Библиографическое описание:

Хусанова Х. Т., Таджиева С. Х. Адресная социальная защита в Узбекистане: эволюция развития и современность // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 257-259.

Обращаясь к опыту зарубежных стран в области социальной защиты населения, особенно, в оказании материальной помощи малоимущим и многодетным семьям, мы станем свидетелями того, что ответственность за гарантию социальных прав уязвимых слоёв, является приоритетным направлением деятельности государственных, негосударственных и частных организаций. В современном мире интерес к этой проблеме усиливается. В частности В.Роик [2], А.Демко [3], А.Кузнецов [16], Ю.Лежикова [17], Е.Шугрина [4], В.Васильев [5], Г.Игнатов, В.Бутов [6], Ю.Афонин, А.Жабин, А.Панкратов [7], а также М.Бойдадаев [8], Ш.И.Жалилов [9], Г.Исмаилова [10], Г.Маликова [11], А.Тулаганов [12], О.Хусанов [13] и другие исследовали существующие проблемы в этой области.

Исторические факты показывают, что, социальная защита осуществлялись в рамках проводимой политики правителей и производственных объединений. Например, в законах Хамураппи, правителя Вавилона (1800 годы до н.э.), в профсоюзах Рима, а так же, в характерных для средних веков кодексах объединений цехов подтверждается, что малообеспеченные слои населения и их семьи были социально защищены [15, 2].

В XII-XVII веках в Европе правители государств вместо того, чтобы устранить последствия низкого развития сельского хозяйства и оказать помощь пострадавшим, принимали законодательные акты, ещё более притесняющие их. Например, в 1350 году в Англии в связи с распространением холеры, король Эдуард III принимает «Закон о трудящихся» [1]. Закон запрещает требовать крестьян у руководства оплату труда. Но, для социальной защиты населения на Западе и обеспечения участия в нём местных органов власти, значимым явился «Закон о бедных», принятый в Англии в 1601 году, согласно которому, впервые поддержка нуждающихся была возложена на местные сообщества. В законе, помощь нуждающимся разделена по трём категориям: 1) помощь, позволяющая поддержать тех, кто не в состоянии работать; 2) обеспечение работой в домах труда тех, кто в состоянии работать; 3) применение различных мер наказания к тем, кто работать не желает [18].

В XVII-XIX веках на Западе разгар процесса индустриализации и возникновения механизированных заводов и фабрик, привел к таким отрицательным последствиям как: усложнение труда, изнуряющая скорость, неограниченный трудовой день, использование женского и детского труда в сфере вредного для здоровья производства. К концу XIX века в Германии были созданы законодательные основы принудительной социальной защиты и страхования работников, занятых в промышленности. В его состав входили законодательные документы, о защите от болезни (1883 год), инвалидности и старости (1889 год), от последствий вредного производства и несчастных случаев (1884 год) [2]. В результате глобализации главных критерий, направлений, целей и задач социальной защиты, в 1935 году в США в «Документе о защите» (Security Act), впервые был использован термин «социальная защита». А в 1938 году в «Документе о социальной защите» (Social Security Act), выпущенном в Новой Зеландии, «социальная защита» формулируется как термин в соответствующей области [19].

К 90-м годам ХХ века увеличилось число государств, применяющих различные формы социального обеспечения и страхования. Выработаны новые совершенные механизмы, служащие эффективности структуры. Возникли негосударственные объединения помощи, обладающие большими средствами, направленными на удовлетворение и защиту социальных прав населения. А также, начали создаваться законодательные основы органов самоуправления в этой области. В частности, в статье 3 «Европейской Хартии местного самоуправления» говорится: «Местное самоуправление обладает правом управлять и исполнять определённую часть полномочий государства, исходя из собственной ответственности и потребностей местного населения». Государство признает осуществление местным самоуправлением власти в самостоятельной форме, принадлежащей народу и оно, обладая определённой самостоятельностью, согласовано с общей структурой управления государством и обществом. Наравне с этим, произошло успешное сотрудничество между различными организациями, в результате участия местного самоуправления в социальной защите нуждающихся слоёв населения. В свою очередь, осуществляемая местными органами самоуправления социальная защита в свойственной ей структуре, развивалась в виде фактора, обеспечивающего укрепление направления социальной справедливости и совершенствования внутреннего устройства государства.

В Средней Азии, в частности в Узбекистане, социальная защита приобретала практическую важность и была неразрывно связана с традицией народа, жить в сообществе. Так как, сообщество является собранием с единой целью, основанной на родственных узах людей, на общем имуществе и выгоде и удовлетворении общих желаний и требований. По поводу возникновения сообществ А.Саидов писал: «В Средней Азии в I тысячалетии до нашей эры, «сообществом с обладанием самостоятельного содержания» являлись махалли, на арабском языке слова «махалла», «махаллатун» обозначают «вместе» [14].

Роль махалли в проявлении отношений социальной защиты была большой. В ХVIII-XIX веках в махаллях нуждающимся в виде материальной помощи раздавались деньги, одежда, зерно, резалась скотина и бараны и вешались для того, чтобы нуждающиеся могли отрезать соответствующее себе. Определённая часть налогов оставлялась в распоряжении махалли и использовалась в виде пожертвований беспомощным. Пожертвования предпринимателей и хозяев мелких предприятий и цехов расходовались для обеспечения бедных семей.

В первой половине ХХ века, махалли, в основном состояли из 50-60 домов, в крупных городах они входили в состав района города. Соответственно, в районах существовали десять и более махаллей, в которых поддержка нуждающихся слоёв населения продолжалась традиционным путём. Махалля считалась следующей социальной структурой после семьи. Махаллёй, в виде дополнительной составной частью управления государством, пользовались и советский период. Были приняты несколько указов и положений, контролирующих их деятельность. Например, в своде положений, утверждённом 17 апреля 1932 года, уделено внимание совершенствованию институтов махалли в городах, махаллинские комитеты при городских советах, а в городах, разделённых на районы – при районных советах, считались вспомогательными общественными организациями, исполняющими указы властей при осуществлении озеленения города, хозяйственных и культурно-социальных работ. Главное, что и в то время махалля не теряла своей сущности, как неотъемлемой части семейного уклада жизни простого народа.

Узбекистан, в годы независимости, выбирая свой путь развития, на первом этапе экономических реформ столкнулся с рядом проблем, полученных в наследство от бывшего советского строя. В результате поисков, правительство Республики нашло свой путь решения этих проблем, то есть, большая часть полномочий социальной защиты государства шаг за шагом начало переходить к органам местного самоуправления – махаллям. Выбранная модель, приводя в порядок отрасль, обращено к углублению демократии, экономическому росту общества, формированию рыночной структуры. Соответственно, разрабатывались законодательные основы новой системы социальной защиты. Провозглашение 2 сентября 1993 года Закона Республики Узбекистан «Об органах местного самоуправления», основанного на нормах конституционных прав, явилось первым шагом практики продвижения целевой социальной защиты. В первую очередь, закон упрочил правовой ранг органов самоуправления – махалли, и возложил на них ответственность за адресную социальную помощь нуждающимся слоям населения.

24 августа 1994 года был принят Указ Президента «О мерах по усилению социальной защиты малоимущих семей». С принятием этого правового документа, система социальной защиты населения в корне поменялась. Указ способствовал повышению роли местного самоуправления - Махалли в обеспечении адресной социальной защиты населения. В Положении Кабинета Министров Республики Узбекистан №33 от 25 января 2002 года «Об осуществлении программы поддержки нуждающихся в адресной социальной защите» были чётко определены порядок, способы и критерии начисления и выплат дотаций со стороны органов самоуправления граждан.

Для целевого использования выделенных средств, разработан инструкции о принятии решений о начислении и выплате пособий по уходу за ребёнком до 2-х лет для не работающих женщин, для малоимущих семей, имеющих детей до 16-ти лет на заседании городских, поселковых, аульных и махаллинских сходов граждан. А когда нет возможности для проведения такого схода граждан, на собрании представителей улицы, домов или махалли. Согласно данному порядку, пособие по уходу за ребёнком до 2-х лет начали назначать, основываясь на официальном заявлении лиц, на самом деле занимающихся уходом за ним, из них: не работающим матерям или лицам их заменяющим (отец, опекун, родственники); матерям или лицам их заменяющим, оторванным от производства, учащимся на основании контракта в высших, средних специальных учебных заведениях; матерям, являющимся членами дехканского хозяйства, занимающимся предпринимательской деятельностью не являясь юридическим лицом. Начисление пособий, без каких либо условий, без учёта доходов семьи для матерей и отцов, воспитывающих ребёнка (детей) в неполной семье, для матерей (или лиц заменяющих их), воспитывающих детей-инвалидов, является признаком соответствия справедливому направлению деятельности данной структуры. Также, в целях обеспечить работой способных к труду одиноких стариков, нуждающихся в социальной защите многодетных и малообеспеченных семей, людей с ограниченными возможностями подготовилась почва для создания условий для дополнительного дохода и самостоятельного обеспечения, что послужило укреплению и совершенствованию системы социальной защиты населения с помощью местного самоуправления и вызывало большой интерес у западных стран как «узбекской модели» социальной защиты.


Литература:

  1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1931. – 23 с.

  2. Роик В. Основы социального страхования. – М.: АНКИЛ, 2005. – С. 50-51.

  3. Демко А.А. Проблемы прававого регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания населения. Дисс. канд. юрид.наук. – Тюмень, 2003, - 218 с.

  4. Шугрина Е.С. муниципальное право. Учебник. – М:, Дело, 1999. – 496 с.

  5. Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие. – М.: Наука, 1999, 453 с.

  6. Игнатов Г., Бутов И. Местное самоуправление: Российская практика и зарубежный опыт. – М.: МарТ, 2005. – С. 7.

  7. Афонин Ю., Жабин А., Панкратов А. Социальный менеджмент. – М.: МГУ, 2004. – С. 154.

  8. Бойдадаев М. фуқаролик жамияти ва давлат бошқарувининг долзарб муаммолари. – Тошкент: ТДЮИ, 2003. - 52 б.

  9. Жалилов Ш. Кучли давлатдан – кучли жамият сари: тажриба, таҳлил, амалиёт. – Тошкент: Ўзбекистон, 2001. – 160 б.

  10. Исмаилова Г. Ўзбекистон Республикасида фуқароларнинг ўзини-ўзи бошқариш органлари фаолиятининг ташкилий-ҳуқуқий муаммолари. Юрид.фанлари.номз….дис. – Тошкент, 2001. – 151 б.

  11. Маликова Г. Маҳаллий давлат ҳокимияти органларининг айрим вазифа ва ваколатларини фуқароларнинг ўзини-ўзи бошқариш органларига ўтказиш. – Тошкент, 2004. – 183 б.

  12. Тўлаганов А. Давлат ҳокимиятининг вакиллик ва ўзини ўзини бошқариш органлари фаолиятини ташкил этиш. – Тошкент: ТДЮИ, 2002. – 194 б.

  13. Ҳусанов О. Ўзбекистон республикаси Констутуцияси ва маҳаллий давлат ҳокимияти асослари: ҳуқуқий, ташкилий масалалар ва муаммолари: - Тошкент, 1995. – 278 б.

  14. Саидов А. Маҳалла – умумий уйимиз // Ижтимоий фикр. Инсон ҳуқуқлари. – Тошкент, 2003.-№1(21). – Б. 7.

  15. Немировский А. История древнего мира. Античность. В 2-х т. – М.: Владос, 2000. Т.2. – 379 с.

  16. Кузнецов А. Конституционно-правовые аспекты развития местного самоуправления в РФ в свете европейской Хартии местного самоуправления. Дисс…. канд. юрид.наук. – М: 2005. – 307 с.

  17. Лежикова Ю. Правовое закрепление экономической функции местного самоуправления в Российской Федерации. Дисс… канд. юрид. наук. – М., 1998. – 182 с.

  18. Гайдар Е. Становление и кризис системы социальной защиты в современном мире // Вестник Европы. – Москва, 2003. - №10. http://www.iet.ru.

  19. Ли Е. Совершенствование системы социального обеспечения в России в период перехода к рыночной экономике: Автореф. дис. …канд. соц. наук. – М.: 1997. http://humanities.ru.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle