Библиографическое описание:

Поескова Г. И. «Дважды особенные» одаренные дети: практика инклюзивного обучения в США // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 371-374.

Дети вместе с одаренностью могут обладать и некоторыми нарушениями здоровья. Дж.Галехер таких детей назвал «дважды особенными»[2]. Он считает, что приблизительно 2% детей инвалидов являются одаренными детьми. Это дети – инвалиды с трудностями в обучении, с нарушениями слуха и речи, дети с физическими увечьями, с проблемами с речью и проблемами в эмоциональном плане. Наиболее часто встречающиеся одаренные и талантливые дети среди « дважды особенных детей» это:

  1. дети - аутисты;

  2. дети с симптомом Аспергера;

  3. дети с признаками гипрелексии;

  4. дети с социальными, эмоциональными и проблемами в поведении;

  5. дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;

  6. дети неспособные к чтению;

  7. дети с синдромом диспраксии.

Очень часто ребенок имеет способности в одной или нескольких областях, и им же необходима помощь в других областях. Инвалидность может скрывать одаренность ребенка и наоборот. Поскольку одаренность часто связывается с академическими успехами ребенка и школьными достижениями, то детей с ограниченными возможностями зачастую бывает трудно идентифицировать таковыми. Дж.Витмор отмечает факторы, препятствующие определению одаренности у детей с ограниченными возможностями. У одаренных дошкольников с проблемами в обучении - низкая продуктивность в школе (они не умеют писать, читать, записывать); у детей с церебральным параличом и глухотой - отсутствие навыков коммуникации; у детей с нарушениями двигательных функций – часто замедленное письмо, в результате чего ребенок отвлекается от задания, а учитель считает это невнимательностью; у детей с проблемами эмоционального характера - неуправляемое поведение (агрессивность, замкнутость, вспыльчивость, нежелание общаться)[7]. Трудности возникают также и во время тестирования подобного ребенка, поскольку подобным детям часто невозможно предъявить стандартизированный тест. Поэтому зачастую такие дети не охвачены программами для одаренных и талантливых детей. А если такие дети получают образование в специализированных школах, таких как для глухих или слепых детей, то их одаренность и таланты губятся действующей в этих учреждениях учебной программой. Исследования группы ученых детей с ограниченными возможностями показали характерных особенных черт, которые могут позволить учителям раскрыть одаренность ребенка. Наиболее общую характеристику одаренных детей с ограниченными физическими возможностями представляет С.Виллард-Холд[6]:

  • развитие у них компенсаторных навыков;

  • творчество в поиске альтернативных способов общения и решения задач;

  • впечатляющий багаж знаний;

  • расширенные академические знания и навыки;

  • отличная память;

  • исключительные навыки в решении проблем;

  • быстрое понимание идеи;

  • стремление к долгосрочным целям;

  • большая зрелость по сравнению с возрастом ровесников;

  • хорошее чувство юмора;

  • упорство, терпение;

  • мотивация в достижении цели;

  • любопытство, погруженность в себя;

  • самокритика и перфекционизм;

  • когнитивное развитие таких детей не может быть основано на их непосредственном опыте;

  • возможные трудности с абстрактным мышлением;

  • возможны ограниченные достижения в связи с темпами работы.


Дети - аутисты

Как утверждает Центр по контролю и профилактике заболеваний США по состоянию на март 2012 года каждый из 88 американских детей имеет некоторые формы болезни аутизмом – нервным расстройством, приводящим к нарушению у ребенка в возрасте трех лет функций языка, коммуникации, социальных навыков. Директор Центра одаренных детей из Новой Англии США В.Ловеки [3] так характеризует детей - аутистов:

  • ребенок может повторят одно и тоже движение снова и снова;

  • не смотрит на объект, на который ему указывают;

  • избегает контакта с глазами другого человека;

  • хочет быть один;

  • не любит, когда до него дотрагиваются или обнимают; может обниматься, когда ему этого самому захочется;

  • кажется, что ребенок не слушает, что ему говорят, но при этом он реагирует на другие звуки.

Дети с симптомами Аспергера
Дети с симптомами Аспергера, расстройством аутического спектра, часто обладают высоким интеллектом и достигают больших успехов в том, что им интересно, но имеют слаборазвитыми социальными способностями. Хотя эта форма аутизма была признана в США лишь несколько лет назад и не имеет длительных исследований, американский педагог С.Виннебренер [ 5] так описывает одаренных детей с симптомом Аспергера:
  • интенсивно сосредоточены на одном предмете;

  • имеют необычный взгляд, не любят «контакта глаз»;

  • могут иметь феноменальную память;

  • не способны к сопереживанию;

  • у них отсутствует воображение;

  • имеют проблемы со сверстниками в связи с отсутствием желания или способности с ними взаимодействовать.


Дети, обладающие признаками гиперлексии

Дети, обладающие признаками гиперлексии, выделяются преждевременным навыком чтения. Так в возрасте трех лет они умеют читать на уровне шестого класса. Американские исследователи подразделяют их на три группы:

  1. дети, обладающие данным признаком, но не имеющие проблем в поведении;

  2. дети рано начинающие читать, но имеющие некоторые симптомы аутизма;

  3. дети, обладающие прекрасной способностью к чтению, но не имеющие трудности в понимании разговорной речи; имеющие проблемы с абстрактным мышлением.

Дети с социальными, эмоциональными и проблемами в поведении

Среди талантливых и одаренных детей часто встречаются дети с проблемами в поведении. Часто это действия детей, не соответствующие их возрасту, нарушающие ожидания семьи и общественные нормы. Причины такого поведения у детей широко варьируются – от простого неповиновения до драк. Большинство таких детей к двум годам начинают проявлять агрессию, не слушаются старших, лгут, портят вещи. Зачастую дети с проблемами в поведении растут в неблагополучных семьях. Проблемы в поведении чаще встречаются у мальчиков - дошкольников, чем у девочек. Лонгитюдные исследования показали, что агрессивное поведение у детей так же стабильно, как и их коэффициент умственного развития. Хотя антисоциальное поведение у большинства детей с возрастом идет на убыль, часто агрессивные дети остаются такими же на протяжении длительного времени. Долгосрочные исследования показали, что агрессивное поведение у детей столь же стабильно, как и их коэффициент умственного развития. Вот характеристика детей с проблемами в поведении:

  1. ребенок часто выходит из себя;

  2. постоянно ссорится с взрослыми;

  3. отказывается уступать просьбам или правилам взрослых;

  4. обвиняет других в своих ошибках или неправильном поведении;

  5. становится раздражительным;

  6. часто злится и негодует;

  7. бывает злобным или мстительным.

Часто такие дети бывают агрессивными к людям и животным:

  1. совершают хулиганские поступки, угрожает другим или устрашает их;

  2. являются инициатором драк;

  3. используют орудие, которое может причинить серьезный физический вред другим (например: кирпич, камень);

  4. проявляют физическую жестокость к людям;

  5. проявляет физическую жестокость к животным;

  6. могут совершить кражу;

  7. может убежать из дома.

Следствием проблем в поведении детей и их жестокого обращения с окружающими часто становится обстановка в семье: антисоциальные семейные ценности, нехватка средств, жестокое обращение с ребенком, ошибки в семейной воспитательной практике, слишком суровое воспитание, отсутствие должного присмотра за ребенком, разногласия между родителями по вопросам воспитания, отсутствие эмоциональной поддержки ребенка в семье.

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Термин дефицит внимания (AD /HD) описывает детей, у которых наблюдаются постоянные и несоответствующие их возрасту симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности. Невнимательность ребенка имеет следующие характерные признаки:

  1. не может сосредоточиться на деталях или совершает ошибки по невнимательности;

  2. не может быть внимательным во время работы или в игре;

  3. не слушает то, что ему говорят;

  4. не следует данным ему инструкциям или не может закончить задание;

  5. не может выполнить до конца повседневные домашние обязанности;

  6. избегает, не любит или неохотно выполняет задания, которые требуют постоянного напряжения умственных усилий;

  7. часто теряет вещи (игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги или инструменты);

  8. часто отвлекается на внешние раздражители;

  9. забывчив в повседневной жизни.

Гиперактивность ребенка, в том числе и одаренного, проявляется в следующем:

  1. часто ерзает или двигает руками и ногами, когда сидит;

  2. часто встает с места в других ситуациях, когда предполагается непрерывное сидение;

  3. часто бежит куда-то или залезает куда-нибудь;

  4. не может играть с другими детьми или проводить в одиночестве;

  5. совершает свои действия «на ходу» или «как заведенный»;

  6. слишком много говорит.

Импульсивность ребенка может иметь следующие проявления:

  1. ребенок начинает отвечать, не дослушав вопроса;

  2. не может дождаться очереди;

  3. часто прерывает других или мешает им (например, вмешивается в разговоры или игры).

Многие гиперактивные дети имеют речевые расстройства: они говорливы, громко говорят, не умеют слушать, путано излагают свои мысли, перескакивают с одной мысли на другую, поэтому их трудно понять.

Дети неспособные к чтению

В США принято считать, что дислексия (частичное специфическое нарушение процесса чтения) подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме (дисграфия - нарушения процесса письма). Дислексия и дисграфия не являются психическими заболеваниями, это нейробиологическая особенность ребенка: неспособность быстро и правильно распознавать слова и осваивать навыки правописания. Дислексией страдал Ганс Христиан Анднрсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и другие исторические личности.

Дети с синдромом диспраксии

Причиной возникновения у ребенка данного синдрома является минимальная мозговая дисфункция мозга вследствие тяжелого течения беременности и родов. Дети с таким синдромом имеют проблемы с координацией движения. Они с трудом выполняют тонкие движения (застегивание пуговиц, шнурование ботинок, шитье), плохо рисуют, пишут неровным и неразборчивым почерком. Дж.Витмор и С.Маркер указывают следующие особенности одаренных детей с нарушениями зрения[7]:

  • мотивация в достижении цели;

  • большая настойчивость в достижении цели;

  • способность к концентрации;

  • быстрый темп обучения;

  • хорошая память;

  • общительность и большой словарный запас;

  • навыки в решении проблем;

  • творчество или мысли в некоторых академических областях у них могут прогрессировать медленнее, чем зрячих детей;

  • легкость в изучении Брайля;

  • иногда более медленное когнитивное развитие, чем у зрячих детей.

Одаренные дети, имеющие нарушения слуха

Исследователи С.Клин и Д.Швордц дают следующую характеристику одаренных детей с нарушениями слуха [1]:

  • развитие речи, навыков чтения без инструкции со стороны взрослых;

  • способность чтения в раннем возрасте;

  • отличная память;

  • возможность работать в обычном школьном коллективе;

  • быстрое понимание идеи;

  • способность к рассуждениям;

  • превосходная успеваемость в школе;

  • широкий круг интересов;

  • нетрадиционные способы получения информации;

  • использование навыков решения проблем в повседневной жизни;

  • самостоятельность;

  • хорошее чувство юмора;

  • интуиция;

  • изобретательность в решении проблем;

  • символические языковые способности (различные системы символов).

Говоря об американской системе дошкольного воспитания этих «дважды особенных» детей, следует отметить применение в ней инклюзивного подхода. Он предполагает принятие школой всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей: детей-инвалидов, детей из языковых, этнических и культурных меньшинств, одаренных детей с ограниченными возможностями. В настоящее время в США действует программа «Инклюжен», основы которой были заложены «Реабилитационным Актом» и законом, принятым Конгрессом США в 1973 году об обучении детей-инвалидов. Новый универсальный словарь Вебстера определяет инклюзию (включение) как « процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого»[4]. Термин «включение» используется для описания философского подхода к образованию детей с ограниченными возможностями. Согласно данной философской парадигме любому ребенку с ограниченными возможностями следует обучаться в обычном классе.

Положение с одаренными детьми вызывает озабоченность американской общественности. Еще более 50 лет тому назад Л.Холлингворт отмечала, что дети с IQ выше 140 попусту тратят половину своего времени. А те дети, у кого IQ выше 170 практически бесполезно тратят все свое время пребывание в школе. Как утверждает Л.Силвемен и Дж.Рензулли все это происходит и сегодня. Часто в обычных школах и дошкольных учреждениях одаренным детям предлагают работу, на несколько лет отстающую от их уровня интеллектуального развития. Однако этого не происходит при инклюзивном обучении, в основе практики которого лежит принцип учета индивидуальности каждого ребенка, поэтому при обучении удовлетворяются его особые потребности. Практика инклюзивного подхода предполагает при планировании своих образовательных программ школой или детским дошкольным учреждением учитывать индивидуальные потребности ребенка, разрабатывая Индивидуальный план образования (ИП) одаренного ребенка. Инклюзивное обучение одаренных детей подразумевает то, что дети будут учиться друг у друга, у окружающих их взрослых. Принцип инклюзивного обучения, существующий в США, частично основан на теории Л.С.Выгодского о «зоне ближайшего развития» [8], когда проблемы должны решаться под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками. Именно при таком подходе к обучению и может быть распознана одаренность, и дети с ограниченными возможностями смогут стать значимыми членами своего учебного сообщества.


Литература:

  1. Cline, S., & Schwartz, D. (1999). Diverse populations of gifted children: Meeting their needs in the regular classroom and beyond. Upper Saddle River, N J: Prentice-Hall.

  2. Gallagher, J.J. (1988). National agenda for educating gifted students: Statement of priorities. Exceptional Children, 55, 107-114.

  3. Lovecky, D.V., «Gifted Children with AD/HD». Providence, RI: Gifted Resource center of New England, 1999.

  4. Webster’s New Unabridged Universal Dictionary, 1994.

  5. Winebrenner, S. «Teaching Gifted Kids in the Regular Classroom». Free Spirit Publishing, 2001, p.21.

  6. Willard-Holt, C. (1994). Recognizing talent: Cross-case study of two high potential students with celebral palsy. Storrs: National Research Center on the Gifted and Talented, University of Connecticut.

  7. Whitmore, J.R., & Maker C.J. (1985). Intellectual giftedness in disabled persons. Rockville, M D: Aspen.

  8. Выготский, Л. Педагогическая психология. Москва, АСТ Астрель,2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle