Библиографическое описание:

Кенжегараев Н. Д. Преемственность национального проекта «Интеллектуальная нация - 2020» и концепции А.Кунанбаева «Полноценная личность» // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 339-342.

Национальный проект Лидера нации Н.А.Назарбаева «Интеллектуальная нация - 2020» - грандиозный проект, выдвинувший стратегические цели превращения Казахстана в конкурентоспособного государства, формирование «новой генерации казахстанцев» [1], интеллектуальной нации, интеллектуальной личности в условиях мировой глобализации и указывающий на самые сокровенные цели общечеловеческого развития. Воспитание человека, ориентированного на национальные и общечеловеческие ценности, а также проблема формирования личности является одной из злободневных вопросов не только казахстанского общества, но и всего человечества в целом. Своевременность и необходимость, актуальность стратегии интеллектуальной нации, интеллектуальной личности и обращение Лидера нации к данной проблеме объясняется желанием в эпоху духовной деградации общества возвысить роль духовности, общечеловеческих ценностей, благонравственности, желанием видеть мир в более совершенном фокусе. Свои глубоко сокровенные желания Лидер нации передает в методологически разработанной концепции общечеловеческого развития. Эта идея приобрела новые очертания благодаря Президенту-мыслителю (Лидеру нации – Н.А.Назарбаеву), который усовершенствовал, связал государственную политику вечными человеческими ценностями. Корни проблем интеллектуальной нации, интеллектуальной личности кроются в глубинах истории. Интеллектуальная личность – это не только человек, который наделен национальными и общечеловеческими ценностями: духовными, нравственными, культурными, моральными и.т.д. Концепция интеллектуальной личности созвучна идеям мыслителей тюрко-мусульманского мира «полноценной личности» или же «нравственном, совершенном человеке». Взгляды ученых тюрко-исламского мира, вошедшие в сокровищницу мировой культуры и веками служащие человечеству, годами развивались, усовершенствовались и достигли своей кульминации в творчестве Абая Кунанбаева. Являясь продолжателем идеи «полноценной личности», А.Кунанбаев разделяет такие понятия как «зрелость раба божьего» и «совершенство личности». Понятие «зрелость раба божьего» («бенделіктің кәмалаттығы») в понимании Абая характеризует человека, который заботится только о своей загробной жизни или же человека, живущего строго по религиозным законам. Понятие «совершенный человек» («камили инсан») в понимании поэта означает суть и сущность, цель человеческой жизни, то есть человека, который постигает общечеловеческие и религиозные ценности, приносящий людям добро и свет знанием и наукой, человека активной и справедливой гражданской позиции в обществе и в целом мире, человека, обладающего высокой этической и культурной нравственностью.

Общеизвестно, что Чокан Валиханов, Абай Кунанбаев являются теми авангардами, которые стремились приобщить свой народ к процветающей культуре и цивилизации народов мира. Несмотря на то, что казахская земля была колонией царской России, в казахском обществе во второй половине ХІХ века и в начале ХХ века были ощутимы влияния глобальной перемены, происходящие в мире. Процесс глобализации - это продукт не одного дня, и он не является плодом настоящего времени. Истоки мировой глобализации зарождались очень давно. Современный мир переживает развитие одной из фаз процесса глобализации, а его развивающая фаза застала эпоху А.Кунанбаева.

Почему мы считаем Абая Кунанбаева одним из первых ласточек процесса глобальной цивилизации и мировой интеграции в казахской степи? Заложенное в стенах медресе Ахмет Ризы в городе Семее освоение литературы и культуры, философии и истории Востока, чтение книг по истории и философии Исламской веры, религиоведения, стремление познать тюркскую, арабскую, персидскую культуру и цивилизацию, - сыграло огромную роль в становлении и в формировании Абая как личности. Обращение Абая к русской и Западной литературе, культуре, науке, философии дало ему возможность подняться на уровень великих мыслителей человечества. Имея за своими плечами два мира, две цивилизации: Восток и Запад, признающиеся прародителями человеческой цивилизации всего земного шара, он твердо вошел в элиту мировой культуры. Впитывая от неиссякаемых источников мудрость как Востока, так и Запада, тем не менее великий Абай оставался тем гением, который отталкивался от своей родной почвы, чтимый мудрость родной степи, родной культуры. Возвышение великого поэта-мыслителя на уровень общечеловеческих и нравственных ценностей стало возможным благодаря освоению им мировой литературы и культуры. Это ни столь принижение родной казахской литературы и культуры. Сокровенные общечеловеческие цели – это та ценность, зарожденная от взаимосвязи, взаимообщении цивилизации, от диалога культур. Этим и обьясняется секрет того, что А.Кунанбаева считают национальным поэтом и одновременно поэтом-мыслителем всего человечества.

Мыслитель А.Кунанбаев, анализируя тенденции развития народов мира в последней четверти ХІХ века, учитывая успехи и достижения, контролируя ходы развития культурного и бытового потенциала, озадачивал себя такими вопросами, как: каково место и положение казахского народа в свете мировой интеграции, цивилизации; чему должен научиться казахский народ от развитых, цивилизованных стран; какими целями должны руководствоваться и что должны казахи воплотить в действительность? Размышление над этими вопросами привело А.Кунанбаева к данной идее - от исторической необходимости становиться на путь мировой глобализации и интеграции, провозглашая своему народу первоначальные задатки, идеи мировой глобализации. Во втором слове назидания А.Кунанбаев останавливается на теме межнационального общения и межнационального взаимодействия. Сравнивая проживающих в казахской земле и в соседствующих странах ногайцев, татаров, узбеков, русских с казахами, он приходит к выводу, что все эти народности намного опережают по культуре и по быту, по нравам и по труду, по образованности казахский народ. Сравнивая положение казахов с соседней Россией, он говорит: «О просвещенных и знатных русских и речи нет. Нам не сравняться с их прислугой» [2, 142]. Рассуждая положение, проживающих по соседству в Евразийском пространстве народов, А.Кунанбаев определяет дальнейшую стратегию развития казахского народа и показывает, в каком русле должен протекать процесс интеграции этих народов. А.Кунанбаеву, человеку 12 лет возглавлявшему волостное управление, избиравшегося на два срока Верховным судьей, как человеку политико-административного узла по долгу службы было известно социально-политическое положение Казахстана. Благодаря владению ситуацией, его информированности о внешнем и внутреннем положении казахского народа, он акцентирует внимание на вхождение во всемирную интеграцию. Видит будущее казахского народа, его дальнейшее развитие в совокупности с мировым сообществом. В двадцать четвертом слове А.Кунанбаев, сопоставляя, делает глобальные аналогии и анализы: «Говорят, нынче на земле живет более двух миллиардов человек. Из них нас, казахов, более двух миллионов.

Казахи, не сходны ни с одним другим народом в своем стремлении к богатству, в поисках знаний, постижений искусства, в проявлении чувства доброжелательности, силы, хвастовства или враждебности.

Мы враждуем, разоряем друг друга, следим друг за другом, не давая ближнему своему и глазом моргнуть.

Есть на свете города с численностью жителей трех миллионов. Есть на свете люди, которые трижды обошли шар земной.

Неужели нам так и жить, подстерегая друг друга, оставаясь ничтожнейшими из всех народов на земле?» [2, 184]. Благодаря знакомству с материалами, издаваемыми в периодической печати России, научным книгам и художественной литературе, глубоко информированный А.Кунанбаев не ограничивается глубоким познанием этих материалов, анализируя положения, он ищет пути применения этих тенденций на национальный контекст, на казахскую почву. Бедственное положение казахского народа и глубокое сострадание подталкивает А.Кунанбаева думать и действовать в этом формате. В итоге народный гений путем сопоставительных методов составляет реальную и проницательную диагностику, приходит к трактовке своего стратегического видения будущего Казахстана. Это можно оценивать как прогрессивными сдвигами, историческими шагами к пути мировой цивилизации, мирового развития. Цитата А.Кунанбаева затрагивает инновационные для казахского общества понятия, как: земля, весь мир, всемирный, человечество, человечество всего мира, человечество всей земли, население всего мира, численность казахского народа, многомиллионные города, люди, которые трижды обошли шар земной и.т.д. До А.Кунанбаева на казахской земле такие глобальные аналогии и сопоставления не осуществлялись. Инновационные идеи А.Кунанбаева обязывают оценивать его не только как поэта, но и как видного стратега, диагностика, человека с высоким политическим сознанием.

Отставание от мировой цивилизации казахского народа Абай видит в целом не только от внешних факторов (которых тоже не отрицает), но и от внутренних факторов. На глазах поэта Абая, в его эпохе менялись формации мировой цивилизации, отдельные государства развивались бурными темпами. Владеющий информацией об индустриально-инновационном прогрессе, о задатках развития научный технологии Европейских государств, поэт, видя то бедственное положение казахского народа, не имея независимости, погрязший в междоусобные вражды и распри, которая не давала спокойно приумножать свой скот, А.Кунанбаев берется спасать идущий к бездне народ, ставя себе целью нахождение путей спасения и реанимации казахского этноса. Не случайно в творчестве поэта занимает видное место проблема политического дискурса как мировое развитие, глобальное интегрирование. Абай не ограничивался воодушевленной и возвышенной поэзией, глубокочувственной романтикой и душераздирающей лирикой. Политическое положение и место казахского общества в процессе мирового прогресса остро волновало Абая как представителя казахского народа. Живя в то время, в которое от былой независимости при ханском правлении не осталось ничего, Абай по исторической памяти знал, что казахский народ был единым, независимым государством. Он мечтает о возрождении казахской государственности, заботится о том, чтобы не исчезли казахи с исторической сцены. Абай не зацикливается на родовом, жузовом, племенном, родственном уровне, выступает и призывает к национальному, общеказахскому единению, говорит и размышляет от имени Казахского этноса и нации. Абай Кунанбаев, живя в колониальной России на родной казахской земле, говорил и поднимал с высот общеказахские, национальные идеи о целостности и единстве народа.

Теория и практика в человеческой жизни занимает важные роли. О построении идеального государства и общества размышляли все выдающиеся мыслители мира всех времен и народов, к которым относятся великие сыновья казахского народа Аль-Фараби, А.Кунанбаев и Нурсултан Назарбаев. Абай искал в своих трудах пути полноценного развития совершенного человека и пути гармоничного развития казахского общества, всего человечества. А.Кунанбаев приобщил национальные интересы и национальные ценности с ценностями общечеловеческого развития, общечеловеческими духовными, этическими ценностями. Лидер нации Н.Назарбаев в своих трудах говорит о национальных интересах в гармонии с общечеловеческим развитием. Приоритеты наших мыслителей акцентируются на развитии общечеловеческого сознания, согласия, развитии духовно-нравственных ценностей. Вечный вопрос о смысле жизни человека и о сущности жизни человечества остается открытым. Вышеназванные мыслители сделали шаги в усовершенствовании сознания человеческого общества.

Проект Лидера нации «Интеллектуальная нация - 2020» является одним из решительных шагов нашего государства к гармоническому развитию человеческого общества во всех направлениях. Внедрение этого проекта в жизнь даст казахскому обществу и всему миру очень много полезного. Потому что он основан на сокровенных мыслях, на институтах общечеловеческих ценностей. Всякому идеалу присуща приподнятость над реальностью. Концепцию «полноценного человека» А.Кунанбаева нельзя считать идеалом его воображения и мыслей. Благодаря идеям Абая о полноценном человеке и о развитом казахском обществе, казахское государство в исторически сложные времена возрождалось из пепла, ныне после приобретения Независимости под мудрым руководством Президента Н.Назарбаева взяло курс гармонического развития. Проект Лидера нации «Интеллектуальная нация - 2020» нельзя считать утопическим, то есть воображаемым, непрактическим, идеалом. По словам Абая, известно, что Бог дал человеку такие дары как Разум, Воля, Сила, задействовав эти качества, человечество достигло очень многого до этого, хотя с большими изъянами. Будучи на развитой фазе человеческого разума, приобретая уроки от истории человеческого общества, человеческое развитие нужно направить на правильное русло, что и делает Лидер нации в этом проекте. Задействовав все институты общества в формировании интеллектуальной нации и личности, по указанной технологии в проекте (дошкольное образование, среднее образование, высшее образование) по концепции Президента, казахстанское общество может добиться высоких результатов. Непростая задача стоит перед педагогическим коллективом страны во всех его этапах. Требуется слаженная и систематическая, научно обоснованная, духовно обогащенная система обучения и воспитания. Педагоги всех этапов должны стремиться формированию гармонического развития личности. Человеческое общество никогда не должно переставать стремиться к усовершенствованию. Каждый человек, гражданин, личность должен стремиться к полноценности. Это призвание человека и всего человечества. Проект интеллектуальная нация осуществится тогда, когда каждый человек станет на путь развития, достигнет уровня интеллектуальной личности. Интеллектуальная личность - гармонически, разносторонне развитая личность. Педагоги всех уровней должны уметь пробудить в человеке любовь и стремление к науке, истине, миру, человечеству, природе, познанию, справедливости, институтам ценностей и.т.д. Поэт-педагог А.Кунанбаев пробуждает стремление детей к познанию, к жизненным приоритетам такими методами:

Пусть не похож, подобен будь,

Тому, кто знающ и учен.

Не говори, что никогда

Тебе не стать таким, как он [3, 148].

В проекте «Интеллектуальная нация - 2020» Президент призывает молодежь к усовершенствованию такими мыслями: «Школьники должны усвоить истину – «никогда не переставай начинать, никогда не начинай переставать» [4].

Как главный педагог страны, Н.Назарбаев развивает все существующие классические мысли в формировании личности и интеллектуального общества. Концепция интеллектуального общества тождественна с идеями совершенного общества, идеального общества, человечества. Стремление к идеальному обществу должно быть целью всего человечества. Концепция «полноценной личности», дошедшая до нас из глубин истории, реанимированная и реформированная в трудах А.Кунанбаева, находит дальнейшее развитие в идеях Н.Назарбаева. Президент Казахстана в очередной раз выдвигает мировой общественности пути гуманизации и совершенствования всего человеческого общества и гармонического сближения человеческого развития с заповедями Создателя.


Литература:
  1. Назарбаев Н. Инновационная индустрия науки и знаний – стратегический ресурс Казахстана в ХХІ веке. [WWW-документ] URL. Электронный ресурс. www.akorda.kz.

  2. Абай. Книга слов. Поэмы. Перевод с казахского К.Серикбаевой, Р.Сейсенбаева. Алматы: Ел, 1992.

  3. Кунанбаев А. Избранное. Перевод А.Кодара. Москва: Русский раритет, 2003.

  4. Назарбаев Н. Выступление на встрече со стипендиатами программы «Болашак». г.Астана. 30 января 2008 г. [WWW-документ] URL. Электронный ресурс. www.akorda.kz.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle