Библиографическое описание:

Уколов А. В. Педагогические условия формирования спортивной мотивации // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 318-320.

Все виды активного отношения к реальной действительности – это сложный социальный, психофизиологический процесс, в котором мотив - формирующее и направляющее начало спортивной активности. Рост мастерства спортсмена формирует то новое, что побуждает его к достижению более высоких спортивных результатов

Ключевые слова: мотив, мотивация, спортивная активность, спортивное мастерство, побуждение.


All kinds of active attitude to reality is a complex social, psycho-physiological process in which the motive-forming and sending home of sporting activity. Increase skill athlete creates something new, which prompts him to achieve better athletic performance

Keywords: motiv, motivation, sports activity, sportsmanship.


Общим основанием, объединяющим все виды активного отношения индивидуумов к реальной действительности, является то, что действия человека (в широком смысле) возникают не спонтанно. Формы проявления человеческой активности весьма разнообразны. Соотнесение понятий «мотив», «мотивация», «деятельность», активное отношение к окружающему миру составляет одну из главных особенностей человека. К ним относится широкий спектр действий, поступков и деятельности людей. Это сложный социальный, психофизиологический процесс, имеющий вполне конкретную основу. Формирующим и направляющим началом любой активности выступает ее мотив, являющийся побудителем к действию, поступку, деятельности. От человека слабо мотивированного нельзя ожидать большой отдачи в любом деле, в том числе и в спорте. Ещё два столетия назад исследователями было замечено, что успешность деятельности во многом определяется характером побуждения к ней, то есть тем, что побуждает человека к совершению того или иного действия. С тех пор особое состояние человека, заставляющее его действовать в определенном плане или бездействовать, стали называть мотивом. Дело в том, что термином мотив до сих пор обозначается слишком широкий круг понятий. Несмотря на запутанность вопроса, Р.А. Пилоян выделяет три наиболее четко сформулированные точки зрения на понятие «мотив». Представители первой - А.В. Петровский, Л.Б. Ительсон, К.К. Платонов и другие рассматривают данный феномен как внутренне присущий «миру» субъекта. Чаще всего они отождествляют мотив с потребностью. Второй точки зрения относительно понятия «мотив» придерживаются западные исследователи, преимущественно американские. Сводится она к признанию того, что побуждать человека могут либо внутренние факторы (допустим, потребности), либо внешние - такие, как поощрение, наказание и т.п. С третьей точки зрения исходят из рассмотрения субъективного отнесения потребности к объективно существующим вещам и явлениям, которые выступают в жизни субъекта в качестве предметов его деятельности. Если внимательно проанализировать все приведенные точки зрения на сущность понятия «мотив», то можно заметить, что только сторонники третьей из них в понимании этого явления стоят на позиции диалектического единства, Анализ деятельности личности неразрывно связан с анализом ее мотивов. Мотивы отражают потребности человека, обладают потребностной силой. Мотив — это предмет (вещественный или идеальный) служащий удовлетворению потребностей. Мотив - это не просто предмет, пригодный для удовлетворения определенных потребностей, но предмет с его значимостью именно для конкретного человека, значимый субъективно. Взгляды на сущность мотива у психологов существенно расходятся. Но, несмотря на это, все они сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен (но разный у разных авторов). В основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: как на побуждение, на потребность, на цель, на намерение, на свойства личности, на состояния. Решение вопроса о сущности мотива как основания и побудителя активности человека возможно лишь при объединении существующих взглядов в единой и непротиворечивой концепции. Отсюда мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное психологическое образование. Мотивы могут иметь либо положительное направление (к чему-либо стремиться, овладеть, воспользоваться), либо отрицательное (чего-либо избежать). Мотивы могут отличаться друг от друга видом потребности (интересы, убеждения, стремление и т.д.), степенью осознанности, конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. В спортивной деятельности многие исследователи придают мотивам большое значение. Мотивы, связанные с двигательной деятельностью, стимулируют моторную, интеллектуальную, волевую активность спортсмена, способствуя достижению высокого результата в соревнованиях. Занимаясь в одной и той же группе, по одной и той же программе, спортсмены могут в итоге обладать весьма различными мотивами. Как правило, процесс воспитания и самовоспитания протекает в неразрывной связи с повышением спортивного мастерства и динамикой отношений в спортивной команде, сохраняя высокую зависимость от успеха и неудач соревновательной деятельности. А.Л. Попов отмечает, что эти предпосылки формирования и развития личности предопределяют типы мотивов спортивной деятельности:

  1. Мотивы начальной стадии спортивной деятельности характеризуются динамикой включения человека в новый двигательный режим, адаптацию к физическим нагрузкам и к отношениям в спортивной группе. В основе мотивов чаще всего лежит социально значимый опыт человека, привлекающий спортсмена возможностями проявления физической активности, коррекции физических или психических недостатков, общения с группой сверстников, познания своих возможностей, освоения «модного» вида спорта.

  2. Мотивы стадии специализации формируются и развиваются под знаком расширения отношений личности к команде, тренеру, самому себе, конкретному виду спорта. Здесь велика роль психологического климата команды, % коммуникативных способностей спортсмена и тренера, возможности проявить себя, занять достойное место в команде, ощутить реальную перспективу материального благополучия, преимуществ и привилегий на основе занятий спортом. В результате возникают сложные комплексы мотивов, которые определяют коллективистическую (на интересы команды) или индивидуалистическую ориентацию личности.

  3. Мотивы стадии высшего спортивного мастерства подчинены главному из них - достижению успеха в спорте. Не следует забывать о том, что к этому времени спортсмен, вследствие многолетней тренировки, участия в соревнованиях испытывает потребность в больших физических нагрузках, привык к значительным психическим нагрузкам, к состоянию высокой напряженности психики, ему необходимо острое соперничество, в том числе и с самим собой.

В различных видах спорта за многовековую историю его развития сложились объективные критерии, которыми человечество измеряет уровень достижений спортсменов (рекорды, титулы, рейтинги и т.п.). Благодаря им в большом спорте спортсмен получает оценку собственной значительности, личного вклада в престиж государства, нации, участвует в решении общественно значимых задач.

Мотивация у человека включает все виды побуждений: мотивы, потребности, цели, интересы, стремления, влечения и т.п. В широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения человека вообще. Отечественные психологи при определении мотивации исходят из положения о единстве динамической и содержательной сторон мотивации.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение К. Madsen, в другом случае как совокупность мотивов К.К. Платонов, в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности М.Ш. Магомед-Эминов, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности И.А. Джидарьян, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность В.К. Вилюнас. В целях снятия терминологической путаницы Р.А. Пилоян считает необходимым, различать два понятия - «мотивация деятельности» и «мотив действия». По мнению ученого, такое разделение обусловлено тем, что, несмотря на общность психических механизмов, эти движители активности человека имеют весьма значительные различия. Дело в том, что мотивация как более широкая (интегральная) категория является «пружиной» деятельности, т.е. тем, что толкает, допустим, спортсмена к овладению в течение многих лет конкретным видом спорта, тем, что ведет его через все трудности к высшим результатам. На основе сказанного автор формирует рабочее определение понятия «мотивация спортивной деятельности». Мотивация - это особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата. Существенным в понимании феномена мотивации является то, что мотивы, если и не осознаются человеком, тем не менее, глубоко им переживаются. Состояния мотивации всегда имеют определенную эмоциональную окраску.

Мотивацию нельзя сводить к тому, что побуждает человека к деятельности. Она является системным отношением к действительности, определяет личностный смысл объекта ситуации.

Мотивация - это отношение личности к своей деятельности и её целям. С расширением социальной активности личности растет диапазон исполняемых ею функций и ролей, происходит обобщение социального опыта, зафиксированного в установках - элементарных мотивационных образованиях. По мере роста спортивного мастерства в личности спортсмена формируется то новое, что побуждает его к дальнейшему совершенствованию своей спортивной техники и достижению более высоких спортивных результатов. Совокупность новых побуждений к деятельности и составляет прирост в мотивации его достижений.


Литература:

  1. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации / В.К. Вилюнас. -М., 1990. – 228 с.

  2. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис.... канд. психол. наук / М.Ш. Магомед-Эминов. - М., 1987. – 23 с.

  3. Петровский, А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. 2005. – 189 с.

  4. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982. - 265 с.

  5. Попов, А.Л. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов / А.Л. Попов. - М., 2000. - 182 с.

  6. Попов, А.Л. Психология: Учебное пособие для физкультурных вузов и факультетов физического воспитания / А.Л. Попов. — М., 2001. — 316 с.

  7. Madsen, K.B. Modem Theories of Motivation / K.B. Madsen. - Copenhagen, 1959.-121 p.

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle