Библиографическое описание:

Кашканова Л. З. Методы и приёмы коррекции нарушений письма у учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 336-339.

Письменная речь — сложная психическая деятельность. Для того чтобы пользоваться письменной речью, необходимо приобрести ряд умений и навы­ков. Начальный этап овладения письменной речью — усвоение навыков письма и чтения. Письмо предполагает осуществление точного, строго после­довательного фонематического анализа слова и соотнесения выделенных звуков с соответствующими фонемами, т. е. выполнение фонематического обобщения. Затем фонемы должны быть обозначены строго определенными буквами. Письмо требует четкого отгра­ничения друг от друга сходных фо­нем, прочного запоминания графики букв и воспроизведения их в нужной по­следовательности.

Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития ребёнка в целом.

Для устранения нарушений письменной речи необходимо руководство­ваться принципами коррек­ционной работы (принцип комплексности, патоге­нетический принцип, принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма, принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие, принцип поэтап­ного формирования умственных действий, принцип постепенного усложне­ния заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития», принцип системности, онтогенетический принцип).

Существуют различные классификации методов обучения. В коррек­ционной работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется ха­рактером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекци­онного воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психоло­гическими особенностями ребенка и др.

На уроках письма и развития речи в начальных классах применяются разнообразные методы коррекции нарушений письма: практические, нагляд­ные, словесные. В работе с умственно отсталыми учащимися словесные методы можно сочетать с практическими, наглядными.

К практическим методам коррекционной работы относятся упражнения, игры и моделирование.

Упражнение — это многократное повторение ребенком практиче­ских и умственных заданных действий. Для коррекционной работы целе­сообразно использовать следующие упражнения: списывание, диктант, конструирование, подражательно-исполнительские упражнения, письмо по памяти.

Списывание — один из наиболее употребительных видов письмен­ных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллигра­фии; при обучении орфографии и грамматике, - как правило, с дополнитель­ными заданиями. Различают два вида списывания: про­стое и осложнённое. В первом случае перед учеником одна задача — воспроизвести без ошибок го­товый текст. Во втором — списывание либо предшествует выполнению того или иного языкового задания (грамматического или орфографического), ко­торое проводится на мате­риале списанного текста, либо включает в себя до­полнительные зада­ния (вставку букв или слов, изменение форм слов и т.п.) .

Диктант — это упражнение, состоящее в записи учащимися ма­териала, воспринимаемого на слух. Все виды диктантов можно условно разделить по двум основаниям: 1) структура материала, предлагаемого для диктовки; 2) основная цель проведения его.

В зависимости от того, какой материал предлагается для диктанта, различают буквенные диктанты, диктанты слияний, словарные диктан­ты, диктанты по словосочетаниям, отдельным предложениям и связным текстом.

По основной цели проведения все диктанты делятся на обучающие и контрольные. Зрительный диктант заключается в том, что учитель запи­сывает одно-два предложения на доске и после того, как дети внимательн­о прочитают и проанализируют вместе с ним, закрывает текст. Да­лее учащиеся пишут самостоятельно, а потом сверяют написан­ное по тексту. Картинный диктант заключается в следующем: де­монстрируются предметные картинки, дети записывают их названия, анализируя сло­ва до записи или после выполнения работы. При само­диктанте учащие­ся добавляют одно слово — рифму и записывают его, как бы диктуя са­мим себе.

Письмо по памяти требует отсроченного воспроизведения прозаического или стихотворного материала.

Выполнение любых упражнений способствует формирова­нию прак­тических умений и навыков лишь в том случае, когда соблюдаются сле­дующие условия:

  • осознание ребенком цели. Это зависит от четкости поста­новки за­дачи, использования правильного показа способов выполнения, расчле­ненности показа сложных упражнений с учетом возрастных и психиче­ских особенностей ребенка;

  • систематичность, которая реализуется в многократном по­вторении (на уроках письма и развития речи с использованием разнообразного ре­чевого и дидактического материала и различных ситуаций рече­вого об­щения);

  • постепенное усложнение условий с учетом этапа коррек­ции воз­растных и индивидуально-психологических особен­ностей ребенка;

  • осознанное выполнение практических и речевых действий;

  • самостоятельное выполнение на заключительном этапе коррек­ции (хотя на начальных этапах коррекции упражне­ния могут выпол­няться с помощью учителя, с механической помощью и т. д.);

  • дифференцированный анализ и оценка выполнения.

Подражательно-исполнительские упражнения выполняют­ся детьми в соот­ветствии с образцом. В коррекционной работе большое место занима­ют упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, ар­тикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). На начальных этапах усвоения ис­пользуется показ действий, а при повторени­ях, по мере усвое­ния способа действия, наглядный показ все более «свер­тывается», заменяется словесным обозначением.

В коррекционной работе можно использовать различные виды конструирования. Например, при устранении оптичес­ких ошибок детей учат конструировать буквы из элемен­тов, из одной буквы другую.

Игровой метод предполагает использование различ­ных компонен­тов игровой деятельности в сочетании с други­ми приемами: показом, по­яснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов ме­тода является вообража­емая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые дей­ствия).

В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целя­ми и задачами кор­рекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность де­тей.

С учащимися можно использовать различные игры: с пением, ди­дактические, подвижные, творческие, дра­матизации. Их использование определяется задачами и эта­пами коррекционной работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психичес­кими осо­бенностями детей.

Моделирование — это процесс создания моделей и их использо­вание в целях формирования представлений о струк­туре объектов, об от­ношениях и связях между элементами этих объектов.

Эффективность их использования зависит от следующих условий:

  • модель должна отражать основные свойства объекта и быть по струк­туре аналогичной ему;

  • быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;

  • должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и зна­ниями.

Широкое применение получило знаково-символическое моделиро­вание. Например, при формировании звукового ана­лиза и синтеза исполь­зуются графические схемы структуры предложения, слогового и звуково­го состава слова.

Использование модели предполагает определенный уровень сфор­мированности умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, аб­страгирования, обобщения).

В работе с умственно отсталыми школьниками использование на­глядных пособий облегчает усвоение материалов, способ­ствует фор­мированию сенсорных предпосылок для раз­вития речевых уме­ний и навы­ков. Опора на чувственные об­разы делает усвоение речевых умений и на­выков более конк­ретным, доступным, осознанным, повыша­ет эффектив­ность логопедической работы.

К наглядным методам относятся наблюдения, рассмат­ривание ри­сунков, картин, макетов, а также показ образца зада­ния, способа дей­ствия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятель­ных методов.

Наглядные средства должны:

  • быть хорошо видны всем;

  • подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психо­логических особенностей ребенка;

  • соответствовать задачам коррекционной работы на дан­ном этапе кор­рекции;

  • сопровождаться точной и конкретной речью;

  • словесное описание объекта должно способствовать разви­тию ана­литико-синтетической деятельности, наблюдательно­сти, развитию речи.

Использование пособий может преследовать различные цели: коррек­цию нарушений сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величи­не и т.д.), развитие фонематичес­кого восприятия (на картине найти пред­меты, в названиях которых имеется отрабатываемый звук), раз­витие звукового анализа и синтеза (найти предметы на сюжетной картине, в названии которых 5 звуков), закрепление правильного произношен­ия звука, развитие лексического запаса слов, грамматичес­кого строя, связной речи (составление рассказа по сюжет­ной картине, по серии сюжетных картин).

Особенности использования словесных методов в коррекционной работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, за­дачами, этапом коррекци­онного воздействия.

Основными словесными методами являются рассказ, бесе­да, чте­ние. Наиболее эффективными для коррекционной работы с умственно отсталыми младшими школьниками следующие методы:

Рассказ — это такая форма обучения, при которой изло­жение носит описательный характер. Его используют для со­здания у детей представле­ния о том или ином явлении, вы­зова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последую­щей само­стоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамма­тических форы речи.

В зависимости от дидактических задач организуются предва­рительные, итоговые, обобщающие бесе­ды. В ходе предвари­тельной беседы учитель выявляет зна­ния детей, создает установку на усвоение новой темы. Напри­мер, при дифференциации звуков ц с в предварительной беседе выделяется звук с, затем ц, уточняет их артикул­яция на основе имеющегося у детей опыта. Затем звуки сравнива­ются, обоб­щаются имеющиеся знания. Итоговая беседа проводится для закрепления и дифференциации речевых умений и навыков.

Использование беседы в коррекционной работе должно соответ­ствовать следующим условиям:

  • опираться на достаточный объем представлений, уровень рече­вых умений и навыков, находиться в зоне ближайшего развития ре­бенка;

  • соответствовать логике мыслительной деятельности ребенка, учи­тывать особенности его мышления;

  • активизировать мыслительную деятельность детей, исполь­зуя раз­нообразные приемы, в том числе наводящие вопросы;

  • вопросы должны быть ясными, четкими, требующими одно­значного ответа;

  • характер проведения беседы должен соответствовать целям и за­дачам коррекционной работы.

Коррекционное воздействие осуществляется в следующих формах обучения: фронтальная, подгрупповая, индивидуаль­ная.

Важно обеспечивать оптимальное соотношение между фронталь­ными и индивидуальными методами преодоления нарушений письма в процессе коррекционного обучения. Данное требование составляет основу дифференцированного подхода к учащимся, с учётом законо­мерностей аномального развития их речи и обусловленных ими осо­бенностей усвоения знаний.

По характеру направленности методы коррекционной ра­боты подраз­деляются на методы «прямого воздействия» и методы «обходных путей».

Кроме методов, обеспечивающих успешность усвоения материала, на уро­ках можно использовать различные приёмы.

Приёмы, помогающие запоминать зрительный образ буквы детям, допус­кающим оптические ошибки (по И.Л. Калининой):

  • лепка из пластилина;

  • выкладывание букв из палочек, спичек, верёвочек, мозаики;

  • вырезание из цветной бумаги;

  • вычёркивание заданной буквы из текста;

  • узнавание букв на ощупь;

  • рисование букв в воздухе;

  • списывание с печатного и письменного текста.

Приёмы, коррегирующие языковой анализ и синтез и устраняющие аграмматизмы: работа с деформированным текстом (тексты с нарушением структуры слов, тексты с нарушением структуры предложения или всего вы­сказывания, тексты на восстановление порядка частей, предложений, грамма­тических связей между словами в предложении, порядка слов в предложе­нии, тексты с исключением).

Для коррекции фонематического восприятия на уроках можно использо­вать следующие приёмы:

  • звуко-буквенный анализ слов;

  • игры со звуковыми и слоговыми деформациями слов;

  • работа с деформированными текстами со вставками лишних букв, с неправильной разбивкой на слова;

  • письмо по памяти;

  • проговаривание при письме.

Таким образом, учёт особенностей умственно отсталых младших школь­ников и применение на уроках письма и развития речи специальных методов и приёмов позво­ляют более продуктивно проводить коррек­ционную работу по устранению и предупреждению нарушений письма.


Литература:

  1. Буркова Т.В. Рабочая классификация диктантов7 // Начальная школа. - 1989. - №10-11. - С. 44-49.

  2. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогатель­ной школы. - М., 1978.

  3. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961.

  4. Парамонова Л.Г. Нарушения речи учащихся вспомогатель­ной школы и пути их коррекции // Обучение во вспомогатель­ной школе/ Под ред. Н.П. Долгобородовой. - М., 1973.

  5. Поль Е.В. Приём списывания как средство формирования орфографии // Начальная школа. - 1997. - №1. - С. 21-26.

  6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. - М., 1995.

  7. Семяшкина Н.И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте // Начальная школа. - 1997. - №2. - С. 28.

  8. Татаринова И.А. Работа над деформированными текстами на логопеди­ческих занятиях с младшими школьниками // Логопед. - 2008. - №2. - С. 78-86.

  9. Татаринова И.А. Работа над деформированными текстами на логопеди­ческих занятиях с младшими школьниками // Логопед. - 2008. - №2. - С. 78-86.


Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, ограниченными возможностями здоровья, нарушений письма, коррекции нарушений письма, коррекционной работе, коррекционной работы, коррекции речевых нарушений, нарушений письма, технология коррекции речевых, младшими школьниками, уроках письма, развития речи, речевых умений, коррекции нарушений, коррекции нарушений письма, усвоение речевых умений, усвоение навыков письма, приёмы коррекции нарушений, методы коррекции нарушений, коррекции дисграфии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle