Библиографическое описание:

Михайлушкин П. В., Баранников А. А. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации на начальном этапе функционирования отечественной экономики в рамках ВТО // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 132-135.

В 1998 г. в Женеве отмечался «золотой» юбилей ГАТТ. Это система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост объема экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 2011 г. более чем в 30 раз превзошел уровень 1950 г. Система развивалась посредством проведения серий торговых переговоров (раундов) ГАТТ. На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие, как антидемпинг и нетарифные меры. В рамках так называемого Уругвайского раунда (1986 – 1994 гг.) было принято решение о реорганизации ГАТТ в Всемирную Торговую Организацию, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли.

ВТО – это организация и одновременной комплекс нормативно – правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляет Генеральное соглашение о торговле товарами в редакции 1994 года (ГАТТ – 1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран – участниц [3].

Необходимо отметить, что решения принимаются всеми государствами – участницами и обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но на данный момент во Всемирной торговой организации такой практики пока не было. Однако в рамках работы ее предшественника – ГАТТ – такие единичные случаи имели место быть.

Преимущества ВТО кроются не только в том, что все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах – участницах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, региона, страны и мирового сообщества в целом.

Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в настоящий (переходный) период потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны. Решить эту проблему на основе протекционизма практически невозможно. Напротив ужесточение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта непременно приведет к повышению цен на нее и негативно отразиться на объемах продаж, а в конечном счете и на реальное количество рабочих мест.

Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства, за счет прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других устанавливаемых государством искусственно торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают реальный товарооборот. Недискрименационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций.

В свою очередь, приток капитала в стану, в частности в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом. Помимо экономических выгод от более свободной внешней торговли государство получает и определенные политические выгоды. У правительства появится больше возможностей защитить себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики всей страны. Проводимая государством политика протекционизма для отдельных отраслей подразумевает определенное политическое влияние представителей этих сфер производства. В первые десятилетия ХХ века усиление политики торговых ограничений привело к торговой войне, победителей в которой не было, так как, в конечной счете от подобных ограничений экономический рост с начала замедляется, потом начинает стагнировать и затем регрессирует, вследствие чего падает общее благосостояние.

Присоединение к системе ВТО помогает избежать подобных ситуаций, так как проводимая государством политика ориентируется на развитие всех отраслей экономики, а не отдельных ее частей, что помогает избежать искажений конкурентной среды. Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и внесения позитивных изменений в законодательную систему, что, в конечном счете, способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями – импортерами – так называемой «квотной ренты» [4]. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих существующих квот.

Прозрачность и гласность, то есть обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности, более четкие критерии и стандарты на продукцию, применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений, подлога и обмана.

Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большого успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.

Итак, всем понятно, что мы даем ВТО – главное – это свободный вход на отечественных необъятный рынок товаров и услуг, а что же даст нам вступление в ВТО?

По нашему мнению, во – первых, это приведет к улучшению доступа российской продукции на внешние рынки, так как в настоящее время суммарные потери, по оценкам экспертов, составляют около 5,5 млрд долл. в год. Во – вторых, это создаст благоприятный климат для привлечения иностранных инвестиций, о чем свидетельствует пример Китая. В – третьих, обеспечит расширение возможностей для российских инвесторов в странах ВТО, участие в разработке правил международной торговли, а также будет способствовать проведению ключевых экономических реформ в России, развитию конкуренции и снижению масштабов коррупции.

Мнение об остром – негативном влиянии вступления России в ВТО на отечественное производство преувеличено. Присоединение к Всемирной торговой организации благоприятно скажется на многих отраслях народного хозяйства – весьма и весьма конкурентоспособных (например, черная и цветная металлургия, нефте- и газодобывающая промышленность и др.), а те отрасли, которые являются упадочными, крайне неконкурентоспособными, тоже сильного ухудшения положения не ощутят, так как импорт уже занял практически все пустующие и слабо защищенные «ниши» российской экономики.

Разумеется, надо быть реалистами и предвидеть те последствия, которые все же наступят в результате вступления России в ВТО. Так наша легкая промышленность не сможет конкурировать с потоком продукции из Китая, торговую войну с которым проиграл весь мир.

На смену политики недопущения импортных товаров на наш рынок через таможенные пошлины, квотирование или прямой запрет должна прийти разработка реальных программ инвестиций в развитие конкурентноспособных производств. Особая статья – сельское хозяйство. При его сегодняшнем состоянии дешевле везти мясо из Бразилии, а картофель – из Египта. Но это – не выход. А значит, надо, как это делают страны ЕС и Северной Америки, выделять дотации на закупку продовольственных товаров отечественного производства и тем самым гарантировать спрос на них. Будет спрос, будет и стимул развивать свое производство. Здесь необходимо государственное понимание того, что обеспечение страны собственными продовольственными ресурсами – это вопрос национальной безопасности. Необходима продуманная стратегия защиты российского сельского хозяйства.

Как отмечает академик РАСХН И.Г. Ушачев, при оценке условий и последствий присоединения России к ВТО для аграрного комплекса необходимо принимать во внимание то, что как организация экспортеров, она руководствуется стремлением максимально расширить рынок для экспорта и ее меньше всего интересуют социально-экономические последствия такой экспансии на рынок конкретного государства [1].

При этом необходимо учитывать, что правила ВТО не предусматривают особых режимов для государств с переходной экономикой, которые еще только выходят из тяжелого кризиса, а требования ВТО по одновременному снижению государственной поддержки, открытию рынков и отказу от экспортных субсидий будут иметь отрицательные последствия как для производителей, так и для продовольственной безопасности России.

Эксперты Высшей школы экономики представили общественности доклад о положении в российском сельском хозяйстве, которое, по мнению специалистов, сейчас находится в кризисном состоянии, несмотря на общий экономический подъем в стране. Рост производства практически прекратился, а объем инвестиций в отрасль стремительно сокращается. Скорое вступление в ВТО и дальнейшая либерализация внутреннего рынка могут оказаться тяжелым экзаменом на выживание даже для успешных хозяйств. Что бы не лишиться отрасли, необходима выработка современной агарной политики, полагают эксперты.

После кризиса 2008 г. агрокомплекс получил шанс на развитие. Выжившая част отечественных сельхозпроизводителей получила возможности для экстенсивного восстановления производства, рост которого в среднем составлял 5-8% в год. Страна стала экспортером зерна, макарон и даже йогуртов. Продолжается географическое перемещение агросектора туда, где он и должен располагаться в нормальной рыночной экономике: с севера на юг. Особенно это касается производства зерновых. А структура сельского хозяйства приняла биполярный характер. На одном полюсе расположилось огромное количество маргинальных производителей, которым, скорее всего, уже ничто не поможет избежать банкротства. А на другом полюсе появились и расширяются области роста.

По мнению эксперта Института экономики переходного периода Е. Серовой, если подробнее рассмотреть структуру тех, кто «скорее жив, чем мертв», то окажется, что успешными производителями часто являются известные холдинги: «Вимм-Биль-Дан», «Данон», «Валио», «Сампина» и другие. Результатом их прихода на село в конце 1990-х, начале 2000-х, стали портфельные инвестиции в сектор. Именно холдинги способны потянуть за собой всю производственную и сбытовую цепочку. Они же «заказали» 20-30% рост производства отечественной сельхоз техники. Естественно, что пытались обновить свою техническую базу и успешные хозяйства, остальные же «добивают» советский технический ресурс, доставшийся им по наследству. К тому же приход в агробизнес финансовых империй ознаменовал появление серьезного аграрного лобби. Сегодня себестоимость продукции у крупных холдингов превышает себестоимость в крупных хозяйствах, так как вложенные холдингами инвестиции начинают давать отдачу с определенной «оттяжкой». Поэтому холдинги, теряя на время эффективность, бросились лоббировать внутренний рынок [2]. Сейчас, по мнению экспертов, к управлению пришли «люди с рынка», которые начали принимать более эффективные (но не обязательно позитивные) меры, а у правительства появился курс к протекционизму. Ограничительные меры, кстати, уже показали свою эффективность по ряду позиций (например мясо птицы), однако привели к росту цен на продукцию, то отразилось на населении и на показателях инфляции. Рост протекционизма сейчас сочетается со снижением доли консолидированных государственных расходов на сельское хозяйство. В принципе, это не плохо, так как неизбежное вступление в ВТО в любом случае заставит урезать долю так называемой «желтой или янтарной корзины» в поддержке сельского хозяйства. Как известно, «янтарная корзина» - это меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю: поддержка рыночных цен, прямые платежи и субсидии, льготы на транспортировку и списание долгов, приобретение ГСМ со скидками.

Анализ международного опыта выявляет прямую зависимость между затрат на меры «зеленой корзины» в структуре государственной поддержки и реальной конкурентоспособности ведущих аграрных экспортеров.

В рамках мер «зеленой корзины» крайне необходимо предпринять следующие меры [3]:

  • активизировать мероприятия на общегосударственном уровне, направленные на сертификацию систем менеджмента качества (СМК) на основе требований международных стандартов ИСО серии 900 на предприятиях АПК России. Возможно, даже следует пойти на бюджетное датирование оценочного аудита действующих СМК и частичную компенсацию затрат, связанных с консультированием по вопросам разработки и введения в действие СМК;

  • совершенствовать инфраструктуру агрорынка, дальнейшее развитие которой сдерживается такими факторами, как неразвитость механизма страхования зернового рынка, законодательная неопределенность вокруг свободного обращения двойных складских свидетельств (ДСС), отсутствие в России системы зерновых бирж для работы с фьючерсными контрактами и так называемого Зернового кодекса, позволяющего рынку эффективно регулировать цены и не допускать резких ценовых колебаний;

  • поднимать технико-технологический уровень агропроизводства. Россия с устаревшими агротехнологиями продолжает значительно отставать от мировых тенденций, теряя свою конкурентоспособность на мировых рынках. Общество по-прежнему не информировано об экологических преимуществах и экологической чистоте трансгенной продукции. Россия не имеет своих районированных трансгенных сортов агрокультур.

Основной упор в мероприятиях поддержки сельского хозяйства России в ближайшие годы должен быть сделан именно на развитие мер «зеленой корзины».

По приблизительным расчетам, территория России способна прокормить не менее 500 млн человек, а сельхозпродукция может стать одной из ключевых статей российского экспорта, на ряду с полезными ископаемыми.

Компании считают основным препятствием для поставок за рубеж внутреннюю политику государства, которая не только не помогает экспорту, но даже ему препятствует (завышенные железнодорожные тарифы, негармонизированные стандарты, отсутствие за рубежом российских сертификационных агентств, высокие экспортные пошлины) [4]. Если такое положение сохраниться, то инвестирование в сельское хозяйство станет скорее исключением, чем правилом.

По мнению большинства экспертов, основными перспективными направлениями аграрной политики России должны стать поддержка «агрессивного экспорта», расширение мер «зеленой корзины» и содействие притоку инвестиций в аграрный сектор. Только при этих условиях сельское хозяйство сможет устойчиво развиваться.

Успешность вступление России в ВТО, представляет собой задачу с большим количеством неизвестных, и зависит от того как экономика нашей страны сможет приспособиться к новым условиям ведения бизнеса, и направления государственной политики и поддержки отдельных отраслей экономики. Мы считаем, что большое значение будет иметь ход адаптации отраслей народного хозяйства к будущим новым условиям. В связи с этим скорейшее внедрение достижений научно-технического прогресса в производство позволит России получить максимум экономической и социальной выгоды от присоединения к ВТО. Как сказал Президент Российской Федерации. В.В. Путин: «ВТО – это не абсолютное зло и не абсолютное добро. Это инструмент, которым надо научиться пользоваться».


Литература:

  1. Бондаренко В.В. Основные направления научно-техничесакого прогресса в растениеводстве: монография. – Краснодар: КубГАУ, 2006. – 286 с.

  2. Вступление России в ВТО: социально-экономический аспект // II Международный конгресс «Государство и бизнес: социально- ответственное партнерство» (Москва, 20 мая 2005 г.). – М., 2005. – С. 22-23.

  3. Нечаев В. И., Бершицкий Ю.И., Резниченко С.М. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства. – СПб.: Лань, 2009. – 336 с.

  4. Сидоренко В.В., Михайлушкин П.В. Аграрная политика России: Монография. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. – 349 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle