Библиографическое описание:

Козырева Т. В. Проблемы применения сроков привлечения к административной ответственности за нарушения правил использования лесов // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 218-222.

Статья «Проблемы применения сроков привлечения к административной ответственности за нарушения правил использования лесов» посвящена вопросам, возникающим при применении норм КоАП РФ, касающихся сроков привлечения к административной ответственности, в сфере нарушения правил использования лесов.

Ключевые слова: правила использования лесов, срок привлечения к административной ответственности, Лесной кодекс РФ, судебное заседание, административный процесс.


Article «Problems of application of terms of attraction to administrative responsibility for violations of the rules of use of the woods» is devoted to the questions arising at application of norms of KOAP Russian Federation, concerning terms of attraction to administrative responsibility, in the sphere of violation of the rules of use of the woods.

Keywords: rules of use of the woods, term of attraction to administrative responsibility, Wood code of the Russian Federation, court session, administrative process.


В настоящее время достаточно часто проводятся разнообразные конференции, форумы и совещания, где обсуждаются экологические проблемы современности, пути и способы их разрешения, так, например, на международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность», ведущие мировые эксперты, политики и экономисты обсуждали проблемы современного государства, Д. Медведев на конференции отметил то, что социальные и экономические условия жизни и системы в настоящее время очень сложны, и с каждым годом эти организмы становятся все более и более сложными, то же самое происходит и с политической, и правовой теорией.[4]

С учетом глобального экологического значения, лес представляет особую ценность, для сохранения и укрепления благоприятной окружающей среды. Отношения, возникающие в результате использования и заготовки древесины, деятельности, связанной с лесными насаждениями и лесными участками, переработкой, хранением и вывозом, нуждаются в правовой защите, в верном применении правовых норм и толковании законов в целях предупреждения и пресечения злоупотребления и осуществления охраны и защиты лесов.

Применение норм КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.25 КоАП РФ ставит вопросы правильной классификации правонарушения судьями районных судов, судьями арбитражных судов, государственными органами, уполномоченных в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов рассматривать дела об административных правонарушениях, и соответствующими должностными лицами. В целях единообразия применения норм КоАП РФ судьями различных инстанций и должностными лицами необходимо разработать единый механизм привлечения к административной ответственности по ст. 8.25 КоАП РФ, за нарушение правил использования лесов, правила классификации нарушений в области нарушения лесного законодательства.

В целях обеспечения рационального использования и защиты лесов статьями 26, 49 Лесного кодекса РФ (04.12.2006 N 200 ФЗ) закреплена обязанность лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, ежегодного представления в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лесной декларации, т.е. заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, отчетов об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре.

Также с целью обеспечения целевого использования лесов, их охраны и защиты, воспроизводства, устанавливается государственный лесной контроль и надзор, государственный пожарный надзор в лесах, а также муниципальный лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов.

Ст. 8.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил использования лесов, а именно: нарушение правил заготовки древесины, нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, нарушение правил заготовки живицы, заготовки пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.

Объектом правонарушения при рассмотрении дел данной категории является установленный порядок охраны окружающей природной среды и природопользования. Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации» вводит в действие Лесной кодекс Российской Федерации, где закрепляются главные нормы и правила использования лесов.

Согласно Конституции Российской Федерации охрана окружающей среды, лесное и административное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 81 Лесного Кодекса РФ установление порядка, контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляют органы государственной власти. Государственный лесной контроль и надзор осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 6 ст. 83 ЛК РФ).

Согласно ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа, ст. 23.24 КоАП РФ определяет, что органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.25 КоАП РФ.

На основании распоряжения о проведении проверки соблюдения требований лесного законодательства должностным лицом, либо органом проводится соответствующая проверка соблюдения законодательства гражданами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и юридическими лицами при осуществлении деятельности, связанной с заготовкой, хранением и вывозом леса.

Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц» 01 мая 2009 г. вступили в законную силу изменения, так, например, п. 12 ст. 9 данного Федерального закона гласит: «о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом». Поэтому без такового надлежащего уведомления проверка будет проведена незаконно, ее результаты не могут послужить основанием для составления протокола об административной ответственности, и тем более привести к привлечению лица к административной ответственности.

Протокол составляется должностным лицом с учетом требований, предъявляемых к протоколу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, с указанием даты и места составления, должности, фамилии и инициалов лица, составившего протокол, сведений о лице[1], в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имени, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, квалификацию состава правонарушения, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающей административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также указываются иные сведения, необходимые для разрешения дела. Должностное лицо надлежащим образом уведомляет лицо, в отношении которого возбуждено административное производство, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и о дате его рассмотрения.

При составлении протокола, вынесении определения о возбуждении административного расследования и вынесении постановления по делу должны быть учтены сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ. В главе 8 КоАП РФ установлены административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, здесь объединены правонарушения как в области охраны окружающей среды, так и в области природопользования, то есть эти виды правонарушений законодателем разграничены.

Согласно с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Законодательство об охране окружающей среды состоит из Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ и принятых в развитие данного Закона иных нормативных правовых актов.

Для определения срока давности в отношении административных правонарушений, ответственность за которые установлена в гл. 8 КоАП РФ, следует определить, нарушение какого именно законодательства вменяется лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Правила лесопользования установлены Лесным кодексом РФ. Таким образом, правоотношения, возникающие у лесопользователей в связи с использованием ими в своей хозяйственной деятельности лесов регулируются Лесным кодексом РФ, а нарушения, допущенные лесопользователями, следует квалифицировать как административные правонарушения в области природопользования. Следовательно, постановление по делу об административном правонарушении в области природопользования, а не охраны окружающей среды, не может быть вынесено по истечении двух месяце со дня совершения административного правонарушения (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев). А значит срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренный ст. 8.25 КоАП РФ составляет три месяца[2].

Так, если бы законодатель не разграничил правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, установив различные сроки привлечения к административной ответственности за совершение данных правонарушения, или же внес изменения в действующее законодательство, а именно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, дополнив включением следующей фразы «Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение ….. законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и природопользования …… по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения».

Увеличение срока привлечения к административной ответственности в области природопользования обусловлено такими обстоятельствами как: наличие объективного временного разрыва, причем, весьма значительного, между совершением правонарушения и проявлением его вредных последствий, необходимостью установления причинно-следственных связей, особенности осуществления государственного контроля и надзора в сфере природопользования. Отмечая, тенденцию расширения перечня нарушений, постановления по делам о которых могут быть вынесены до истечения одного года со дня совершения правонарушения, необходимо в этот перечень включить нарушения законодательства РФ о природопользовании.

Процедура составления протокола и формирование материалов дела об административном правонарушении должны быть подчинены нормам действующего законодательства и не должны нарушать права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Протокол может быть составлен в отношении любого лица, достигшего шестнадцатилетнего возраста, должностного лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Рассмотрим пример – привлечение должностного лица к административной ответственности в связи с невнесением арендной платы по договору аренды лесного участка. В практике применения КоАП РФ особое внимание заслуживает факт нарушения договора аренды, в части внесения арендной платы, образующий, по мнению государственного органа по контролю и надзору, состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ - использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов. Объективная сторона правонарушения состоит в том, что виновный нарушает установленные заключенным договором условия использования леса.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного Кодекса (п. 1 ст. 72 ЛК РФ).

Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлены виды использования лесов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление религиозной деятельности; иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.

Из договора аренды лесного участка усматривается, что лесной участок передан обществу для использования леса с целью заготовки древесины.

Договором аренды лесного участка предусмотрено право арендодателя предъявлять арендатору неустойки (штрафы, пени) за нарушения лесохозяйственных требований, норм и правил использования лесов и условий договора, а также подавать иски в суд при невыполнении арендатором условий договора. Так, согласно сложившейся практике при рассмотрении подобных дел об административных правонарушениях в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц арбитражными судами, внесение арендной платы не относится к какому-либо виду использования лесов, а отношения по внесению арендной платы регулируются гражданским законодательством. Таким образом, протокол об административном правонарушении необоснованно составлен должностным лицом государственного органа по контролю и надзору в сфере лесного законодательства по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ – использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка. Таким образом, незаконно вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа. Поэтому при рассмотрении жалобы должностного лица на постановление о привлечение к административной ответственности, судья постановление о признании лица виновным в совершении административного правонарушения и назначении административного наказания в виде штрафа отменил, производство по делу об административном правонарушении прекратил по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения, так как невнесение арендной платы не является правонарушением, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, тем самым удовлетворил жалобу должностного лица. Согласно ст. 3 Лесного кодекса РФ отношения, связанные с оборотом лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а не КоАП РФ, поэтому необходимо решать вопрос относительно взыскания арендной платы, пеней, расторжения договора аренды и т.п. в порядке гражданского производства. Этот пример подтверждает, наличие трудностей, встречающихся должностным лицам органов государственного контроля и надзора при решении вопроса о наличии или отсутствии в деянии лица состава административного правонарушения.

Если же в действиях лица усматривается состав правонарушения, протокол составлен в соответствии с КоАП РФ, должностное лицо с учетом всех обстоятельств дела, характера и степени опасности правонарушения, данных о нарушителе, смягчающих и отягчающих обстоятельств, выносит постановление о назначении административного наказания, предусмотренного санкцией статьи.[3, с.73] Обращая внимание на следующее: размер административного штрафа, налагаемого должностными лицами, указанными в п. 5 ч. 2 ст. 23.24 КоАП РФ, государственными лесными инспекторами в лесничествах и лесопарках, не может превышать триста рублей, а штраф до трехсот рублей и более могут налагать главный государственный лесной инспектор РФ, его заместители, главные государственные лесные инспектора и субъектах РФ, их заместители, старшие государственные лесные инспектора РФ, их заместители, старшие государственные лесные инспектора в лесничествах и лесопарках, их заместители.

Жалобы на постановления должностных лиц органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, согласно ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ относится к компетенции районного суда по месту рассмотрения дела, и согласно ч. 3 ст. 30.1 постановление по дел об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. При рассмотрении жалобы судьей проверяется дело об административном правонарушении в полном объеме, так как судья не связан при проверке дела доводами жалобы, проверяется правильность рассмотрения дела с учетом материальных и процессуальных норм.

Большое количество постановлений должностных лиц органов государственного контроля и надзора в сфере лесного законодательства отменяются при рассмотрении жалобы заявителя, что указывает нам на достаточно разнообразное применении норм КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении в сфере лесного законодательства должностными лицами и судьями. Так, например, рассмотрим статистические данные:

За период с 2009 г. по 2011 г. включительно судьями Петрозаводского городского суда рассмотрено 24 жалобы на постановления должностных лиц, предусмотренных ст. 8.25 КоАП РФ, из них отменено – 20 постановлений, и в том числе с прекращением производства по делу об административном правонарушении – 18. Такие цифры позволяют сделать вывод о том, что жалобы на постановления должностных лиц о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.25 КоАП РФ, удовлетворяются в более чем 80 процентах случаев. Именно такой показатель говорит о том, что существуют проблемы единообразия в применении и толковании норм административного законодательства в области нарушения правил использования лесов, и неэффективности деятельности государственных органов контроля и надзора в области лесного законодательства.

Следует сделать главный вывод о необходимости изучения правоприменительной практики и ознакомление с судебной практикой должностных лиц государственных органов по надзору и контролю в области лесного законодательства, необходимости обсуждения, исследования и всестороннего анализа проблем, связанных с применением норм лесного законодательства.


Литература:

  1. Косоногова О.В. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями арбитражных судов. Под ред. д.ю.н., п. Ю.Н. Старилов / О.В. Косоногова. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2007. 248 с. Режим доступа: Система КонсультантПлюс.

  2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011, 1296 с. Режим доступа: Система КонсультантПлюс.

  3. Панова И.В. Административный процесс в Российской Федерации: понятие, принцип и виды// Правоведение. 2000 № 2, с. 71-75.

  4. Сайт: Президент России/События»/ Д.Медведев. Выступление на международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность// http://www.kremlin.ru/transcripts/5469 (2009. 14 сентября)


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle