Библиографическое описание:

Садартынова Э. Р. Педагогические условия развития этической компетенции учителей начальных классов // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 380-383.

Этическая компетенция - сложное личностно-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и навыков в области этики и определенного набора личностных качеств, определяющих готовность учителя к реализации профессиональной деятельности на основе законов этики. Этическая компетенция, определяющая современный уровень профессиональной компетенции, позволяет учителю начальных классов успешно решать учебно – воспитательные задачи. Профессиональная компетенция развивается на протяжении всей профессиональной жизни педагога. Она поддерживает актуальность квалификации и для ее развития требуется оперативная работа в системе постдипломного педагогического образования.

В рамках нашего исследования, опирающегося на компетентный подход, непрерывное образование предусматривает целенаправленное развитие не только знаний, умений и навыков, но и согласно определению компетентности - развития личностных качеств. В соответствии с нашим исследованием профессиональной деятельности учителя начальных классов - этических качеств.

Для эффективного развития этических качеств учителя мы предлагаем организацию курсов совершенствующих профессиональную, в том числе психологическую компетентность учителя[3,c. 228].

В результате наших исследований определено, что традиционные формы обучения учителей, использовавшиеся в системе повышения квалификации (лекции, практические занятия, семинары), имели чаще всего репродуктивный характер, и если и оказывали воздействие, то исключительно на когнитивные структуры личности педагога. Этические качества, ценности и жизненные смыслы не могут передаваться тем же путем, что и знания, умения и навыки [9,c.54]. Освоить их можно через переживания. Это предположение послужило исходной предпосылкой в поисках наиболее эффективных способов психологического воздействия на личность педагога с целью переориентации его на гуманистические ценности в преподавании, и раскрытие его истинного Я, через развитие этических качеств.

На современном этапе отсутствует отлаженная система повышения квалификации учителей начальных классов, которая носит случайный, фрагментарный характер, относительно содержания, формы и системности. В нашем исследовании мы предлагаем проводить интерактивные курсы в процессе профессиональной деятельности, на курсах повышения квалификации учителей, с использованием модульного обучения. В учебном году проводятся курсы. После них учителя получают методическое пособие - тетради по саморазвитию. Таким образом, содержание курсов предполагает три модуля по развитию этических качеств, каждые из которых взаимосвязаны, и выступают логическим дополнением друг друга, с учетом принципа преемственности и требований компетентностного подхода.

Активные или интерактивные методы способствуют стимулированию познавательной деятельности и субъектности учителя. Эта модель предполагает наличие творческих, часто самостоятельных заданий. Недостатком традиционных курсов, в виде лекций, является пассивность участников курса. Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все участники активно взаимодействуют между собой. Целью интерактивной формы работы является: активизация индивидуальных умственных процессов учителей; возбуждение внутреннего диалога у учителей; обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена; индивидуализация педагогического взаимодействия; вывод участника курсов на позицию субъекта обучения; достижение двусторонней связи при обмене информацией между участниками курсов.

Интерактивные курсы, согласно нашему исследованию, учитывающие компетентностный подход в развитии учителя начальных классов соответствуют нашим педагогическим условиям. Под педагогическими условиями развития этической компетенции учителя мы понимаем це­ленаправленно используемые возможности и специально организованные обстоятельства, ко­торые способствуют развитию этической компетенции учителя в процессе профессиональной деятельности.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы и обобщения опыта работы, мы определили, что условиями, обеспечивающими развитие этических компетенций являются: 1) Актуализация этических качеств учителя начальных классов в процессе решения теоретических и практических задач. 2) Реализация субъектной образовательной технологии, с использованием программно-методического обеспечения процесса развития этической компетенции учителя начальных классов; 3) Обеспечение преемственности в процессе развития этической компетенции учителя начальных классов в учебно-образовательной деятельности курсов, профессиональной и личной жизнедеятельности. 4) Модульное структурирование содержания курсов, обеспечивающее целенаправленное развитие этической компетенции практикующих учителей начальных классов и использование программно – методического обеспечения в процессе развития этических качеств.

Рассмотрим определенные педагогические условия. За основу взято определение: «актуализация (от латинского aktualis – деятельный) – осуществление или переход из состояния возможности в состояние деятельности» [8,c.13]. Под возможностью мы понимаем «направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении и при определенных условиях и предпосылках может стать действительным» [8,c.73].

С понятием актуализация взаимосвязано понятие самоактуализация, которая является важной составной гуманистической теории. Самоактуализация - универсальная функция человека, присущая всем людям от рождения. По мнению А.Маслоу [3,c.11], в результате «окультуривания» большинство людей теряют это качество, но человек способен его восстановить, если будет взаимодействовать с теми, кто сохранил способность творить. Следовательно, большое значение приобретают групповые занятия, и тренинги с целью актуализации и развития этических качеств. В связи с процессом актуализации и развития необходимо определить источник актуализации и развития этических качеств учителя. Учитывая определение актуализации, а также наше исследование, источником актуализации, следовательно и развития этических качеств является сущность человека, или высшее Я человека. Гуманистические теории личности [10,с.271-303] подчеркивают уникальность человеческой жизни, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самосовершенствовании. Акцент на способности человека к личностному росту является определяющей чертой гуманистической психологии. Смысл самоактуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».

Для того чтобы происходила актуализация, необходимо реализовать систему условий: «наличных предметных, словесных раздражителей, оживляющих ранее образованные системы ассоциаций» [6,c.15]. При выполнении определенных условий, возможность переходит в действительность – объективно существующий предмет или явление, как реализацию некоторой возможности. Таким образом, переход возможности в действительность открывает путь для возможностей следующего, более высокого уровня. Актуализация этических качеств в процессе выполнения заданий, которые мы предлагаем на интерактивных курсах, способствуют активизации саморазвития этических качеств учителя начальных классов.

Второе педагогическое условие - преемственность учебно-образовательной деятельности курсов, профессиональной и личной жизнедеятельности. В философском энциклопедическом словаре [7,c.815] преемственность определяется как связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию.

Особенность преемственности состоит в том, что она обеспечивает связь между прошлым, настоящим и будущим. Для учителя начальных классов в процессе развития этической компетенции, эта особенность преемственности обеспечивает развитие рефлексии, и способствует сознательному саморазвитию.

Мы рассматриваем преемственность, как важное педагогическое условие в нескольких направлениях: преемственность необходимо соблюдать между этапами развития этических качеств, в связи с разным уровнем предшествующего этапа этического развития личности учителя; преемственность между различными формами развития этических качеств; преемственность необходима в содержании работы на курсах и в самостоятельной работе.

Обеспечение преемственности, как условия развития этических качеств, в рамках компетентностного подхода, решает вопрос систематичности, последовательности занятий на курсах и самостоятельной работы учителя; повышения уровня развиваемых качеств; развития рефлексии, сознательного саморазвития, реализации принципа субъектности, возможности реализации интерактивных курсов, с помощью использования модульного обучения; активное использование разработанного учебно-методического материала. Таким образом, преемственность, согласно определению, как важное педагогическое условие обеспечивает логическую взаимосвязь и делает возможным развитие этических качеств учителя начальных классов как внутри курса, логическую взаимосвязь между его составными, так и между различными формами развития этических качеств: на интерактивных занятиях курса, в самостоятельной работе по саморазвитию, в профессиональной и личной жизнедеятельности учителя.

Третье условие – реализация субъектной технологии. В словаре [2,c.328] субъект определяется как носитель активности, осуществляющий изменения в др. людях и в себе самом. Реализация субъектной позиции по отношению к саморазвитию происходит на курсах, с помощью проведения специальных тренингов, решения теоретических и практических задач. Реализация субъектной позиции относительно саморазвития на специально организованных занятиях переходит в личную и профессиональную жизнедеятельность. Для реализации субъектной технологии ведущими являются аксиологический, гуманистический и деятельностный подходы.

Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании. Учитель, как субъект является целостным и свободным, ценности которого задают направление его личностного, профессионального, в том числе и этического развития. Субъектная технология способствует переиерархизации личных ценностей. Ценностные ориентации являются существенной составляющей профессионального сознания педагога [1,c.8]. Они выполняют важную мотивационную роль, являются регулятором профессионального поведения педагога. Таким образом, ценностные ориентации определяют индивидуальный путь личного и профессионального развития.

Четвертое условие – модульное структурирование содержания курсов, обеспечивающее целенаправленное развитие этической компетенции практикующих учителей начальных классов с использованием программно – методического обеспечения. Согласно основным положениям модульного обучения, мы разделили весь курс на модули, внутри которых учебная информация располагается по принципу логической преемственности. Каждый модуль содержит необходимое содержание и методические рекомендации, по развитию этических компетенций. Модульное обучение – разделение всего учебного курса на модули, внутри которых учебная информация располагается по принципу логической преемственности. Предполагается межмодульная интеграция и преемственность материала. Каждый модуль содержит необходимые методические рекомендации [2,c. 214].

Принципы модульного обучения соответствуют замыслам нашего исследования: обучение может состоять из одной или нескольких модульных единиц и охватывать отдельные качества и этапы работы; переход от репродуктивной системы обучения к творческой. Мы учитывали преимущества применения модульного обучения: составление индивидуальных программ обучения; доступность и структурированность учебного материала позволяет сократить срок обучения; гибкость и открытость организации процесса обучения в соответствии с различными потребностями в обучении; обеспечение высокой мотивации к процессу обучения и профессиональной деятельности; формирование навыков сознательного саморазвития; способствование развитию рефлексии; эффективность, так как программы ориентированы на достижение определенного уровня компетенции, необходимой для эффективного выполнения профессиональной деятельности; оценка компетентности учителей на различных этапах обучения; легкая модификация программ согласно современным требованиям .

Каждый модуль содержит следующие материалы: комплекс теоретических и практических заданий; тесты для контроля результатов; задания для самостоятельной работы; учебно-методические раздаточные материалы; список учебно-научной литературы; рабочая учебная программа. Таким образом, формирование этических качеств в использовании модульной системы обучения обеспечивается за счет: непрерывности обучения, без отрыва от профессиональной деятельности; интенсификации обучения (за счет чего усваивается больший объем информации во время индивидуальной и самостоятельной работы); индивидуализации обучения. Выделяем модули курса: 1.Информационно-целевой (лекции); 2.Практический (тренинги); 3.Рефлексивный (тесты, вопросы); самостоятельная работа учителя (работа по учебно-методическому материалу, рекомендуемой литературе).

Все педагогические условия развития этических компетенций взаимосвязаны и дополняют друг друга, которые направлены на решение трех взаимосвязанных задач: побуждение стремления к саморазвитию, формирование у учителей знаний, умений и навыков по развитию этической компетенции, формирование навыков рефлексии.


Литература:

  1. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.-272 с.

  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М: ИКЦ «Март»; Ростов на/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448., с.214.

  3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений.-М.:Издательский центр «Академия,2004.-320 с.

  4. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. Учеб. пособие для студ.психол.фак.вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272 с.

  5. Первин Л., Джон О., Психология личности: Теория и исследования/ Пер. с англ. М.С.Жамкочьян под ред.В.С.Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000.- 607 с.

  6. Психологический словарь/ под ред. Зинченко В.П.,– Педагогика–Пресс., М., 1997.- 439 с.

  7. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. – изд. 2-е. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.

  8. Философский энциклопедический словарь. Ред. сост. Е.Ф.Губский, Г.В.Кораблев, В.А.Лутченко, - М.: ИНФРА, 1997,- 576 с.

  9. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.

  10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).- СПб: Издательство «Питер», 1999.- 608 с.

Основные термины: этических качеств, этических качеств, начальных классов, начальных классов, развития этических качеств, развития этических качеств, учителя начальных классов, учителя начальных классов, этических качеств учителя, этических качеств учителя, этической компетенции, этической компетенции, учителей начальных классов, учителей начальных классов, качеств учителя начальных, качеств учителя начальных, профессиональной деятельности, профессиональной деятельности, развития этической компетенции, развития этической компетенции

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle