Библиографическое описание:

Соколова Н. Н. Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста в условиях мини-музея // Молодой ученый. — 2012. — №10. — С. 388-390.

Суть современного образования состоит в том, чтобы воспитать социально развитую личность. Человека, умеющего самостоятельно мыслить, чувствовать, творить. Для этого детям еще в дошкольный период надо прививать чувство прекрасного, доброго. Воспитывать ребенка в эстетически образованном пространстве.

Мини – музей в детском саду – это место, где ребенок погружается в чудесный, удивительный, знакомый и в то же время новый для него мир красок, музыки, цвета, поэтического слова. Здесь он впервые начинает постигать язык искусства, приобщаться к красоте, добру, ценностям, доставшимся нам по наследству.

Музей детского сада позволит на начальных этапах приобщить детей к музейной культуре, сформировать интерес к музею, усвоить правила поведения в музее и умение понимать образный язык предметов. Вместе с тем и взрослые (педагоги ГБДОУ) смогут приобрести навыки музейной работы с дошкольниками. Для разработки данного направления технологии, возможно, использовать раздел программы «Здравствуй, музей», «Мы входим в мир прекрасного». Согласно этому, дети, их родители, воспитатели ГБДОУ привлекаются к созданию музея, проведению в них выставок. Предполагается, что дети совместно с воспитателем будут привлечены к выбору помещения для музея, оформлению помещения, сбору коллекции, созданию экспозиции: в нем предполагается проведение игр (дидактических, сюжетно-ролевых), образовательных ситуаций, совместной деятельности, проведение досугов.

Данная работа возможна в процессе 3 этапов:

1 этап (подготовительный)

Цель. Активизация интереса детей к восприятию жанров живописи и расширение представлений старших дошкольников о музее (его назначениях).

Детям дается задание, какой лучше всего открыть музей. Также, к этому заданию были подключены и родители. Единогласно дети и родители решают открыть музей скульптуры малых форм и картинную галерею. К ним с просьбой обратились воспитатели, посмотреть дома небольшие коллекции скульптур малых форм, репродукции картин и на время принести их для музея в группу детского сада.

Дальше проводится обсуждение способов расположения предметов, здесь можно привлечь известных детям персонажей из сказок, рассказов, мультфильмов.

Также с детьми проводятся беседы, направленные на формирование обогащение представлений детей о музее. Целесообразны темы: «идем в музей», «путешествие в прошлое картины (что такое музей, зачем нужны музеи, как вести себя в музее)»; «открытие нового музея».

Интересно использовать игру «в мастерской художника»,

Очень продуктивна поисковая деятельность, она направлена на развитие интереса к изобразительным материалам.

Фрагмент: например, утром в группу детского сада пришло письмо на имя детей и воспитателя, в котором говорится, что в их детском саду спрятан клад. Этот клад надо срочно найти и показать всем детям, потому как он является «достоянием русского народа». В помощь к розыску клада в письме прилагается карта. Подпись - доброжелатель.

Дети с воспитателем отправляются на поиски клада, следуя указаниям на карте. В результате дети попадают в музей, где, допустим за занавеской, между окнами на скотч приклеен большой конверт. Дети находят конверт, в котором лежат репродукции картин с зимней тематикой. Так же в конверте могут быть дальнейшие указания по поиску предметов искусства. В последней находке может быть просьба к детям: «- дорогие ребята, раз вы читаете это письмо, значит, вы нашли клад. Молодцы! Вы вели себя как настоящие археологи. Осталось последнее задание, надо представить все находки детям, чтобы они смогли полюбоваться красотой найденных картин. Надо так все расставить и развесить, чтобы всем и все было видно. Не сомневаюсь, что вы справитесь. Заранее говорю вам спасибо. Доброжелатель». Здесь же сразу можно провести беседу с детьми, для чего нужны музеи, для чего они предназначены?

2 этап (накопление опыта)

Цель: развитие художественного восприятия в условиях мини-музея.

Идея этапа: в мини-музее организуется разнообразная деятельность в процессе создания экспозиции, обыгрывания экспонатов, исследовательская и продуктивная деятельность.

В данном случае используются следующие методы и приемы:

  • рассматривание репродукций и иллюстраций,

  • рассматривание скульптуры малых форм,

  • рассматривание пейзажей и др.

  • вопросы и ответы по увиденному. Если не получается получить нужный ответ детям задаются наводящие вспомогательные вопросы.

  • Можно использовать видео – экскурсии;

  • выставка детских работ в виде «магазина искусств».

Также среда музея создает фон для проведения этюдов. Как музейно-экспозиционных, так и театрализованных. Например, подвиги героев из мифологии Древнего Рима или для постановки сказок на русскую бытовую жизнь в деревне («Снегурочка», «Лисичка со скалочкой» и др.) и таким образом мы подходим к выводу, что в музейном пространстве удобно проводить сюжетно-ролевые игры, например, сюжетно-ролевая игра «Музей».

Цель: Отображать в игре события общественной жизни, нормы общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться к друг другу. Активизировать развитие художественного восприятия у детей. Пополнять словарный запас детей.

Атрибуты для игры.

Коллекция предметов скульптуры малых форм, репродукции, иллюстрации, вывески (на выбор), альбомы по искусству, путеводители по музеям различной направленности. А также паспорта на экспонаты, изготовленные руками детей, инструменты для реставратора, спецодежда.

Игра «Реставраторы»

Цель: закрепить знания детей о работе реставраторов, об их интересном и нелегком труде. Закреплять умение детей восстанавливать частичное в целое.

Игра «Скульптор и материал».

Дети делятся на пары. Один представляет себя скульптором, другой – материалом. Затем меняются местами.

Скульпторы стоят. Перед ними лежат твердые «материалы». Скульпторы делают из них скульптуры, придавая им различные позы.

«Материалы» напряжены и сопротивляются. Задача каждого «скульптора» преодолеть сопротивление партнера.

Перед «скульпторами» лежат мягкие «материалы». Задача каждого «скульптора» придать им наиболее интересные и выразительные позы.

3 этап

Цель: организация развития художественного восприятия у дошкольников в условиях мини - музея ГБДОУ с помощью образовательных ситуаций и самостоятельной деятельности детей.

Идея этапа: способствовать снижению «проблемных» моментов в процессе организации художественного восприятия в мини - музее за счет включения родителей в активную деятельность детей - в восприятии произведений; с последующей работой по уточнению представлений и знаний у детей с помощью взаимодействия педагогов и родителей. А также развитие способностей.

На этом этапе дети уже в состоянии сами проводить экскурсии для своих друзей, гостей, но с помощью взрослого или под его наблюдением, чтобы в случае необходимости прийти ребенку на помощь.

Темы для экскурсий: сказка в живописи, мир животных в изобразительном искусстве, мир животных в скульптуре, мифы Древней Греции, памятные места моего района, города. На этом этапе проводятся игры с детьми более сложного уровня, например, «Отгадай по описанию», «Что хотел нарисовать художник?», «Составь палитру картины» и др. Как подведение итогов, может проводиться заключительная игра «путешествие по карте».

Экскурсия проводится в форме прогулки по залам и беседы у экспонатов, которые оказались узнанными детьми или привлекли особое внимание;

Таким образом, у детей формируется умение понимать образ произведения, который будет связываться со средствами выразительности, манерой художника написания картины, его техникой; произойдет совершенствование умений сравнивать технику художников; развитие интереса и желание к посещению музея. В условиях музея дети будут более заинтересовано заниматься более организованно, более активно участвовать в обсуждении, выделять образ и средства выразительности. Чтобы обучение детей шло успешно и дети с удовольствием посещали мини – музей, а родители принимали участие в мини-музее детского сада необходимо создать некоторые педагогические условия:

  1. Организация музея: помещение, стеллажи, полки, столы. Выставка детских работ, шкаф, стеллаж для репродукций, литературы, слайдов. Свободное пространство для игр разной направленности, мягкие пуфики и подушки для бесед, уголок уединения в виде ширмы. Бассейн для релаксации.

  2. Повышение компетентности педагогов и родителей:

Оформление стенда для родителей в группе информация о предстоящих выставках, экскурсиях. Обращение к родителям с просьбой помочь организовать выставку для детей о нашем городе, беседы с родителями по содержанию предстоящих экскурсий и выставок. Советы, консультации, куда повести ребенка (маршруты выходного дня), как руководить процессом восприятия. Организовать почту.

Заключение

Развитие художественного восприятия является первоосновой художественного развития и представляет собой сложный процесс, включающий узнавание понимание, эмоционально-эстетическую оценку художественных произведений субъектом. Несмотря на имеющуюся литературу по проблеме восприятия, на сегодняшний день еще нет устойчивого определения понятия «художественное восприятие», да и сама проблема восприятия еще исследована недостаточно.


Литература:

  1. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для старших дошкольников. АЙРИС ПРЕСС, Москва 2008;

  2. Лысюк В. Г., Ефимов П. Г. Художественный образ и его пластическое воплощение (музейно – игровая методика). Санкт – Петербург, 2001;

  3. Маслова С. Г., Соколова Н. Д. Мы входим в мир прекрасного: Учебное пособие для воспитателей детских садов. – СПб.: СпецЛит, 2000.- 159с.

  4. Рыжова Н. А. Мини – музей в детском саду / Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М.: Линка – Пресс, 2008. 256с

  5. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи: книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992. – 126



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle