Влияние профессиональной субкультуры на развитие языковой личности специалиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (455) февраль 2023 г.

Дата публикации: 25.02.2023

Статья просмотрена: 35 раз

Библиографическое описание:

Щетинина, Н. А. Влияние профессиональной субкультуры на развитие языковой личности специалиста / Н. А. Щетинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 8 (455). — С. 284-287. — URL: https://moluch.ru/archive/455/100299/ (дата обращения: 03.05.2024).



Проблемы связи языка с человеческой личностью, а также мера зависимости человека от языка и влияние ситуации общения на выбор языковых средств выдвигаются на первый план в современной лингвистике. Вопросы языковой личности рассматриваются с точки зрения разных гуманитарных дисциплин, а исследование проблемы влияния профессии на человека стали наиболее актуальны в наше время гуманизации труда и образования.

Ключевые слова: языковая личность, структура языковой личности, язык, субкультура, профессиональное сознание.

The problems of connection of the language with the human world, the measure of a person's dependence on the language, the influence of a communicative situation on the choice of language means are all brought to the fore in modern linguistics. The issues of linguistic personality are considered from the point of view of various humanities disciplines, and the study of the problem of the influence of profession on a person has become the most relevant in our time of humanization of labor and education.

Keywords : linguistic personality, structure of linguistic personality, language, subculture, professional consciousness.

Личность может быть определена как «мера присвоения человеческим индивидом своей социальной сущности» [9, с. 19], что касается также и языковой личности, поскольку эволюция языковой личности представляет собой результат «всей общественно-трудовой истории человеческого рода» [3, с. 94]. Невозможно понять и постигнуть язык «сам по себе, не обратившись к его творцу, носителю, пользователю — к человеку, к конкретной языковой личности» [6, с. 7].

Решение проблем взаимосвязи языка с миром человека, а также вопросов влияния коммуникативной ситуации на выбор языковых средств говорящим требует от ученых более широкого взгляда на предмет исследования и «выхода на территорию, традиционно закрепленную за представителями смежных наук, в первую очередь, психологии, социологии, этнографии и культурологии» [5, с. 4]. Именно данный факт дает объяснение широте и разнообразию подходов к проблеме, предоставляя возможность изучения феномена языковой личности с точки зрения множества гуманитарных дисциплин.

Структура языковой личности может быть описана в виде трехкомпонентной модели, включающей следующие области:

1) универсальное как « совокупность признаков речевого поведения, свойственных человеку как существу разумному» [10, с. 89];

2) этническое, или система взглядов человека, присущая ему вследствие его национальных, этнических и культурных особенностей;

3) индивидуальное , т. е. черты, дающие возможность охарактеризовать данную языковую личность как уникальную.

Институирующей чертой языковой личности является владение языком, определяемое как «единственное средство переноса действия в умственный план, необходимая гарантия продвижения человека по пути саморегуляции поведения, основная форма организации психической жизни человека» [3, с. 5].

Влияние профессии на процессы формирования, функционирования и развития языковой личности не вызывают сомнений, поскольку объективно существующие профессиональные группы и сообщества несомненно характеризуются присущими только им чертами и свойствами, а также особыми представлениями об окружающей действительности, что, как результат, находит свое отражение в языке [7].

Отдельная субкультура может быть создана любой социальной и профессиональной группой [4], при этом, она будет характеризоваться следующими составляющими ее элементами:

— наличием особого знания;

— ценностями, стилем и образом жизни;

— принадлежностью социальному институту;

— процедурным знанием, а именно специализированными навыками и умениями;

— потребностями [11].

Профессиональная субкультура также включает и некоторые регулятивные элементы: идеалы, нравственные нормы, традиции, обычаи и т. п., которые составляют социальные нормы поведения, «соблюдение которых является непременным условием сохранения профессионального сообщества как интегрированного целого» [4, с. 28].

Профессиональная деятельность может оказывать как формирующее , так и деформирующее действие на языковую личность профессионала. Каждая профессия характеризуется наличием как положительных факторов, созидательно воздействующих на личность специалиста, так и отрицательных, травмирующих профессиональную личность и постепенно приводящих к ее деформации [2, с. 4].

Профессиональному мировоззрению, которое формируется по мере приобретения опыта специалистом, присуще наличие понятийно-терминологического аппарата : он является фактором социализации личности, внося значительный вклад в реализацию поставленных целей, достижение взаимопонимания с коллегами и экономию языковых средств.

Профессиональная среда, в которой находится специалист, представляет собой один из определяющих факторов в формировании структуры языковой личности: «в ходе профессионального становления личности происходит расширение и обогащение всей системы жизненных отношений человека» [1, с. 13].

Языковая личность характеризуется «не столько тем, что она знает в языке, сколько тем, что она может с языком делать» [3, с. 94]. Определенные с тереотипы поведения, формирующие профессиональную языковую личность, тесно связаны с процессом ее социализации, ведь жизнь любого профессионального сообщества определяется наличием и соблюдением стереотипов, которые контролируют производственную деятельность человека.

Специалисты, принадлежащие одной и той же профессии, образуют субкультуры и соблюдают присущий им речевой этикет, а также стратегии и тактики общения. В связи с этим необходимо упомянуть о существовании коллективного когнитивного пространства : являясь составляющей группового языкового знания, оно может быть описано как «совокупность знаний и представлений, определяющих принадлежность человека к той или иной социальной группе» [8, с. 41].

Профессиональное становление языковой личности проходит в несколько этапов, а именно:

оптант — выбирающий профессию человек;

адепт — осваивающий новую профессию человек;

адаптант — привыкающий к работе специалист;

интернал — самостоятельный и опытный работник;

мастер , авторитет, наставник [7].

Профессиональное сознание формируется по мере развития профессионального самосознания , которое содержит «устойчивые представления об определенной профессиональной, политической, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы (сообщества), о ее свойствах как целого» [4, с. 29].

Таким образом, профессиональное мышление может быть представлено как системообразующий фактор в процессе становления и самоопределения языковой личности и дальнейшего развития определенного вида профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Анцыферова Д. И. Методологические принципы и проблемы психологии [Текст] / Д. И. Анцыферова // Психологический журнал. — М.: Институт психологии РАН, 1962. — Т. 3. — № 2. — С. 3–18.
  2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С. П. Безносов. — СПб.: Речь, 2004. — 140 с.
  3. Богин Г. И. Обретение способности понимать: работы разных лет [Текст] / Г. И. Богин. — Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. — 256 с.
  4. Казачкова М. Б. Профессиональный язык как отражение профессиональной культуры: на материале русского и английского вариантов профессионального языка авиации [Текст]: дис.... канд. филол. наук: 10.02.20 / М. Б. Казачкова; Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-т. — Казань, 2008. — 255 c.
  5. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс [Текст] / В. И. Карасик. — Волгоград: Перемена, 2002. — 480 с.
  6. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. — М.: URSS, 2010. — 264 с.
  7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 304 с.
  8. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? (Человек. Сознание. Коммуникация) [Текст] / В. В. Красных. — М.: Диалог МГУ, 1998. — 352 с.
  9. Кряжев П. Е. Некоторые социологические вопросы формирования личности [Текст] / П. Е. Кряжев // Вопросы философии. — № 7. — М., 1977.
  10. Полонский А. В. Конвенциональная функция адресатных средств и языковая личность [Текст] / А. В. Полонский // Языковая личность и семантика: Тез. докл. науч. конф. 28–30 сент. 1994 г. — Волгоград: Перемена, 1994. — С. 89–90.
  11. Савельев Ю. Б. Взаимодействия субкультур как фактор социокультурного развития [Текст] / Ю. Б. Савельев. — Киев, 1997. — 26 с.
Основные термины (генерируются автоматически): языковая личность, выбор языковых средств, профессиональная деятельность, профессиональное сообщество, профессия человек, язык.


Ключевые слова

язык, субкультура, языковая личность, структура языковой личности, профессиональное сознание

Похожие статьи

Методики изучения профессиональной языковой личности

Ключевые слова: профессиональная языковая личность, профессиональная картина

– характеристика осознания близких и отдаленных отношений профессии с окружающими

– осознание качеств, которые профессия развивает в человеке или что позволяет ему

профессиональной языковой личности является изучение языка и речи специалиста.

Хорошая речь – основа культуры профессионального общения...

...использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей [9].

Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством

Под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств

Речевая культура значима в профессиональной деятельности будущего техника: в ней...

Языковая личность и проблема коммуникативной компетентности

В новой лингвистической парадигме на первый план выдвигается языковая личность.

Согласно его определению, языковая личность — это человек, обладающий

Таким образом, уже в самом выборе языковой личности в качестве объекта

В понятии языковой личности фиксируется связь языка с индивидуальным сознанием личности, с мировоззрением.

О лингвистических подходах к исследованию языковой личности

...вербального поведения человека, использующего язык как средство общения [13, с. 44]. Такими образом, языковая личность — это личность, проявляющая себя в речевой

этом языковая личность всегда принадлежит к определенному лингвокультурному сообществу.

основным характеристикам социальной группы, к которой принадлежит исследуемая личность.

Языковая личность (на примере Герольда Бельгера)

...речевая деятельность; б) собственно языковая личностьличность, проявляющая себя в

г) обладает личностными интересами, способностями и умениями в социальной жизни, в частности – профессиональными

Язык – орудие, инструмент культуры, формирующий личность человека – носителя

5. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность.

Язык специальности как фактор профессионального развития...

Язык специальности – это совокупность всех языковых средств, которые применяются в

сфере коммуникации в целях обеспечения взаимопонимания занятых в этой сфере людей.

коммуникации; официальное применение, выбор и частота использования языковых средств в

Необходимо подчеркнуть национально-языковую основу профессионального обучения.

К вопросу о формировании профессионально-ориентированной...

Содержание языковой компетенции — это усвоение категорий и единиц языка и их функций, постижение

Третья группа (Intermediate) — это студенты, неплохо владеющие языком на базовом уровне.

В результате, формируются 2 группы по 15 человек.

Расширять сферу знаний о профессиональной деятельности и направлять их на подготовку...

Формирование языковой личности студентов вуза в условиях...

Профессиональные знания необходимы для функциональной адаптации человека к социуму.

Производят адекватный выбор языковых средств в процессе интерпретации текстового материала и в дальнейшем

Богин Г.И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов: АДД. Л., 1984. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.

Использование уроков русского языка и литературы в развитии...

Библиографическое описание: Калугина, Н. В. Использование уроков русского языка и

Конкурентоспособная личность, по определению В. И. Андреева, — это «личность, для

Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности

ролью языка в обществе, в производственной и культурной деятельности человека.

Похожие статьи

Методики изучения профессиональной языковой личности

Ключевые слова: профессиональная языковая личность, профессиональная картина

– характеристика осознания близких и отдаленных отношений профессии с окружающими

– осознание качеств, которые профессия развивает в человеке или что позволяет ему

профессиональной языковой личности является изучение языка и речи специалиста.

Хорошая речь – основа культуры профессионального общения...

...использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей [9].

Поэтому можно сказать, что язык является средством развития культуры и средством

Под культурой речи понимается такой выбор и такая организация языковых средств

Речевая культура значима в профессиональной деятельности будущего техника: в ней...

Языковая личность и проблема коммуникативной компетентности

В новой лингвистической парадигме на первый план выдвигается языковая личность.

Согласно его определению, языковая личность — это человек, обладающий

Таким образом, уже в самом выборе языковой личности в качестве объекта

В понятии языковой личности фиксируется связь языка с индивидуальным сознанием личности, с мировоззрением.

О лингвистических подходах к исследованию языковой личности

...вербального поведения человека, использующего язык как средство общения [13, с. 44]. Такими образом, языковая личность — это личность, проявляющая себя в речевой

этом языковая личность всегда принадлежит к определенному лингвокультурному сообществу.

основным характеристикам социальной группы, к которой принадлежит исследуемая личность.

Языковая личность (на примере Герольда Бельгера)

...речевая деятельность; б) собственно языковая личностьличность, проявляющая себя в

г) обладает личностными интересами, способностями и умениями в социальной жизни, в частности – профессиональными

Язык – орудие, инструмент культуры, формирующий личность человека – носителя

5. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность.

Язык специальности как фактор профессионального развития...

Язык специальности – это совокупность всех языковых средств, которые применяются в

сфере коммуникации в целях обеспечения взаимопонимания занятых в этой сфере людей.

коммуникации; официальное применение, выбор и частота использования языковых средств в

Необходимо подчеркнуть национально-языковую основу профессионального обучения.

К вопросу о формировании профессионально-ориентированной...

Содержание языковой компетенции — это усвоение категорий и единиц языка и их функций, постижение

Третья группа (Intermediate) — это студенты, неплохо владеющие языком на базовом уровне.

В результате, формируются 2 группы по 15 человек.

Расширять сферу знаний о профессиональной деятельности и направлять их на подготовку...

Формирование языковой личности студентов вуза в условиях...

Профессиональные знания необходимы для функциональной адаптации человека к социуму.

Производят адекватный выбор языковых средств в процессе интерпретации текстового материала и в дальнейшем

Богин Г.И. Модель языковой личности в её отношении к разновидностям текстов: АДД. Л., 1984. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.

Использование уроков русского языка и литературы в развитии...

Библиографическое описание: Калугина, Н. В. Использование уроков русского языка и

Конкурентоспособная личность, по определению В. И. Андреева, — это «личность, для

Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности

ролью языка в обществе, в производственной и культурной деятельности человека.

Задать вопрос