Библиографическое описание:

Бакулина Ю. Б. Музыкотерапия на уроках русского языка и литературы // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 395-396.

Музыка стоит на втором месте после молчания,

когда речь идёт о невыразимом.

Ф. Ницше


В статье рассматривается такое понятие, как музыкотерапия, цель которого состоит в оказании благотворного влияния на душевное и физическое состояние ребёнка (ученика, школьника).

Мы анализируем специфику использования приёмов музыкотерапии на уроках русского языка и литературы (подбор музыкальной шкатулки к урокам, создание собственного произведения, например, сочинения после прослушивания музыки и.т.д.). В связи с этим разграничивается музыкотерапия перцептивная (направленная только на восприятие музыки) и интегративная (продуктивная, основанная на создании своего произведения после восприятия музыки).

Использование элементов музыкотерапии способствует повышению творческого потенциала ученика, раскрытию его духовных и физических сил, формированию его как личности не просто воспринимающей, но и творящей.

Ключевые слова: музыкотерапия интегративная и перцептивная, релаксация, музыкальная шкатулка к уроку, литературно-музыкальные гостиные, уроки-концерты.


Целью предлагаемого вашему вниманию доклада является обоснование необходимости, актуальности использования на уроках русского языка и литературы новых форм обучения, направленных на развитие и формирование универсальных учебных действий (личностных, общепредметных, регулятивных, коммуникативных, логических). Такой новой формой может стать нетрадиционный (интегрированный) урок (русский язык, литература, искусство, музыка).

О лечебно-профилактических и выразительных возможностях музыки заговорили в двадцатом веке, когда появилась отдельная дисциплина – музыкотерапия. Современные исследования доказали, что музыка благотворно влияет на интеллект, разум, духовную сферу и физическое состояние человека. Ещё Аристотель отмечал, что «музыка снимает тяжёлые психические переживания посредством катарсиса» [1, с. 101]. Пифагор признавал способность музыки вдохнуть гармонию в человека, изменить его внутренний мир. Педагог Я.А. Коменский ввёл музыку в число обязательных дисциплин школьной программы. Венгерский исследователь З. Кодай отмечал: «Без музыки человек не может быть полноценным – он всего лишь фрагмент» [3, с. 23]. Интерпретируя подобные данные, Э.В. Вебер написал книгу «Музыка делает школу». Мы ни в коей мере не призываем к доминированию музыки над другими предметами школьной программы, речь идёт о системе использования благоприятного воздействия на духовное и физическое состояние школьника музыки, о внедрении элементов музыкотерапии в учебно-воспитательный процесс с целью формирования и развития УУД, о специальном подборе музыкальных произведений (классической музыки,например).

Музыка «улучшает память, интеллект, повышает чувствительность слуховых и зрительных анализаторов, умственную работоспособность» [6, с. 1], является средством пропедевтики, лечения и реабилитации соматических и психических заболеваний детей, помогает снять стресс (Г.Ю. Маляренко, М.В. Хватова, В.М. Бехтерев, И.М. Догель).

Использование выразительных возможностей музыки благоприятно сказывается на духовном и физическом состоянии младших школьников, у которых «преобладают наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности» [7, с. 1] (Екатеринбургская школа искусств № 4, сайт). Просушивая музыкальные произведения, школьники не только причащаются к миру духовности, но и развивают свой творческий потенциал (умение видеть мир в образах, эмпатию, рефлексию). Таким образом, музыкотерапия может быть средством формирования личностных и творческих УУД: «Ощущая себя сотворцами автоа, ученики погружаются в мир ярких образов и глубоких переживаний» [2, с. 46]. Необходимо, однако, методически грамотно, с учётом различного влияния разных типов музыки, возрастных особенностей школьников, при помощи квалифицированных специалистов организовать работу по использованию музыкотерапии на уроках русского языка и литературы.

В парадигме развития современной педагогики можно выделить несколько векторов систематического применения музыкотерапии на уроках дисциплин филологического цикла (филология – часть культурологии, подобно музыке и искусству в целом):

  1. интеграция русского языка, литературы и музыки через применение нетрадиционных форм уроков: уроков-студий, уроков-концертов;

  2. внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе (литературные гостиные, литературные салоны, литературно-музыкальные вечера);

  3. элементы музыкотерапии на уроках русского языка и литературы (релаксация, музыкальная шкатулка к уроку).

Цель проведения интегрированных уроков – способствовать формированию целостного восприятия мира учащимися, развитию их творческих, логических, коммуникативных и личностных УУД.

Чаще всего я провожу интегрированные уроки в форме уроков-концертов, уроков-студий, уроков-путешествий. Так, один из уроков русского языка в десятом классе назывался «ПУТЕШЕСТВУЕМ!» и был посвящён лексике иноязычного происхождения. В течение сорока минут на машине времени ученики и ведщие, переодетые в национальные костюмы стран, из языка которых нашим языком заимствовались лексические единицы, успели «посетить» Великобританию, Бразилию, Францию, Японию и познакомиться не только с их языком, но и с их музыкой, культурой (на уроках звучали национальные ритмы народов мира – танго, джаз). Музыкальное оформление урока позволило внедрить в него элементы как рецептивной музыкотерапии, когда учащиеся только воспринимают то или иное музыкальное произведение, так и интегративной (продуктивной), когда ученикам предлагается на базе прослушанной музыки создать своё собственное произведение (например, хокку на мотивы японской музыки).

Внеклассные мероприятия по предметам филологического цикла представляют собой литературно-музыкальные гостиные, вечера, салоны («Вечер бардовской песни», «Вечер русского романса»). Одно из наиболее значимых мероприятий, проведённых мной, было приурочено ко дню Восьмое марта и представляло собой городской конкурс литературно-музыкальных композиций, когда перед участниками встала необходимость выразительно прочесть посвящённое женщине стихотворение, сопроводив это чтение музыкальным аккомпанементом. Это мероприятие активно способствовало работе над развитием творческих и коммуникативных УУД.

Один из самых популярных методов музыкотерапии – релаксация, способствующая снятию стресса и выступающая мощнейшим средством здоровьесбережения. Помимо рецептивной музыкотерапии (прослушивания музыкальных произведений), можно использовать интегративную (создание учениками собственных произведений после прослушивания музыки). Так, при изучении темы: «Фонетика. Звуки речи» учитель должен продемонстрировать ученикам выразительные возможности звуков речи, их способность передать всю гамму звуков окружающего мира. Включив диск с записью шума дождя, листьев, лесных колокольчиков, морского прибоя, можно попросить их устно или письменно нарисовать представившуюся им картину с использованием наиболее подходящих звуков речи, способных передать услышанные школьниками звуки мира. Другой способ музыкотерапии – создание своей музыкальной шкатулки к предложенному литературному произведению или языковому материалу (это способствует формированию коммуникативных УУД). Мои учащиеся однажды подготавливали музыкально-лингвистическую шкатулку «Вальс частей речи», когда каждый ученик представлял вниманию аудитории внешний вид, внутренний мир, облик той или иной части речи, музыкальное сопровождение для неё.

Педагог К. Самбурская говорила: «…Только гармония и богатство звуковой ауры способны сделать человека и мир – совершенней» [5, с. 54], эти слова как нельзя лучше подходят ко всему сказанному нами выше: на наших уроках учащиеся должны не только почувствовать себя активными, творчески мыслящими людьми, но и проникнуть в мир знаний и творчества. А если форма, в которой будут представлены знания, наполнится красками, значит, у наших воспитанников возникнет желание познавать и творчески подходить к решению филологических задач, создавать новый, прекрасный мир вокруг себя – и внутри себя.


Литература:

  1. Аристотель. Избранное. – М.: Просвещение, 1998.

  2. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. – М.: Росток, 1985.

  3. Евдокимова Ю., Мельниченко В. Музыкальная терапия // Музыкальная академия. – 1993. – № 1. – С. 10 – 14.

  4. Кодай З. Избранные статьи. – М.: Альфа, 2002.

  5. Самбурская К. Об активности использования музыкальных произведений при обучении детей чтению, письму и математике. – М.: Кластер, 2009.

  6. www. smolgip. ru.

  7. www. ekat.dshi. ru.

  8. www. shool. 5. tomsk. ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle