Библиографическое описание:

Бутаев Ш. Т. О методике совершенствования работы со словарем // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 326-328.

Для овладения иностранным языком важную роль играет лексика. Совокупность слов, какого – либо языка составляет лексику. Лексика как ведущий компонент речевого общения выступает в речи во взаимодействии с грамматикой и фонетикой. С помощью лексики можно передать все богатство мыслей и чувств человека.

Лексика должна усваиваться в системе, что связано со свойствами человеческого мозга запоминать логически организованный материал, анализировать, синтезировать и обобщать. Из всего сказанного вытекает необходимость прочного усвоения словаря, которое предполагает выполнение словарной работы.

Работа с учебными словарями на уроках английского языка в академических лицеях направлена на обогащение словарного запаса учащихся. Она обеспечивает богатство словаря школьников на английском языке как одного из признаков их общего развития. Поэтому очень важно научить учащихся академического лицея, пользоваться словарями для овладения английском языком. Работа со словарем вырабатывает у учащихся потребность к самостоятельному и творческому поиску слов, необходимых для речевой деятельности, и значительно расширяет сведения о лексическом богатстве изучаемого (английского) языка.

Работа со словарем – это наиболее индивидуализированный и самостоятельный вид учебной деятельности учащихся. Цель этой работы является систематическое пополнение словарного запаса учащихся. Задача каждого учителя английского языка академического лицея является выработать у учащихся потребность постоянно обращаться к словарям, как на уроках, так и при самостоятельном выполнении заданий. Между тем, в практике академического лицея словари ещё не стали настоятельной необходимостью как обязательный учебный материал. Например, из 150 опрошенных нами учеников академических лицеев учебные словари используют всего 30 человек, т.е. 20%. Работа со словарем должна быть направлена на систематизацию усваиваемой лексики и активное использование её в устной и письменной речи.

При работе со словарем важную роль играют типы словарей. Учебная лексикография появилась с началом словарного дела и до сих пор существует и развивается. В развитии учебной лексикографии существуют два подхода.

К первому относится подход В.Г. Гака, который рассматривал три периода: дословарный, ранний словарный и развитой лексикографии. Ко второму относится подход П.Н. Денисова, который рассматривал лексикографию с учетом истории культуры, социальной обстановки, уровня развития науки, особенно философии, филологии и языкознания. Раньше функции словарей были различные – учебная, справочная и систематизирующая. Термин «учебный словарь» в лексикографии в 1926 году использовал Е.Д. Поливанов.

Двуязычный англо-узбекский и узбекско-английские словари имеют свою историю в Узбекистане. Основоположником англо-узбекского и узбекско-английского словаря является Ж.Б. Буранов. После независимости в Узбекистане развивалось составление англо-узбекских и узбекско-английских учебных словарей. Обогащается опыт лексикографов, создающих англо-узбекских и узбекско-английских учебных словарей. Возрастает объём издаваемых англо-узбекских и узбекско-английских учебных словарей. Качество этих словарей улучшается. В Узбекистане постепенно учебные словари пополняются новыми типами словарей: англо-узбекских и узбекско-английскими алфавитными и тематическими, фразеологическими, словарями минимумами.

Двязычные англо-узбекские и узбекско-английские словари выполняют учебную функцию. В этих словарях наряду с комплексностью, важное значение приобретает семантизация слов.

Задачами англо-узбекских и узбекско-английских учебных словарей является семантизировать слово так, чтобы учащиеся могли получить о нём полное представление и понимать его на слух. Лексикографы различают такие типы учебных словарей как:

Словарь антонимов – развивает мыслительные способности сопоставлять, находить противоположные признаки в явлениях окружающей жизни;

Словарь синонимов – способствует правильному выбору слов из синонимического ряда, усвоению его значений;

Фразеологический словарь – помогает активному усвоению английской речи. Располагаются в алфавитном порядке по первому слов;

Тематический словарь – связана с отбором слов по темам. Опорная тематическая лексика может обрастать межтемными словами;

Словарь пословиц и поговорок – выступает как средство познания культуры. Дается толкование всех реалий, входящих в каждую единицу выражений и т.п.

Недостатками учебных словарей сегодняшнего дня в том, что в них даются в основном прямой перевод и мало обращаются на переносные значения, многозначность, ассоциативность слов и иллюстрации. Наш опыт показал, что для эффективности работы со словарем представляется необходимость:

1. Знания учениками алфавита наизусть.

2. Знания учеников о способах словообразования.

3. Знания учениками многозначности слов.

4. Понимания того, что синонимы не всегда замещают друг друга.

5. Знания того, что слова имеют разные антонимы в разных областях.

6. Знания того, что сложные слова английского языка не переводятся отдельно.

7. Знания того, что объем значений слов английского и родного языка не одинаково.

8. Знания того, что конверсия является одним из способов словообразования.

9. Знания того, что слова английского языка произносятся по-другому и пишутся иначе.

Вышеуказанные и другие знания, необходимые для проведения словарной работы, формируются с помощью упражнений. Известно, что система упражнений строится с учётом конечной цели обучения лексике. Система лексических упражнений для совершенствования навыков работы со словарём формирует у учащихся академических лицеев следующие лексические знания и навыки;

  • Запоминание звукового и графического образа слов;

  • Навыки грамматического анализа слов;

  • Навыки смыслового анализа слов;

  • Осознание место слова в лексической системе языка;

  • Приобретение сведений об ассоциативных возможностях слова;

  • Умение составлять словосочетания.

Эти система упражнений делится на подготовительные и речевые. Подготовительные упражнения развивает у учащихся овладение навыком пользования отдельными языковыми единицами.

Как известно, собственно речевые упражнения формируют механизм выбора слова на основе знаний полученные о слове, т.е. умение употреблять слова для выражения своих мыслей для общения с другими. Это коммуникативные упражнения и при выполнение этого упражнения учащихся могут:

  • Рассказать о чем-нибудь;

  • Сообщить о чем-нибудь;

  • Спросить о чем-нибудь;

  • Узнать что-то;

  • Выразить кому-то мысль;

  • Составить диалог;

  • Написать сочинение на определенную тему;

  • Написать рассказ на определенную тему с использованием определенной лексики.

Сложность и многосторонность лексических навыков требуют выполнения не отдельных, а целой системы лексических упражнений. Можно указать на основные типы упражнений, которые должны быть предусмотрены в системе:

- упражнения, направленные на овладение реальным словарным запасом, на расширение потенциального словарного запаса и на развитие языковой догадки;

- рецептивные лексические упражнения (аудирование, чтение) и репродуктивные (говорение, частично – письмо);

- упражнения на овладение различными типами лексических упражнений (словами, устойчивыми словосочетаниями, речевыми клише) с учетом их трудности для усвоения.

Учёные (Саяхова Л.Г., Латушкина М.С. и др.) различают следующие типы лексических упражнений: лексико-фонетические, лексико-грамматические, лексико-орфографические, лексико-семантические, лексико-стилистические.

1. Задачами лексико-фонетические упражнений являются устранение фонетических трудностей работы со словарем. Например: Учащихся везде одинаково произносят буквосочетание [ch] как [ч]. На самом деле не так это буквосочетание на слове chemistry, проиносится как [к], на слове chess как [ч] и на слове machine как [ш].

2. Задачами лексико-грамматических упражнений являются устранение граммати-ческих трудностей. Например1: look for, look at; учащихся переводят, как учун қарамоқ (смотреть для) и да қарамоқ (смотреть в) вместо қидирмоқ (искать) и га қарамоқ (смотреть на).

3. Задачами лексико-орфографических упражнений являются устранение орфографических трудностей. Учащихся что слушают, то и пишут. Например: dorte вместо daughter.

4. Задачами лексико-семантических упражнений являются устранение семантических трудностей (многозначность, синонимов, антонимов и др.).

Далее проводится образцы подготовительных и речевых упражнений для усовершенствования навыков работы со словарём.

  1. Выбрав нужное слова, учащихся доказывают, что они очень хорошо усвоили форму и значение.

  2. Заполнить пропуски словами (выбрать из данных) подбирая подходящее слово.

3. Выборка из группы слов, не сходных по значению. Это упражнение помогает отличить слово в контексте.

4. Перевод с иностранного на родной язык слова и наоборот. Ученик сосредоточивает внимание на форму и значение слова в контексте.

При работе со словарём и словарной статьи многозначность представляет трудности для учащихся еще в связи с тем, что объемы значений узбекского и английского слов полностью не совпадают. Учитывая, что наша статья посвящается лексико-семантическим упражнениям и его цель является практическое усвоение основных лексических понятий и связаны со значением слова мы приводим примерные типы лексико-семантических упражнений, к ним относится: многозначность; синонимы; антонимы.

При выполнении упражнений для раскрытия (прямое и переносное) значения слов учащиеся должны иметь следующие практические навыки:

  • Навыки работы со словарем, навыки определения значений слов по контексту; Например: Translate underlined words from English into Uzbek.

1. The north of the country near the Arctic is tundra, with great forests to the south the central plains from the prairies. 2. The peculiarities of the young related to their being cheerful, joyous and energetic since you live in your family together with your parents. 3. American society is a mixture of racial, language, cultural, religious, and economic groups. 4. Popular, tabloid newspapers are smaller in size and contain many photographs. 5. Scientists now predict that by the year 2050 the population will be doubled what is today.

  • Навыки составления предложений и словосочетаний со словами в разных значениях. Например: Put the words into right order and make up sentences.

1. Age, at, children, go, of, primary, school, seven, the, to. 2. At, beginning, have, holidays, January, of, pupils, the, winter. 3. Age, at, colleges, different, go, lyceums, may, of, or, professional, sixteen, teenagers, the, to. 4. Academic, and, are, colleges, in, lyceum, many, our, professional, Republic, there. 5. Academic, and, attending, can, colleges, different, for, get, lyceums, professions, teenagers, three, years.

Синонимы не во всех случаях могут замещать друг - друга это особенность синонимов является основной причиной трудности их усвоения. Поэтому для построения упражнений для усвоения синонимов нужно дать слов с контекстом иначе без контекста очень трудно будет найти правильный синоним подчеркнутых слов. Например: Find the synonyms of the underlined words.

1. In the United States, these immigrants looked for assistance from other immigrants who shared the same background, language and religion. 2. The first English daily was “The daily Courant” (1702-35). It was in1771 that Parliament allowed journalists the right to report its proceedings. 3. With the industrial revolution our negative influence on Nature began to increase. 4. There is hardly a young person who is not concerned with the preservation of our nature. 5. The first term lasts for two months and then schoolchildren have autumn holidays.

Антонимы, также как синонимы являются многозначными. Изучение антонимов в академических лицеях развивает логическое мышление, обогащает словарный запас учащихся. Например: Find the antonyms of the underlined words.

1. February 14 – St. Valentine’s Day. People buy or make Valentine card and send them to people they love. 2. Mother’s Day children help their mothers at home and give or send them cards and presents. 3. Canada is rich in metal ores, oil and gas, the metal, machine building, automobile and shipbuilding industries are highly developed. 4. Although young people are strong they are not experienced. 5. Since ancient times Nature has served Man giving everything he needs: air to breathe, food to eat, water to drink, wood for building and fuel for heating his home.

Учащимся можно предложить следующие упражнения для усвоения антонимов:

  • Подбор антонимов к данным словам;

  • Подбор антонимов к разным значениям многозначного слова.

  • Образование антонимов от данных слов с приставками;

  • Составление предложений с данными антонимами;

  • Ответы на вопросы с употреблением антонимов;

  • Сочинение на темы как: «друзья и враги».

Таким образом, развитие навыков работы со словарем требует специальной тренировки, которая включает в себя подготовительные и речевые упражнения.


Литература:
  1. Латушкина М.С. Словарная работа по английскому языку в 5-6 классах. Автореф. канд. дис: Одесса, 1962.

  2. Саттаров Т.Қ., Қамбаров Н.М., Набиева К. Академик лицей ва касб-ҳунар коллежларининг 1-босқич ўқувчилари учун ўқув қўлланма. -Т., 2007.

  3. Саяхова Л.Г. Словарная работа в национальной школе. М.: Просвещение, 1982.

1 Примеры на английском языке взяты из учебника Саттаров Т. Қ., Қамбаров Н. М., Набиева К. Академик лицей ва касб-ҳунар коллежларининг 1-босқич ўқувчилари учун ўқув қўлланма.-Т.-2007. (Учебное пособие для 1го курса академических лицеев и профессиональных коллежей).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle