Библиографическое описание:

Хусанова Х. Т., Таджиева С. Х. Адресная социальная защита в Узбекистане: эволюция развития и современность // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 257-259.

Обращаясь к опыту зарубежных стран в области социальной защиты населения, особенно, в оказании материальной помощи малоимущим и многодетным семьям, мы станем свидетелями того, что ответственность за гарантию социальных прав уязвимых слоёв, является приоритетным направлением деятельности государственных, негосударственных и частных организаций. В современном мире интерес к этой проблеме усиливается. В частности В.Роик [2], А.Демко [3], А.Кузнецов [16], Ю.Лежикова [17], Е.Шугрина [4], В.Васильев [5], Г.Игнатов, В.Бутов [6], Ю.Афонин, А.Жабин, А.Панкратов [7], а также М.Бойдадаев [8], Ш.И.Жалилов [9], Г.Исмаилова [10], Г.Маликова [11], А.Тулаганов [12], О.Хусанов [13] и другие исследовали существующие проблемы в этой области.

Исторические факты показывают, что, социальная защита осуществлялись в рамках проводимой политики правителей и производственных объединений. Например, в законах Хамураппи, правителя Вавилона (1800 годы до н.э.), в профсоюзах Рима, а так же, в характерных для средних веков кодексах объединений цехов подтверждается, что малообеспеченные слои населения и их семьи были социально защищены [15, 2].

В XII-XVII веках в Европе правители государств вместо того, чтобы устранить последствия низкого развития сельского хозяйства и оказать помощь пострадавшим, принимали законодательные акты, ещё более притесняющие их. Например, в 1350 году в Англии в связи с распространением холеры, король Эдуард III принимает «Закон о трудящихся» [1]. Закон запрещает требовать крестьян у руководства оплату труда. Но, для социальной защиты населения на Западе и обеспечения участия в нём местных органов власти, значимым явился «Закон о бедных», принятый в Англии в 1601 году, согласно которому, впервые поддержка нуждающихся была возложена на местные сообщества. В законе, помощь нуждающимся разделена по трём категориям: 1) помощь, позволяющая поддержать тех, кто не в состоянии работать; 2) обеспечение работой в домах труда тех, кто в состоянии работать; 3) применение различных мер наказания к тем, кто работать не желает [18].

В XVII-XIX веках на Западе разгар процесса индустриализации и возникновения механизированных заводов и фабрик, привел к таким отрицательным последствиям как: усложнение труда, изнуряющая скорость, неограниченный трудовой день, использование женского и детского труда в сфере вредного для здоровья производства. К концу XIX века в Германии были созданы законодательные основы принудительной социальной защиты и страхования работников, занятых в промышленности. В его состав входили законодательные документы, о защите от болезни (1883 год), инвалидности и старости (1889 год), от последствий вредного производства и несчастных случаев (1884 год) [2]. В результате глобализации главных критерий, направлений, целей и задач социальной защиты, в 1935 году в США в «Документе о защите» (Security Act), впервые был использован термин «социальная защита». А в 1938 году в «Документе о социальной защите» (Social Security Act), выпущенном в Новой Зеландии, «социальная защита» формулируется как термин в соответствующей области [19].

К 90-м годам ХХ века увеличилось число государств, применяющих различные формы социального обеспечения и страхования. Выработаны новые совершенные механизмы, служащие эффективности структуры. Возникли негосударственные объединения помощи, обладающие большими средствами, направленными на удовлетворение и защиту социальных прав населения. А также, начали создаваться законодательные основы органов самоуправления в этой области. В частности, в статье 3 «Европейской Хартии местного самоуправления» говорится: «Местное самоуправление обладает правом управлять и исполнять определённую часть полномочий государства, исходя из собственной ответственности и потребностей местного населения». Государство признает осуществление местным самоуправлением власти в самостоятельной форме, принадлежащей народу и оно, обладая определённой самостоятельностью, согласовано с общей структурой управления государством и обществом. Наравне с этим, произошло успешное сотрудничество между различными организациями, в результате участия местного самоуправления в социальной защите нуждающихся слоёв населения. В свою очередь, осуществляемая местными органами самоуправления социальная защита в свойственной ей структуре, развивалась в виде фактора, обеспечивающего укрепление направления социальной справедливости и совершенствования внутреннего устройства государства.

В Средней Азии, в частности в Узбекистане, социальная защита приобретала практическую важность и была неразрывно связана с традицией народа, жить в сообществе. Так как, сообщество является собранием с единой целью, основанной на родственных узах людей, на общем имуществе и выгоде и удовлетворении общих желаний и требований. По поводу возникновения сообществ А.Саидов писал: «В Средней Азии в I тысячалетии до нашей эры, «сообществом с обладанием самостоятельного содержания» являлись махалли, на арабском языке слова «махалла», «махаллатун» обозначают «вместе» [14].

Роль махалли в проявлении отношений социальной защиты была большой. В ХVIII-XIX веках в махаллях нуждающимся в виде материальной помощи раздавались деньги, одежда, зерно, резалась скотина и бараны и вешались для того, чтобы нуждающиеся могли отрезать соответствующее себе. Определённая часть налогов оставлялась в распоряжении махалли и использовалась в виде пожертвований беспомощным. Пожертвования предпринимателей и хозяев мелких предприятий и цехов расходовались для обеспечения бедных семей.

В первой половине ХХ века, махалли, в основном состояли из 50-60 домов, в крупных городах они входили в состав района города. Соответственно, в районах существовали десять и более махаллей, в которых поддержка нуждающихся слоёв населения продолжалась традиционным путём. Махалля считалась следующей социальной структурой после семьи. Махаллёй, в виде дополнительной составной частью управления государством, пользовались и советский период. Были приняты несколько указов и положений, контролирующих их деятельность. Например, в своде положений, утверждённом 17 апреля 1932 года, уделено внимание совершенствованию институтов махалли в городах, махаллинские комитеты при городских советах, а в городах, разделённых на районы – при районных советах, считались вспомогательными общественными организациями, исполняющими указы властей при осуществлении озеленения города, хозяйственных и культурно-социальных работ. Главное, что и в то время махалля не теряла своей сущности, как неотъемлемой части семейного уклада жизни простого народа.

Узбекистан, в годы независимости, выбирая свой путь развития, на первом этапе экономических реформ столкнулся с рядом проблем, полученных в наследство от бывшего советского строя. В результате поисков, правительство Республики нашло свой путь решения этих проблем, то есть, большая часть полномочий социальной защиты государства шаг за шагом начало переходить к органам местного самоуправления – махаллям. Выбранная модель, приводя в порядок отрасль, обращено к углублению демократии, экономическому росту общества, формированию рыночной структуры. Соответственно, разрабатывались законодательные основы новой системы социальной защиты. Провозглашение 2 сентября 1993 года Закона Республики Узбекистан «Об органах местного самоуправления», основанного на нормах конституционных прав, явилось первым шагом практики продвижения целевой социальной защиты. В первую очередь, закон упрочил правовой ранг органов самоуправления – махалли, и возложил на них ответственность за адресную социальную помощь нуждающимся слоям населения.

24 августа 1994 года был принят Указ Президента «О мерах по усилению социальной защиты малоимущих семей». С принятием этого правового документа, система социальной защиты населения в корне поменялась. Указ способствовал повышению роли местного самоуправления - Махалли в обеспечении адресной социальной защиты населения. В Положении Кабинета Министров Республики Узбекистан №33 от 25 января 2002 года «Об осуществлении программы поддержки нуждающихся в адресной социальной защите» были чётко определены порядок, способы и критерии начисления и выплат дотаций со стороны органов самоуправления граждан.

Для целевого использования выделенных средств, разработан инструкции о принятии решений о начислении и выплате пособий по уходу за ребёнком до 2-х лет для не работающих женщин, для малоимущих семей, имеющих детей до 16-ти лет на заседании городских, поселковых, аульных и махаллинских сходов граждан. А когда нет возможности для проведения такого схода граждан, на собрании представителей улицы, домов или махалли. Согласно данному порядку, пособие по уходу за ребёнком до 2-х лет начали назначать, основываясь на официальном заявлении лиц, на самом деле занимающихся уходом за ним, из них: не работающим матерям или лицам их заменяющим (отец, опекун, родственники); матерям или лицам их заменяющим, оторванным от производства, учащимся на основании контракта в высших, средних специальных учебных заведениях; матерям, являющимся членами дехканского хозяйства, занимающимся предпринимательской деятельностью не являясь юридическим лицом. Начисление пособий, без каких либо условий, без учёта доходов семьи для матерей и отцов, воспитывающих ребёнка (детей) в неполной семье, для матерей (или лиц заменяющих их), воспитывающих детей-инвалидов, является признаком соответствия справедливому направлению деятельности данной структуры. Также, в целях обеспечить работой способных к труду одиноких стариков, нуждающихся в социальной защите многодетных и малообеспеченных семей, людей с ограниченными возможностями подготовилась почва для создания условий для дополнительного дохода и самостоятельного обеспечения, что послужило укреплению и совершенствованию системы социальной защиты населения с помощью местного самоуправления и вызывало большой интерес у западных стран как «узбекской модели» социальной защиты.


Литература:

  1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1931. – 23 с.

  2. Роик В. Основы социального страхования. – М.: АНКИЛ, 2005. – С. 50-51.

  3. Демко А.А. Проблемы прававого регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания населения. Дисс. канд. юрид.наук. – Тюмень, 2003, - 218 с.

  4. Шугрина Е.С. муниципальное право. Учебник. – М:, Дело, 1999. – 496 с.

  5. Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. – М.: Наука, 1999, 453 с.

  6. Игнатов Г., Бутов И. Местное самоуправление: Российская практика и зарубежный опыт. – М.: МарТ, 2005. – С. 7.

  7. Афонин Ю., Жабин А., Панкратов А. Социальный менеджмент. – М.: МГУ, 2004. – С. 154.

  8. Бойдадаев М. фуқаролик жамияти ва давлат бошқарувининг долзарб муаммолари. – Тошкент: ТДЮИ, 2003. - 52 б.

  9. Жалилов Ш. Кучли давлатдан – кучли жамият сари: тажриба, таҳлил, амалиёт. – Тошкент: Ўзбекистон, 2001. – 160 б.

  10. Исмаилова Г. Ўзбекистон Республикасида фуқароларнинг ўзини-ўзи бошқариш органлари фаолиятининг ташкилий-ҳуқуқий муаммолари. Юрид.фанлари.номз….дис. – Тошкент, 2001. – 151 б.

  11. Маликова Г. Маҳаллий давлат ҳокимияти органларининг айрим вазифа ва ваколатларини фуқароларнинг ўзини-ўзи бошқариш органларига ўтказиш. – Тошкент, 2004. – 183 б.

  12. Тўлаганов А. Давлат ҳокимиятининг вакиллик ва ўзини ўзини бошқариш органлари фаолиятини ташкил этиш. – Тошкент: ТДЮИ, 2002. – 194 б.

  13. Ҳусанов О. Ўзбекистон республикаси Констутуцияси ва маҳаллий давлат ҳокимияти асослари: ҳуқуқий, ташкилий масалалар ва муаммолари: - Тошкент, 1995. – 278 б.

  14. Саидов А. Маҳалла – умумий уйимиз // Ижтимоий фикр. Инсон ҳуқуқлари. – Тошкент, 2003.-№1(21). – Б. 7.

  15. Немировский А. История древнего мира. Античность. В 2-х т. – М.: Владос, 2000. Т.2. – 379 с.

  16. Кузнецов А. Конституционно-правовые аспекты развития местного самоуправления в РФ в свете европейской Хартии местного самоуправления. Дисс…. канд. юрид.наук. – М: 2005. – 307 с.

  17. Лежикова Ю. Правовое закрепление экономической функции местного самоуправления в Российской Федерации. Дисс… канд. юрид. наук. – М., 1998. – 182 с.

  18. Гайдар Е. Становление и кризис системы социальной защиты в современном мире // Вестник Европы. – Москва, 2003. - №10. http://www.iet.ru.

  19. Ли Е. Совершенствование системы социального обеспечения в России в период перехода к рыночной экономике: Автореф. дис. …канд. соц. наук. – М.: 1997. http://humanities.ru.

Основные термины: социальной защиты, социальной защиты, социальной защиты населения, местного самоуправления, социальной защиты населения, системы социальной защиты, социальная защита, местного самоуправления, органов самоуправления, социальной защите», законодательные основы, адресной социальной, области социальной защиты, принудительной социальной защиты, адресной социальной защиты, социальной защиты малоимущих, социальной защиты государства, задач социальной защиты, отношений социальной защиты, система социальной защиты

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle