Библиографическое описание:

Алиризо М. Р. Воспитание и его специфические особенности на Востоке // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 313-317.

В данной статье рассматривается воспитание с точки зрения восточных традиций. На основе анализа основных принципов воспитательного процесса с точки зрения педагогической мысли восточных философов и исламских учений, автор приходит к выводу, что воспитание, как политика и религия воспринимается как нечто примитивное. Резюмируя, автор, приходит к выводу, что до сих пор не вынесено единого определение понятию «воспитании».

Ключевые слова: воспитание, религиозное воспитание, традиционное воспитание, национальное воспитание, обычаи, обучение, выращивание, достоинства, способность, испытание, нравственность.


In this article the author examines education from the point of view of Eastern traditions. Also, the author analyzes the main principles of the educational process from the point of view of educational thought of Eastern philosophy and Islamic teachings. The author believes that education, like politics and religion is perceived as primitive. Therefore, the author comes to the conclusion that has not made ​​a single definition of "education".

Keywords: education, religious education, traditional education, national education, habits, learning, growing, dignity, power, test, morality.


История воспитания имеет тысячелетние корни. Как процесс всеобъемлющий, воспитание отражается в экономике, менеджменте, политике, в искусстве и в эволюции технологий, имеет прямое отношение к развитию человеческих знаний, социальным изменениям, духовным ценностям, психологическому состоянию людей и имеет непосредственную связь с будущими поколениями. Для многих исследователей понятие «воспитание», его критерии и аспекты, влияние и отражение остаются загадкой, что приводит к разногласиям. Соответственно, главной целью данного исследования является попытка дать ответ на вопрос: «Что такое воспитание?».

Воспитание является одной из важнейших проблем человечества. Многие выдающиеся ученые были озабочены проблемами воспитания человечества. Ключевой вопрос «Что такое воспитание?» имеет глубокую историю. За долгое время сделаны многочисленные попытки объяснения и раскрытия данного вопроса, однако их нельзя назвать в полной мере результативными. Воспитание – явление грандиозное и многогранное. Результаты исследований прежних ученых показывают многообразность точек зрения при толковании данного понятия. Однако для конкретного определения настоящего понятия нам предстоит пройти очень долгий путь.

Некоторые точки зрения, отраженные в предыдущих исследованиях заслуживают особого внимания. Ими необходимо руководствоваться в процессе рассмотрения вопроса, что, наверняка, будет способствовать дальнейшему анализу исследований по данной теме.

В настоящее время, в мировой культуре нет точного, приемлемого и общепризнанного определения понятия «воспитание». Каждый из ученых пытался дать свое определение данному термину. Сократ считает целью воспитания «любовь к жизни», Плутон – войну против скверности и омерзения, Декарт называет воспитание «самым лучшим орудием для будущего родины», Руссо считает воспитание наукой, которая воспитывает «мужчину в рамках способностей, рожденных от матери».

Конечно же, сами мыслители были безоружны в разгадке этого понятия, немецкий философ Кант об этом пишет: «Воспитание является главнейшей и труднейшей задачей, которая дается человеку. Человек в решении каждой проблемы нуждается в информации, а решение проблем воспитания также нуждается в информации, потому что проницательность человека зависит от воспитания, однако воспитание зависит от прозорливости человека» [13, с.13].

Нам представляется излишним концентрировать внимание исключительно на взглядах вышеуказанных ученых, так как данные ими определения во многом расходятся с современными точками зрения, имеющими место в мировом сообществе. Тем не менее необходимость обращения к предыдущим теориям существует объективно, так как полный пересмотр данной проблемы может откровенно затруднить и без того сложный процесс научного поиска.

Воспитание является действием осознанным и осмысленным, поэтому нельзя считать его правила и законы неожиданностью и случайностью. На закономерность процессов воспитания указывает тот факт, что определение правильного пути и рассмотрение материалов, которые касаются данного вопроса, являются прямыми доказательствами осознанности воспитания. Важнее всего при анализе и исследовании данной темы является пересмотр ранних исследований и определение их значения и осознанности воспитания.

Воспитание является средством формирования личности человека, которое связывает человека с будущими поколениями.

Отсутствие развития вследствие недостаточности подлинного воспитания в современном обществе настолько очевидно, что приводит в ужас ученых и светлые умы общества, побуждая их совместно найти выход из данного положения. Альберт Эйнштейн, гений ХХ века, пишет по этому поводу: «Технический прогресс и производство огромных машин вместо обиходных и необходимых предметов и материалов, являются гильотиной для искоренения человечества».

Отсутствие подлинного воспитания в современном обществе является одним из тревожных факторов для современных воспитателей и прошлых мыслителей и одной из тяжелейших преград на пути научного и культурного развития. Отсутствие вегетации свойственно не только современности, но и в прежние века оно проявлялось в жизни человечества, замедляя развитие человека. Однако в настоящее время оно достигло своего самого высокого уровня. Бертран Рассел в книге «Новые надежды» указал три типа врагов человечества: природа, однородные с человеком и сам человек; и отметил: «Успех человека очевиден только в победе над природой, в борьбе с «однородными» его успехи незначительны, а в борьбе со своей страстью, алчностью и жадностью человек не достиг успехов». Анализируя слова Бертрана Рассела можно сделать вывод: появление вражды между людьми связано с тем, что они теряют контроль над своими поступками, если бы человек получил нормальное воспитание и смог бы контролировать свои поступки, он никогда бы не стал врагом человека [16, с.107].

Воспитание - явление сознательное и волевое, однако выявление и сопоставление основ и элементов этой системы, ее закономерностей не приемлет поспешных выводов. Поэтому единственным эффективным способом раскрытия данной темы является рассмотрение и анализ существующих определений и объяснений понятия «воспитание». Важен всесторонний анализ существующих основных точек зрения касательно воспитания, самых существенных его признаков и роли его осознанности.

Стержнем воспитания является «человек», существо, которое до сих пор многие ученые считают «нераспознанным объектом». Поэтому сутью воспитания является произвольное ознакомление человека со структурой и содержанием его плоти и, соответственно, загадка именно в этом, отсюда и начинаются разногласия школ и направлений воспитания. Это связано с тем, что каждая из этих школ и направлений рассуждают на основе своих убеждений и методов о содержании и структуре человека, имеют особенный взгляд о нем и даже распределяют его начальную и заключительную функции и задачи особым образом.

В связи с этим, необходимо признать, что содержание и структура свойственны воспитанию, и что этот факт может служить базой для его рассмотрения и исследования, и позволит сделать определенные выводы и объяснения.

Таким образом, стержневое значение понятия «воспитание» свидетельствует о том, что невозможно достаточно легко разобраться в данной теме. Однако смело можно заявить о том, что, среди сложных для восприятия терминов и определений, данных учеными прошлых лет, нами выделены несколько дефиниций. Даже если воспитание не принадлежало бы к терминам данной группы, то наверняка, относится к одним из ярких терминов названной группы. Объясняется это тем, что воспитание относится к интеллектуальной области, оно связано с судьбой будущих поколений и даже тесно связано с продолжением жизни всего человечества. С другой стороны оно, помимо будущего, также охватывает все прошлые достижения и успехи человечества, богатое интеллектуальное, культурное, религиозное, научное и иное наследие. Исходя из этого, определяется необходимость попытки дать этому понятию адекватное научное определение с последующей передачей информации детям и подросткам, что сделает этот факт более значимым и существенным. Представители каждой школы (направления) акцентировали внимание на различных аспектах, проявляя, в частности, большой интерес к содержанию и структуре процесса, давали свои варианты определения термина «воспитание». Значительное количество определений и толкований данного термина ярко свидетельствуют о том, что внимание ученых мира и разных школ сконцентрировано на этом важном элементе.

На персидском языке воспитание имеет значение «воспитывать» [2, с.4401]. Эквивалентом данного слова в английском языке является слово «education», которое состоит из двух корней, «educate» имеет значение «кормить животных» и «educate» имеет значение «вытащить и направлять», одним словом «воспитывать» [3, с.5].

Согласно словарям, «воспитание» имеет три корня (на арабском «тарбият»): рабо, юрабу, рабия, ярбаю, раба, юраббу. Арабское рабо и юрабу имеют значение умножить, воспитывать, взвесить, поднимать, выращивать, кормить ребёнка. Если данное слово происходит от слова юраби, то имеет значение развиваться, подниматься и формироваться.

Корни раб-юраби имеют значения: воспитывать, руководитель и путеводитель, подводить итоги, сделать наилучшим, доводить до кондиции, сделать абсолютно совершенным, сделать достойным, выводить из состояния омерзения к нормальному состоянию, сделать сильным и прочным, и наконец, если употребляется относительно к человеку, то имеет значение развитие.

Ученые больше всего ссылались на корень слов раб, юрабби при определении слова «воспитание». Например, Байзови в комментариях к суре Мухаммада слову «воспитание» даёт значение «чуть – чуть воспитывать что-нибудь и доводить до совершенства». По мнению некоторых других исследователей, раб и тарбият (воспитание) – это одно и то же, однако истинное значение слова раб – воспитание [4, c.89].

Рогиб Исфахан дает следующее объяснение слову раб: слово раб в самом деле имеет значение «воспитание», под которым понимается постепенное воспитание и развитие чего-нибудь до определенного момента. Байзови также в своем знаменитом толковании пишет: «Значение слово раб соответствует значению инфинитива слова тарбият (воспитание), под этим словом понимается воспитание чего-нибудь до совершенства» [15, с.334].

Словарь Лорус дает следующее определение слову «воспитание»: «Алтарбия (воспитание) – это такая дисциплина, которая учит людей воспитанности, толерантности, интеллектуальности, культурности и искусству» [14, с.555].

Хотя осмыслить слово «воспитание» трудно, однако можно сказать, что, с лексической точки зрения, оно имеет два корня; один исходит от корня рабу, что имеет значение «развитие и совершенствование тела и духа», а другой – раббаба, который имеет значение «руководить, совершенствовать, исправлять дела, принимать меры, сочинять или составлять что – то, и постепенно доводить что-то примитивное до расцвета» [15, с.97].

По мнению ученых к некоторым лексическим значениям слова «воспитание» произвольно присоединяются основной аспект и направление: кто-то или что-то является объектом воспитания, кто-то воспитывает, появляется аргумент воспитания, время воспитания, слова и даже некоторые случаи, которые совмещаются с воспитанием. На этой основе внешне дается определение воспитания, в связи с тем, что имеются все данные по данной теме.

Муртазо Муттахири в своей книге «Обучение и воспитание в исламе» дал несколько пояснений воспитанию:

  1. Воспитание с точки зрения древних ученых: по мнению древних ученых воспитанный человек тот, в котором достоинство сформировалось в виде характера и способностей. И до того, как они не проявились в виде способностей, они не имеют характер законченности. Воспитание с их точки зрения является способом организации поведения.

  2. С точки зрения западных ученых: воспитание является результатом социализации, они спорили только вокруг нравственного воспитания, придерживались мысли о воспитании через разум и волю человека, не касаясь религии и религиозных верований. Согласно данной точке зрения, воспитание - это лишь результат влияния разума и нравственности и ничего более, и нельзя человеку относить какие-либо привычки, либо хорошие, либо плохие, потому что привычка относится к плохому деянию, так как она имеет власть над человеком. Человек не подчиняется в своих действиях ни силе разума, ни нравственным нормам, ни результатам анализа, а действует исключительно по привычке, если же не будет делать, то себя неловко будет чувствовать [9, с.66].

Воспитанием можно считать процесс естественного постепенного развития и совершенствования всех человеческих сил и способностей. Воспитанием определяется тип жизненной позиции, которая имеет непосредственное отношение к человеку и является неотъемлемой частью его моральных ценностей. Иранский ученый Муртазо Муттахари относит воспитание к приведению в действие внутренних способностей, которые существуют в человеке. В рамках этого толкования, процесс воспитания приводит в действие все изначальные тайные силы человека, придавая им надлежащий вид [9, с.33]. Некоторые из исследователей при определении обучения и воспитания акцентировали внимание на сущности человека и говорили, что воспитание является путеводителем всех аспектов мыслей индивида, что воспитание ребенка на всех этапах его развития, все аспекты и области – интеллектуальная, социальная, духовная – формируют личность человека [11, с.50].

Воспитанием могут заниматься те люди, которые приступают к воспитанию детей с раннего детства и на определенном этапе становятся их путеводителями в дальнейшей жизни, ведя их по пути развития и совершенства [6, с.24].

Воспитание является понятием емким, оно распространяется на все области деятельности человека: физическую и умственную, силы, способности, на все направления человеческой жизни. Однако нравственный фактор является одним из ключевых направлений человеческой деятельности. В связи с этим можно говорить о том, что воспитание состоит из разнообразных частей: физическое воспитание, умственное воспитание, религиозное воспитание, половое воспитание, воспитание милосердия, воспитание мистицизма, культурное воспитание, социальное воспитание и др. Муртазо Муттахари пишет: «Воспитание является доведением до совершенства всех человеческих способностей и сохранением между ними определенного равновесия и гармонии, с той целью, чтобы довести воспитанника до совершенного развития» [10, с.3-9].

Мирабдулхасан Накибзода пишет: ««Воспитание» имеет три аспекта: обучение, воспитание и выращивание. Обучение – это передача знаний; воспитание – это выращивание и приведение в действие естественных и внутренних способностей, и, наконец, получение плодов – проявление ожидаемых изменений, являющихся нашей целью» [8, с.63].

Гулямхусайн Шукухи отмечает, что «Воспитание является плодом бережности, в процессе развития человека оно осуществляет путешествие в сторону совершенства, в этом суть действий человека благоразумного, который пытается воспитывать индивида и обучать его. Воспитание является путеводителем в процессе развития человека методами, выбранными желающим создания надлежащих условий для совершенствования и развития [12, с. 6].

Несмотря на все сказанное, по настоящее время отсутствует единое, пусть даже и ориентировочное определение понятия «воспитание». Считаем, что этот недостаток связан, с одной стороны, с достаточной обширностью этой проблемы, с другой стороны – с расхождениями во взглядах исследователей данной темы, их взглядами на бытие, Бога, свет человека, культуру и общество. Иначе говоря, каждый излагал свой вариант определения, исходя из своих изысканий, постижений и защищал свои интересы. Поэтому некоторые из выдающихся наставников разочаровались в поисках ясного определения данного понятия, который бы был приемлемым всеми и вложение дальнейших усилий в это дело считали бесполезным. В любом случае, найдется точное бесспорное определение или нет, не следует думать, что исследования по данной теме прекратятся. Любое определение отражает некоторые элементы воспитания. Одним из важнейших аспектов определения воспитания является то, что каждое из определений отражает частичку свойств воспитания и вносит ясность в некоторых аспектах. Если соблюдать обычаи воспитания с точки зрения ислама и Корана и шагать по пути истины, то это будет препятствовать нам, так как не позволит нам ставить перед собой какую-либо цель или достичь поставленной цели. Для ознакомления, хотя бы с краткими изложениями различных горизонтов определения «воспитания», приступим к двум группам – внутренних и внешних религиозных определений.

Каждый учитель, который какое-то время занимался воспитанием, имеет опыт работы и имеет под рукой материал, касающийся данной темы, может изложить свое мнение по поводу воспитания. В связи с этим в области воспитания существует большое количество всевозможных определений, в чем-то схожих друг с другом, имеющих единые цели и задачи, однако отличающихся некоторые заключениями и взглядами, аспектами и приоритетами. Отрадно, что процесс выполнения и материалы трудов имеют богатое содержание и каждое из определений в определенной степени имеет ценное значение.

Однако если считать лексическое значение «воспитания» не относящимся к человеку и применить его к «вещам», вынося человека на задний план, то, в таком случае, понятию «воспитание» можно дать следующее определение: «Воспитание это совокупность действий направленных на формирование ребенка до достижения им совершенного и зрелого возраста».

В данном определении собрано все содержание лексического значения «формирование», для того чтобы показать старания и приложения усилия в этом направлении; каждый поступок имеет свое место и назидательные наставления контролируют каждое деяние, постепенно подлежащее исправлению (так как каждое существо нуждается в постоянном уходе). Понятие «постепенность» здесь употребляется для обозначения того, чтобы вся работа в данном направлении осуществлялась постепенно и последовательно. Необходимо направить все усилия на то, чтобы все необходимые действия, связанные с воспитанием, имели логическую связь и осуществлялись согласно определенной последовательности без каких-либо отклонений.

Воспитание, как политика и религия, воспринимается как нечто примитивное, и каждый пытается коснуться его и по своему относится к данной теме. И мало тех, кто не считал бы себя самым лучшим воспитателем и знатоком этой темы. Однако можно сделать вывод, что не каждый разбирается в сути данной темы, хотя считает себя знатоком [4, с. 89-90].

Важность воспитания и её непосредственная роль в развитии культуры и цивилизации не является секретом для великих наставников. Исходя из этого, воспитание для человечества после пророчества считается самым святым делом [1, с.35].

До сих пор не вынесено единого определения понятия «воспитание», и каждый по мере своего восприятия дает определение этому термину, и каждое определение имеет свою тенденцию. Поэтому выдающиеся исследователи потеряли надежду выявить точное, ясное и единое определение понятия «воспитания» и считают все усилия в этом направлении бесполезными [7, с.15].


Литература:

  1. Абу Хамид Газали. Возрождение религиозных наук. – Тегеран, 1980 (1358). – Т. 1.

  2. Али Акбар Деххудо. Словарь Деххудо. - Тегеран, 1999 (1377).

  3. Али Мухаммада Кордон. Об исламском обучении и воспитания. –Тегеран, 1997 (1375).

  4. Бехруз Радоми. Взгляды мусульманских ученых на обучение и воспитание их источники.– Тегеран: «санджон», 2010 (1388).

  5. Бехруз Радоми. Взгляды мусульманских ученых на обучение и воспитание их источники.– Тегеран: «санджон», 2010 (1388).

  6. Бокир Курайши. Система исламского воспитания. – Тегеран, 2005 (1383).

  7. Костин Миёлора. Смысл и границы нравственные науки (перевод Али Мухаммад Кордон). Первое издание. – Тегеран, 1992 (1370).

  8. Мир Абдулхусайн Накибзода. Литературный журнал человеческих наук. – Тегеран, 1998 (1376).

  9. Муртазо Муттахари. Обучение и воспитание в исламе. – Тегеран: «Саро», 1989 (1367).

  10. Муртазо Мутаххари. Совершенный человек. – Тегеран, 1998 (1376).

  11. Мухаммад Бихишти. Взгляды мусульманских ученых об обучение и воспитании. – Тегеран, 1998 (1376).

  12. Мухсин Шукухи. Источники исламского образования и воспитания. – Тегеран, 2005 (1383).

  13. Сабур Урдубеки Ахмад. Под зданием воспитаниями человеческой нравственности.- Тегеран: «Худо», 1997 (1375).

  14. Халил Джар. Арабско-персидский словарь. Седьмое издание. –Тегеран: «Амир Кабир», 1998. (1376). Т.2.

  15. Хусайн Махдизода. Традиция разумности. – Кум, 1995. (1373).

  16. Энштейн А. Мир, который мы видим (перевод Фаридуна Солаки). –Тегеран, 1994 (1372).

1



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle