Библиографическое описание:

Алекинова О. В. Интеграция образовательных областей при организации деятельности с детьми по созданию учебно-дидактического материала // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 311-312.

Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации (далее ФГТ) заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности [1].

На основании сказанного ранее хочется рассказать о деятельности, проводимой с детьми по созданию учебно-дидактического материала. Данная деятельность носит продуктивный характер и направлена на развитие творческих способностей детей, также она обеспечивает активизацию самостоятельных действий детей. А именно в процессе по созданию учебно-дидактического материала (карточки по ПДД, экологические знаки, счетный материал, последовательные картинки для составления рассказа и т.д.), у каждого ребенка работа получается своеобразная, непохожая на остальные, ребята стараются дополнить свои работы новыми элементами, соответственно мы можем говорить о проявлении творческих способностей детей.

Организовывая деятельность с детьми данного характера, предполагается интеграция следующих образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».

Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральными государственными требованиями (ФГТ), - принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум.

Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Рассмотрим подробнее, каким образом можно реализовать интеграцию образовательных областей при организации деятельности с детьми по созданию учебно-дидактического материала:

Цель и задачи О.О. «Художественное творчество» согласно ФГТ заключаются в следующем:

  • формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

  • Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  • Развитие детского творчества;

  • Приобщение к изобразительному искусству.

Хочется обратить внимание, что при организации деятельности детей по созданию учебно-дидактического материала данные задачи реализовываются в полном объеме, так как изготовление учебно-дидактического материала предполагает развитие навыков усвоенных в рисовании, лепке, аппликации. Творчество детей проявляется в оригинальных работах. Дети имеют представление о значимости своих работ (подарят младшим детям для организации НОД, будут использовать в сюжетно-ролевых и дидактических играх), возрастает интерес к деятельности, ребенок стремиться выполнить свою работу как можно лучше, следовательно, происходит удовлетворение потребности в самовыражении ребенка.

Итак, интеграция образовательной области «Художественное творчество» с другими образовательными областями будет прослеживаться следующим образом:

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация»

(развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса изготовления учебно-дидактического материала и результатов получаемых в виде творческого продукта детской деятельности (счётный материал, наборное полотно, дорожные знаки и пр.)

«Познание»

(закрепление знаний детей об окружающей действительности: закрепление знаний о животных средней полосы России, расширение знаний о заповедниках Самарской области, закрепление знаний о правилах поведения в лесу и т.д.)

«Безопасность»

(формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе изготовления учебно-дидактического материала)

«Чтение художественной литературы», (подборка рассказов, загадок, пословиц, сказок по теме организуемой процесс изготовления учебно-дидактического материала)

«Физическая культура»

(изготовление учебно-дидактического материала по различным видам спорта)

«Музыка»

(музыкальное сопровождение в продуктивной деятельности детей, а также изготовление учебно-дидактического материала «музыкальные инструменты»)

«Социализация»

(изготовленные карточек по ПДД, экологические знаки, последовательные сюжетные картинки, которые позднее могут использоваться в сюжетно-ролевых играх «Полиция», «Я эколог», в дидактических играх «Составь рассказ», «Хорошо-плохо» и др.)

«Здоровье»

(формирование знаний о здоровом образе жизни, изготовление карточек-алгоритмов «Моем руки», «Чистим зубы» и пр.)

«Труд»

(подготовка необходимого материала для создания учебно-дидактического материала)

Содержание и результаты всех образовательных областей могут быть обогащены и закреплены с использованием деятельности детей по созданию учебно-дидактического материала.


В результате организации деятельности с детьми по созданию учебно-дидактического материала, наряду с творчеством успешно формируются представления детей об окружающем мире, развиваются навыки сводного общения, закрепляются знания о безопасном обращении с колющими предметами, воспитывается трудолюбие и пр. Следовательно, мы можем говорить об интеграции всех образовательных областей, что предполагает ФГТ, а также, о развитии творчества детей. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения творческой деятельностью. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее творческое и общее развитие человека.


Литература:

  1. Журнал «Справочник музыкального руководителя» - №0 – март 2012г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle