Библиографическое описание:

Ахмадалиев А. У. Формирование профессиональной компетентности будущих младших специалистов // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 266-269.

Высокий темп развития информационных технологий, потребность в образовании на протяжении всей жизни, поиск новых способов активной познавательной деятельности отражают современные тенденции совершенствования системы среднего специального, профессионального образования (ССПО). Соответственно, основными задачами модернизации этой системы на сегодняшний день являются эффективность, качество, доступность и непрерывность образования.

Во всех странах наблюдается интенсивный процесс подготовки специалистов на разных уровнях через всю систему образования. Именно она дает возможность людям всех возрастов получить образование и продолжить его в течение всей жизни. В основном эффективность образования зависит от его содержания.

Содержание образования - это цель, которую должно реализовать образовательное учреждение в отношении каждого будущего младшего специалиста. В ст. 13 Закона «Об образовании Республики Узбекистан» говорится: «В целях получения среднего специального, профессионального образования каждый имеет право на основе общего среднего образования добровольно выбрать направление обучения в академическом лицее или профессиональном колледже» И далее: «Профессиональный колледж - трехлетнее среднее специальное, профессиональное учебное заведение, обеспечивающее углубленное развитие профессиональных наклонностей, умений и навыков учащихся, получение одной или нескольких специальностей по выбранным профессиям» [1, c.6].

Реализации этой цели служит содержание обучения ССПО. В качестве содержания обучения выступают учебная информация (материал) и комплекс задач, заданий, обеспечивающих в совокупности потенциальные возможности усвоения определенной системы знаний, овладения определенной системой умений и навыков, формирования определенных мировоззренческих, гражданских и профессионально значимых личных качеств. Содержание обучения представлено в виде учебного плана, учебной программы, которое раскрывается в содержании учебных пособий, в учебной информации, сообщаемой преподавателем и самостоятельно добываемой учащимися.

Таким образом, содержание профессионального образования и обучения по специальности к примеру «Слесарь по техническому обслуживанию автотранспортных средств» включено в Государственный образовательный стандарт, как важная составляющая в подготовке техник-механиков по техническому обслуживанию автомобилей.

Содержание образования и обучения в автотранспортном колледже отражено в учебных планах и учебных программах. Обучение всегда осуществляется в определенных организационных формах: лекция, семинар, практическое и лабораторное занятие, учебная и производственная практика, самостоятельная работа. Организационные формы обучения - это виды учебных занятий, отличающиеся друг от друга дидактическими целями, составом учащихся, местом проведения, продолжительностью, содержанием деятельности преподавателя и обучаемых [2, c.94].

В автотранспортном колледже проводится групповое обучение и
занятия малыми группами, а также индивидуальное. В процессе обучения
учащиеся должны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками.

Содержание учебного материала может быть усвоено различными способами, с помощью различных средств обучения. Следовательно, проблема выбора путей, которые помогут успешно и продуктивно обучать и учиться, стоит перед каждым преподавателем и учащимся. Способ усвоения содержания учебного материала является методом обучения. Методы обучения - это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на достижения целей образования.

Требования к методам обучения:

  1. Направленность метода на выполнение задач формирования всесторонне развитой, социально активной, духовно и нравственно богатой личности, профессиональной компетентности будущих медицинских сестер;

  2. Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития учащихся;

  3. Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом;

  4. Систематическое изучение, использование в своей работе передовых методов. [3, c.66].

Учебный год, учебный день, расписание теоретических и практических занятий, каникулы предусматриваются графиком учебного процесса.

Формирование профессиональной компетентности будущего техник-механика по техническому обслуживанию автомобилей начинается в среднем специальном, профессиональном образовательном учреждении и продолжается в качестве саморазвития на протяжении всей профессиональной деятельности техник-механика по техническому обслуживанию автомобилей.

Все основные функции процесса обучения при формировании профессиональной компетентности будущих техник-механиков по техническому обслуживанию автомобилей – образовательные, развивающие, воспитательные проявляются комплексно.

В результате теоретического анализа и изучения практики профессиональной подготовки мы придерживаемся следующих педагогических принципов обучения в построение системы организационно-педагогических условий.

Принцип целенаправленности - соответствие содержания обучения и воспитания, форм и методов организации обучения главным задачам среднего специального, профессионального образовательного учреждения, учебному плану и программам по специальности.

Принцип систематичности и последовательности - строгое, логичное расположение учебного материала как в учебной программе, так и в методах передачи знаний учащимся, последовательное овладение учащимися знаниями, умениями, навыками и одновременное их применение на практике.

Принцип связи обучения с жизнью - профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса.

Принцип интегративного подхода - одновременное использование различных форм и методов обучения в преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин для решения профессиональных и жизненно важных проблем [4, c.114].

Таким образом, совокупность принципов обучения стала основой разработки компетентностного и личностно-деятельностного подходов к формированию профессиональной компетентности будущих техник-механиков по техническому обслуживанию автомобилей.

Предлагаемая нами функциональная модель формирования профессиональной компетентности будущих техник-механиков по техническому обслуживанию автомобилей позволяет, с нашей точки зрения учитывать требования Государственного образовательного стандарта и рынка труда, региональные особенности, возросшие этико-психологические требования к профессиональной компетентности техник-механика по техническому обслуживанию автомобилей, создать условия, которые способны обеспечить формирование профессиональной компетентности (1- рис.).

В процессе разработки и апробации функциональной модели формирования профессиональной компетентности будущих техник-механиков по техническому обслуживанию автомобилей определены следующие задачи:

  1. Создать организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих техник-механиков по техническому обслуживанию автомобилей в автотранспортном колледже.

  2. Осуществить педагогическое обеспечение процесса формирования профессиональной компетентности будущих техник-механиков по техническому обслуживанию автомобилей.

  3. Предоставить учащимся автотранспортного колледжа возможность
    саморазвития, самосовершенствования, самореализации в процессе образования.

  4. Обеспечить преемственность требований при реализации практических знаний, умений и навыков в учебной деятельности, на учебно-производственной и производственной практике в автотранспортном колледже, автосервисах и на заводах.

Рис. 1. Модель формирования профессиональной компетентности будущих специалистов


В автотранспортном колледже личностные потребности будущей техник-механика по техническому обслуживанию автомобилей совпадают с педагогическими воздействиями преподавателей, что способствует стимулированию устремленности к своей будущей профессии. Условиями реализации предлагаемой модели являются гибкость, открытость, вариативность. Формирование профессиональной компетентности будущих техник-механиков по техническому обслуживанию автомобилей осуществляется в процессе теоретической и практической подготовки, развития профессионально значимых и личностных качеств в целях обеспечения готовности к практическо-технической деятельности [5, c.114].

Виды обучения будущих техников-механиков по техническому обслуживанию автомобилей в профессиональном колледже: лекции, семинары, лабораторно-графические; практические занятия и самостоятельная работа учащихся в пунктах сервиса и эксплуатации автомобилей, на заводах. В учебном плане большая часть учебного времени отводятся на практические занятия по специальным предметам. Производственная профессиональная практика за годы обучения составляет 16 недель: 4 недели – для получения первичных профессиональных навыков по предмету «Устройства и техническое обслуживание автомобилей» после первого года обучения; 4 недели – практика по профилю специальности в специальных дисциплинах; 8 недель – квалификационная практика-стажировка, перед итоговой государственной аттестацией. От практики к практике, получая не только профессиональный опыт, но и навыки работы в коллективе, учащиеся к окончанию колледжа готовы к выполнению профессиональных обязанностей. Так как, профессиональное обучение - основа профессиональной подготовки студентов. Оно должно вырабатывать у них прочные знания, умения и навыки, которые обеспечивают качественное и количественное выполнение работ, а также умение использовать новую технику, современную технологию и передовые методы труда.

В заключении, обобщая вышесказанное, следует отметить что, на наш взгляд, в настоящее время необходим более глубокий анализ процесса профессионального подготовленности личности, с тем чтобы выявить сущностные характеристики этого процесса и на их основе планировать целенаправленные педагогические воздействия. Это позволило бы осуществить различные виды педагогической деятельности, направленные на формирование профессиональной компетентности будущих младших специалистов ССПО.


Литература:

  1. Закон Республики Узбекистан об образовании. "Гармонично развитое поколение - основа прогресс Узбекистана", -Ташкент, 1997.

  2. Махмутов М.И. Современный урок. 2-е из. испр. и доп. -М.: 1985. С. 184.

  3. Методы обучения трудовым действиям. /Под ред. Жиделева М.А. -М.: 1992.

  4. Новиков А.М. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования //Педагогика. № 3. 1998.

  5. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. -М.: 1999.

  6. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя (Серия «Школа развивающего обучения). – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 448 с.

  7. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой. – М.: Академия, 2008. – 352 с.


Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle