Библиографическое описание:

Иванов В. К. Особенности региональной прессы современной России // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 228-230.

С распадом СССР было разрушено единое информационное пространство страны. Часть информационных потоков локализовалась в бывших союзных республиках. В связи с этим сократилось количество прежних центральных изданий, усилились центробежные тенденции в общественно-политическом развитии самой России. Попытки суверенизации отдельных регионов, автономных республик, краёв, областей нашли своё отражение в самом процессе функционирования СМИ. Во-первых, произошло падение тиражей общероссийских периодических изданий. Вместе с тем, однако, количество подписчиков на местные издания, наоборот, увеличивалось, так как явно наметился сдвиг интересов аудитории с общефедерального на региональный уровень, ведь именно там реально решаются её жизненные проблемы. Этот факт подтверждает и подписной каталог “Роспечать”, где на 2-е полугодие 2010 года было зарегистрировано 143 региональные газеты [1]. Кроме того, укреплению региональной прессы способствовал переход с вертикального на горизонтальный тип взаимоотношений СМИ в рамках региона. Именно приход системы периодических изданий в регионы, их взаимодействие между собой, предполагающее равенство сторон, и, как следствие, замена отношений субординации на отношения координации, региональный интерес как интегрирующий признак данной системы, плюрализм точек зрения, конкуренция за читателя – всё вместе внесло большое оживление в региональную медиасферу, реально повысив к ней интерес местной аудитории. Следует также отметить значительное расширение типологий изданий: это политические, информационно-рекламные, коммерческие, отраслевые, профсоюзные, религиозные, спортивные, детские, молодёжные и многие другие средства массовой информации.

Характер публикаций также изменился. Так, известные экономические трудности заставили региональную прессу отдавать значительную часть площадей рекламе. Скрытая и открытая борьба изданий за читателя, в основе которой лежит стремление к экономическому выживанию, нередко приводит к дешёвой популярности, к удовлетворению низменных запросов потребителя информации. Именно на этой волне сочиняются сенсационные новости, раздуваются слухи и так далее. Всё это в конечном итоге вырастает в проблему достоверности информации в СМИ и доверия аудитории.

Многими редакторами было осознано то обстоятельство, что в условиях рынка отдельное издание обречено на поражение. Однако был найден достаточно эффективный путь совершенствования организационной структуры, обеспечивающий выпуск СМИ, - создание мощных информационно-издательских объединений типа концернов или холдингов (именуемые обычно корпорациями, финансово-издательскими группами, издательскими домами), что давало значительную экономическую выгоду, определённую независимость от местной власти и солидные тиражи.

Тем не менее прекращение субсидирования районных (городских) газет из средств федерального бюджета нанесло значительный ущерб возможности их независимого развития. Это неоправданное с точки зрения интересов общества и государства решение о передаче финансирования местных СМИ региональным и муниципальным бюджетам в результате привело к резкому возрастанию зависимости этих изданий от территориальных органов власти, замкнув круг освещаемых ими проблем исключительно границами той или иной административной единицы.

Сегодня полностью за счет бюджета субъектов РФ существует большинство общественно-политических региональных газет. На эти цели региональные органы власти выделяют значительные средства. Так, в 2005 году на поддержку региональных СМИ в бюджете Ямало-Ненецкого АО было предусмотрено 390 млн. руб., в бюджетах Липецкой и Иркутской областей по 51 млн. руб., Волгоградской области – 147 млн. руб., Вологодской – 17 млн. руб., Республики Дагестан – 172 млн. руб., в Алтайском крае – 3,5 млн. руб., в Краснодарском крае – 328 млн. руб., в бюджете Москвы на 2008 год было заложено 697 млн. руб. на городскую периодическую печать, в республике Татарстан – 630 млн. руб., республики Башкортостан – 1 млрд. руб [2, с. 28], [3, с. 6].

Механизм подчинения региональных СМИ властным структурам за счет возможности финансирования “нужных” изданий хорошо описан в монографии омских авторов, раскрывающих механизм функционирования регионального медиапространства [4].

Важной проблемой, требующей разрешения с участием государства, является реформирование региональной прессы. Эта проблема была и остается особенно злободневной потому, что в населенных пунктах с населением до 250 тыс. человек в Российской Федерации проживают более 60% населения. Необходимость использования потенциала “малой” прессы очевидна, так как даже элементарный учет масштаба аудитории региональных газет зримо показывает далеко превосходящую численность читателей центральных сетевых изданий, что подтверждает табл. 1.

Таблица 1

Разовый тираж общественно-политических газет [1]

Федеральные округа

Сетевые издания

Региональные издания

Местные издания.

ЦФО

2 315 456

1 958378

10 816751

СЗФО

1 122 110

2 225 032

2 573 095

ЮФО

1 137 628

913 043

1 853 454

ПФО

1 903 011

1 976 929

3 175 143

УФО

668 271

626 062

1 475 706

СФО

938 908

1 380 285

2 389 427

ДФО

486 076

575 753

536 259

Всего:

8 571460

9 655482

22 819835


Осознавая важность и проблемность процессов, происходящих с региональными СМИ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям при поддержке Медиа Союза 19-20 мая 2006 года организовало в г. Вологде Всероссийское совещание редакторов районных и городских газет “Роль муниципальных печатных СМИ в реализации Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и приоритетных национальных проектов”. В резолюции, принятой по итогам совещания, указывалось, что региональные газеты являются основой информационного пространства России и залогом его цельности. Исключительно важно, чтобы региональная печать не только сохранилась на существующем уровне, но и поступательно развивалась в будущем. На совещании была поднята важная проблема эффективности использования государственных средств, отчисляемых на поддержку СМИ. Стремление регионов оказать такую поддержку средствам массовой информации расценивалось учредителями совещания позитивно, что естественно способствовало их развитию. Однако механизм финансовой помощи в этом случае должен быть предельно прозрачен. Проще говоря, все средства следовало бы распределять исключительно с применением конкурсных процедур, как того, кстати, требует действующее законодательство.

Во многих субъектах РФ именно так и обстоит дело. Так, поддержка СМИ в виде целевых грантов, выделяемых на конкурсной основе, осуществляется в Алтайском крае, а в Саратовской области дотации газетам распределяются по конкурсу в рамках местной целевой программы “Развитие информационного партнерства органов государственной власти Саратовской области со СМИ”. Благодаря региональным грантам СМИ Псковской области в 2006 году реализовывались проекты по освещению деятельности областного Собрания депутатов, обладминистрации, а также мероприятий общероссийского и областного значения. В форме реализации государственно заказа поддерживались СМИ в Калужской области и ряде других регионов.

Но практика выделения средств региональными бюджетами на конкурсной основе и в виде конкретных госзаказов - скорее исключение, нежели правило (например, в Москве в 2005 году без всякого конкурса на финансирование муниципальных газет было потрачено 326,5 млн. рублей) [2, с.28].

К сожалению, и сегодня проблема избирательного оказания финансовой поддержки СМИ по принципу “свой” - “чужой” из региональных бюджетов остаётся актуальной. Однако следует отметить, что по мере расширения количества региональных периодических изданий намечается тенденция их консолидации в объединения под эгидой местных властей. В этом плане позитивным является опыт руководства Алтайского и Красноярского краёв, которые отстояли свои законы “Об экономической поддержке СМИ”. Дума Ханты-Мансийского автономного округа приняла региональный закон о СМИ, регулирующий взаимоотношения органов государственной власти и средств массовой информации. На основании этого закона к концу 2006 года все медийные и полиграфические организации, учрежденные окружными властями, объединены в издательский дом.

Многие периодические издания активно прибегают к финансовой помощи спонсоров. В качестве спонсоров чаще всего выступают государственные предприятия, коммерческие структуры и общественные организации.

По своим тиражам российские региональные издания уступают федеральным – практически половина из них имеет тираж до 10 тыс. экземпляров. Следует также отметить многоязычность региональной периодики – газеты и журналы выходят на 77 языках народов России, Европы, Ближнего и Дальнего Востока.

В большинстве регионов издаются прежде всего общественно-политические газеты. Однако чрезвычайная политизация региональных СМИ привела к тому, что многие газеты и журналы перестали выполнять не только информационное назначение, но и присущие им культурные, научные, просветительские и другие функции.

Таким образом, развитие региональных СМИ, и в частности прессы, остаётся актуальной задачей, которая должна быть возведена в ранг государственной политики, стать основой современной демократической структуры общего информационного пространства России. Регионализация СМИ – одна из характерных черт современной российской журналистики. Процесс этот набирает силу, отражая стремление к самостоятельности отдельных субъектов Российской Федерации, что безусловно является предметом дальнейшего тщательного исследования.


Литература:

  1. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. – М., 2007.

  2. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. – М., 2006.

  3. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития. – М., 2008.

  4. Новиков И.В., Новиков В.С., Новиков С.В. Влияние печатных СМИ на результаты избирательной кампании Федерального уровня. Омское прииртышье (1992-2003гг.). – Омск. 2007 – 300с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle