Библиографическое описание:

Болтаева О. Т. Формирование у учащихся умений критически оценивать литературных героев // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 320-323.

В статье раскрываются особенности развития у учащихся критического мышления в процессе изучения художественных произведений, даны определения понятия «критическое мышление», выдвинутые известными психологами, характеризуется система работы по анализу произведения, в процессе которой у учащихся формируются умения критически оценивать литературных героев.

Ключевые слова: критическое мышление, критическая оценка, осознание, убежденность, самостоятельные выводы, аргументы, дискуссия, точка зрения, анализ, обобщение.


К толкованию понятия «критическое мышление» впервые обратились известные психологи Дж-Брунер, Л.С.Выготский, Э.Гозиев, Ж.Пиаже. Некоторые практики до сих пор по-разному характеризуют этот термин.

В современных исследованиях комментируются понятия «критическое мышление», «критическая оценка», «критический ум». Дж.А.Браус, Д.Вуд и другие ученные трактуют понятие «критическое мышление» как глубокое аналитическое, мышление под которым понимают убеждения человека и способы решения проблем.

Критическое мышление означает следование здравому смыслу и отказ от своих личных неверных понятий. Человек с критическим мышлением способен выдвигать новые идеи, рассматривать новые возможности в данном направлении, осознавать наиболее важные пути и способы решения проблемы.

По мнению Д.Холперн, критически мыслящий человек открыто выражает свои мысли, он остаётся независимым в своем мнении. Свои идеи и взгляды он обогащает жизненным опытом. В тоже время критическое мышление отличается от творческого мышления. Эти два вида мышления связаны, и одно без другого не развиваются.

Как утверждают психологи (Ж.Пиаже, Д.Халперн), критическое мышление начинает развиваться у подростков в 14-16 лет, однако развитие его происходит неодинаково.

Для формирования («введения в действие») критического мышления необходимо обладать определенными качествами, а именно:

  1. Готовность к планированию своих поступков, действий. В большинстве своем в этом возрасте у учащихся обнаруживается вялость и незащищенность мысли. Поэтому прежде всего им необходимо овладеть умением последовательно излагать свои мысли. При этом нужна твердая убежденность в правильности своих суждений.

  2. Склонность к восприятию. Если учащиеся не готовы к восприятию мнений, предложений своих одноклассников и ровесников, то и их новые идеи и мысли не принимаются. Склонность к восприятию проявляется в усвоении различной информации.

  3. Твердость, убежденность. Часто, встречаясь со сложными задачами, учащиеся откладывают их решение на последующее время, или в надежде на чью-либо помощь. Если же у них есть уверенность в своих возможностях, то это качество хорошо сказывается на их интеллектуальном развитии. В результате такие учащиеся достигают успехов в учебной деятельности .

  4. Готовность к исправлению собственных ошибок. Ученик, обладающий критическим мышлением, не будет отстаивать (защищать) своё неправильное решение. Он сделает правильные выводы и внесет нужные исправления.

  5. Понимание, осознание. Это очень важное качество. В процессе мыслительной деятельности учащийся ведет самонаблюдение, контролирует последствия или результаты своих решений.

  6. Умение принимать согласованное с другими решение. Участие в решении вопросов на основе договоренности с другими имеет очень важное значение. Если проявлять упрямство и несговорчивость, по мнение говорящего останется «пустым звуком».

Дж-Барелл, в свою очередь, также выделил ряд качеств, которыми должен обладать это: критически мыслящий человек.

  1. Стремление решить проблемы;

  2. Проявление настойчивости в решении проблемы.

  3. Контроль за собственными действиями и поведением других.

  4. Открытое выражение своих идей и взглядов.

  5. Сотрудничество с другими в целях решения проблемы.

  6. Внимательное выслушивание собеседников.

  7. Сопереживание.

  8. Терпение в отношении неточного, неясного.

  9. Освещение различных точек зрения на проблему.

  10. Установление многосторонних связей между явлениями и событиями.

  11. Терпеливое отношение к отличающейся от своей позиции (точки зрения).

  12. Рассмотрение разных вариантов решения проблемы.

  13. Быстрая и точная формулировка вопросов оппоненту.

  14. Умение составлять различные выводы.

  15. Обдумывание и оценка своих мыслей, сомнений..

  16. Составление прогнозов, их обоснование, постановка перед собой глубоко продуманных целей.

  17. Применение в различных ситуациях приобретенных знаний и умений.

  18. Задавание продуманных вопросов с проявлением искреннего интереса.

  19. Активное восприятие информации.

Овладение критическим мышлением проявляется в самостоятельной деятельности в современном обществе. Оно способствует нестандартному мышлению. Самостоятельно, критически мыслящая личность управляет своими действиями, поступками и глубоко осознает их последствия.

Критическое мышление характеризуется как сложное явление, поскольку в нём концентрируется множество параметров, куда входят умения, виды деятельности, различные мыслительные операции.

В специальной литературе даны различные толкования данному понятию. Однако для определённых ситуаций должна использоваться единая характеристика – обобщённая и точная.

С критическим мышлением связан целый ряд видов умственной деятельности. Критическое мышление также можно назвать видом умственной деятельности.

Запоминание – важная мыслительная операция умственной деятельности человека, без которой невозможно осуществлять учебный процесс. Однако запоминание коренным образом отличается от критического мышления, но педагоги с традиционным мышлением в основном ориентируют учащихся на заучивание и запоминание учебного материала. Сторонники же развития критического мышления уделяют больше внимания развитию умственной деятельности.

Критическое мышление чаще всего связано с усвоением сложных идей, а если мышление учащихся не готово к такой умственной деятельности, то познавательный процесс будет неэффективным. На уроках литературы, истории, основ экономических знаний от учащихся требуется проявление активной познавательной деятельности для осмысления объяснения учителя и изложенного в учебнике материала. Особенно важна мыслительная операция понимания и восприятия учебного материала. Например, для восприятия сущности произведений Алишера Навои или реальной экономической ситуации учащимся следует мобилизовать работу мозга, в результате чего в их сознании происходит сложный интелектуальный процесс. Однако, этого пока недостаточно для достижения определенного уровня критического мышления.

Большинство специалистов в данной области все естественные мыслительные процессы связывают с критическим мышлением. Разумеется, это неверно. В ряде случаев при работе с новыми, неизвестными идеями, и фактами обнаруживается слабость мышления учеников. А критическое мышление появляется именно в процессе проверки, оценивания, развития и применения новых идей. Важным условием «срабатывания» критического мышления является наличие в памяти доказательств, аргументов и осмысление сущности идей.

Критическое мышление непосредственно связано с рядом ситуаций и условий:

  • Во-первых, критическое мышление есть форма проявления самостоятельного мышления личности. Поэтому в учебном процессе необходимо направлять учащихся на выдвижение и обоснование своих идей, оценок. Чтобы образ мыслей учащихся имел нестандартный характер, следует тщательно отбирать содержание учебного материала и составлять оригинальные задания к нему. Для проявления критического мышления учащиеся должны быть достаточно свободными в своих рассуждениях, не ограничены какими-либо рамками, иметь возможность (и время) для глубокого раздумья и самостоятельного решения сложных задач.

  • Во-вторых, при наличии большого объёма информации в современных условиях требуется отбирать опорную, имеющую непосредственное отношение к изучаемой проблеме информацию. Следовательно, человек, обладающий критическим мышлением организует свои знания. Для того, что бы решать сложные, задачи, учащиеся должны владеть определенными конкретными знаниями.

  • В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса, на который требуется получить ответ в процессе решения проблемы. Учащиеся по своей природе чрезвычайно любознательны. Они проявляют интерес ко всему новому и стремятся к познанию его содержания..

  • В-четвертых, критическое мышление обязательно связано с приведением убедительных аргументов. Человек с критическим мышлением ищет способы решения проблемы и прилагает к этому свои умственные усилия. Если для решения какой-либо проблемы существуют другие способы, уже известные, то он их старается освоить и в то же время, рассуждая логически, вносит свои дополнения, убеждая окружающих в их правильности. В доказательстве и аргументации нуждается каждое выдвигаемое положение. В качестве убедительных аргументов используются статистические данные, выдержки из текста (цитаты), характеристики героя, данные писателем, личный опыт.

Все части: утверждения, аргументы (доводы), доказательства составляют основу четвертого элемента структуры критического мышления. По этому учителя, формируя критическое мышление у учащихся побуждают их активно вступать в полемику (дискуссию), создают широкие возможности для обмена мыслями. Учителя должны максимально приблизить учебный процесс к жизни.

Педагогическая деятельность каждого педагога направлена прежде всего на воспитание гармонично развитой личности, а этот процесс требует последовательного обучения критическому мышлению. Это означает переход от традиционного к личностно-ориентированному обучению. Преподавателям литературы, в частности необходимо постоянно применять новые технологии. Такой подход позволяет сосредоточить все свои возможности и способности на внедрении новых идей и довести учащихся до уровня критического мышления.

Применительно к изучению литературы критическое мышление проявляется в умении давать критическую оценку произведению а такой анализ начинается с изучения характера, поступков, рассуждений литературных героев. Процесс изучения литературного произведения предполагает все сторонний его анализ. События, изображенные в произведении, анализируются во взаимосвязи с другими компонентами, причем допускается высказывание различных точек зрения. Особое внимание учитель обращает на то, чтобы учащиеся формулировали самостоятельные выводы и критически оценивали героев произведения, подтверждая свои суждения доказательствами. После изучения и анализа произведения учащиеся сравнивают свои выводы и оценки. Получается несколько вариантов различных оценок, к чему и стремился учитель.

Учителю следует заранее планировать, какие произведения и каких героев учащиеся будут критически оценивать, и конкретно проектировать процесс изучения произведения. С этой целью учитель предварительно ориентирует учащихся с помощью вопросов и заданий проблемного характера на вдумчивое чтение художественного текста. Вопросы и задания, предлагаемые учащимся, помогут им определить особенности характеров литературных героев, их положительные отрицательные черты различие и сходство во взглядах по отношению друг к другу.

Разумеется, учитель должен четко представлять, какие критические оценки могут быть высказаны учащимся. Для этого организуются специальные занятия (семинары – практикумы), которых учащиеся закрепляют навыки критического рассмотрения произведения и учатся давать критическую оценку героям произведения. Важное значение для критического оценивания имеет правильный выбор объекта анализа. Кроме того, учителю необходимо знать возможности конкретного ученика, рекомендовать источники, к которым учащиеся могут обратиться. Формирование критического мышления требует разработки специального плана с учетом поэтапного развития аналитических навыков. Для подготовки данного плана учитель должен быть вооружен необходимой информацией, психологической и методической литературой.

В процессе обсуждения ответов учащихся учитель внимательно выслушивает все мысли, сравнивает мнения и высказывает об обдающее заключение. В то же время принимаются во внимание неправильные нелогичные выводы учащихся, которые в тактичной форме комментируются и корректируются. Учащиеся, помимо оценки героев, должны разъяснить, на основами каких данных или фактов они пришли к свои выводом. Организуя работу над произведением с целью его критической оценки, учитель проводит беседы, диспуты, вопрос – ответные «минутки», в процессе которых осуществляется сбор сведений и информации, которые в итоге обобщаются. Для того, чтобы в ходе обсуждения учащиеся овладевали необходимыми знаниями, умениями и навыками оценки литературных героев, необходимо создавать соответствующие педагогические ситуации. При изучении каждой темы целесообразно использовать задания, требующие от учащихся критического подхода к произведению и самостоятельной его оценки. Это могут быт сочинения, рефераты творческого характера, составление эссе, описаний героев с выражением собственного отношения. Формирование критического мышления учащихся требует от педагогов глубоких психологических, литературоведческих, методических, знаний, серьезной подготовки к занятиям, индивидуального подхода к каждому учащемуся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle