Библиографическое описание:

Иванова О. М., Покорная О. Ю. О методике использования мультимедийных технологий в преподавании естественно-научных дисциплин иностранным военнослужащим // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 333-335.

Современная мировая экономика характеризуется замедлением роста производства в ее традиционных отраслях и развитием наукоемких сфер производства, то есть переходом к инновационным технологиям. Это отразилось и на целях, поставленных обществом перед образованием: оно должно соответствовать требованиям инновационного развития экономики и в то же время быть доступным для большинства членов общества. При этом сама система образования становится неотъемлемой часть экономики, способной приносить немалые дивиденды (и не только материальные) в конкурентной борьбе как на межгосударственном, так и межвузовском уровнях. Традиционная образовательная система уже не в состоянии решить поставленную проблему. Поэтому возникает обратная связь: для успешного развития инновационной экономики образование само должно стать инновационным. Современное образование характерно тем, что впервые за всю историю развития педагогики появилось поколение средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий, которые дают возможность интенсификации образовательного процесса.

В первую очередь, это относится к преподаванию естественнонаучных дисциплин, таких как физика, математика, информатика, так как именно они закладывают фундамент научного мировоззрения будущих специалистов в сфере материального производства. Главная задача обучения иностранных военнослужащих по естественнонаучным дисциплинам заключается в формировании научного мировоззрения, базирующегося на познаваемости законов окружающего нас мира. Она может быть решена лишь в случае овладения ими основных закономерностей, составляющих фундамент данной науки. Тем самым будет достигнут развивающий эффект, позволяющий будущим военным инженерам легко ориентироваться в потоке научной и технической информации, а также адаптироваться к новейшим разработкам военной техники.

Поэтому целью данной статьи является обсуждение методики преподавания естественнонаучных дисциплин иностранных военнослужащих с использованием элементов инновационного образования – мультимедийных технологий. Среди множества мультимедийных средств наибольший интерес вызывают специализированные компьютерные средства и, в первую очередь, интерактивные доски. Их применение позволяет резко активизировать процесс обучения за счет одновременного использования графической, звуковой, фото – и видеоинформации, что придает занятиям, традиционно характеризующимся монотонностью, яркую эмоциональную окраску [1]. Это снимает утомляемость и повышает объем воспринимаемой информации, что, в свою очередь, благотворно сказывается на увеличении мотивации слушателей. Использование интерактивных досок совместно с электронными учебными материалами способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Это хороший выбор для преподавателей, стремящихся с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость и облегчить усвоение учебного материала.

Перечислим основные факторы, которые не позволяют автоматически переносить традиционные отечественные методики преподавания на процесс обучения иностранных военнослужащих:

  1. слабое знание русского языка;

  2. недостаточная школьная база знаний по физике и математике у многих иностранных военнослужащих;

  3. непривычная социокультурная среда;

  4. религиозный фактор;

  5. оторванность от семьи;

  6. дискомфортные по сравнению с домашними условия проживания;

  7. непривычный рацион питания и др.

Влияние этих факторов на методику преподавания различно. Первые четыре из них непосредственно воздействуют на процесс обучения. Оставшиеся факторы оказывают опосредственное влияние на учебный процесс вызывая болезненность, раздражительность, быструю утомляемость. Они устраняются воспитательной работой и постепенным привыканием к новым условиям.

Первые два фактора, в идеале, могут быть устранены проведением годичного подготовительного курса, где иностранных военнослужащих обучают русскому языку и письменности, а также проводятся занятия по математике и физике для формирования базы знаний, достаточных для изучения дисциплин высшей школы. Однако если с первой языковой задачей они как-то справляются, то занятия по физике и математике мало эффективны для тех из них, кто слабо изучил их в родной школе.

Существует еще один, более жесткий, но необходимый способ устранения этих двух факторов - это проведение экзаменов после подготовительных курсов, где происходит отсев наиболее слабых абитуриентов. Но и для прошедших подготовительные курсы требуется ввести коррективы в отечественную методику проведения учебных занятий.

В первую очередь, преподаватель должен существенно адаптировать стиль изложения учебного материала, чтобы иностранные слушатели не испытывали языковых трудностей в процессе восприятия учебных вопросов, а также при их конспектировании. Для этого необходимо в устной речи использовать только простые предложения, ограничивая употребление причастных и деепричастных оборотов. Также не следует употреблять идеоматические выражения типа пословиц и поговорок, а также жаргонные слова. Нужно с осторожностью употреблять тропы (метафоры, гиперболы и т.д.). Сложные научные термины, фамилии ученых целесообразно выписывать на доске. Основные определения, законы, явления необходимо диктовать, отчетливо выговаривая каждое слово и повторяя каждую фразу столько раз, сколько просят слушатели. Все это резко тормозит скорость изложения и влияет на объем информации по данному учебному вопросу. Поэтому необходимо выделить основные моменты, требующие обязательной фиксации, отделив их от менее важных, которые можно излагать без конспектирования.

В устранении этих трудностей неоценимую роль играет интерактивная доска, на которой демонстрируется сам текст занятий, рисунки, графики, формулы, лекционные демонстрации и остальные элементы видеоряда, служащие для иллюстрации теоретических знаний. При этом все выделенные элементы можно показать в укрупненном масштабе, удобном для восприятия. Подобное подключение видеоинформации к звуковой резко увеличивает скорость изложения и конспектирования учебного материала, что приводит к росту объема и качества его усвоения.

Исследования института «Евролингвист» показали, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное сочетание аудио- и видеоинформации с учетом моторной памяти при ее письменной фиксации повышает запоминаемость до 50%.

Для успешной реализации поставленных задач требуется большая предварительная работа преподавателя по разработке и подготовке электронных конспектов занятий с использованием различных свойств интерактивной доски [2]. Сам этот процесс носит творческий характер, реализующий принцип вариативности, позволяющий отражать последние достижения науки и техники.

Применение компьютерных технологий, сочетающих вербальную и наглядно - чувственную информацию, резко повышает мотивацию обучаемых [3]. Выработанная методика позволяет преподавателю уложиться в аудиторное время при изложении учебных вопросов, а также поднимать уровень его восприятия. В электронных учебных разработках можно создавать гиперссылки с одного листа на другой, а также на различные дополнительные обучающие материалы - например, видео-файлы или электронные пособия. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Выводы основных формул и их последующий анализ целесообразно проводить непосредственно, вовлекая в этот процесс всех слушателей.

Написанная на электронной доске информация мгновенно появляется на экране компьютера, хранится в файловом виде и может быть распечатана на обычном принтере. Надписи на доске делаются цветными маркерами, а при наличии цветного принтера, подсоединенного к компьютеру, копии тоже будут цветными. Использование цвета позволяет выделить наиболее важную информацию и значительно увеличить эффективность ее восприятия.

Особенно эффективна эта методика при работе с иностранными военнослужащими [4]. Раньше такие занятия, проводимые по традиционной методике, не давали положительного результата из-за наличия таких отрицательных факторов, как резкое обеднение речи, бесконечные повторы изучаемого материала, отсутствие какой - либо обратной связи, невозможность уложиться в жесткие временные нормы. Применение предложенной методики практически полностью устраняет перечисленные негативные факторы, так как повышает скорость восприятия учебной информации и, соответственно, ее объем. Поэтому возникает возможность использовать метод диалога, проводить развернутый опрос, тем самым устанавливая обратную связь, позволяющую контролировать степень понимания слушателей.

Приведенный пример разработанной методики лишний раз показывает, что информатизация образовательного процесса представляет собой новую область научно–практической деятельности. Она направлена на разработку новейших технологий, предназначенных для сбора, хранения, обработки и дальнейшего распространения информации, позволяет более эффективно систематизировать имеющиеся и создавать новые знания в области образования для достижения психолого-педагогических целей обучения, развития и воспитания современного поколения.


Литература:

  1. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М. Академия, 2003. 480с.

  2. Основы современных компьютерных технологий/Под ред. Хомоненко А.Д.– СПб:КОРОНА принт, 2002. -448 с.

  3. Вакулюк В., Семенова И. Мультимедийные технологии в учебном процессе//Высшее образование в России. 2004. №2. с.101-105.

  4. Паршин А.В. Математические модели и специальные программно – технические средства обучения курсантов математике в военных вузах: монография.- Воронеж: Издательство ВАИУ, 2009. -270 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle