Библиографическое описание:

Видищева Р. С. Учет фактов хозяйственной деятельности организаций сферы малого и среднего предпринимательства // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 114-116.

В статье освещены особенности организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса. Отмечается необходимость принятия мер по упрощению порядка ведения бухгалтерского учета с целью поддержки субъектов предпринимательства, а также предлагаются некоторые мероприятия, направленные на решение обозначенных вопросов.

Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, упрощенная система налогообложения.


Бухгалтерский учет фактов хозяйственной деятельности – неотъемлемый элемент эффективного функционирования хозяйствующего субъекта. Именно посредством ведения учета появляется возможность всестороннего контроля за состоянием имущества и обязательств организации.

Бухгалтерский учет на территории Российской Федерации обязаны вести все хозяйствующие субъекты за исключением малых предприятий, применяющих упрощенную систему бухгалтерского учета. Этим организациям предоставлено право не вести учет в полном объеме (обязательным остается учет основных средств и нематериальных активов).

При применении упрощенной системы налогообложения, а, соответственно, неведении бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса основное внимание уделяется формированию налоговой базы, а вот достоверная информация о состоянии предприятия в целом, которую предоставляет только бухгалтерский учет, образуется сама собой. Получается, что возможность не вести бухгалтерский учет в полном объеме вызовет определенные трудности.

В Определении Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 № 319-О говорится о том, что «…освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленном законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав». Поэтому, не смотря на предоставленное право, многие хозяйствующие субъекты продолжают вести учет «для себя» в связи с возможной необходимостью возврата к традиционной системе налогообложения; с необходимостью подготовки статистической отчетности; осуществления внутреннего контроля; расчета пособий по временной нетрудоспособности и т. д. Таким образом, возможность выбора в том плане вести бухгалтерский учет или нет, на малом предприятии может негативно сказаться на его положении.

Осознавая эту ситуацию и то, что учет в большинстве фирм продолжает вестись в полном объеме, 6 декабря 2011 г. принят новый закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который предполагает ведение обязательного бухгалтерского учета для всех организаций, в том числе и являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Льгот для «упрощенцев» по ведению бухгалтерского учета в нем нет. Выходит, что на фоне применения упрощенной системы налогообложения малые предприятия должны будут вести полноценный бухгалтерский учет.

На наш взгляд, это неплохой вариант для малого бизнеса, т.к. уровень налогового бремени останется невысоким ввиду применения упрощенной системы налогообложения, а организация будет иметь возможность получать достаточный объем информации о состоянии активов, обязательств, хозяйственных процессов. Положительным это нововведение окажется еще и потому, что ведение бухгалтерского учета в рамках хозяйствующего субъекта в настоящее время требует высокой квалификации работников бухгалтерии. И в новом законе как раз прописаны основные требования, которые предъявляются к человеку, претендующему на получение должности главного бухгалтера. Подобное новшество достаточно важно и весомо, т.к. учет фактов хозяйственной деятельности, правильное и своевременное отражение операций на счетах, соблюдение бухгалтерского и налогового законодательства, предоставление достоверной информации заинтересованным пользователям – достаточно сложный процесс, требующий определенной доли профессионализма. Поэтому руководитель того или иного хозяйствующего субъекта, в результате утверждения поправок, будет вынужден прибегнуть к найму компетентного бухгалтера, а не вести учет самостоятельно. Речь в данном случае идет не о том, что руководители предприятий малого и среднего бизнеса не в состоянии вести бухгалтерский учет самостоятельно, просто управление самой организацией, принятие важных управленческих решений, порой в достаточно ограниченные сроки – процесс трудоемкий, поэтому параллельное ведение полноценного бухгалтерского учета практически невозможно.

Что касается организаций среднего бизнеса, то с ними дело обстоит следующим образом.

Во-первых, средние предприятия сталкиваются с определенным кругом проблем. На сегодняшний день практически полностью отсутствуют признаки, по которым можно было бы определить, что предприятие относится к сфере среднего бизнеса. В законе №209-ФЗ указано лишь, что средняя численность работников за предшествующий календарный год должна варьироваться от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно. Также выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 1000 млн. руб. В остальном понятия «малый» и «средний» бизнес смешиваются. Однако можно сказать, что средний бизнес поставлен в настоящее время даже в более уязвимое положение. Предприятия среднего бизнеса автоматически лишаются права применения УСН, а, соответственно, о возможности о возможности получения налоговых скидок речи не идет.

О том, что право не вести учет особых преимуществ для экономического субъекта, по нашему мнению, не дает, уже отмечено. Однако некоторые послабления в порядке ведения бухгалтерского учета для субъектов малого и среднего бизнеса крайне необходимы.

Нельзя сказать, что работа по упрощению учета для субъектов малого и среднего бизнеса не ведется вовсе. Например, с 2011 года все расходы по займам у указанной категории предприятий относятся к прочим расходам (изменения внесены в п.7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»).

В конце 2010 года были внесены изменения и в ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Согласно дополнению к его п.8 субъекты малого предпринимательства вправе исправлять ошибки за предшествующий отчетный год, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за текущий год без ретроспективного пересчета. Такие ошибки должны исправляться по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце, в котором они выявлены.

С 2011 года малые предприятия (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) имеют право в бухгалтерском учете выбрать кассовый метод учета выручки. Соответствующие изменения внесены в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99 «Расходы организации». Так, в новой редакции ПБУ 9/99 уточнено, что субъекты малого предпринимательства, не являющиеся эмитентами публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать в бухгалтерском учете выручку по мере поступления денежных средств от покупателей.

Таким образом, у предприятий, ведущих учет и ранее применявших кассовый метод только в налоговом учете, появился шанс синхронизировать бухгалтерский и налоговый учет.

Однако, данных мер недостаточно. С целью совершенствования системы бухгалтерского учета для субъектов малого и среднего бизнеса, а также упрощения ее, целесообразно внесение некоторых изменений и послаблений.

К примеру, предоставить средним предприятиям возможность сдавать бухгалтерскую отчетность лишь раз в год и освободить от составления промежуточной отчетности.

Также можно было бы сократить количество отчетных форм обязательных для сдачи. К примеру, Бухгалтерский баланс оставить обязательной формой отчетности. Всю остальную информацию – предоставлять в виде пояснительной записки в произвольной форме. Следует лишь указать на то, какая информация должна найти свое отражение в такой пояснительной записке – информация о выручке, об уровне себестоимости, о прочих доходах и расходах, чистой прибыли и т.д.

Целесообразно также субъектам малого и среднего бизнеса постепенно перейти на электронный документооборот для того, чтобы в целях бухгалтерского учета использовать электронные документы. Это дает возможность вести его, прибегая только к самым необходимым регистрам, максимально их сократить и объединить в некие накопительные документы.

Также, на наш взгляд, даст свои результаты объединение показателей, требуемых налоговым и бухгалтерским законодательством. Такая мера позволит избежать возникновения отложенных налоговых активов, отложенных налоговых обязательств – расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета.

На пути к упрощению учета для субъектов малого и среднего бизнеса, следует обратить внимание еще на один момент – это обязательная аудиторская проверка. Дело в том, что согласно ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, обязательной аудиторской проверке, помимо специализированных организаций, подвергаются хозяйствующие субъекты:

  • объем выручки от продажи продукции, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за год, предшествовавший отчетному, - свыше 400 млн. руб.;

  • сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, - более 60 млн. руб.

Следует обратить внимание на то, что эти два лимита соединены союзом «или». Это значит, что для установления обязательности аудита достаточно, чтобы имел место только один из критериев. Иными словами, совершенно не обязательно, чтобы одновременно наблюдалось превышение и объема выручки, и активов одновременно. Например, фирма может иметь валюту баланса на уровне 5 млн. руб., но при этом годовую выручку в размере 550 млн. руб. - и тогда она однозначно будет подлежать обязательному аудиту.

Что касается субъектов среднего бизнеса, то выше уже было отмечено – предприятие будет считаться средним, пока выручка за год его не превысит 1000 млн. руб. Получается, что средние предприятия попадают под обязательную аудиторскую проверку. Поэтому, в процессе упрощения порядка ведения бухгалтерского учета целесообразно разрешить субъектам среднего бизнеса не проводить обязательный аудит, т.к. аудиторская проверка влечет за собой определенные финансовые затраты, а также занимает значительное количество времени.

Таким образом, подводя некоторые итоги, можно отметить, что пользование правом не вести бухгалтерский учет малыми предприятиями значительных преимуществ этим организациям не предоставит. Поэтому принятие нового закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ, и в частности, введение обязанности вести бухгалтерский учет всем организациям, в том числе малым, а также средним, применяющим упрощенную систему налогообложения, сыграет положительную роль. Одновременно с этим, необходимо хотя бы частичное упрощение учета для субъектов малого бизнеса и среднего предпринимательства, т.к. конкурентных преимуществ у подобных форм хозяйствования значительно меньше. Поэтому принятие соответствующих решений окажет для них значительную поддержку и позволит повысить эффективность деятельности на пути достижения их главных целей – получения прибыли, удовлетворения потребностей населения и повышения уровня экономического развития регионов.


Литература:

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

  2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 г.;

  3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ от 24.07.2007 г.;

  4. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ от 30.12.2008 г.;

  5. Приказ Минфина России «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» №64н от 21.12.1998 г.


Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle