Библиографическое описание:

Михайлушкин П. В., Баранников А. А. Программно-целевой подход к реализации прогнозных сценариев развития кластерных структур АПК региона // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 133-135.

Правильный выбор нельзя сделать, не предвидя всех желательных и нежелательных последствий, не соотнося ожидания с изменяющейся информацией. Постоянное видение перспективы позволяет своевременно обнаруживать риски и принимать меры во избежание отрицательных результатов. Сознательно или подсознательно любой человек либо созданная им структура прогнозирует последствия своих действий, решений, формулирует суждение о будущем, о будущих ситуациях, строит модель будущего. Роль прогнозирования неизменно возрастает в связи с ускорением научно-технического прогресса, усложнением задач управления, усилением неопределенности, вызванной переходом к рынку и циклично возникающим кризисным явлениям (период 9-10 лет).

В управлении агропромышленным производством прогнозирование является первоосновой, так как всякое управленческое решение имеет прогнозную или плановую направленность. Прогноз вскрывает неопределенности в системе, обосновывает факторы, при которых достигаются поставленные цели. Как отмечалось выше, по характеру, тесноте связи с объектом прогноз находится между гипотезой и планом. Гипотеза служит научным предвидением на уровне общей теории, закономерности, которая питает прогноз для большей определенности и достоверности, что проявляется в качественных и количественных параметрах. Прогнозирование можно считать и стадией планирования, так как оно характеризует контуры будущего, без чего нельзя разработать программу действий [4].

Вместе с тем, прогноз вероятностен и многовариантен, что обусловлено наличием неопределенностей в отображаемой им будущей действительности. В случае, когда имеется несколько путей реализации замысла, разрабатываются сценарии возможного развития. Сценарий — это описание будущего, составленное с учетом правдоподобных положений для определенной совокупности условий будущего развития. Необходимость составления сценариев заложена в вероятностном, вариантном развитии. Прогноз обычно имеет несколько сценариев, в том числе оптимистический, пессимистический, оптимально-реалистический. Сценарий устанавливает логическую последовательность событий, механизм вырастания из существующей ситуации будущего. Сценарий разрабатывается функционально-логическим методом, имеет системный характер и выявляет факторы, позволяющие достичь поставленные цели, т.е. прогнозный сценарий должен разрабатываться на системной основе. Система – это множество взаимосвязанных элементов и звеньев, образующих определенную целостность, единство. Системный подход требует учета всех ключевых элементов (внутренних и внешних), влияющих на принятие решений.

Однако системный подход в реализации прогнозных сценариев должен основываться и на программно-целевой составляющей, так как прогноз должен иметь целевой характер, необходимый для выработки концепции, программы дальнейшего развития. Значимость программно-целевого подхода также обусловлена ростом и усложнением межотраслевых и региональных связей, выходом производственных, экономических и социальных проблем за рамки отдельно взятой организации, отрасли, региона. Так, отраслевое планирование способствует ускорению научно-технического прогресса, но ведет к ведомственной разобщенности, тормозящей агропромышленную интеграцию. Территориальное планирование обеспечивает развитие инфраструктуры, инициативы мест, но порождает региональную замкнутость. Системный, программно-целевой подход в реализации прогнозного сценария развития регионального АПК исключает односторонний подход к планированию, при этом программный разрез плана сочетает централизованное начало с самостоятельностью хозяйствующих субъектов, способствует совершенствованию межотраслевых и территориальных связей. Поэтому данный подход является основным мето­дом планирования, а целевая комплексная программа — основным плановым документом, содержащим увязанный по ресурсам, срокам, исполнителям комплекс мероприятий для обеспечения эффективного решения поставленных задач в сочетании с отраслевым и региональным аспектом и в тесной взаимоувязке с методами планирования, что позволяет рационально сочетать интересы региона, отраслей с целями развития всей социально-экономической системы [2].

В настоящее время аграрная политика, определенная в последние годы в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и государственной программы «Развитие сельского хозяйства на 2008-2012 гг.», по мнению разработчиков, дала положительный результат [1]. Так, бывшая министр сельского хозяйства России Е. Скрынник отмечает, что:

  • принято решение о субсидировании процентных ставок в размере 100 % ставки рефинансирования Банка России по кредитам для предприятий и фермеров, занимающихся производством молока и мяса крупного рогатого скота, а для остальных организаций АПК возмещение составляет 80 % ставки рефинансирования;

  • в уставный капитал Россельхозбанка направлено 45 млрд руб. на кредитование сельхозорганизаций, включая проведение закупочных зерновых интервенций, 25 млрд руб. – в уставный капитал Росагролизинга для поставки отечественной сельскохозяйственной техники. С начала 2009 г. изменены условия поставок по лизингу. Теперь авансовый платеж осуществляется через год после получения предмета лизинга, а текущие платежи – через 18 месяцев, при этом срок лизинга увеличен до 15 лет;

  • Министерство приступило к перечислению бюджетных средств в регионы в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и других федеральных целевых программ – перечислено 29,7 млрд руб.;

  • государственные ресурсы расходуются с разной степенью эффективности. Так, агрофирма «Новотроицкая» из Республики Мордовия, получив в 2006 г. в рамках нацпроекта «Развитие АПК» 60 млн руб. кредитных ресурсов, уже в 2008 г. удвоила поголовье крупного рогатого скота и его продуктивность, а прибыль возросла с 2 до 23,5 млн руб. В Орловской области ОАО «МТС-Змиевка» получило 290 млн руб. кредитных ресурсов на строительство откормочного комплекса. Из федерального и регионального бюджетов выделено 40,5 млн руб. на субсидирование процентных ставок, при этом государство полностью выполнило свои обязательства, но от частного инвестора поступила лишь четверть оговоренных в договоре средств. В результате строительство заморожено;

  • необходимо усилить контроль за целевым использованием на основе создания общероссийского реестра сельхозтоваропроизводителей, которые получают государственную поддержку [3].

Некоторые экономисты едины во мнении, что экономика России в целом, как и аграрная экономика в частности, управляется, несмотря на действующую нормативно-правовую основу, вручную, т.е. бессистемно. И действительно, не всегда прослеживается в государственном кредитовании, финансировании отдельных организаций связь в развитии сельского хозяйства, АПК или территории (региона). Кроме того, большинство чиновников говорят о государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей или некоторых организаций рыночной, производственной, социальной инфраструктуры. Однако, по нашему мнению, поддержка – это не развитие чего-либо, на основе, прежде всего, структурных изменений в рамках интеграции, инноваций, инвестиций, формирования институтов (модель «4 И»), а вложение денежных средств без изменения системы происходящего, что, соответственно, не способствует развитию и не приносит эффекта в будущем [2].

В агропромышленном комплексе России сложилась непростая социально-экономическая ситуация. С одной стороны, на фоне общего роста экономики страны, начиная с 2000 г. наблюдаются положительные результаты деятельности АПК. Так, определены приоритетные направления национальным проектом «Развитие АПК», государственной программой «Развитие сельского хозяйства на 2008 - 2012 гг.». Правительством предложен программно-целевой подход, составной частью которого стали федеральные целевые программы (ФЦП): «Социальное развитие села до 2010 г.»; «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 гг.» и ведомственные целевые программы (ВЦП): «Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса России (2008 - 2010)»; «О неотложных мерах по борьбе с подкожным оводом, профилактике и оздоровлению крупного рогатого скота от гиподерматоза в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы»; «Развитие льняного комплекса России на 2008 - 2010 годы»; «Развитие производства и переработки рапса в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы»; «Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008 - 2010 годы» [1]. Все перечисленные программы включают достаточно серьезную финансовую составляющую.

С другой стороны, в период мирового финансового кризиса, в условиях глобализации мировые проблемы, в совокупности со специфическими внутренними, сильно повлияли на российский рынок и в том числе на АПК, что вызывает серьезные опасения стагнации и, возможно, очередного отката от достигнутых позиций. Однако мы считаем, что проблема в большей степени заключается в отсутствии системного, структурного подхода в реализации разработанных проектов и программ. Так, уровень рентабельности в среднем по сельскому хозяйству снизился в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 3 %, сократился абсолютный размер прибыли, возросла закредитованность хозяйств. Реализация сельхозтоваропроизводителями мяса крупного рогатого скота была убыточна во всех субъектах РФ, свиней – в 44 регионах из 78, овец – в 42 из 71, птицы – в 43 из 76. Продовольственная инфляция к январю 2009 г. составила 16,5 %, в то время как рост цен на продукцию сельского хозяйства в январе 2009 г. по отношению к январю 2008 г. составил лишь 2,5 %. Согласно мониторингу реализации госпрограммы «Развитие сельского хозяйства на 2008 - 2012 гг.», проводимому в 30 регионах страны (во всех федеральных округах), 60 % респондентов заявили о больших трудностях в реализации сельхозпродукции, что свидетельствует о низком уровне имеющейся инфраструктуры. В развитых странах подобная проблема решается через сеть кооперативов (в США 70 % молока реализуют через кооперативы, во Франции, Германии 65 % сахара реализуют таким же образом) [2].

Программа «Социальное развитие села» пока также не решила вопросы повышения занятости и улучшения демографической ситуации на селе, формирования социальной инфраструктуры, снижения бедности, повышения доходов сельского населения. Уровень оплаты труда составляет 48 % от среднего по экономике страны (рисунок 1).

Рис. 1 Соотношение заработной платы в сельском хозяйстве и в экономике в целом, %


Проанализированные ведомственные целевые программы («Развитие льняного комплекса», «Развитие производства и переработки рапса») и региональные (в Свердловской области – программа развития свиноводства, овцеводства, в Алтайском крае – программа развития птицеводства и др.) учитывают развитие только одной отрасли сельского хозяйства или перерабатывающей промышленности без уделения должного внимания другим структурообразующим элементам. Кроме того, программы подкреплены значительными финансовыми и ресурсными возможностями, но в условиях отсутствия четкой сформированной структуры взаимоотношений между партнерами по всей воспроизводственной цепи: производство сырья – переработка – реализация готовой продукции – теряется целевой характер и практически невозможно определить субъекты освоения больших капиталов.

С учетом системности проблем в АПК возникает объективная необходимость создания четкой структуры регионального АПК в рамках которой можно осуществлять разработку прогнозов и программ развития каждого конкретного продуктового подкомплекса АПК региона, так как на региональном уровне инерционность процессов ниже, чем на уровне макросистемы, выше возможности оперативного принятия управленческих решений, маневра средствами, а связь экономических, политических и других управленческих решений с социальными процессами выявляется более непосредственно. При этом параметром порядка в общественной системе должна выступать регулятивная деятельность государства в экономике. Вот почему нельзя не согласиться с Дж. Ю. Стиглицем, который считает, что «существуют определенные области макроэкономического управления, где действия, инициируемые государством, должны быть нормой» [3].

Отечественные ученые также доказывают необходимость перехода к устойчивому развитию России, где роль ведущего звена должны играть регионы как специализированные воспроизводственные системы . Считаем правильным согласиться с мнением академика П.М. Иванова о возможности и целесообразности постановки проблемы управления процессами устойчивого регионального развития в качестве государственной задачи на современном этапе, несмотря на то, что большинство регионов России являются дотационными, поскольку продолжение существующего положения дел для регионов может привести к большей деградации природно-ресурсной, экологической и других компонентов регионов страны. К тому же концепция регионального развития продуктовым подкомплексам и формирование в их составе кластеров, способных успешно конкурировать в условиях вступления России ВТО, является наиболее эффективной инновационно -интеграционной структурой прогнозирования.


Литература:

  1. Кундиус В.А., Полтарыхин А.Л., Михайлушкин П.В. Инновационное развитие интеграционных процессов в свеклосахарном подкомплексе АПК: Монография. –Краснодар : Атри, 2011. – 362с.

  2. Ризгаев А.Л., Михайлушкин П.В. Рыночные отношения и рынки в АПК: Учебное пособие / Под общ. Ред. Академика РАСХН И.Т.Трубилина. –Краснодар : Просвещение –Юг, 2008. 220с.

  3. Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Аграрная политика России. –Краснодар :Просвещение-Юг, 2012. -349с.

  4. Чуев И.Н., Чуева Л.Н., Михайлушкин П.В. Экномика предприятия: Учебник. – М.: Изд-во «Атри», 2010. – 428с.


Основные термины (генерируются автоматически): сельского хозяйства, сельского хозяйства, крупного рогатого скота, крупного рогатого скота, «Развитие сельского хозяйства, «Развитие сельского хозяйства, млн руб, млн руб, «Развитие АПК», «Развитие АПК», реализации прогнозных сценариев, реализации прогнозных сценариев, регионального АПК, регионального АПК, АПК региона, АПК региона, развития регионального АПК, развития регионального АПК, мяса крупного рогатого, мяса крупного рогатого.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle