Библиографическое описание:

Гаврилов Г. А. Использование СМИ для распространения дезинформации в ходе локальных конфликтов // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 175-177.

Современное информационное общество – это особый вид социального структурирования и власти [1, с.16]. В настоящий момент основным ресурсом, на котором базируется политическая и экономическая стабильность, является ресурс контроля и управления информационными потоками. Средства массовой коммуникации стали главным инструментом влияния в современном обществе.

Массовое сознание становится неким управляемым пространством и формируется транслируемыми СМИ утверждениями, установками, стереотипами. Прогнозирование, формирование и контроль реакции, поведения и потребностей аудитории в самом широком смысле – одна из важнейших функций современной медиасистемы. Такие возможности СМИ стали мощным оружием в глобальной политике, инструментом решения масштабных задач. В этих условиях информационная война, а также локальные конфликты являются наиболее выгодным средством достижения развитыми государствами своих глобальных целей. Примерами таких конфликтов, где в качестве одного из главных способов разрушительного влияния на противника использовалась информация, являются войны в Персидском заливе (по мнению Некляева, операция «Буря в пустыне» была первым военным конфликтом, где информационно-психологическая составляющая выступала в качестве самостоятельного компонента боевой активности [2, с. 435]), агрессия НАТО против Югославии, операции США в странах Латинской Америки, цветные революции, операция НАТО в Афганистане, революции и гражданские войны в арабских странах.

Важнейшую роль в процессе воздействия на общественное мнение в ходе локальных конфликтов и невоенных межгосударственных кризисов играет дезинформация.

Дезинформация – это заведомо ложная информация, предоставляемая противнику для более эффективного ведения боевых действий, проверки на утечку информации и направление ее утечки, а также сам процесс манипулирования информацией, введение кого-либо в заблуждение путем предоставления неполной или полной, но уже не нужной информации, а также искажения ее части [1, с.15].

Как пишет Серов, выделяются следующие виды дезинформации:

  1. введение в заблуждение конкретного лица или группы лиц;

  2. манипулирование поведением противника;

  3. создание необходимого инициатору дезинформации общественного мнения.

Нужно отметить, что дезинформация активно используется на протяжении длительного времени и остается действенным методом психологического воздействия. Что касается применения дезинформации для создания нужного общественного мнения, то существует достаточно примеров и в современной истории: от войн в Ираке до конфликтов в Ливии или Сирии. Например, на слушаниях в Совете Безопасности ООН по захвату Ираком Кувейта свидетелем выступала девушка, рассказавшая о том, как иракские солдаты выносили младенцев из роддома и укладывали их на бетонные мостовые. Впоследствии на этот пример действий иракской армии в Кувейте несколько раз ссылались президент и министр обороны США. Однако позднее выяснилось, что девушка-свидетель является дочерью посла Кувейта в США и принадлежит к королевской семье [1, с.15]. А дезинформация была направлена на укрепление в западном общественном мнении резко негативного имиджа Саддама Хуссейна.

На сегодняшний день дезинформация – неотъемлемая часть ИВ. Она может распространяться как через традиционные СМИ (пресса, радио, ТВ), так и через интернет-каналы; а в ходе конфликтов – и через слухи, а также посредством листовок.

Одним из старейших каналов распространения дезинформации является процесс межличностного обмена непроверенной (зачастую недостоверной), искаженной информацией, т.е. слухи. В информационной войне (ИВ) слухи используются довольно активно. Так, например, слухи о существовании в Сербии концентрационных лагерей, созданные на основе неполной и искаженной информации, оказали большое влияние на отношение мировой общественности к балканскому кризису и роли в нем сербов. Другой пример: слух о смерти Саддама Хуссейна стал одной из главных причин резкого снижения боевого духа иракской армии и снижения сопротивления войскам США и их союзников [3, с.32].

Слухи могут быть направлены на:

  1. побуждение людей к определенным оценкам, выводам (но не действиям);

  2. вызов гнева у целевой общественности (цель: провоцирование беспорядков или вооруженной борьбы);

  3. подавление воли противника.

Для оправдания вмешательства в решение конфликта создаются всевозможные информационные и психологические технологии с использованием дезинформации для манипуляции общественным мнением, к которым относятся:

  • создание в СМИ образа неизбежной «справедливой» войны; для этого СМИ создают образ государства-врага, в отношении которого должна быть использована военная сила; данная страна, согласно создаваемой картине, должна представлять угрозу мировому сообществу, нормам демократии и т.д.;

  • внутри страны-противника провоцируются столкновения, недоверие к власти, стимулируется активность оппозиции (через финансирование оппозиционных партий и их СМИ);

  • при возникновении прямого (военного) противоборства на территории страны масс-медиа выполняют задачу демонстрации жестоких действий властей против оппозиции: создание модели «агрессор-жертва»; здесь могут использоваться самые разные методики: от искажения исторических, статистических данных до конструирования событий и мифов.

На наш взгляд, вторая технология может использоваться и в мирное время для дестабилизации ситуации в определенном регионе. Таким образом, возникает ситуация «теплой войны» или «теплой революции», когда прямые столкновения оппозиции с властями не происходят, но в медиапространстве (неподконтрольных государству СМИ, а также блогах и социальных сетях) идет ожесточенная полемика и критика правительства, зачастую основанная на распространении недостоверных или заведомо ложных данных (т.е. дезинформации), что может способствовать развитию «горячего» конфликта.

По мнению полковника Серова, активную роль в проведении психологических операций с использованием дезинформации играет ТВ, т.к. в современном мире оно является одним из важнейших инструментов воздействия на массовое сознание. Выделяется несколько приемов манипулирования массовым сознанием с помощью использования возможностей ТВ:

  1. «информационная перегрузка» - аудитории предоставляется слишком большой объем информации;

  2. «дозирование информации» - аудитории сообщается только часть сведений;

  3. «большая ложь» - аудитории предоставляют неправдоподобную информацию в максимально правдивом виде;

  4. «смешивание фактов» - подача правдивой информации вместе с различными гипотезами и слухами;

  5. «выигрыш времени» - оттягивание обнародования информации;

  6. «скрытый удар» - доведение дезинформации до объекта (лица или аудитории) через нейтральные каналы;

  7. «своевременная ложь» - сообщение недостоверных данных в тот момент, когда у аудитории возникает потребность в информации.

Обладая высокими возможностями искажения реальности, телевидение выступает орудием прямого психологического воздействия. Правдоподобность текста, читаемого диктором, повышает видеоряд. Таким образом, соединение текста и зрительных образов, создающих картину присутствия, зачастую воспринимается зрителем как очевидная истина, критическое осмысление резко затрудняется. Так телевидение способно «создавать реальность», деформировать сознание и в результате – воздействовать на ход реальных событий.

Наряду с традиционными СМИ (пресса, радио, ТВ), на современном этапе истории в информационной войне используется и глобальная сеть Итернет. Нужно сказать, что использование интернет-пространства отличается рядом преимуществ по сравнению с традиционными медиаканалами:

  • неограниченная аудитория,

  • возможность достраивания контента реципиентом,

  • взаимодействие «отправитель-получатель» в онлайн-режиме и наличие мгновенной обратной связи,

  • возможность передачи больших массивов текстовой, аудиои визуальной информации;

  • экономичность;

  • возможность конструирования и распространения виртуальных событий, благодаря созданию фотографии и видеороликов.

Как пишет полковник Серов, выделяется несколько направлений использования Интернет-сети в ходе ИВ:

  1. Распространение дезинформации путем рассылки электронных писем, создание форумов для обмена мнениями, а также размещение информации на отдельных сайтах или в электронных версиях СМИ и сетевое вещание. Так, например, в ходе войны в Ираке в 2003 году ВС США использовали электронную почту для рассылки сообщений на арабском языке иракским генералам [3, с. 31] с призывами невыполнения приказов С.Хуссейна и сотрудничества с американскими военными. В период косовского кризиса югославская сторона использовала электронную почту для рассылки сообщений в адрес западных новостных агентств и чиновников, содержащих информацию о жертвах среди гражданского населения в результате бомбардировок НАТО. Что касается действий НАТО, то они, в свою очередь, активно сопровождались поддержкой сети. Американскими специалистами по компьютерным технологиям было создано большое количество сайтов для освещения конфликта. Так, только в течение первых двух недель военной операции агентство CNN подготовило более 30 статей, впоследствии размещенных в глобальной сети. В каждой такой статье до десяти раз встречались выражения: «массовое убийство», «этнические чистки», «беженцы» [3, с.32].

  2. Взлом сайтов и замена содержащейся на них информации.

На наш взгляд, сегодня очень активно используются различные социальные сети и блоги как один из наиболее простых и доступных каналов распространения дезинформации, поскольку аудитория данных сетей охватывает наиболее активную молодежь, способную самостоятельно усиливать воздействие новости путем многократного копирования сообщения.

Таким образом, дезинформация сегодня представляет собой один из наиболее распространенных и действенных способов воздействия на общественное мнение в целях оказания управляющего влияния на противника, оправдания военного вмешательства (например, объявление властями США о наличии у Ирака химического оружия, что стало формальным поводом для начала военной операции, в ходе которой данный вид оружия не был обнаружен). Информационное пространство, охватывающее весь мир, все активнее используется для решения масштабных политических задач.


Литература:

  1. А. Серов. О роли дезинформации в современных конфликтах и войнах. // Зарубежное военное обозрение. – 2011. - №7, с.15-21.

  2. С.Э. Некляев. Стратегия деятельности СМИ в контексте локальных войн и терроризма. // Материалы третьей международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. МГУ им. Ломоносова. – Москва.: МЦНМО, 2008. – 501 с.

  3. А. Серов. О роли дезинформации в современных конфликтах и войнах (окончание). // Зарубежное военное обозрение. – 2011. - №8, с.29-33.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle