Библиографическое описание:

Алекинова О. В. Интеграция образовательных областей при организации деятельности с детьми по созданию учебно-дидактического материала // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 311-312.

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (далее ФГТ) заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности [1].

На основании сказанного ранее хочется рассказать о деятельности, проводимой с детьми по созданию учебно-дидактического материала. Данная деятельность носит продуктивный характер и направлена на развитие творческих способностей детей, также она обеспечивает активизацию самостоятельных действий детей. А именно в процессе по созданию учебно-дидактического материала (карточки по ПДД, экологические знаки, счетный материал, последовательные картинки для составления рассказа и т.д.), у каждого ребенка работа получается своеобразная, непохожая на остальные, ребята стараются дополнить свои работы новыми элементами, соответственно мы можем говорить о проявлении творческих способностей детей.

Организовывая деятельность с детьми данного характера, предполагается интеграция следующих образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями (ФГТ), - принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.

Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Рассмотрим подробнее, каким образом можно реализовать интеграцию образовательных областей при организации деятельности с детьми по созданию учебно-дидактического материала:

Цель и задачи О.О. «Художественное творчество» согласно ФГТ заключаются в следующем:

  • формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

  • Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  • Развитие детского творчества;

  • Приобщение к изобразительному искусству.

Хочется обратить внимание, что при организации деятельности детей по созданию учебно-дидактического материала данные задачи реализовываются в полном объеме, так как изготовление учебно-дидактического материала предполагает развитие навыков усвоенных в рисовании, лепке, аппликации. Творчество детей проявляется в оригинальных работах. Дети имеют представление о значимости своих работ (подарят младшим детям для организации НОД, будут использовать в сюжетно-ролевых и дидактических играх), возрастает интерес к деятельности, ребенок стремиться выполнить свою работу как можно лучше, следовательно, происходит удовлетворение потребности в самовыражении ребенка.

Итак, интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями будет прослеживаться следующим образом:

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация»

(развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса изготовления учебно-дидактического материала и результатов получаемых в виде творческого продукта детской деятельности (счётный материал, наборное полотно, дорожные знаки и пр.)

«Познание»

(закрепление знаний детей об окружающей действительности: закрепление знаний о животных средней полосы России, расширение знаний о заповедниках Самарской области, закрепление знаний о правилах поведения в лесу и т.д.)

«Безопасность»

(формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе изготовления учебно-дидактического материала)

«Чтение художественной литературы», (подборка рассказов, загадок, пословиц, сказок по теме организуемой процесс изготовления учебно-дидактического материала)

«Физическая культура»

(изготовление учебно-дидактического материала по различным видам спорта)

«Музыка»

(музыкальное сопровождение в продуктивной деятельности детей, а также изготовление учебно-дидактического материала «музыкальные инструменты»)

«Социализация»

(изготовленные карточек по ПДД, экологические знаки, последовательные сюжетные картинки, которые позднее могут использоваться в сюжетно-ролевых играх «Полиция», «Я эколог», в дидактических играх «Составь рассказ», «Хорошо-плохо» и др.)

«Здоровье»

(формирование знаний о здоровом образе жизни, изготовление карточек-алгоритмов «Моем руки», «Чистим зубы» и пр.)

«Труд»

(подготовка необходимого материала для создания учебно-дидактического материала)

Содержание и результаты всех образовательных областей могут быть обогащены и закреплены с использованием деятельности детей по созданию учебно-дидактического материала.


В результате организации деятельности с детьми по созданию учебно-дидактического материала, наряду с творчеством успешно формируются представления детей об окружающем мире, развиваются навыки сводного общения, закрепляются знания о безопасном обращении с колющими предметами, воспитывается трудолюбие и пр. Следовательно, мы можем говорить об интеграции всех образовательных областей, что предполагает ФГТ, а также, о развитии творчества детей. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения творческой деятельностью. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее творческое и общее развитие человека.


Литература:

  1. Журнал «Справочник музыкального руководителя» - №0 – март 2012г.

Основные термины: образовательных областей, созданию учебно-дидактического материала, созданию учебно-дидактического материала, образовательных областей, организации деятельности, организации деятельности, Интеграция образовательных областей, самостоятельных действий детей, творческих способностей детей, дошкольного образования, активизацию самостоятельных действий, деятельности детей, интеграцию образовательных областей, следующих образовательных областей, интеграции образовательных областей, образовательных областей должна, организации деятельности детей, «Художественное творчество», объединения образовательных областей, продуктивной деятельности детей

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle