Библиографическое описание:

Валитова А. В. Аутсорсинг в России сегодня: страхи и сомнения // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 112-114.

В мировой практике аутсорсинг как схема взаимодействия с внешними поставщиками услуг давно стал признанным средством повышения эффективности работы предприятий. Но большинство российских компаний скептически относятся к привлечению независимых подрядчиков для выполнения ключевых функций. В статье описываются основные проблемы, с которым сталкиваются компании и ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание при передаче функций на аутсорсинг.

Ключевые слова: аутсорсинг, специализация, эффективность, функция.


Keywords: outsourcing, specialization, efficiency, function.


В начале 2001 года венгерская нефтяная компания MOL Hungarian Oil and Gas plc. и международная консалтинговая компания Accenture подписали шестилетний контракт на аутсорсинг финансовых функций, в том числе бухгалтерского учета MOL. Он стал одним из первых контрактов на аутсорсинг бизнес-процессов в Центральной Европе и еще одним подтверждением того, что распространившиеся за последние десять лет на Западе модели управления вспомогательными функциями завоевывает новые рынки. По оценкам специалистов, эффект от внедрения этих моделей в российских нефтяных компаниях может составить десятки миллионов долларов [1].

Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от англ. «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов. Иными словами, аутсорсинг – это передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами [2].

В России сегодня много самостоятельных компаний, которые специализируются на предоставлении аутсорсинговых услуг, например в бухгалтерской сфере. Активно растет число аутсорсинговых логистических компаний. Получил определенное развитие аутсорсинг юридических и других видов консалтинговых услуг.

Идет активное формирование и рынка нефтегазового сервиса в России. Заказчики передают сервис на аутсорсинг, продавая собственные сервисные компании. Передача функций не всегда имела такую хорошую репутацию. «Пять или шесть лет назад это рассматривалось как нечто, к чему прибегали в самом крайнем случае, и то только крупные компании», – говорит Фрэнк Казаль (Frank Casale), исполнительный директор Outsourcing Institute [3].

В большинстве российских нефтегазовых компаний сохраняется скептическое отношение к привлечению независимых подрядчиков для выполнения ключевых функций.

Это связано, прежде всего, с неразвитостью конкуренции, монополизмом в экономике, недостаточным количеством провайдеров качественных услуг. Многие ссылаются на менталитет и культуру ведения бизнеса. Бытует мнение, что никому нельзя доверять, что внешние исполнители подведут, не выполнят работу в срок и качественно. Развитию аутсорсинга мешает и правовая незащищенность бизнеса. Чрезмерное участие государства в экономике также тормозит этот процесс. Низкая производительность труда, несоответствие качества услуг завышенным ценам отталкивают многих участников рынка от аутсорсинговых услуг.

Отраслевые эксперты все же верят что за аутсорсингом будущее. Представители же компаний не так оптимистичны. Экономические плюсы от использования аутсорсинга очевидны. Но минусы данной системы пока перевешивают плюсы. Возникает ряд проблем, таких как утечка информации в результате допуска к данным сторонних специалистов, сравнительно большие первичные затраты. Чем дальше, тем очевиднее низкая эффективность такой системы в практике российских компаний [4].

Условно можно выделить две основные причины, которые заставляют руководство задуматься об использовании аутсорсинга:

  • компания находится на стадии спада, существуют проблемы, которые затруднительно или невозможно решить только внутренними ресурсами;

  • компания находится на стадии подъема и ищет дополнительные возможности для развития.

Стоит отметить, что на зарубежных рынках, особенно для крупных организаций, ключевым является второй фактор (превентивное воздействие). В российских компаниях, как правило, осознание необходимости аутсорсинга приходит уже по факту появления проблемы (корректирующее воздействие), например, когда вопрос снижения затрат встает слишком остро или компетенции сотрудников оказывается недостаточно для удовлетворения растущих потребностей конечного потребителя. Если ключевым фактором становится именно первая причина, получения серьезных материальных выгод от аутсорсинга ожидать не приходится.

Для обеспечения успеха при передаче на аутсорсинг необходимо с самого начала придерживаться правильных посылок. Стандартный совет – прибегать к передаче функций не просто с целью экономии средств, а для того, чтобы стать конкурентоспособной компанией. Необходимо формировать долгосрочные, мотивирующие на повышение эффективности взаимоотношения сервисных компаний с заказчиками. Требуется обеспечить прозрачность выбора со стороны Заказчика, снизить уровень коррупции. Важно обеспечить инвестиции в повышение качества предоставляемых сервисных услуг и новые технологии.

На мой взгляд, ключом к успеху является понимание того, какие именно функции необходимо сохранить, а для каких заключить контракты с другими компаниями. Аутсорсинг используется в трех основных случаях: если компании необходимы разовые услуги, если компания строго фокусируется на определенном виде операций и привлекает для совершения вспомогательных функций сторонние организации, а также в условиях сильной сезонности спроса.

Какие функции следует передавать на аутсорсинг? Аутсорсинг, с одной стороны, является средством управления рисками, позволяя минимизировать существующие риски компании, а с другой – несет с собой новые риски. И то, и другое должно быть учтено при определении функций-кандидатов, передаваемых на аутсорсинг.

Функции, удовлетворяющие хотя бы одному из следующих критериев, необходимо исключить из дальнейшего анализа на предмет возможной передачи на аутсорсинг.

Рис. 1. Вспомогательные функции, традиционно передаваемые на аутсорсинг


Критерий 1. Функция является профильной. Кандидатами на аутсорсинг могут стать только вспомогательные процессы, не связанные с основной деятельностью компании. Полезным также будет присвоить каждой функции, которая признана вспомогательной, коэффициент ее близости к основным направлениям деятельности организации. Если она удовлетворяет всем критериям для передачи на аутсорсинг, но тесно связана с профильным направлением бизнеса, следует более детально проанализировать риски передачи.

Критерий 2. Функция подразумевает применение уникальных /инновационных знаний и технологий. Эта функция незаменима – обладая уникальной технологией, компания уже владеет конкурентным преимуществом и должна развивать и совершенствовать его самостоятельно.

Критерий 3. Нет необходимости выполнять функцию на постоянной основе; у функции нет долгосрочных целей. Как уже упоминалось выше, аутсорсинг – часть стратегии компании. Передача на аутсорсинг разовых функций не принесет выгод в долгосрочной перспективе.

Критерий 4. В функции нет необходимости, цели и задачи данного процесса не сформулированы, он не приносит результат. Если в процессе анализа выявлена неперспективная функция, которая не приносит выгоду, не обеспечивает ни одну из основных функций, ее аутсорсинг не имеет смысла. Стоит задуматься об отказе от данного процесса.

Критерий.5. На рынке нет сервисных компаний, принимающих данную функцию на аутсорсинг.

Критерий 6. У компании есть юридические обязательства выполнять данную функцию. Передача данного процесса сторонней организации запрещена законодательно [5].

При правильном выборе функций, аутсорсинг позволит выразить эффективное приложение труда, особых знаний и умений. Аутсорсинг дает возможность выполнить работу самым эффективным способом. Концепция аутсорсинга позволяет улучшать навыки, которые наиболее развиты, концентрировать усилия на сильных сторонах и конкурентных преимуществах. Аутсорсинг — это элемент специализации, а специализация, в свою очередь, — элемент роста производительности труда.


Литература:

  1. А. Дынин - Управление ростом: идеи и технологии / А. Дынин, С. Литовченко. - М. : Альпина Паблишер, 2002. - 280 с.

  2. Е.Л. Ермошина - Аутсорсинг: правовые основы, бухгалтерский и налоговый учет/ Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. – 2005 г. - № 7.

  3. Ренди Баррет – Успешный аутсорсинг-это шаг в правильном направлении/КОНСАЛТИНГ.РУ.-2012 г. - № 23.

  4. В.А. Крюков, - О переходе нефтегазового сектора России к инновационной модели развития // В.А. Крюков, Ю.К. Шафраник, В.В Шмат. Нефтегазовый сектор России в теории и на практике: [Сб. науч. тр.]. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2003. – С. 9-43.

  5. М. Потемкина - Аутсорсинг: как определить, что именно передавать/ Консультант. – 2011 г. - № 14.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle