое и творчески мыслить; выполнять соответствующие действия и принимать разумные решения; определять приоритетность нагрузки; интерпретировать информацию, полученную в ходе наблюдения.

Пятая компетенция связана с навыками межличностного общения. Лица, обладающие этой компетенцией, могут: работать самостоятельно, без присмотра; работать с людьми из различных культур; развивать и поддерживать продуктивные отношения в группе; сотрудничать с другими людьми и принимать контроль; показывать личную ответственность в трудовой деятельности.

Шестая компетенция определяет необходимые личные качества: проявлять позитив, поддерживать отношения; иметь самоконтроль; привычно приходить на работу вовремя и не уходить пораньше; понимать и адаптироваться в корпоративной культуре; управлять эмоциональными вспышками; показывать гибкость и адаптивность; демонстрировать самоуправление и надежность; приходить на работу надлежащим образом одетым; демонстрировать честность и порядочность; не иметь барьеров к трудоустройству, таких как наркомания, необходимость ухода за детьми, проблемы с транспортом или криминальные отношения с правосудием.

Седьмая карьерная компетенция связана с навыками поиска работы. Лица, обладающие этой компетенцией, должны: проявлять активность и прилагать много усилий; иметь актуальное, точное резюме, с использованием ключевых слов и списком достижений, не содержащее ошибок орфографии и грамматики; содержащее адрес электронной почты и телефон для контакта; иметь сопроводительные (рекомендательные) письма; знать список современной профессиональной литературы; иметь свидетельства поиска работы с использованием Интернет, печатных изданий с размещенными объявлениями; иметь соответствующую одежду для интервью – «Платье для успеха»; представить предыдущие достижения; иметь доказательства участия в предыдущих интервью, включая критику и примерный перечень вопросов; иметь доказательства уровня образования (диплом и т.д.), все сертификаты; иметь, по крайней мере, одну работу на основе изучения опыта, полученного при стажировке (оплачиваемой или неоплачиваемой); опыт работы, предусмотренный программой с оценкой навыков от руководителя в дополнение к рекомендательному письму.

Не рассматривая на данном этапе критически перечисленные компетенции, рассмотрим карьерные возможности цифрового поколения в их присвоении. В основе любой деятельности лежат интересы, предрасположенности, мотивы, потребности, поэтому необходимо их оценить. При выборе направления социальной (трудовой, профессиональной) деятельности необходимо учесть приоритетные карьерные ориентации личности, т. к. карьерные ориентации определяют приоритетное направление профессионального продвижения субъекта профессиональной деятельности [4]. Для оценки мотивационно-ценностной сферы и уровня развития первой карьерной компетентности, связанной с когнитивной составляющей (основными навыками) вузы предлагают на Днях открытых дверей тестирования по профилирующим предметам и направленные на определение профессиональных предпочтений. Цифровое поколение способно, при достаточной мотивации провести самоанализ и самооценку с помощью on-line тестирований в интернете [5, 6, 7, 8] и принять адекватное решение по выбору профессиональной сферы для освоения и развития. Определив варианты деятельности в одной или нескольких сферах, цифровое поколение имеет широкие возможности (в Интернете) узнать о большом количестве специальностей в направлении понравившейся профессии, например, при склонности к ресторанному бизнесу, можно выбирать специальности: официант, повар, бармен, бариста, сомелье и т. д.

Вторая компетенция, связанная с компьютерной грамотностью для представителей цифрового поколения не должна вызывать трудности. Для них компьютерная грамотность просто необходимость, часть их жизни, они постоянно включены в поисковую и многозадачную деятельность («сидеть в контакте», делать уроки, осуществлять поиск в поисковых системах, переписываться по электронной почте, создавать и распечатывать рефераты и т.п.), необходимо только развивать ее в выбранном направлении.

Следующие четыре компетенции (обслуживание клиентов, способность решать проблемы и принимать решения, навыками межличностного общения, личные качества) не вызовут проблем у цифрового поколения в пунктах требующих поиска, обработки, хранения информации, но ряд пунктов, связанных с личностью и межличностным общением нельзя оценивать однозначно. Это связано с тем, что «цифровое поколение» в научном сообществе оценивается с широким разбросом от представления о нем как о несоциальном, эгоистичном, эмоционально холодном, страдающим нарциссизмом поколении до самых восторженных отзывов как о самом разумном поколении [14].

В исследовании Ю. О. Годик отмечается, что постоянное взаимодействие с технологиями, в том числе с интернетом, развивает познавательную сферу детей, оперативную память, внимание, скорость реакции, моторику (несколько иного рода, чем при письме). Несомненно, все перечисленное формируется и в школе, но более систематически, с использованием принципа «интериоризации», при этом постепенно ребенок учится совершать познавательные операции в уме. При взаимодействии с цифровыми технологиями многое переходит в оперативную плоскость [9].

J. Palfrey и U. Gasser считают, что большое количество информации в интернете вызывает информационную перегруженность, что вызывает снижение способности формировать и оперировать знаниями (т.е. систематизировать информацию, последовательно ее осваивать, выстраивать логические связи, структурировать материал) [2].

По мнению психолога О. И. Маховской, отличительной чертой цифрового поколения является их эмоциональная холодность и нарциссизм. Новое поколение – это “холодные мальчики Каи”, собирающие узоры из льдинок» [10, 11].

Психолог Л. П. Шевякова считает, что во время общения без физического контакта теряет значение целый ряд традиционных барьеров, таких как пол, возраст, социальный статус, внешняя привлекательность или непривлекательность, коммуникативная компетентность человека, а точнее, невербальная ее часть – мимика и жесты. «Цифровая жизнь» создает у детей иллюзию «легкости скольжения», что может привести к дальнейшей социальной дезадаптации «цифровых детей», которые не смогут вести себя адекватно в реальном обществе [10].

Клиффорд Насс проводя эксперименты в лаборатории со студентами, сделал вывод, что среди подростков и детей распространено такое явление, как социальная многозадачность (мультизадачность), заключающееся в способности к одновременной обработке информации «если они за компьютером, они играют в игры и они читают электронную почту и они на Facebook, и т.д». Проводя эксперимент с переносом многозадачности в реальность, ученый делает вывод, что в реальной жизни многозадачность приводит к игнорированию менее важного. «В реальности говорить с двумя людьми одновременно очень трудно, в интернете ты можешь общаться и с большим количеством людей. Самое дорогое в общении людей – это внимание. Лучший способ оскорбить, кого бы то ни было – это проигнорировать его» [12].

Эмоциональная холодность возникает так же вследствие большей свободы в сети, связанной с анонимностью и меньшими социальными рисками (не узнают, не осудят, не накажут). В сетевом общении у пользователей проявляются раскрепощенность, ненормативность (например, «олбанский язык») и некоторая безответственность, в сети создается иллюзия дружбы, иллюзия общения, что ухудшает межличностное общение в реальности [13].

Тем не менее, значимость непосредственной связи человека с человеком не становится меньше. «Цифровому поколению» так же свойственны настоящая дружба, глубокие переживания, искренность. Возможно, поэтому цифровые дети очень серьезно относятся к своим образам, создаваемым в социальных сетях, тщательно обдумывают, подбирают лучшие фотографии, продумывают интересы, предпочитаемые виды деятельности – пытаются презентовать себя с лучшей стороны (не быть хуже других). Создав образ, человек начинает налаживать социальные связи, вступая в группы, сообщества, чьи ценности, интересы он разделяет и начинает виртуальную деятельность (первый опыт самопрезентации). Социальные сервисы позволяют пользователям не только найти и скачать информацию, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа-информацию. Молодежь объединяется в группы в социальных сетях, организуют совместное выполнение домашних заданий, находит необходимую информацию, систематизирует, анализирует, совместно обсуждает - самостоятельно организует образовательную деятельностью. При этом приобретается и развивается ИКТ-компетентность у всех участников группы, которая сейчас рассматривается как необходимое условие для того, чтобы ориентироваться во все возрастающем обновляющемся потоке информации и новых технологий и имеет решающее значение в успешности профессионального и социального развития личности. Кроме этого в каждой группе, как правило, выявляются лидеры, для которых это первый управленческий опыт. Таким образом, помимо негативной оценки в адрес социальных сетей, их положительная роль состоит в том, что это первый опыт самопрезентации и налаживания социальных связей который можно расценивать как прообраз будущей реальности.

Цифровое поколение, имеет больше возможностей, чем предыдущие поколения для планирования и развития карьеры при соответствующей мотивации, непрерывном повышении образования, повышении культуры. В сети доступна информация о большом количестве компаний, которые сейчас учитывают переход на компетентностный подход и разрабатывают необходимые для развития компании компетенции для каждой должности. Молодое поколение может презентовать себя работодателю с использованием всех возможностей интернета - от создания собственного имиджа (как одеться на собеседование, как себя вести для достижения успеха) и непосредственно презентации (в сети имеется большое количество советов по созданию презентации) до рассылки презентации по электронной почте, интересующему работодателю и размещения на сайтах посвященных трудоустройству. Отметим, что обычно в социальных сетях личность открыта для интернет-сообщества и кадровые службы компаний могут интересоваться социальными связями и интересами соискателя работы, поэтому молодой человек должен позаботиться о соответствии своего образа в социальной сети требованиям компании. Открытость информации о компаниях, профессиях, известных личностях в интернете предоставляет молодежи на ранней стадии (стадии выбора направления социально-трудовой деятельности) возможность анализировать требования, предъявляемые работодателями к соискателям работы и организовать образовательный процесс в соответствии с требуемыми компетенциями и своими мотивами, потребностями, идеалами.

Продуманный план в достижении желаемой карьеры повышает шанс на успех. Начиная в юном возрасте с анализа своих способностей, мотивов, желаний, ориентаций и выбора направления профессиональной деятельности на протяжении взросления нужно идти в карьерном плане к своей цели. Образование, полученное с помощью родителей только первая ступень в реализации этого плана. Вступив в зрелую жизнь человек, имеет больше возможностей для развития — и финансовых, и профессиональных. Самоанализ и оценка своих карьерных компетенций (например, предложенных выше) поможет создать базис для карьерного развития, а активность и стремление к росту позволят молодому человеку добиваться успеха в карьере, которая сейчас расценивается как одна из составляющих успешности жизнедеятельности.


Литература:

  1. Янченко И. В. Педагогический смысл понятия «карьера» [Текст] / И. В. Янченко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II / Под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 102-105.

  2. Palfrey John, Gasser Urs. Op. cit. P. 10.

  3. 7 Career Competencies http://www.7careercompetencies.org/7competencies.html

  4. Жданович А. А Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов : Дис…канд.психол.наук: 19.00.01.-М., 2008.- 277 с.

  5. Профессиональное тестирование: http://proftester.ru/test.php

  6. Центр тестирования и развития: http://www.proforientator.ru/tests

  7. Все профессиональные психологически тесты: http://vsetesti.ru/

  8. Информационный канал: http://subscribe.ru/catalog/job.education.ezschool

  9. Годик Ю. О. «Цифровое поколение» и новые медиа // Медиаскоп. – Выпуск № 2. − 2011 г. − http://mediascope.ru/node/838#4− 0420800082\0014

  10. Программа Пресс-клуб XXI. «Нужно ли бояться “цифрового детства”»?// Эфир от 25.03.11. Телеканал Культура. Видеопрограммы // http://www.tvkultura.ru/issue.html?id=105346

  11. Маховская О.Ю. Разрешите вас зафрендить. Виртуальному общению не хватает культуры и культурности. "Российская газета" - Федеральный выпуск №5604 (228) http://www.rg.ru/2011/10/12/mahovaskaya.html

  12. Clifford Nass. Интервью для проекта «Digital Nation. Life on the digital frontier» // Оф. сайт проекта // http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/digitalnation/interviews/nass.html

  13. Шевякова Л.П. Основные формы общения в Интернете и их особенности. Образование. Коммуникация. Ценности. (Проблемы, дискуссии, перспективы. По материалам круглого стола «Коммуникативные практики в образовании». 19 ноября 2004 г. / под ред. С.И. Дудника. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2004 // http://anthropology.ru/ru/texts/shevyakova/educval_05.html

  14. Рецензия на книгу Дона Тапскотта "Цифровое поколение выросло: как сетевое поколение меняет ваш мир? "// Информационное общество. - 2009. - № 6. - С. 74-75. - Примеч. в сносках. - Рец. на кн.: Тапскотт, Д. Цифровое поколение выросло: как сетевое поколение меняет ваш мир? / Тапскотт, Д. - Нью-Йорк, 2009; Tappscott, D. Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World? / Tappscott, D. - New York, 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle