Библиографическое описание:

Турланов Д. А. Стратегическая программа таможенного сотрудничества ЕС и России: место и роль в развитии правовой базы сотрудничества России и ЕС в таможенной сфере // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 307-310.



Целый ряд документов, действующих в отно­шениях между Россией и ЕС, в том числе Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1994 г., «Дорожная карта» по общему экономическому пространству, совместная инициатива «Партнерство для модернизации», содержат положения, затрагивающие вопросы таможенного сотрудничества.

Место и значение этих положений в содержании и структуре указанных документов зависели от целого ряда факторов, в том числе конкретного исторического периода отношений России и ЕС, в который заключался документ, целей, которые преследовали стороны при его разработке. Таможенное дело в рамках этих документов не было основным, а являлось одними из многих аспектов сотрудничества, на регулирование которых были направлены эти документы. Сотрудничество в таможенной сфере рассматривалось сторонами как средство достижения целей взаимодействия в смежных областях, например, в торговле, инвестициях и других.

Такое положение вопросов таможенного сотрудничества в рамках указанных документах обусловило их содержание, которое в основном носило концептуальный характер.

В отличие от указанных документов Стратегическая программа таможенного сотрудничества между Россией и ЕС (далее – Программа) призвана на более детальном уровне описать конкретные направления работы, реализация которых будет способствовать достижению концептуальных направлений сотрудничества.

Прикладной цели программы способствует ее межведомственный характер. Программа заключена между руководителем ФТС России и Комиссаром по налогообложению и таможенному союзу, аудиту и борьбе с мошенничеством Комиссии ЕС А. Шеметой 25 ноября 2011 г.

Программа состоит из четырех разделов, описывающих ее предпосылки, приоритеты сотрудничества, специальные цели сотрудничества на 2011-2013 годы, а также вопросы реализации.

Предпосылки сотрудничества изложены в вводном разделе программы, где стороны указывают на роль таможенного сотрудничества в отношениях между Россией и ЕС, которые являются стратегическими торговыми партнерами. Являясь неотъемлемой частью торгово-экономического сотрудничества, таможенное сотрудничество России и ЕС представляется важным в обеспечении содействия торговле, защиты граждан, а также в противодействии мошенничеству.

В положениях вводной части программы отражена преемственность в вопросах таможенного сотрудничества. Со ссылкой на СПС разработчики указывают на согласованную в апреле 2007 года стратегию таможенного сотрудничества в целях принятия мер, направленных на решение проблемы скопления очередей на границе России-ЕС, которая предусматривала актуальные для данной проблемы направления сотрудничества:

  • реформы, проводимые Россией в области таможенных и пограничных процедур;

  • передача предварительной таможенной информации из ЕС в Россию;

  • совершенствование трансграничной таможенной и транспортной инфраструктуры.

Следует отметить, что выработка, а также реализация данных направлений сотрудничества проходила в условиях постоянно обостряющейся проблемы пограничных очередей транспортных средств. Данная работа одновременно со спадом объемов торговли в связи с начавшимся мировым финансово-экономическим кризисом привела к существенному сокращению очередей транспортных средств через пункты пропуска на совместных участках границы.

Нормализация ситуации позволила в штатном русле оценить проделанную работу в области нормативно-правового регулирования таможенного сотрудничества и спрогнозировать будущие потребности торгово-экономических отношений между Россией и ЕС.

Результаты этой работы нашли отражение в плане реализации совместной инициативы «Партнерство для модернизации». В рамках данной инициативы стороны подтвердили обоюдный интерес к реформированию взаимных отношений в целях модернизации России. В связи с тем, что таможня играет решающую роль в увеличении эффективности товарообменов, поддержке модернизации экономики и сближении законодательств, как было отмечено, таможенное сотрудничество является неотъемлемой частью инициативы «Партнерство для модернизации».

Во введении к программе также отмечено, что стратегическое планирование таможенного сотрудничества между Россией и ЕС должно учитывать такие обстоятельства, как членство России в Таможенном союзе с участием Белоруссии и Казахстана, а также вступление России в ВТО.

Приведенные обстоятельства таможенного сотрудничества обусловили следующие приоритеты сотрудничества в таможенной сфере:

  • безопасные и мобильные торговые пути;

  • управление рисками и борьба с мошенничеством;

  • вклад в модернизацию таможни.

Создание безопасных и мобильных торговых путей предусматривает создание таких условий для торговли, которые одновременно с содействием осуществлению торговых операций могли бы обеспечить должный уровень их безопасности. В качестве международной правовой основы реализации данного направления стороны называют Рамочные стандарты безопасности и содействия мировой торговле, разработанные под эгидой ВТамО.

Цель второго из указанных приоритетов состоит в создании мощной системы управления рисками для обнаружения и противостояния основным видам незаконной торговли, включая риски налогового мошенничества и риски в области безопасности.

Модернизация таможни включает комплекс мер, направленных на обеспечение соответствия используемых в России и ЕС таможенных процедур. В связи с передачей Россией части своих полномочий в сфере таможенного администрирования на наднациональный уровень, при реализации данного аспекта сотрудничества потребуется привлечение соответствующих органов Таможенного союза.

Каждое из приведенных направлений сотрудничества предусматривает набор конкретных мер, срок действия которых рассчитан на период с 2011 года до 2013 года. Это свидетельствует о намерении сторон максимально упорядочить данную работу, сделав ее этапной, подверженной коррективам на основе промежуточных результатов, а также ориентированной на конечный результат. Его достижение позволит с учетом конкретных обстоятельств и прогнозируемых потребностей торгово-экономических отношений между Россией и ЕС планировать дальнейшие меры в области таможенного сотрудничества.

Так, приведенное первым направление сотрудничества, предусматривающее создание безопасных и мобильных путей во взаимной торговле, будет реализовано посредством следующих мероприятий.

Во-первых, это создание механизма раннего предупреждения (далее – МРП). МРП предполагает не только обмен предварительными уведомлениями о ситуациях, которые могут нарушить движение торговых потоков, но и сотрудничество в целях выработки практических решений по предотвращению указанных нарушений. Неотъемлемым условием эффективной работы МРП является регулярный мониторинг движения транспортных средств через пункты пропуска и скопления очередей на границе.

Следует отметить, что положение о создании МРП предусмотрено планом реализации инициативы «Партнерство для модернизации». Это подчеркивает значение МРП как инструмента так называемой «модернизационной повестки» сотрудничества России и ЕС в таможенной сфере, применение которого позволит сделать таможенное сотрудничество качественно иным, способным принести реальный положительный эффект в деле выстраивания доверительных и предсказуемых отношений в таможенной и других сферах взаимодействия России и ЕС.

Во-вторых, это оптимизация контрольных функций на границе. Данная задача предусматривает использование европейского и международного опыта по сокращению числа контролирующих структур в российских пунктах пропуска с шести до двух. В комплексе с другими мерами сокращение контролирующих структур позволит ускорить прохождение товарами границы.

В-третьих, это создание так называемых быстрых путей посредством использования институтов предварительного информирования, а также сокращение популяризация использования института уполномоченных экономических операторов. Это потребует не только упрощения формальностей в отношении товаров, перемещаемых уполномоченными экономическими операторами, но и подготовки совместного международного акта о признании уполномоченных экономических операторов друг друга.

Данные меры свидетельствуют о намерении сторон максимально ускорить взаимную торговлю, обеспечив ее безопасность не посредством усиления контрольных функций, а за счет их оптимизации и развития соответствующей нормативной правовой базы.

Меры в области совершенствования системы управления рисками и борьбы с мошенничеством также характеризуются своей ориентированностью на ускорение торговли. При этом следует отметить, что появление института управления рискам в практике ведущих таможенных администраций обусловлено стремлением облегчить торговлю, обеспечив требуемый уровень ее безопасности. В целях совершенствования системы управления рисками Программа предусматривает обмен накопленным опытом ее применения.

Кроме этого, Россия и ЕС констатировали значительную роль в ускорении взаимной торговли запущенного в 2009 году проекта по предварительному информированию и договорились о необходимости развития проекта на основе имеющихся результатов его применения, уделив особое внимание вопросам конфиденциальности и защите персональных данных.

В рамках борьбы с мошенничеством Программа предусматривает укрепление сотрудничества по противодействию занижения таможенной стоимости и обманным использованием счетов-фактур.

Мероприятия программы в рамках третьего направления сотрудничества, предусматривающего содействие модернизации таможне, характеризуются стремлением России и ЕС обеспечить гармонизацию процедур, используемых во взаимной торговле. Эта работа требует продолжения работы по облегчению транзитных процедур посредством присоединения России к конвенциям 1987 года с учетом ее членства в Таможенном союзе с участием Белоруссии и Казахстана.

Помимо этого требуется продолжить практику оперативного сотрудничества на границе между таможенными органами России и соседних государств-членов ЕС, включая совместный таможенный контроль пунктах пропуска.

Анализируя положения программы, следует отметить, что они безусловно носят более детальный характер по сравнению с нормами других международных актов, регламентирующих сотрудничество между Россией ЕС. Несмотря на это, ряд положений носит декларативный характер и требует предложений по их содержательному наполнению.

Согласно разделу программы, регламентирующему его реализацию, данная работа будет проводиться Рабочей группой России-ЕС по таможенным пограничным вопросам, состоящей из представителей России, Комиссии ЕС и заинтересованных государств-членов ЕС. Данная рабочая группа будет разрабатывать рабочие программы или дорожные карты, направленные на реализацию программы, а также осуществлять контроль за их выполнением. В частности, в зависимости от потребностей и доступных ресурсов, рабочая группа будет учреждать экспертные группы и управлять их работой, организовывать механизм мониторинга и оценки проводимых работ, а также отчитываться перед Подкомитетом Россия-ЕС по таможенному и трансграничному сотрудничеству.

Надлежащая оценка положений программы, в частности их потенциала с точки зрения способности сделать таможенное сотрудничество России и ЕС эффективным инструментом торговых отношений, требует их сопоставления с документами программного характера, которые регламентировали сотрудничество России и ЕС в прошлом.

В качестве такого документа можно использовать Совместное заявление о сотрудничестве в таможенной области между Россией и Комиссией ЕС 1997 года (далее - Совместное заявление).

Сравнение двух документов позволило выявить как сходство, так и различие в предпосылках, обусловивших необходимость установления тесных контактов между Россией и ЕС в таможенной сфере. Так, и Программа, и Совместное заявление констатируют роль таможни в обеспечении экономического развития, однако средства такого обеспечения в совместном заявлении и программе различаются. Если Совместное заявление делает акцент на роли таможенных служб в борьбе с правонарушениями и организованной преступностью, то Программа рассматривает таможню прежде всего как фактор содействия торговле и инвестициям, обеспечивающим экономический рост.

Такое изменение роли таможни носит объективный характер и связано с развитием роли таможни в 21 веке как звена не только в отношениях «по-горизонтали» между участниками внешнеэкономической деятельности, но и в отношениях «по-вертикали» между участниками внешнеэкономической деятельности и государством. При этом данная эволюция роли таможни, нашедшая отражение в положениях Программы, не умаляет роль таможенного контроля, а изменяет его концепцию, делая более эффективным и удобным как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для государства. Этим обусловлена ссылка в Программе на Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли 2007 г., описывающие современные подходы к работе таможни.

Изложенное объясняет различие в направлениях сотрудничества, предусмотренных Совместным заявлением и Программой. Совместное заявление делает акцент на техническом содействии в целях обустройства пунктов пропуска, компьютеризации таможенной системы, развития сети таможенных лабораторий, а также роста кадрового обеспечения. Содействие развитию законодательства в Совместном заявлении носит явно второстепенный характер и должно осуществляться в случае необходимости.

В отличие от Совместного заявления Программа выделяет принципиально иной набор направлений, основной чертой которых является стремление России и ЕС обеспечить удобные условия для взаимной торговли посредством гармонизации таможенных процедур и развития современных институтов таможенного администрирования. Программа, безусловно, уделяет внимание и вопросам таможенного контроля, однако через соответствующие механизмы, в том числе предварительного информирования, системы управления рисками, развития неитрузивных технологий, он также подчинен целям содействия ускорению товарооборота.

Изложенное позволяет заключить, что Программа, несмотря на межведомственный характер и отсутствие правового статуса международного договора, занимает важное место в системе нормативных правовых актов, регламентирующих таможенное сотрудничество России и ЕС. Отражая роль таможенных органов в условиях современных торговых отношений России и ЕС, Программа определяет вектор дальнейшего развития нормативной правовой базы таможенного сотрудничества России и ЕС.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle