В статье рассматривается нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Этнокультурного воспитание детей дошкольного возраста, исследования Российских ученных в области нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дети, дошкольный возраст, этнокультура, старообрядцы, детский сад, традиции, духовно нравственные ценности.
Президент Российской Федерации утвердил указ от 9.11.2022 г. № 809 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Актуальным направлением является этническое самосознание, традиции и интерес подрастающего поколения к этнической культуре. В исследованиях Э. К. Сусловой, О. Н. Юденка, Ж. Таже и др., доказано, что дети старшего дошкольного возраста имеют представления о себе и других этносах, но у детей отсутствует компонент дифференцированное отношение к себе и к другим этнических граппам отсутствует.
Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно — прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. [4, с 6].
В работах Ю. В. Бромлей в 1973 в своей книге «Этнос и этнография», автор отметил проблематику советской и мировой этнографии, определил этнографию как «науку об этнических общностях», определил при этом, что «понимание этнографии как науки о народах предполагает, что основная функция — исследования своего этноса главного объекта во всем его многообразии. Этносы имеют между собой отличающие друг от друга сходство и различие, а также изменение их характерных черт во времени, т. е. этнические процессы». [1]
В психолого-педагогическом направлении были разработаны категории сознания и нравственного поведения, нравственных чувств, переживай, нравственных отношений.
Особенности нравственного развития и воспитания дошкольников в своих научных работах раскрывают С. А. Козлова и Н. А. Корниенко, что в условиях взаимодействия ребенка окружающей социальной действительности, нравственное развитие личности связано с осмыслением и эмоциональным принятием нравственных норм, моральной самооценкой, нравственные качества личности. В своих трудах они подчеркивали важность превращения внешних моральных норм и оценок во внутренний регулятор поведения, их реализации.
Нравственные качества у детей старшего дошкольного возраста осуществляются в социальной среде, воспитывается в окружение, детский сад, семья, педагог играет важную роль в развитии нравственных качеств.
Нравственность — неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих правил и норм, принципов поведения. Соблюдение принятых норм, принципов и правил поведения находит свое выражение в отношении к обществу, коллективу, отдельным людям, к труду, к самому себе и результатам труда [3, с. 81]
Приобщения детей к этническому воспитанию на дошкольном этапе формирует у детей уважение к старшим, сохранение традиций своего народа и уважение к традициям разных народов этнической культуры. Одним из направлений познавательного развития ФГОС ДО является этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста.
В монографии д. п. н. С. Ц. Содномов описывает этнокультурные ценности, которые представляют комплекс: особенность мест проживания этноса; отношения к природе и традициям; устное народное творчество легенды своего народы; религиозные обряды и традиции воспитания.
Нравственное развитие личности дошкольника разделил на уровни Б. С. Братуся:
Эгоистический
Стремление к собственному удобству, отношение к себе как высшей ценности, к другим потребительское.
Группоцентрический
Идентификация себя с группой (отношение с другими зависит от принадлежности к группе).
Просоциальный
гуманистический отношение к другим как к самоценности, равенство его в отношении прав и свобод.
Для формирования нравственных качеств ребёнка большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к самому себе и другим людям, что является основой доброжелательного отношения к окружающим, готовности к общению. Нравственные качества формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. К семи годам достаточно ясно прослеживается нравственная направленность личности ребёнка, складываются устойчивые формы нравственного поведения. Благодаря пластичной нервной системе у детей дошкольного возраста отмечается высокая восприимчивость, что создаёт возможности для успешного нравственного воспитания. В процессе нравственного воспитания старшего дошкольника накопление знаний о нормах и требованиях морали приобретает важное значение. В связи с этим очевидна необходимость организации нравственного просвещения воспитанников детского сада, формирование у них норм нравственности и морали. [5, с.6]
В отечественном и современном образовании России инновационные тенденции отражают региональные, национальные особенности этнокультурного воспитания детей старшего дягильного возраста как образовательный ресурс субъекта Российской Федерации истории и культуры семейских (Бурятии). Поликультурное воспитание и приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре семейских (Бурятии) можно выделить такие направления:
– духовно-нравственные ценности и традициях народа;
– развитие сопереживания и эмоциональных откликов от детей;
– приобщение и применения детьми социокультурных норм поведения на своем приобретённом опыте.
Этническая культура развивает у детей интерес к познанию нового, добывать знания при тесном взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Примером может выступать проектная деятельность:
– Фольклор семейских (Бурятии)
– Традиционная кухня этносов проживающих на территории Бурятии
– Традиционная одежда семейских (Бурятии)
– Домовая роспись и пр. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнокультуре способствует сохранению традиций, уклада и нравственного воспитания, через фольклор, художественно-эстетическое развитие, декоративно-прикладное искусство — закладывается первоосновы принадлежности к этнической группе.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста предусматривает развитие детей через этнокультуру и приобщение к культуре своего народа при активном взаимодействии ДОО — ребёнок — родители. [2, с. 12]
Использование этнокультурных ценностей в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста является приоритетным и эффективным.
Литература:
- Бромлей, Ю. В. Современные проблемы этнографии [Текст]: этнографическое обозрение /Ю. В. Бромлей — М.: Наука, 1981. — 391 с.
- Бартаева П. П. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к этнохудожественной культуре Семейских (Бурятии), Modern humanities success/Успехи гуманитарных наук № 8, 2021 год с. 257 2021 год.
- Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М.: Просвещение, 1989. 264 с.
- Князева О. Л., М. Д. Маханева, Приобщение детей к истокам русской культуры: Программа, Учебно — методическое пособие. — 2-е издю, перераб. И доп. — Спб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2015.- 304 с.:ил.
- Мельникова Н. В., Овчарова Р. В. Нравственная сфера личности до- школьника: Монография. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. — 240 с.
- https://dohcolonoc.ru/stati/11617-etnokulturnoe-obrazovanie-doshkolnikov-v-dou.html
- https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/18926/1/iurp-2010–85 %282 %29–05.pdf
- http://dissers.ru/avtoreferati-kandidatskih-dissertatsii1/a462.php
- http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/dyachenko-07–06–2011.pdf
- 5.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/formirovaniieudoshkolnikovuchiebnykhdieistviivusloviiakhriealizatsiifgosdo
- https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/04.php
- https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-vospitanie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem-etnokulturnyh-traditsiy/viewer
- https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=69870 8
- https://moluch.ru/archive/117/32371/