Библиографическое описание:

Коньшина Я. А., Головин Т. А. Порядок регистрации сообщений о преступлениях // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 222-223.

В правоохранительные органы обращаются граждане, которые тем или иным образом пострадали от преступных посягательств. Человек, потерпевший в результате кражи, хулиганства либо другого не менее опасного преступления, естественно, хочет возместить причиненный ему преступлением ущерб, восстановить социальную справедливость, в связи с чем обращается за помощью к компетентным органам. Но не всегда правоохранительные органы идут навстречу гражданам. Бывают моменты, и довольно часто, когда сотрудники органов внутренних дел не принимают заявления граждан о совершенных преступлениях. Сотрудники полиции могут сослаться на бесперспективность расследования, на занятость или другие причины.
Инструкцией «О порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», утвержденной Приказом МВД РФ № 333 от 4.05.2010 г. определен порядок приема, учета и регистрации заявлений граждан о совершенных или готовящихся преступлениях. Зная такой порядок, человек не может быть введен в заблуждение относительно того, как с его заявлением о защите личного права должны поступить компетентные правоохранительные органы.
Важной гарантией прав граждан в стадии возбуждения уголовного дела является строгая система регистрации заявлений и сообщений о преступлениях с выдачей заявителю талона-уведомления о принятом решении.
Принять заявление или сообщение о преступлении вправе любой сотрудник органа внутренних дел, однако правом на возбуждение уголовного дела обладают: дознаватель, орган дознания, следователь и руководитель следственного органа. Согласно ч. 1 ст. 144 УПК РФ, они должны принять решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. На практике же соответствующие должностные лица иной раз вместо заявления о совершенном преступлении предлагают заявителю написать «объяснение» или составляют протокол допроса. Это противоречит закону и может нанести существенный вред интересам граждан.
Все заявления и сообщения о преступлениях, поступающие в органы полиции (а именно в эти органы поступает большинство сигналов о преступлениях), должны сопровождаться его соответствующей регистрацией.
При получении заявления о преступлении непосредственно от заявителя дежурный по органу внутренних дел обязан немедленно выдать заявителю талон – уведомление. Талон – уведомление состоит из двух частей – отрывного листка и корешка, имеющих одинаковый регистрационный номер. Отрывной листок – это тот документ, о котором идет речь в ч. 4 ст. 144 УПК РФ.
Именно в нем указываются сведения о дате приема заявления о преступлении, получившем его должностном лице и заявителе. Некоторые процессуалисты считают необходимым отражать в талоне – уведомлении также сведения, о каком преступлении принято заявление.
Талон – уведомление должен быть вручен заявителю. Корешок талона, в котором фиксируются сведения о заявителе, краткое содержание заявления и дата его приема, а также номер и дата регистрации такового остаются у должностного лица, принимающего заявление о преступлении. Заявителю при этом должна быть предоставлена возможность расписаться на корешке талона – уведомления и самому проставить время и дату, когда он получил талон – уведомление.
Может случиться ситуация, когда заявитель обратился с заявлением о преступлении в один день, а документ о принятии сообщения о преступлении ему выдают на следующий день или даже через несколько дней. В этом случае заявитель не только в порядке, установленном ст. ст. 124 и 125 УПК РФ, вправе обжаловать данное незаконное действие (бездействие) лица, принимавшего заявление о преступлении, но и настаивать на отражении в талоне – уведомлении и корешке к талону – уведомлению истинного времени и даты принятия у него заявления о преступлении.
Время и дата принятия заявления о преступлении – это время и дата, когда к компетентному на принятие сообщения о преступлении лицу обратился гражданин с заявлением о преступлении или когда таковое к нему поступило по почте, с нарочным и т.п.
Заявления и сообщения о преступлениях незамедлительно регистрируются в Книге учета сообщений о происшествиях (сокращенно – КУСП).
При регистрации информации о преступлениях и происшествиях, поступившей в письменном виде, на документе проставляется штамп регистрации органа внутренних дел, включающий: дату регистрации, порядковый номер регистрационной записи и фамилию дежурного, принявшего информацию. Записи подписывает дежурный по органу внутренних дел.
Анонимные сообщения в органах внутренних дел не регистрируются. Они либо немедленно уничтожаются, либо передаются в оперативные службы для использования в пресечении и раскрытии преступлений.

Согласно п. 7 вышеуказанной инструкции сообщения о происшествии принимаются круглосуточно в любом органе внутренних дел. Для приема сообщений в электронной форме, должно применяться программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с сообщениями о происшествиях.

Поступившие, в том числе и средствами электронной связи, обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления и разрешению в общем порядке.

Документы и материалы, направленные в электронной форме, заявителям не возвращаются.

Следует отметить удобность обращения в правоохранительные органы через интернет, но на данном этапе, при внедрении данного способа обращения можно столкнуться с разного рода проблемами обусловленными сложностью идентификации автора обращения.

На первый взгляд выходом из сложившейся ситуации может стать активное внедрение электронных подписей.

Применение систем цифровой подписи регламентируется Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об электронной цифровой подписи". Целью их внедрения является аутентификация информации - защита участников информационного обмена от навязывания ложной информации, установление факта модификации информации, которая передается или сохраняется, и получения гарантии ее подлинности, а также решение вопроса об авторстве сообщений. Система цифровой подписи предполагает, что каждый пользователь сети имеет свой секретный ключ, который используется для формирования подписи, а также соответствующий этому секретному ключу открытый ключ, известный некоторому кругу пользователей сети и предназначенный для проверки подписи. Цифровая подпись вычисляется на основе секретного ключа отправителя информации и собственно информационных бит документа (файла). Один из пользователей может быть избран в качестве "нотариуса" и заверять с помощью своего секретного ключа любые документы. Остальные пользователи могут провести верификацию его подписи, то есть убедиться в подлинности полученного документа. Способ вычисления цифровой подписи таков, что знание открытого ключа не может привести к подделке подписи. Проверить подпись может любой пользователь, имеющий открытый ключ, в том числе независимый арбитр, который уполномочен решать возможные споры об авторстве сообщения (документа).
При оперативной работе применение электронной подписи эффективно. Используя цифровую подпись в электронном документообороте, имеется возможность контролировать целостность электронных данных и подтверждать их подлинность, гарантировать авторство документов и обеспечивать неотказуемость. При этом для документов, «время жизни и полезности» которых не превышает пяти лет, обеспечение сохранности не создает большой сложности для владельцев по сравнению с документами постоянного срока хранения. При долговременном хранении электронная подпись из полезного инструмента превращается в проблему, так как в этом случае необходимо обеспечивать не только сохранность электронных документов в течение установленного срока хранения, но и возможность проверки подлинности электронной подписи в будущем.
Но вышеуказанные сложности не являются основным барьером на пути внедрения систем цифровой подписи. Прежде всего, нежелание большинства населения приобщаться к современным технологиям в частности, и нововведениям в целом является основной проблемой популяризации электронной подписи в Российской Федерации. В данном случае это обусловлено, прежде всего, неудовлетворительной проработкой проекта внедрения электронной подписи в частности, и инновационных технологий в целом.

Литература:
  1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ // ГАРАНТ. Версия от 25.06. 2012.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) "Об электронной цифровой подписи" // ГАРАНТ. Версия от 25.06.2012.
  3. Инструкция «О порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях», утверждена Приказом МВД РФ № 333 от 4.05.2010 г. // ГАРАНТ. Версия от 25.06.2012.


Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle