Библиографическое описание:

Селиванов С. Г., Ахмедзянов Д. А., Поезжалова С. Н. Методика интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в технических вузах // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 383-388.

В Указе Президента Российской Федерации № 596 от 7 мая 2012 года «О долгосрочной государственной экономической политике» определяются цели развития национальной инновационной системы в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и решения задач перехода высшего профессионального образования к инновационным образовательным программам.

Во многих ведущих исследовательских университетах различных стран уже произошла смена поколений образовательных стандартов и технологий профессионального об­ра­зо­вания путем перехода от парадигмы «школы памяти» к парадигме «школы мышления». Такая смена парадигм образования и является основой креативной педагогики [3].

Целью данной разработки является создание образовательных программ непрерывной инновационной подготовки специалистов, основанных на интеграции образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в технических вузах.

Практическая полезность методики обеспечения перехода к инновацион­ным образовательным программам подготовки специ­алистов, бакалавров, магистров определяется систематизацией знаний, умений и навыков, которые формируют способности выпускников вузов создавать продуктовые и технологические инновации, проектировать конкуренто­способную продукцию и технологии, ставить на производство технику новых поколений и осуществлять масштабное техническое перевооружение производства.

Для разработки в плане сказанного инновационных образовательных программ реализуется новая концепция развития инно­вационных образо­вательных технологий на основе использования принципов системотехники и проектного управления в инновационной деятельности.

В современной теории систем в настоящее время нет единого канонизированного определения термина «система». Существует несколько десятков дефиниций этого понятия [4]. Их анализ показывает, что содержание понятия «система» в лексикографии многократно изменялось от прямого перевода с греческого «systema – целое, составленное из частей» и модификаций этого определения:

  1. система – это совокупность частей, связанных общей функцией;

  2. система – это развивающееся во времени упорядоченное множество элементов, отвечающее требованиям целевой функции до теоретико-множественных представлений математической лингвистики в виде синтагм или комбинаций определяющего и определяемого элементов в виде сочетания слов или укрупнен­ных компонентов, принципиально необходимых для существования или функционирования исследуемой или создаваемой системы [5]:

, (1)

где – совокупность целей;

– совокупность структур, реализующих цели;

– совокупность технологий (методов, средств, процедур, процессов, способов, алгоритмов и т.п.), обеспечивающих функционирование системы;

– условия существования системы, т.е. факторы внешней среды и состояния системы, влияющие на ее создание, функционирование и развитие.

Цели разработки инновационных образовательных программ, определяются компетентносными моделями подготовки специалистов. Структуры учебных планов можно определить с помощью теории графов и матриц-моделей управления программами. Технологии образовательных программ определяются научными1 методами, законами, закономерностями, зависимостями и технологическими процессами, которые дают описание объектов управления. Условия создания, функционирования и развития систем можно определить с использованием методов как технической, так и экономической кибернетики, которые используют для управления социально-экономическими системами.

Выше было сказано, что цели разработки инновационных образовательных программ, определяются компетентностными моделями подготовки специалистов. Компетенция2 – это круг полномочий какого-либо учрежде­ния или лица; круг вопросов3, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом. Полномочия учреждений, предприятий и других организаций (работодателей выпускников технических университетов) обычно делят по иерархическим уровням управления:

  • государственного, регионального и муниципального управления;

  • отраслевого управления, в том числе уровней управления департаментов министерств, например, оборонно-промышленного комплекса, других народнохозяйственных комплексов в виде финансово-промышленных групп, холдингов, корпораций, дивизионов и других крупных союзов предприятий;

  • уровня управления организации, например, университета, акционерного общества, научного учреждения, товарище­ства, унитарного предприятия, кооператива, фонда и других организаций.

Компетенции4, как заданные в вербальной (устной, словесной) форме целевые функции управления персоналом, можно распределять по названным иерархическим уровням управления. Сказанное позволяет ориентировать на обеспечение таких компетенций разработку образовательных стандартов, программ, учебных планов и отдельных учебных программ по дисциплинам инновационного профиля5 учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Учебно-методические комплексы по дисциплинам учебных планов, которые регламентированы ФГОС третьего поколения для университетов, реализуют новые компетентностные модели развития образо­вательных технологий в целях перехода к инновацион­ным образовательным программам подготовки специ­алистов, способных создать конкуренто­способную продукцию и поставить на производство технику новых поколений.

На общегосударственном уровне при разработке компетентностных моделей обучения студентов, для разработки государственных образовательных стандартов и учебных планов подготовки дипломированных специалистов, бакалавров и магистров в качестве исходной информации можно применять рекомендации Еврокомиссии относительно ключевых компетенций6, которыми должен овладеть каждый европеец.

Эти компетенции в дисциплинах инновационного профиля призваны в первую очередь обеспечить:

    • фундаментальную техническую компетенцию на основе изучения студентом наиболее общих научных законов развития техники и технологий (смены технологических укладов, эволюционного развития нововведений, смены поколения техники и технологий, распространения (диффузии) новых технологий);

    • компетенцию предпринимательства на основе изучения студентами методов инновационного проектирования, инновационной подготовки производства, разработки и осуществления проектов технического (технологического) перевооружения производства;

    • культурную компетенцию на основе изучения студентом направлений инновационной политики государства, истории науки и техники, артефактов – выдающихся образцов техники и технологии, которые внесли наиболее существенный вклад в развитие цивилизации, обеспечили экономический рост государств и жизненного уровня их граждан, обеспечивают переход к инновационной экономике.

На отраслевом уровне управления компетенции общегосудар­ственной значимости должны иметь конкретную предметную ориентацию на потребности отрасли или крупных союзов предприятий данной отрасли (финансово-промышленных групп, холдингов, корпораций, дивизионов и других союзов предприятий). В результате изучения дисциплин инновационного профиля студент должен в отношении таких работодателей не только знать:

  • научные законы, закономерности и зависимости инноватики для их использования в инновационном проектировании;

  • основное содержание и отличия высоких и критических технологий, методы их разработки;

  • содержание и структуру инновационных проектов и методы разработки высокотехнологичных проектов;

  • современные методы управления инновационными проектами, но также

уметь:

  • выполнять типовые расчеты и обоснования, используемые в инновационном проектировании;

  • использовать современные информационные технологии и ЭВМ для управления инновационными проектами;

иметь навыки:

  • системного анализа инноваций;

  • моделирования процессов инновационной деятельности;

  • патентной деятельности в инновационном проектировании;

  • оптимизации продуктовых и технологических инноваций;

  • разработки документации инновационных проектов;

иметь представление:

  • о других типах проектов и методах управления проектами;

  • о принципах научно-технического творчества и методах разработки конкретных нововведений.

Теоретические и практические знания, полученные студентом при изучении дисциплин инновационного профиля должны содействовать выполнению высоко­технологичных инновационных проектов создания и постановки на производство новых изделий, обоснованию не только продуктовых, но и технологических инноваций, а также разработке на этой основе проектов технологического перевооружения производства.

Закреплению знаний и практических навыков служит не только теоретические дисциплины, лекционные курсы, лабораторные занятия, курсовое проектирование, но и производственная практика на базовых инновационно-активных предприятиях.

На уровне организации (предприятия, учреждения) к особенностями компетентностного подхода и разработки инновационных образовательных программ, например, в университете являются следующие обстоятельства:

  1. В учебных дисциплинах упор делается не только на изучение законов и закономерностей, но и на освоение конкретных методов проектирования высоких и критических технологий, на освоение методов инновационного проектирования в первую очередь для развития машино­строительного производства, так как именно развитие машиностроения и приборостроения обеспечивает смену техно­логических укладов в инновационной экономике государства.

  2. В качестве главной особенности разработки и освоения дисциплин инновационного профиля применительно к образовательным программам универси­тета является их ориентация на конкретные производства, на решение конкретных инновационных проблем работодателя в целях обеспечения конкурентоспособности выпускника вуза (молодого специалиста) в сравнении с персоналом действующего предприятия (производства).

В этих случаях на развитие инновационной активности выпускников вуза в отношении предприятий авиадвигаталестроения, машино- и приборостроения должны быть ориентированы практикумы, курсовое и дипломное проектирование.

При использовании практикумов в других условиях, например, в целях подготовки специалистов по инновационному проектированию для иных отраслей промышленности7 лабораторный исследовательский практикум, научно-исследовательская работа студентов и производственные практики на базовых инновационно-активных предприятиях могут быть модифицированы с учетом специфики технологий и особенностей инновационного проектирования в названных направлениях развития инновационной экономики.

На основе получения знаний и приобретения навыков инновационного проектирования и управления высоко­технологичными иннова­ционными проектами по названным направлениям научно-технического прогресса студенты в ходе изучения дисциплин инновационного профиля приобретают также знания и навыки по разработке проектов технического перевооружения (модернизации, реконструкции, реструктуризации, комплексной автоматизации) производства.

Дисциплины инновационного профиля, кроме сказанного, призваны обеспечить способность выпускника университета не только формулировать цели инновационных проектов (программ), но и решать задачи обеспечения конкурентоспособности продукции и производства, определять целевые функции в задачах математического моделирования, использовать различные методы оптимизации, определять ограничения, строить структуру взаимосвязей инновационных мероприятий, определять приоритеты решения задач в инновационных проектах.

В связи со сказанным основные наиболее общие компетенции отдельных дисциплин инновационного профиля – это, в конечном счете, соответствующие ФГОС нового поколения способности:

  1. формулиро­вать цели и задачи инновационных проектов (программ) при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, строить структуру взаимосвязей и определять приоритеты решения задач;

  2. разра­батывать обобщенные варианты решения проектных задач в инновационных проектах, анализировать и выбирать опти­маль­ные решения, прогно­зировать их послед­ствия, планировать реализацию проектов;

  3. проводить оценку инновационного потенциала выполняемого проекта;

  4. оценивать инновационные риски коммерциализации разраба­тываемых проектов;

  5. участвовать в организации процесса разработки и производства изделий, производственных и техноло­гических процессов, средств и систем производств различного назначения;

  6. участвовать в разработке планов и программ организации инновационной деятельности на предприятии;

  7. уча­ст­во­­вать в управлении программами осво­ения новых изделий технологий и техники, координации работы персонала для решения инновационных проблем.

Названные компетенции формируемых дисциплин инновационного профиля в зависимости от специализации (профилезации) вуза, направления или специальности в ходе определения состава инновационных дисциплин в образовательной программе, учебном плане или рабочей программе могут уточняться по условиям требований работодателей (базовых предприятий, организаций). На предприятии полученные в вузе компетенции детализируются до уровня конкретного организационного поведения молодого специалиста. На этом уровне управления:

  • компетенции – это не организационное поведение само по себе, а репертуар поведенческих моделей8, которые позволяют одним молодым специалистам эффективнее выполнять работу, чем другим;

  • компетенции на предприятиях – это желаемое организационное поведение специалиста (получение необходимого результата);

  • компетенции на предприятии или в другой организации определяют в связи с их значимостью для выполнения конкретной работы, что позволяет оценивать работников при определении заработной платы, отборе кандидатов на вакансии и формировании кадрового резерва на выдвижение;

  • компетенции, в конечном счете, – это примеры наивысшего уровня достижений и результативности в высоко­профессиональной работе, начиная от уровня базовых научно-технических и технико-экономических компетенций, полученных в вузе, и уровня соответствия молодого специалиста типовым требованиям к должности, до уровня высокого мастерства при обеспечении конкретных результатов развития предприятия путем превышения ожидаемых требований к должности.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения по каждому направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе как новых учебных дисциплин инновационного содержания, так и новых образовательных (педагогических) технологий:

  • активных и интерактивных форм проведения занятий: лекции-визуализации – передача информации посредством схем, таблиц, рисунков и видеоматериалов, а также компьютерные симуляции высоких и критических технологий на лабораторных занятиях, например, в системах Windows Movie Maker, Power Point;

  • разбор конкретных ситуаций по данным патентной статистики поисковой системы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, создание на этой основе электронных баз данных патентной документации по технике и технологиям новых поколений для решения задач трансферта инновационных технологий или создания единых технологий;

  • интеграция информационных и педагогических технологий при изучении слайд-фильмов лекций и видеофильмов о содержании высоких и критических технологий, например, автомобилестроения, авиационной промышленности и других передовых (ключевых и креативных, единых и узловых, проектных и перспективных) технологий лучших предприятий (организаций) мира.

Перечень наиболее часто используемых в учебном процессе образовательных технологий:

  • Case-study – анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений.

  • Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

  • Работа в команде – совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи путем творческого сложения результатов индивидуальной работы членов команды с делением полномочий и ответственности.

  • Контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением.

  • Обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения.

В таких условиях, формируемых креативной педагогикой, основой образовательных технологий проведения лекционных занятий являются лекции-визуализации – передача информации посредством видеоматериалов, схем, таблиц, рисунков, слайдов, видеофрагментов. Такие лекции должны проводиться по всем без исключения темам с использованием слайд-фильмов и видеофильмов, дополняемых пояснениями и комментариями лектора. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в учебном процессе по дисциплинам инновационного профиля, как показывает практический опыт, может составлять до ­100 % аудиторных занятий.

Названные и другие педагогические технологии в креативной педагогике необходимы для формирования современных учебных дисциплин инновационного профиля, которые в своем суммарном проявлении формируют структуру программ непрерывной инновационной подготовки специалистов и обеспечивают синергетический эффект процесса подготовки конкурентоспособного персонала.

Новыми дисциплинами инновационного профиля в различных циклах и разделах учебных планов, реализующих основные образовательные программы на основании ФГОС III поколения, кроме «Инноватики» [ 1 ] могут быть следующие активно формирующиеся в вузах перечни учебных дисциплин (учебников, учебных пособий, лабораторных практикумов, курсовых и расчетно-графических работ инновационного профиля):

  1. гуманитарные, социальные и экономический циклы – «Инновационная экономика», «Инновационная политика», «Инновационный менеджмент», «Инновационный маркетинг» и другие дисциплины названной направленности;

  2. математические и естественно-научные циклы – «Инноватика9», специальные разделы математики, физики, химии, биологии и других естественных наук, которые обеспечивают прорывные инновации; примечание: с помощью инноватики наука оказывает прямое воздействие на все сферы человеческой деятельности в единой цепочке преобразования научных знаний в определенные ценности: фунда­ментальные исследования → поисковые НИР → прикладные НИР → прикладные НИОКР → технологии → производство → рыночная реализация.

  3. профессиональный цикл – «Управление инновациями», «Инновационное проектирование», «Инновационная подготовка производства», «Инновационные технологии» и другие дисциплины, которые обеспечивают успешную инновационную деятельность молодого специалиста у работодателя [2].

Практический опыт реализации программ инновационной подготовки специалистов, как показывает опыт, позволяет не только разрабатывать образовательные программы на уровне международных требований, но также готовить конкурентоспособных специалистов. В частности, в ФГБОУ ВПО “Уфимский государственный авиационный технический университет” в результате использования рассмотренной выше концепции резко возросла доля выпускников вуза, которые довели у работодателя (на базовом предприятии) свои инновационные курсовые и дипломные проекты, магистерские диссертации до эффективного практического применения на авиадвигаталестроительных предприятиях регионе (ОАО УМПО, ОАО “НПП “Мотор”, ФГУП УАП “Гидравлика”, ФГУП “Молния” и др.).


Литература:

  1. Селиванов С.Г., Гузаиров М.Б., Кутин А.А. Инноватика. Учебник для вузов. 2-е изд. – М.: Машиностроение. 2008. - 721 с.

  2. Ахмедзянов, Д. А., Дударева, Н. Ю. Концепция инновационного развития технических вузов России. – Уфа: УГАТУ, 2009. - 74 с.

  3. Технологии и средства развития творческих способностей специалистов / под ред. В. А. Гра­чева. М.: ЭДКД, 2002. 221 с.

  4. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: справ. / под ред. В. Н. Волковой и А. А. Емельянова. М.: Финансы и статистика, 2006.- 848 с.

  5. Волкова В. Н., Денисов А.А Основы теории систем и системного анализа: учеб. для вузов. СПБ.: Изд-во СПБГПУ, 2003. - С.19

1 Важно при этом помнить, что по М.В.Ломоносову «университет – это высшее сословие людей занимающихся наукой» и не допускать проникновение схоластики в образовательный процесс

2 от лат. competentia – принадлежность по праву

3 В руководстве пользователя ECTS (ECTS and Diploma SupplementEuropean Community Course Credit Transfer Systems – Европейская система взаимного признания зачетных единиц) компетенции определяются как динамическая комбинация характеристик, способностей и позиций, выступающих целью образовательных программ.

4 В образовательных стандартах «компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».Понятие компетенции включает: знание и понимание (теоретическое знание предметной области, способность знать и понимать); знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям); знание как быть (ценности как неотъемлемой части способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте).

5 Государственные образовательные стандарты, учебные планы и образовательные программы вузов обычно предусматривают следующие дисциплины инновационного профиля: Инноватика; Инновационное проектирование; Управление инновационными проектами; Инновационная подготовка производства; Инновационный менеджмент и т.п.

6 рекомендации Еврокомиссии относительно восьми ключевых компетенций, которыми должен овладеть каждый европеец:

  1. компетенция в области родного языка;

  2. компетенция в сфере иностранных языков;

  3. математическая и фундаментальная естественнонаучная и техническая компетенции;

  4. компьютерная компетенция;

  5. учебная компетенция;

  6. межличностная, межкультурная и социальная компетенции, а также гражданская компетенция;

  7. компетенция предпринимательства;

  8. культурная компетенция.


7 например, топливной, металлургии, химической, деревообрабатывающей промышленности, промышленности строительных материалов, легкой и пищевой промышленности, энергетики, транспорта, связи, агропромышленного комплекса и других не машиностроительных отраслей

8 коммуникационных – при ведении переговоров, активном влиянии на события, результативность работы в команде; деловых – при решении проблем, быстрой работы с информацией при анализе творческих и решении нестандартных задач; личностных – при решении инновационных задач и/или проявлении лидерских способностей; профессиональных – при организации эффективной работы в соответствии с должностью; корпоративных – при системной оценке проблем организации и анализе долгосрочных тенденций развития отрасли или предприятия, по соблюдению корпоративных этических норм поведения…

9 В качестве примечания следует отметить главное отличие компетентностных моделей ФГОС третьего поколения Российской редакции от Европейской системы взаимного признания зачетных единиц ECTS (ECTS and Diploma SupplementEuropean Community Course Credit Transfer Systems), где кроме математических и фундаментальных естественнонаучных компетенций названа также фундаментальная техническая компетенция. Известно, что «Инноватика» формирует фундаментальные технические компетенции в виде знания научных законов


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle