Библиографическое описание:

Садартынова Э. Р. Педагогические условия развития этической компетенции учителей начальных классов // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 380-383.

Этическая компетенция - сложное личностно-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и навыков в области этики и определенного набора личностных качеств, определяющих готовность учителя к реализации профессиональной деятельности на основе законов этики. Этическая компетенция, определяющая современный уровень профессиональной компетенции, позволяет учителю начальных классов успешно решать учебно – воспитательные задачи. Профессиональная компетенция развивается на протяжении всей профессиональной жизни педагога. Она поддерживает актуальность квалификации и для ее развития требуется оперативная работа в системе постдипломного педагогического образования.

В рамках нашего исследования, опирающегося на компетентный подход, непрерывное образование предусматривает целенаправленное развитие не только знаний, умений и навыков, но и согласно определению компетентности - развития личностных качеств. В соответствии с нашим исследованием профессиональной деятельности учителя начальных классов - этических качеств.

Для эффективного развития этических качеств учителя мы предлагаем организацию курсов совершенствующих профессиональную, в том числе психологическую компетентность учителя[3,c. 228].

В результате наших исследований определено, что традиционные формы обучения учителей, использовавшиеся в системе повышения квалификации (лекции, практические занятия, семинары), имели чаще всего репродуктивный характер, и если и оказывали воздействие, то исключительно на когнитивные структуры личности педагога. Этические качества, ценности и жизненные смыслы не могут передаваться тем же путем, что и знания, умения и навыки [9,c.54]. Освоить их можно через переживания. Это предположение послужило исходной предпосылкой в поисках наиболее эффективных способов психологического воздействия на личность педагога с целью переориентации его на гуманистические ценности в преподавании, и раскрытие его истинного Я, через развитие этических качеств.

На современном этапе отсутствует отлаженная система повышения квалификации учителей начальных классов, которая носит случайный, фрагментарный характер, относительно содержания, формы и системности. В нашем исследовании мы предлагаем проводить интерактивные курсы в процессе профессиональной деятельности, на курсах повышения квалификации учителей, с использованием модульного обучения. В учебном году проводятся курсы. После них учителя получают методическое пособие - тетради по саморазвитию. Таким образом, содержание курсов предполагает три модуля по развитию этических качеств, каждые из которых взаимосвязаны, и выступают логическим дополнением друг друга, с учетом принципа преемственности и требований компетентностного подхода.

Активные или интерактивные методы способствуют стимулированию познавательной деятельности и субъектности учителя. Эта модель предполагает наличие творческих, часто самостоятельных заданий. Недостатком традиционных курсов, в виде лекций, является пассивность участников курса. Интерактивная модель своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все участники активно взаимодействуют между собой. Целью интерактивной формы работы является: активизация индивидуальных умственных процессов учителей; возбуждение внутреннего диалога у учителей; обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена; индивидуализация педагогического взаимодействия; вывод участника курсов на позицию субъекта обучения; достижение двусторонней связи при обмене информацией между участниками курсов.

Интерактивные курсы, согласно нашему исследованию, учитывающие компетентностный подход в развитии учителя начальных классов соответствуют нашим педагогическим условиям. Под педагогическими условиями развития этической компетенции учителя мы понимаем це­ленаправленно используемые возможности и специально организованные обстоятельства, ко­торые способствуют развитию этической компетенции учителя в процессе профессиональной деятельности.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы и обобщения опыта работы, мы определили, что условиями, обеспечивающими развитие этических компетенций являются: 1) Актуализация этических качеств учителя начальных классов в процессе решения теоретических и практических задач. 2) Реализация субъектной образовательной технологии, с использованием программно-методического обеспечения процесса развития этической компетенции учителя начальных классов; 3) Обеспечение преемственности в процессе развития этической компетенции учителя начальных классов в учебно-образовательной деятельности курсов, профессиональной и личной жизнедеятельности. 4) Модульное структурирование содержания курсов, обеспечивающее целенаправленное развитие этической компетенции практикующих учителей начальных классов и использование программно – методического обеспечения в процессе развития этических качеств.

Рассмотрим определенные педагогические условия. За основу взято определение: «актуализация (от латинского aktualis – деятельный) – осуществление или переход из состояния возможности в состояние деятельности» [8,c.13]. Под возможностью мы понимаем «направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении и при определенных условиях и предпосылках может стать действительным» [8,c.73].

С понятием актуализация взаимосвязано понятие самоактуализация, которая является важной составной гуманистической теории. Самоактуализация - универсальная функция человека, присущая всем людям от рождения. По мнению А.Маслоу [3,c.11], в результате «окультуривания» большинство людей теряют это качество, но человек способен его восстановить, если будет взаимодействовать с теми, кто сохранил способность творить. Следовательно, большое значение приобретают групповые занятия, и тренинги с целью актуализации и развития этических качеств. В связи с процессом актуализации и развития необходимо определить источник актуализации и развития этических качеств учителя. Учитывая определение актуализации, а также наше исследование, источником актуализации, следовательно и развития этических качеств является сущность человека, или высшее Я человека. Гуманистические теории личности [10,с.271-303] подчеркивают уникальность человеческой жизни, поиск ценностей и смысла существования, а также свободу, выражающуюся в самосовершенствовании. Акцент на способности человека к личностному росту является определяющей чертой гуманистической психологии. Смысл самоактуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».

Для того чтобы происходила актуализация, необходимо реализовать систему условий: «наличных предметных, словесных раздражителей, оживляющих ранее образованные системы ассоциаций» [6,c.15]. При выполнении определенных условий, возможность переходит в действительность – объективно существующий предмет или явление, как реализацию некоторой возможности. Таким образом, переход возможности в действительность открывает путь для возможностей следующего, более высокого уровня. Актуализация этических качеств в процессе выполнения заданий, которые мы предлагаем на интерактивных курсах, способствуют активизации саморазвития этических качеств учителя начальных классов.

Второе педагогическое условие - преемственность учебно-образовательной деятельности курсов, профессиональной и личной жизнедеятельности. В философском энциклопедическом словаре [7,c.815] преемственность определяется как связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию.

Особенность преемственности состоит в том, что она обеспечивает связь между прошлым, настоящим и будущим. Для учителя начальных классов в процессе развития этической компетенции, эта особенность преемственности обеспечивает развитие рефлексии, и способствует сознательному саморазвитию.

Мы рассматриваем преемственность, как важное педагогическое условие в нескольких направлениях: преемственность необходимо соблюдать между этапами развития этических качеств, в связи с разным уровнем предшествующего этапа этического развития личности учителя; преемственность между различными формами развития этических качеств; преемственность необходима в содержании работы на курсах и в самостоятельной работе.

Обеспечение преемственности, как условия развития этических качеств, в рамках компетентностного подхода, решает вопрос систематичности, последовательности занятий на курсах и самостоятельной работы учителя; повышения уровня развиваемых качеств; развития рефлексии, сознательного саморазвития, реализации принципа субъектности, возможности реализации интерактивных курсов, с помощью использования модульного обучения; активное использование разработанного учебно-методического материала. Таким образом, преемственность, согласно определению, как важное педагогическое условие обеспечивает логическую взаимосвязь и делает возможным развитие этических качеств учителя начальных классов как внутри курса, логическую взаимосвязь между его составными, так и между различными формами развития этических качеств: на интерактивных занятиях курса, в самостоятельной работе по саморазвитию, в профессиональной и личной жизнедеятельности учителя.

Третье условие – реализация субъектной технологии. В словаре [2,c.328] субъект определяется как носитель активности, осуществляющий изменения в др. людях и в себе самом. Реализация субъектной позиции по отношению к саморазвитию происходит на курсах, с помощью проведения специальных тренингов, решения теоретических и практических задач. Реализация субъектной позиции относительно саморазвития на специально организованных занятиях переходит в личную и профессиональную жизнедеятельность. Для реализации субъектной технологии ведущими являются аксиологический, гуманистический и деятельностный подходы.

Субъектность человека проявляется в его жизнедеятельности, общении, самосознании. Учитель, как субъект является целостным и свободным, ценности которого задают направление его личностного, профессионального, в том числе и этического развития. Субъектная технология способствует переиерархизации личных ценностей. Ценностные ориентации являются существенной составляющей профессионального сознания педагога [1,c.8]. Они выполняют важную мотивационную роль, являются регулятором профессионального поведения педагога. Таким образом, ценностные ориентации определяют индивидуальный путь личного и профессионального развития.

Четвертое условие – модульное структурирование содержания курсов, обеспечивающее целенаправленное развитие этической компетенции практикующих учителей начальных классов с использованием программно – методического обеспечения. Согласно основным положениям модульного обучения, мы разделили весь курс на модули, внутри которых учебная информация располагается по принципу логической преемственности. Каждый модуль содержит необходимое содержание и методические рекомендации, по развитию этических компетенций. Модульное обучение – разделение всего учебного курса на модули, внутри которых учебная информация располагается по принципу логической преемственности. Предполагается межмодульная интеграция и преемственность материала. Каждый модуль содержит необходимые методические рекомендации [2,c. 214].

Принципы модульного обучения соответствуют замыслам нашего исследования: обучение может состоять из одной или нескольких модульных единиц и охватывать отдельные качества и этапы работы; переход от репродуктивной системы обучения к творческой. Мы учитывали преимущества применения модульного обучения: составление индивидуальных программ обучения; доступность и структурированность учебного материала позволяет сократить срок обучения; гибкость и открытость организации процесса обучения в соответствии с различными потребностями в обучении; обеспечение высокой мотивации к процессу обучения и профессиональной деятельности; формирование навыков сознательного саморазвития; способствование развитию рефлексии; эффективность, так как программы ориентированы на достижение определенного уровня компетенции, необходимой для эффективного выполнения профессиональной деятельности; оценка компетентности учителей на различных этапах обучения; легкая модификация программ согласно современным требованиям .

Каждый модуль содержит следующие материалы: комплекс теоретических и практических заданий; тесты для контроля результатов; задания для самостоятельной работы; учебно-методические раздаточные материалы; список учебно-научной литературы; рабочая учебная программа. Таким образом, формирование этических качеств в использовании модульной системы обучения обеспечивается за счет: непрерывности обучения, без отрыва от профессиональной деятельности; интенсификации обучения (за счет чего усваивается больший объем информации во время индивидуальной и самостоятельной работы); индивидуализации обучения. Выделяем модули курса: 1.Информационно-целевой (лекции); 2.Практический (тренинги); 3.Рефлексивный (тесты, вопросы); самостоятельная работа учителя (работа по учебно-методическому материалу, рекомендуемой литературе).

Все педагогические условия развития этических компетенций взаимосвязаны и дополняют друг друга, которые направлены на решение трех взаимосвязанных задач: побуждение стремления к саморазвитию, формирование у учителей знаний, умений и навыков по развитию этической компетенции, формирование навыков рефлексии.


Литература:

  1. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.-272 с.

  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М: ИКЦ «Март»; Ростов на/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448., с.214.

  3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений.-М.:Издательский центр «Академия,2004.-320 с.

  4. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. Учеб. пособие для студ.психол.фак.вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-272 с.

  5. Первин Л., Джон О., Психология личности: Теория и исследования/ Пер. с англ. М.С.Жамкочьян под ред.В.С.Магуна – М.: Аспект Пресс, 2000.- 607 с.

  6. Психологический словарь/ под ред. Зинченко В.П.,– Педагогика–Пресс., М., 1997.- 439 с.

  7. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичёв и др. – изд. 2-е. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.

  8. Философский энциклопедический словарь. Ред. сост. Е.Ф.Губский, Г.В.Кораблев, В.А.Лутченко, - М.: ИНФРА, 1997,- 576 с.

  9. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990.

  10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).- СПб: Издательство «Питер», 1999.- 608 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle