Особенности инклюзивного образования в условиях школьной среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 28.11.2022

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Ивакина, Е. А. Особенности инклюзивного образования в условиях школьной среды / Е. А. Ивакина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 398-400. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96930/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор пытается раскрыть понятие инклюзивного образования, основные особенности и принципы инклюзивного образования, теоретические и практические аспекты реализации инклюзивного образования в условиях школьного образования.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), кризис 7 лет, психологическое сопровождение.

Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями [3, с. 2].

Ярким событием для мирового педагогического сообщества является прошедшая под эгидой ЮНЕСКО в 1994 г. в Испании (г. Саламанка) Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями. В итоге в педагогику введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования [1]. Сегодня можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ООП в образовательном процессе обычных образовательных учреждений, но в большей мере перестройку системы массового образования и учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения образовательных потребностей всех категорий детей.

Различают следующие права детей на образование:

— право на получение образования независимо от состояния здоровья;

— право на создание условий для получения детьми образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании», ст. 18 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов»);

— право бесплатно получать общее образование (ст. 50 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании», ст. 19 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов»).

Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование с целью создания условий для преодоления у детей социальных последствий генетических и биологических дефектов развития, принадлежит Л. С. Выготскому. Инклюзивное образование в России пока находится в стадии формирования, но при этом является ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования.

Цель инклюзивного образования — не подменить систему специального обучения в целом, а планомерно изменять систему образования через сближения двух ее подсистем — общей и специальной, создавая единую, взаимодополняемую и эффективную систему образования, тем самым воспитывая гуманность каждого человека и общества в целом.

Принципы инклюзивного образования [2]:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  4. Все люди нуждаются друг в друге;
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Аббревиатура ОВЗ означает «ограниченные возможности здоровья». К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты в развитии, как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни.

Классификация делит детей с ОВЗ на следующие группы:

— с расстройством поведения и общения;

— с нарушениями слуха;

— с нарушениями зрения;

— с речевыми дисфункциями;

— с изменениями опорно-двигательного аппарата;

— с отсталостью умственного развития;

— с задержкой психического развития;

— с комплексными нарушениями.

Существующая потребность в инклюзивном образовании огромна, количество детей с подобными проблемами таково, что необходимо развивать инклюзивное направление в условии школы, совместно обучать разных детей.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Проблемная ситуация заключается в том, что педагоги, родители, воспитатели, логопед, педагог-психолог не имеют достаточной компетенции, достаточной информации для того, чтобы работать и сопровождать детей с ОВЗ.

Основным противоречием инклюзивного образования являются социокультурные и психологические свойства, обусловленные особенностями массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе. Для нашей страны культурно обусловлено, традиционно и весьма инерционно восприятие детей с ОВЗ в контексте специального (коррекционного) образования. Согласно таким представлениям, сложившимся на протяжении нескольких десятилетий, развитие детей с нарушениями может происходить только в условиях сегрегации, отделения от общества.

В условиях начальной школы, когда ребенок впервые приходит в первый класс и переживает кризис 7 лет, приобретает новообразования семилетнего возраста особенно важно реализовать информационный проект по работе с детьми с ОВЗ. Потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу от происходящей ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность своей психической жизни.

Прежде всего, ребенок начинает понимать и осознавать собственные переживания. В семь лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний или «логика чувств». В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями. Расширяется не только сфера интересов ребенка, но и сфера его социальных контактов. Он входит в новую общность людей и устанавливает контакты с новым кругом взрослых (воспитателями детского сада, соседями, знакомыми родителей, врачами, руководителями секций и пр.). Все более важными и сложными становятся отношения со сверстниками. Отличительной чертой контактов в этой новой общности становится опосредованность взаимоотношений определенными правилами. Если в семье ребенок может вести себя непосредственно и задача «как себя вести» вообще не встает перед ним, то в контактах с менее близкими людьми эта задача выдвигается на первое место.

Все это дает возможность говорить о том, что одним из главных новообразований, которое возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, является способность и потребность к социальному функционированию, т. е. осуществлению общественно значимой деятельности [4, с. 346]. В современных условиях стремление 6–7-летних детей занять социально значимую роль обычно и наиболее естественно реализуется в позиции ученика, которую занимает ребенок с переходом к школьному обучению.

Психологическое сопровождение в русле современного школьного образования ставит перед собой основные задачи:

  1. Систематически отслеживать психолого-педагогический статус обучающегося и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО;
  2. Создавать оптимальные социально-психологические условия личностного и интеллектуального развития обучающихся основной школы в т. ч. соблюдая принцип преемственности на каждом возрастном этапе;
  3. Создавать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов в условиях введения ФГОС ООО.

Задачи школы:

1. Создание школьной культуры, которая расширяет представления участников образовательного процесса об инклюзивном образовании.

2. Поиск оптимальных подходов к организации образовательной среды для детей с ОВЗ.

3. Разработка и совершенствование методов психологической работы.

4. Информационное обогащение педагогов, родителей о проблемных моментах в начальных классах у детей с ОВЗ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение психолого-педагогической компетенции в работе с детьми с ОВЗ, профессиональное самосовершенствование всех участников медико-психолого-педагогического сопровождения повышает заинтересованность и понимание всех участников сопровождения в решении проблем развития детей с ОВЗ.

Воплощение инклюзивной культуры в школе включает в себя следующие элементы:

— разработка принципов и их пропаганда (определение философии и целей инклюзии и работы с детьми с ОВЗ, пропаганда при любой возможности);

— привлечение ресурсов.

— стандартные организационные процедуры (правила, требования и процедуры, применяемые в школе, должны быть модифицированы с учетом особых потребностей учеников).

Литература:

  1. Егоров П. Р. «Теоретические подходы к инклюзивному образованию людей с особыми образовательными потребностями». Журнал «Теория и практика общественного развития», № 3, 2012г.
  2. «Инклюзивное образование». Презентация. URL: http://www.myshared.ru/slide/936606
  3. «Инклюзивное образование: учиться вместе — реально!» / РООИ «Перспектива». Издана при поддержке Программы сотрудничества ЕС — Россия, 2010
  4. Смирнова Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): водитель, техническое состояние, маршрутный лист, температурный режим, медицинский осмотр водителей, средство, транспортная холодильная установка, транспортный отдел, цифровой регистратор, материально-техническое оснащение.


Ключевые слова

инклюзивное образование, психологическое сопровождение, инклюзия, ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), кризис 7 лет

Похожие статьи

Автоматизированная система учета предрейсовых осмотров...

...контроля предрейсовых осмотров водителей и транспорта грузового и пассажирского назначения.

улучшить осведомленность о безопасности предоставляемых транспортных услуг

2. Руководитель организации создает пользователей (медработника, водителя и др.), назначения

4. Руководитель подписывает маршрутный лист, который представлен на рис. 5.

Особенности предрейсового контроля технического состояния...

...рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства».

– стекол и обзорности с места водителя; – зеркал заднего вида и их креплений

6) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами

Контроль качества технического состояния транспортных средств при выпуске на линию и...

Режимы стендовых испытаний для экспресс оценки долговечности...

К числу деталей тормозной системы, определяющих техническое состояние автомобиля по

  Определение силовых характеристик торможения, температурного режима и пути

- сума общего пробег транспортного средства по маршрутам должен быть наиболее минимальна.

Маршрутные сети транспортных систем мегаполисов представляет сверхмощные и.

Методы выявления нетрезвых водителей | Статья в сборнике...

В статье рассматриваются методы выявления сотрудниками ГИБДД водителей

сотрудниками ГИБДД водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения.

освидетельствования или значительную отдаленность медицинских учреждений, которые

десяти водителей в год с помощью алкометров или иных специальных технических средств...

Приборы психофизиологического обследования водителей

На многих автотранспортных предприятиях введены предрейсовые осмотры, в некоторых транспортных

[2 с. 3]. Применяемые в настоящее время технические средства для проверки и

Рис. 1. Электронные системы контроля функционального состояния водителя.

Подготовленность водителя определяется наличием у него специальных знаний и навыков.

Методика профессионального отбора водителей на предприятии...

Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной

Организация и контроль за проведением стажировки возлагается на отдел безопасности

Стажировка должна осуществляться на транспортных средствах того типа и марки, и на тех

Для того, чтобы улучшить методику отбора водителей, выдвинем следующее предложение.

Подготовка водителя с учетом его...

проводить контрольный осмотр автомобиля перед выездом и ежедневное техническое

Она включает в себя следующие разделы: устройство и техническое обслуживание

движения (38 ч.); оказание первой медицинской помощи (24 ч.); вождение автомобиля (32 ч.). Каждый из

водитель, дорожное движение, транспортное средство, автомобиль, улично-дорожная сеть...

Оценка профессиональной компетентности водителей...

Так, например, оценим работу водителей «маршрутных такси».

Такие транспортные средства в «часы пик» перегружены пассажирами.

- ошибочная оценка дорожной обстановки, в том числе и состояния дорог.

Ошибочные действия водителя транспортного средства могут быть зафиксированы несколько раз в смену из-за сложной обстановки на дороге...

Водитель автомобильного транспорта: потеря профессии на...

В процессе движения водители маршрутных такси совершают перестроений из полосы в полосу на 65

Перед отправкой в рейс водитель автобуса занимается осмотром своего транспортного

Важную роль в работе водителя автобуса играют и технические знания.

А ведь водитель автобуса — это лицо транспортной компании, которая осуществляет перевозки.

Основные факторы, снижающие работоспособность водителя...

- неправильный выбор водителями режимов движения

- неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств

В этом случае водитель может совершить неправильные действия [1, с.20].

Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом.

Похожие статьи

Автоматизированная система учета предрейсовых осмотров...

...контроля предрейсовых осмотров водителей и транспорта грузового и пассажирского назначения.

улучшить осведомленность о безопасности предоставляемых транспортных услуг

2. Руководитель организации создает пользователей (медработника, водителя и др.), назначения

4. Руководитель подписывает маршрутный лист, который представлен на рис. 5.

Особенности предрейсового контроля технического состояния...

...рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя транспортного средства».

– стекол и обзорности с места водителя; – зеркал заднего вида и их креплений

6) укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами

Контроль качества технического состояния транспортных средств при выпуске на линию и...

Режимы стендовых испытаний для экспресс оценки долговечности...

К числу деталей тормозной системы, определяющих техническое состояние автомобиля по

  Определение силовых характеристик торможения, температурного режима и пути

- сума общего пробег транспортного средства по маршрутам должен быть наиболее минимальна.

Маршрутные сети транспортных систем мегаполисов представляет сверхмощные и.

Методы выявления нетрезвых водителей | Статья в сборнике...

В статье рассматриваются методы выявления сотрудниками ГИБДД водителей

сотрудниками ГИБДД водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения.

освидетельствования или значительную отдаленность медицинских учреждений, которые

десяти водителей в год с помощью алкометров или иных специальных технических средств...

Приборы психофизиологического обследования водителей

На многих автотранспортных предприятиях введены предрейсовые осмотры, в некоторых транспортных

[2 с. 3]. Применяемые в настоящее время технические средства для проверки и

Рис. 1. Электронные системы контроля функционального состояния водителя.

Подготовленность водителя определяется наличием у него специальных знаний и навыков.

Методика профессионального отбора водителей на предприятии...

Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной

Организация и контроль за проведением стажировки возлагается на отдел безопасности

Стажировка должна осуществляться на транспортных средствах того типа и марки, и на тех

Для того, чтобы улучшить методику отбора водителей, выдвинем следующее предложение.

Подготовка водителя с учетом его...

проводить контрольный осмотр автомобиля перед выездом и ежедневное техническое

Она включает в себя следующие разделы: устройство и техническое обслуживание

движения (38 ч.); оказание первой медицинской помощи (24 ч.); вождение автомобиля (32 ч.). Каждый из

водитель, дорожное движение, транспортное средство, автомобиль, улично-дорожная сеть...

Оценка профессиональной компетентности водителей...

Так, например, оценим работу водителей «маршрутных такси».

Такие транспортные средства в «часы пик» перегружены пассажирами.

- ошибочная оценка дорожной обстановки, в том числе и состояния дорог.

Ошибочные действия водителя транспортного средства могут быть зафиксированы несколько раз в смену из-за сложной обстановки на дороге...

Водитель автомобильного транспорта: потеря профессии на...

В процессе движения водители маршрутных такси совершают перестроений из полосы в полосу на 65

Перед отправкой в рейс водитель автобуса занимается осмотром своего транспортного

Важную роль в работе водителя автобуса играют и технические знания.

А ведь водитель автобуса — это лицо транспортной компании, которая осуществляет перевозки.

Основные факторы, снижающие работоспособность водителя...

- неправильный выбор водителями режимов движения

- неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств

В этом случае водитель может совершить неправильные действия [1, с.20].

Водители автотранспортных средств должны явиться на предрейсовый медицинский осмотр с путевым листом.

Задать вопрос