Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Острикова, Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников / Е. А. Острикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 10 (45). — С. 358-361. — URL: https://moluch.ru/archive/45/5408/ (дата обращения: 19.04.2024).



Театр, это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познает мир!

С. И. Мерзлякова

Театрализованная деятельность — самый распространённый вид детского творчества.

Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в современной жизни? Как развить основные его способности: видеть, чувствовать, слышать, фантазировать, понимать?

С точки зрения педагогической работы можно говорить об универсальности, социальной направленности театра.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают психические функции ребёнка, его художественные способности, формируют личность ребёнка, а также развивают общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. Для ребёнка театрализованное представление — это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Участвуя в театрализованных представлениях, дети развивают свои актёрские способности, овладевают навыками выразительной речи; у них формируется и совершенствуется пластика движений.

Театральная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, помогает устанавливать контакт между ребёнком и взрослым, развивает речь, обогащает эмоциональную сферу. Играя в театр, дети делают свои первые шаги в мир искусства.

Действующие лица : Ведущий, Сказочница, Петрушка, Лиса, Заяц, волки, медведь, Собаки, Петух, Весна, Снежинки, Птицы, Зима.

Цель: Продолжать развивать умение разыгрывать знакомые сказки, Закреплять умения детей эмоционально воспринимать и передавать содержание сказки. Развивать связную речь. Формировать интерес к театрализованной деятельности.

Задачи: Воспитывать дружеские отношения, умение действовать согласованно. Развивать у детей творческую фантазию, изображать характерные особенности поведения персонажей. Вызывать желание у детей участвовать в драматизации произведений. Развивать у детей память. Развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении.

Материал и оборудование: домик для лисы, домик для зайца, макеты весенних деревьев (2 шт.), пенёк, костюмы героев, костюмы для танца снежинок, султанчики для танца снежинок.

Музыкальное сопровождение: Эдвард Григ «Утро», музыка к телепередаче «В мире животных», Весенняя капель, «В гостях у сказки».

Кассир продает билет на театрализованное представление за вежливые слова.

Дети проходят в группу под музыку «В гостях у сказки» и садятся на стульчики полукругом.

Вступление: Звучит музыка Эдвард Григ «Утро».

Воспитатель: Дорогие гости, мы рады видеть Вас на нашем представлении «Заюшкина избушка»!

Звучит задорная музыка. Танец Пеструшки. У Петрушки на шее звенят бубенцы.

Петрушка: Здравствуйте, ребята! А вот и я, Петрушка, весёлый, забавный, смешной. Никакая на свете игрушка не сравнится со мной! Ребята, а что вы здесь делаете?

Дети: Пришли сказку посмотреть.

Петрушка: А какую сказку, знаете?

Дети: Нет

Петрушка: А давайте поиграем? Зайку выгнала лиса… Плачет, зайка, вот беда! Волк, медведь и петушок помогали зайке. Вот.

Догадались, что это за сказка?

Дети: «Заюшкина избушка».

Петрушка и Сказочница вместе: Сказка в двери к нам стучится, скажем сказке- заходи. Это присказка, ребята, сказка будет впереди.

Петрушка: Ну, а мне пора, друзья, веселить других ребят. До свидания!

Дети: До свидания, Петрушка!

Ведущий: Тише, тише, не шумите.

Нашу сказку не спугните.

Здесь бывают чудеса.

Где же прячется она?

Сказку всем сейчас расскажем

И, конечно же, покажем.

Сказочница: Жили-были Лиса и Заяц. (Заяц и Лиса занимают свои места в домиках). Была у Лисы избушка ледяная, а у Зайчика — лубяная. (показывает на их домики поочередно).

Выход Зимы:

Зима: В от под снегом дремлют ели

И кусты заледенели.

Заметая все тропинки,

Тихо падают снежинки

Звучит музыка. Танец снежинок «Вот снежок летит, летит» (девочки в костюмах снежинок)

Сказочница: Пришла Весна –красна. (звучит весенняя музыка, щебечут птицы)

Звучит музыка «Весенняя капель» Выход Весны

Происходит смена декораций. Избушка Лисы меняется на цветущие деревья.

Весна: Опять природа пробудилась

Проснулись поле, лес, река.

И сообщили новость птицы:

“Ликуйте все! Пришла весна!”

Звали вы, друзья, меня? В гости к вам пришла Весна.

Звучит музыка из телепередачи: «В мире животных».

Вылет весенних птиц. Они «летают» вокруг Весны и останавливаются в одну линию.

Птицы (Ласточка): Здравствуй, милая Весна,

Рады все, что ты пришла.

Всё ожило: и лес, и луг

Красиво стало всё вокруг.

Птица (Грач): С нежными листочками,

С первыми цветочками,

С тёплым, радостным дождём

Приходи, Весна, мы ждём.

Птица (скворец): Ярче солнышко, сияй.

Землю нашу согревай,

Травка, травка зеленей

Приходи, Весна, скорей!

Звучит музыка, птицы улетаю.

Сказочница: Попросилась Лиса к Зайчику в гости, его и выгнала.

Лиса стучится к Зайчику.

Заяц: Кто там?

Лиса: Это я, Лиса. Пусти меня переночевать.

Заяц: Ладно, пущу. Заходи.

Лиса: Уходи, Заяц, вон.

Заяц: Ай-яй,

Сказочница: Идет зайчик по дороге и плачет. Навстречу ему, собаки

Выход Собак. Звучит музыка . Ав-ав! О чем, Зайчик, плачешь?

Заяц: Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у Лисы- ледяная. Пришла весна и растаяла избушка. Попросилась она ко мне переночевать, да меня и выгнала.

Собаки: Пойдем, мы твоему горю поможем.

Сказочница: Пошли они к заюшкиной избушке.

Собаки: Га-Гав! Поди, Лиса, вон!

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Сказочница: Собаки испугались и убежали. Опять идет зайчик по дороге и плачет.

А навстречу ему волки.

Звучит музыка.

Волки: О чем Зайчик плачешь?

Заяц: Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у Лисы -ледяная. Пришла Весна, у Лисы избушка растаяла. Попросилась она переночевать, да и выгнала меня.

Волки: Ничего! Мы твоему горю поможем!

Заяц: Не поможете! Собаки гнали -не выгнали. Да и вам, не помочь!

Волки: Нет, мы выгоним!

Сказочница: Пошли они к Заюшкиной избушке.

Волки: У-У-У-У! Поди, Лиса, вон!

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.

Сказочница: Волки испугались, и убежали. Опять идет Зайчик по дороге и плачет.

А навстречу ему Медведь.

Звучит музыка.

Медведь: О чем Зайчик, плачешь?

Зайчик: Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у Лисы -ледяная. Пришла Весна, у Лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать, да и выгнала меня.

Медведь: Ятвоему горю помогу!

Заяц: Нет, не поможешь. Собаки гнали, гнали-не выгнали. Волки гнали гнали -не выгнали. Да и ты не поможешь!

Медведь: Помогу!

Сказочница: Пошли они к заюшкиной избушке.

Медведь: Пойди, Лиса, вон!

Лиса: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам.

Сказочница: Испугался Медведь, и убежал. Опять идёт Зайчик дорогой, плачет.

А навстречу ему Петух.

Звучит задорная музыка.

Петух: Ку-ка-ре-ку! О чём, Зайчик, плачешь?

Зайчик: Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у Лисы -ледяная. Пришла Весна, и растаяла у Лисы избушка. Попросилась она ко мне переночевать, да и выгнала меня.

Петух: Не плачь, Зайчик, я твоему горю помогу!

Зайчик: Нет, не поможешь. Собаки гнали, гнали-не выгнали. Волки гнали, гнали -не выгнали. Медведь гнал, гнал -не выгнал. Да и ты не поможешь!

Петух: Нет, я выгоню. Пойдем к Лисе.

Сказочница: Пошли они к заюшкиной избушке.

Петух: Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, несу косу на плечах. Хочу, Лису, посечи. Слезай, Лиса, с печи!

Лиса: Обуваюсь…

Петух: Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, несу косу на плечах. Хочу, Лису, посечи! Слезай, Лиса, с печи!

Лиса: Одеваюсь…

Сказочница: Петух в третий раз как закричит…

Петух: Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, несу косу на плечах. Хочу, Лису, посечи! Слезай, Лиса, с печи!

Сказочница: Лиса испугалась и убежала. И стали они там жить поживать. А Лиса в тех местах больше не появлялась.

Звучит музыка Эдвард Григ «Утро»

Выходят Артисты

Ведущий: Артистами ребята побывали

И сказку Вам ребята показали.

Артисты, зрители: все были хороши!

Похлопаем, друг другу от души!

Постарались вы, ребята,

Верю, сказка очень рада.

В путь пора ей собираться

И с ребятами прощаться.

К нам же сквозь пургу и вьюгу

Сказка новая спешит,

Вам подарит радость встречи.

Вас она повеселит!

До свидания!

Литература:

  1. Брязгун А. Ф. Сказка в гости к нам пришла.-Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2016
  2. «Театр и театрализованные игры в детском саду» И. Зимина, Дошкольное воспитание, 2005.-№ 4
  3. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.-М.: Владос, 2001
Основные термины (генерируются автоматически): умение, исследовательский поиск, навык, учебно-исследовательская деятельность, учащийся, детская исследовательская практика, информационное общество, исследовательская деятельность, когнитивная сфера, поисковая активность.


Похожие статьи

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность.

Формирование исследовательских умений школьников

Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность, компетентностный подход, формирование, исследовательская компетентность, исследовательская деятельностиь, целеполагания, планирования, рефлексия, самооценка, учебно-познавательная деятельность.

Исследовательская деятельность как средство развития...

) Авторы статьи делятся практическим опытом организации исследовательской работы с учащимися начальной школы; на основе анализа теоретических источников и собственного практического опыта отмечают влияние исследовательской деятельности на развитие...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; ‒ быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания.

Исследовательская деятельность как средство развития...

Деятельность школьников в научном обществе определяет развитие способности к исследовательскому типу мышления и активизацию личностной позиции, социализацию учащихся и их профессиональное самоопределение.

Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская...»

Ключевые слова: активность, исследование, поисковая познавательная активность, деятельность, инициатива.

Исследовательская деятельность школьников в процессе обучения химии.

Исследовательская деятельность учащихся...

Исследовательская деятельность учащихся вобразовательном пространстве. Громов Роман Михайлович, преподаватель.

б) развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает взаимодействие с педагогами, детьми и их родителями.

Познавательно-исследовательской деятельности вразвитии личности дошкольников.

Похожие статьи

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность.

Формирование исследовательских умений школьников

Ключевые слова: поисково-исследовательская деятельность, компетентностный подход, формирование, исследовательская компетентность, исследовательская деятельностиь, целеполагания, планирования, рефлексия, самооценка, учебно-познавательная деятельность.

Исследовательская деятельность как средство развития...

) Авторы статьи делятся практическим опытом организации исследовательской работы с учащимися начальной школы; на основе анализа теоретических источников и собственного практического опыта отмечают влияние исследовательской деятельности на развитие...

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; ‒ быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания.

Исследовательская деятельность как средство развития...

Деятельность школьников в научном обществе определяет развитие способности к исследовательскому типу мышления и активизацию личностной позиции, социализацию учащихся и их профессиональное самоопределение.

Теоретическое осмысление понятия «Исследовательская...»

Ключевые слова: активность, исследование, поисковая познавательная активность, деятельность, инициатива.

Исследовательская деятельность школьников в процессе обучения химии.

Исследовательская деятельность учащихся...

Исследовательская деятельность учащихся вобразовательном пространстве. Громов Роман Михайлович, преподаватель.

б) развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном...

Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает взаимодействие с педагогами, детьми и их родителями.

Познавательно-исследовательской деятельности вразвитии личности дошкольников.

Задать вопрос