Библиографическое описание:

Хасанов Ч. Р. К вопросу о проблеме философских методов исследования в археологии // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 231-232.

Факты являются основой всякой науки. Археология является одной из немногих наук, существование которой обусловлено наличием конкретных научных фактов. Археологическая наука собирает факты, сопоставляет их, делает выводы – устанавливает законы в изучаемой научной области. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Научное исследование, как и любой другой вид умственной деятельности, имеет свою структуру и методологию. Методология – это учение о принципах, формах и способах научно- исследовательской деятельности. Выделяют четыре уровня методологии в научном исследовании. Первый – это философский уровень методологии. Второй – это общенаучные методы исследования. Третий – это конкретно-научные методы. Четвертый – технологические метода научного исследования [2, с.67].

Результатом деятельности древнего человека являются найденные археологами артефакты. Они содержат в себе определенный объем информации, которая очень важна для интерпретаторов, пытающихся воссоздать условия жизни древнего человека. Важной задачей для археолога становится не только проведение комплекса работ, таких как разведка, раскопки, фиксация и сохранение артефактов, но и их анализ и интерпретация. Именно от этой деятельности зависит количество и качество получаемой от источника информации. Для наиболее полного исследования источника применяются различные методики. Как правило научное исследование начинается со второго уровня, с общенаучных методов. К числу общенаучных методов, принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, а также моделирование, реконструкция и математико-статистические методы. На следующем этапе археологи пользуются конкретно-научными методами, такими как стратиграфические, датировочные, историко-культурные, типологические и т.д. [9]. На последнем этапе исследования применяются технологические методы. В археологической науке они чаще всего связываются с лабораторными физико-химическими исследованиями.

Однако исследование без философских методов будет не полным, частично уязвимым, ведь если основа, вектор исследования будет задан не правильно, не будет осмыслен с философских позиций, то и вся конструкция может оказаться шаткой. Артефакт становится археологическим источником не сам по себе, а только по решению исследователя который своей волей включает его в исследовательский процесс получения археологических фактов. Следует учитывать, что понятие факта так же субъективно как и понятие умозаключение. Ведь интерпретатор является создателем или приверженцем определенной концепции, которую надо подтвердить или опровергнуть. Он может привлекать к исследованию те археологические материалы, которые ему кажутся достаточно убедительными и наоборот может игнорировать те, которые могут противоречить его построениям [5]. В своей интерпретации человеческого сам исследователь всего лишь человек и ему свойственны субъективные суждения. Философские методы исследования помогают понять, почему исследователь оказался в такой ситуации, почему научная теория получило именно такое, а не иное развитие. Философские методы - это не свод жестко фиксированных регулятивов, а система "мягких" принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, т.е. находящихся на самых высших "этажах" абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации. Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно [8]. Как свидетельствует история познания, ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта. На основании всего выше сказанного необходимо проиллюстрировать некоторые важнейшие философские принципы, которыми должен пользоваться археолог в ходе своего исследования.

  • осознать и реализовать активную роль субъекта познания и действия;

  • исходить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий;

  • умело выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее;

  • рассмотреть предмет в соответствующем социокультурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций;

  • учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета;

  • выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного;

  • рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.

  • предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.

Философские методы исследования в археологии позволяют понять сущность научного исследования, его направленность, предназначение и смысл. Археологическое исследование должно быть направленно не только на поиск и описание источников, но и на их осмысление с философских позиций, с позиций позитивизма. Это разрешит проблемы значения археологии в современном мире.


Литература:

  1. Клейн Л.С. История археологической мысли. Санкт-Петербург, изд. С.-Петербургского университета, 2008. 100 с.

  2. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: ЮНИТИ, 1999.

  3. Философия и методология науки. – М.: Аспект-прес, 1996.

  4. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Методы научных исследований. Материалы для изучения. Электронный вариант. – Уфа, ЛОТ УТИС. 2000.

  5. Бунятян Е. П. Методика социальных реконструкций в археологии. На материале скифских могильников IV–III вв. до н. э. – Киев: Наукова думка, 1985. – 226 с.

  6. Мартынов А.И. Методы археологического исследования. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/416686/

  7. http://www.politicheskaia-arheologia.ru/

  8. http://sociokosmos.ru/per_articles/12_Arch_source.pdf

  9. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3376/АРХЕОЛОГИЯ


Основные термины: научного исследования, научного исследования, методы исследования, методы исследования, Философские методы исследования, Философские методы исследования, общенаучные методы исследования, философских методов исследования, методами научного исследования, общенаучные методы исследования, методами научного исследования, метода научного исследования, философские методы, сущность научного исследования, Методология научного исследования, философских методов исследования, метода научного исследования, философских позиций, последнем этапе исследования, полного исследования источника

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle