Библиографическое описание:

Маджидова Д. А., Таджиева С. Х., Ахматий Ф. Практическое состояние социальной работы c малообеспеченными многодетными семьями в системе самоуправления граждан // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 296-298.

С приобретением независимости, Узбекистан встал на путь развития сильной государственной политики в области вопросов социальной защиты населения. Приоретной задачей государства в условиях рыночной экономики является забота о многодетных малообеспеченных семьях, детей, а также людях с ограниченными возможностями. За годы независимости, значительная финансовая поддержка из государственного бюджета расходуется на улучшение образа жизни людей, их всестороннюю поддержку. Особенно, именование годов как «Годом женщин», «Годом здорового поколения», «Годом матери и ребенка», «Годом социальной защиты», «Годом семьи» и т.д. свидетельствует о том, что на каком высоком уровне практическое внимание проблемам социальной защиты уделяется со стороны правительства Узбекистан.

Также, 2012 году в государственной программе Года семьииз основных направлений можно выделить осуществление профессиональной межведомственной работы с детьми и семьями нуждающихся социальной помощи.

Как известно в Узбекистане в вышеуказанной деятельности первостепенную роль играет - махалля, так как на протяжении многих поколений в нашем обществе, семья, ребенок и окружающие их соседи – неразрывно связаны между собой. Во многих случаях, например, определение внутренней среды семьи, ее социально-психологическую атмосферу, условия, возможности, культурно-воспитательные аспекты могут быть предоставлены работниками махаллинского комитета, состоящих из жителей данной махалли.

Семья как основной институт социализации ребенка, где происходит самопознание, приобретаются первые ценности, развивается культурно-нравственное сознание, является важнейшим показателем здоровой личности. К сожалению, под влиянием различных негативных внешних и внутренних факторов, семья может находиться или перейти (из социально-стабильной) в социально-уязвимую группу риска.

С целью профилактики предотвращения возникновения данных случаев, со стороны нашего правительства, была повышенная ответственность схода махалли в обеспечении стойкого развития семьи. В концепции утвержденной 2004 году со стороны МНО РУз «сотрудничество семьи, махалли, школы в воспитании совершенного поколения», были выделены задачи махалли, направленные на оказание социальной помощи семьям с тяжелыми жизненными условиями и их детям, обеспечение социально-психологическими услугами, изучение вопросов занятости семьи, а также гарантирование защит прав и свобод семьи и ребенка, выявление неспокойных семей на территории махалли и предупреждение в этих семьях случаев разногласия и конфликтов.

Исходя из вышесказанного, участниками проекта «Научно-методическое обеспечение практики социальной работы с малообеспеченными, многодетными семьями и детьми нуждающихся в социальной защите», была проведена научно-исследовательская работа по определению практического состояния социальной работы в предоставлении помощи малообеспеченными многодетными семьями в системе махалли.

Целью данного исследования явилось изучение практического состояния социальной работы в работе с многодетными малообеспеченными семьями, нуждающимися в социальной защите.

Исходя из выдвинутой цели, были определенны задачи научно-исследовательской работы:

  • изучение системы социальной работы с многодетными малообеспеченными семьями, нуждающимися в социальной защите на экспериментальных площадках;

  • проведение анкетирования и интервью с работниками махаллинских комитетов и семьями с целью изучения существующей деятельности управления благотворительного фонда «Махалля» с многодетными малообеспеченными семьями, нуждающимися в социальной защите;

  • изучение статистических данных.

В рамках научно-исследовательской работы было проведено анкетирование и интервьюирование семей, махаллинских деятелей, сотрудников управления благотворительного фонда «Махалля» Самаркандской, Кашкадарьинской и Андижанской областей РУз. В исследовании приняло участие более 110 респондентов.

Данные полученные в результате исследования, позволили выделить основные причины попадания семей в ряд малообеспеченных или в группу риска.

Постоянный недостаток денежных средств, вызывая чувство безысходности, может стать причиной вредных привычек взрослых членов семьи и в итоге малообеспеченности может привести риску попадания семьи в категорию «неблагополучных» или «асоциальных».

Говоря о социальной защите детей со специальными потребностями, мы так же не можем обойти вниманием проблему малообеспеченности. Ребенок, воспитывающийся в семье, требует пристального внимания и постоянной заботы хотя бы одного из взрослых членов семьи, что делает практически невозможным трудоустройство последнего. Учитывая, что основной статьей расходов в такой семье часто являются затраты на лекарственные средства и дополнительные медицинские услуги, нехватка денежных средств порой ощущается очень остро.

Таким образом, одним из первых факторов риска для семьи является проблема низкого уровня доходов. Занятые постоянным поиском высокооплачиваемой работы родители, вынуждены мигрировать или устраиваться на сдельные виды работ. Потребности детей в таких семьях могут удовлетворяться только в минимальном объеме, обеспечивая ребенку лишь самое необходимое для выживания.

Результаты исследования показали, что первичным фактором возникающего риска неустойчивости семьи считается источник нехватки денежных средств. Поэтому, вопрос о социальной защите ребенка и малообеспеченности является одним из центральных, заслуживающим специального внимания.

На сегодняшний день в нашей республике создалась система эффективной социальной защиты с подобными семьями. Поддержка семей ожидающих рождение ребенка, пособия по воспитанию детей из малообеспеченных многодетных семей до 16 лет, разовая материальная помощь и другие выплаты проводятся со стороны государственного бюджета. Также освобождаются от выплаты налогов матери одиночки, потерявшие кормильца, родители, воспитывающие ребенка с инвалидностью.

Результаты данного исследования показали, что необходимую информацию о семье, нуждающейся в социальной защите, члены махаллинского комитета получают в первую очередь от членов самой семье, соседей и жителей махалли. Согласно информации полученной от специалистов махаллинского схода граждан, клиентами социальных служб и основными получателями помощи считаются многодетные семьи, неполные семьи (семьи с одним родителем), малообеспеченные семьи с детьми не достигшими совершеннолетия. Сотрудники совета жителей махалли г. Самарканда в своих ответах помимо многодетных и неполных семей в качестве основных получателей помощи указывали семьи, где один либо оба родителя не работали. По общей оценке специалистов получающих пособие частично указывались патронатные семьи, несовершеннолетние родители, семьи, где один из родителей или оба родителя являются инвалидами, молодые семьи (семьям, не исполнившимся 3 лет со дня свадьбы), опекунские семьи и одинокие.

Одной из важнейших задач для оказания качественной социальной помощи считается адресное направление в разделении ресурсов.

Для этого необходимо создать универсальные механизмы уточнения основных категорий слоев нуждающихся в социальной помощи. В ряд задач нашего исследования, также входило изучение механизмов возможностей объективного уточнения основных клиентов, нуждающихся в работе со специалистами социальных служб. С этой целью, мы обратились с вопросами, касающихся семей имеющих детей, не достигших совершеннолетия, для сбора информации.

Согласно анализу результатов, информация о семьях поступает от махаллинских комитетов, хакимиятов, инспекторов по осуществлению паспортного режима, жителей, ответственных соседей по улице и домам, школьных и дошкольных учреждений.

Результаты указывают не только на нехватку разнообразия методов определения семей, не достигших совершеннолетия, но и также отсутствие со стороны различных учреждений целостности и единодушия в проводимой работе. В связи с этим, необходимым является обеспечение ресурсами и внедрение мониторинга для определения потребностей семей имеющих ребенка, а также показатели уровня социального риска этих семей.

При осуществлении работ в данном направлении особенно важно уделять внимания следующим:

  1. Знание программ направленных на социальную поддержку социально-уязвимых семей и детей как «Год матери и ребенка», «Год социальной защиты», «Год семьи», «Год гармонично развитого поколения», а также всех программ направленных для работы с семьями и детьми, нормативно-правовых документов.

  2. Повышение социально-педагогической компетенции и ответственности сотрудников учебно-воспитательных учреждений, за здоровье и гармоничное развитие детей. Это требует тесного сотрудничества с семьями и махаллями, индивидуального отношения каждому ребенку, использования личностно-ориентированных технологий в учебном процессе.

  3. Для обеспечения физического, интеллектуального, социального развития детей, при этом для оказания своевременной профессиональной педагого-психологической и социальной помощи нуждающимся семьям, необходимо обеспечить школ, особенно школ-интернатов, комитетов махали социальными работниками.

Задачами социального педагога в учебно-воспитательных учреждениях и в системе социальной защиты детей являются следующие:

  • Обеспечение и защита прав и интересов ребенка в соответствии Конституции РУз, законам «О образовании», «О гарантии прав ребенка» и «Конвенции о правах ребенка»;

  • Осуществление психолого-педагогического наблюдения детей совместно с педагогами, психологом, логопедом-дефектологом, вожатым, классным руководителем и другими специалистами учреждения;

  • Определение медицинских, педагого-психологических, социальных и других проблем и определение путей их предотвращения в процессе обучения детей, социально-правовая поддержка детей;

  • Определение социального статуса семей учеников (малообеспеченные, многодетные, инвалидность или безработица родителей, неполная семья, конфликтная семья и т.д.), диагностика семейных проблем и проведение работ с ними и т.д.

На сегодняшний день из важнейших задач педагогов, психологов, специалистов системы социальной защиты детей является разработка по данной проблеме научно-методических пособий, рекомендаций, семинаров-тренингов, курсов повышения квалификаций для специалистов этой сферы.

Итак, направления социальной работы учреждений системы социальной защиты семьи и детей разнообразны, по нашему мнению из них можно выделить следующие:

  • Предотвращение семейных проблем и оказание помощи формированию педагогической культуры родителей;

  • Социально-психологическая поддержка, оказание психологической помощи особенно при кратковременных кризисных ситуациях;

  • Привлечение разных служб и учреждений при решении проблем семей, и оказание помощи для создания благоприятной среды для жизни и развития ребенка;

  • Оказание помощи при использовании семьи медико-социальных служб, при осуществлении оздоровительных мероприятий для ребенка;

  • Восстановление социального статуса родителей – оказание помощи для устройства на работу, приобретения профессий и др.;

  • Правовая поддержка – оказание консультаций по семейному, семейно-бытовому, трудовому, гражданскому, пенсионному законодательству, по правам ребенка, женщин и инвалидов.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle