Библиографическое описание:

Падей Е. В. Дидактический потенциал метода 3-d творческих технологий в формировании коммуникативной компетенции младшего школьника на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 296-298.

Метод 3-d творческих технологий обучения является вариантом метода проектов и концепцией обучения в сотрудничестве и предусматривает решение коммуникативной проблемы учащимися. Данный метод является следующей стадией развития метода проектов, определенным эволюционным переходом к творчески продуктивному обучению коммуникации.

Если «метод проектов – суть развивающего, личностно-ориентированного обучения, который может использоваться на любой ступени обучения», то 3-d творческие технологии являются визитной карточкой обучения английскому языку на начальном этапе, поскольку 3-d конструирование к выше изложенному способствует развитию мелкой моторики. [1, c.180]

К достоинствам 3-d творческих технологий можно отнести:

  • высокую коммуникативность учащихся;

  • каждый учащийся несет личную ответственность за выполнение задания, что повышает мотивацию обучения;

  • работа над творческим заданием способствует формированию прочной языковой базы;

  • участие в создании творческого задания активизирует самостоятельность мышления и индивидуальность его выполнения;

  • формирование интереса к изучаемой теме.

Таким образом, метод 3-d творческих технологий способствует усвоению учащимися определенного лексического минимума по заданной теме, возможности применить полученные коммуникативные знания на практике при взаимодействии с партнером или с учебной группой. При индивидуальном задании учащийся имеет возможность индивидуального описания 3-d конструкции по предоставленным ему грамматическим и лексическим моделям. Внедрение и использование данного метода в обучении английскому языку на начальном этапе позволяет учащимся реализовать свой интерес к предмету, расширить знания, словарный запас в области предоставленной темы, продемонстрировать уровень владения языком, умение работать в группе и индивидуально, а также подняться на более высокую ступень образованности.

Как известно, стратегическая цель обучения иностранному языку в государственных бюджетных образовательных учебных заведениях разного типа состоит в овладении коммуникативной компетенцией: подразумевается не столько обучение системе языка (лингвистической компетенции), сколько практическому овладению. Как считает И.В. Рахманов, изучение иностранного языка должно основываться на развитии, у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных и письменных упражнений и по возможности в индивидуальном режиме. При реализации метода 3-d творческих технологий индивидуальный процесс выполнения и подготовки самого задания благосклонно влияет на результативность усвоения полученных знаний учащимися.

К сожалению, учебники по иностранному языку не учитывают эти особенности предмета и разрабатываются на так называемого среднего ученика. Компенсировать этот недостаток необходимо с помощью подбора методов, которые могли бы обеспечить выполнение следующих требований:

  • создать атмосферу, в которой ребенок чувствует себя комфортно;

  • стимулировать интерес детей, развить их желание учиться и тем самым достигать успехи в коммуникации на иностранном языке;

  • вовлекать учащихся в учебный процесс по средствам стимулирования позитивных чувств, эмоций, ощущений;

  • принимать во внимание потребности учащихся, регулярно сменяя формы, методы обучения;

  • превратить учебный процесс в приближенное к реальным событиям действо, где учащийся представлен активным действующим лицом;

  • создавать такие учебно-коммуникативные ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, а в которых учащиеся становятся равноправными субъектами учебного процесса, где учитель – наблюдатель, тьютор, помощник в реализации выполнения того или иного творческого задания;

  • постепенно научить ребенка самостоятельно работать с заданием для дальнейшей успешной ее презентации: самостоятельно понимать задание, этапы его выполнения и демонстрировать индивидуальность идей;

  • предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество учащихся; [5, c. 154]

Всем выше изложенным требованиям может ответить предлагаемый нами метод 3-d творческих технологий, который является новым вариантом, предложением метода проектов. Метод проектов не является новым ни для отечественной, ни для зарубежной школы, однако метод 3-d творческих технологий целесообразно считать применимым и особенно актуальным при обучении иностранному языку на начальном этапе обучения, пришедшим на смену уже зарекомендовавшему себя в педагогике методу проектов.

Основанием для доказательства данного утверждения могут служить определенные характеристики:

  • 3-d творческие технологии представляют самостоятельную, планируемую и реализуемую учащимися работу, в которую включены учебно-коммуникативные задания, речевое общение и презентация готового творческого продукта;

  • в рамках реализации данного метода необходимо учитывать творческую сторону, которая помогает формировать устойчивый, познавательный интерес, благодаря обеспечению дополнительно подобранного учителем раздаточного материала. Некоторый дополнительный материал учащиеся готовят сами, исходя из инструкций учителя, когда появляется опыт выполнения подобного рода заданий;

  • метод 3-d творческих технологий позволяет активизировать участие и заинтересованность учащихся в усвоении лексических единиц и формировании коммуникативной компетенции, целью чего является достижение практического результата;

  • 3-d творческие технологии позволяют привнести в учебный процесс интерактивные формы обучения. В процессе конструирования 3-d творческого проекта учащиеся концентрируются на внесении индивидуальных разработок, поправок в собственные 3-d конструкции. Также учащиеся концентрируются на форме языковых высказываний и на его содержании: чем глубже, подробнее и распространеннее выглядят составленные предложения при описании 3-d конструкции, тем выше оценивается данная работа учащихся;

  • данный метод меняет принципиально иерархию выстроенных отношений между учащимися и учителем. Если первые принимают активное участие в выборе предложенного раздаточного материала, его организации и конструировании, то второй представлен в роли тьютора, помощника, консультанта в процессе проектирования. [4, c.140]

Эти аргументы дают возможность предположить, что сегодня новое слово в уже известном нам методе проектов, может быть с уверенностью отдано методу 3-d творческих технологий, обеспечивающий интерактивный характер обучения иностранным языкам в начальной школе. Данный метод является последним словом в современной педагогике, которому уделяют внимание большое количество аутентичных печатных изданий и зарубежных авторов, таких, как Diane Philips, Sarah Burwood, Helen Dunford.

В выше приведенных изданиях подчеркивается мобильность данного метода: он хорошо вписывается в классно-урочную систему, не изменяя ее, позволяет не вносить изменения в программу и эффективно достигать прогнозируемые результаты обучения и раскрывать индивидуальные особенности каждого учащегося. В процессе использования данного метода представляется возможность осмыслить и осознать используемый языковой материал, получить достаточную письменную практику во время оформления работы и устную – во время подготовки к презентации и ее реализации перед классом. [6, c. 6]

Итак, при реализации метода 3-d творческих технологий можно выделить следующие этапы разработки его структуры и проведения. Во-первых, изучается определенная тема, которая предлагается учебником, затем предлагается ситуация или несколько ситуаций, в которые учащимся предлагается погрузиться для решения того или иного задания. Затем, с целью дать подсказку, учитель предлагает учащимся выдвинуть гипотезы для решения поставленной задачи, после чего обсуждаются гипотезы, и в результате каждый из учащихся самостоятельно принимает решение в выборе идей.

Метод 3-d творческих технологий отличается от метода проектов в плане его реализации. В методе проектов индивидуальная работа становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной деятельности, в которой индивидуальный результат влияет на результат общей коллективной работы. Совместная работа дает стимул для развития познавательного интереса, коммуникации, обмена знаниями и опытом. Оценка проекта как итогового продукта производится с учетом совокупности индивидуального вклада каждого из учащихся: оценивается готовый продукт, и в целом все участники учебной группы получают одинаковые оценки, несмотря на тот факт, что кто-то мог максимально поучаствовать в его реализации, а кто-то мог внести незначительные коррективы или предложения.

Метод 3-d творческих технологий является одним из действенных средств решения таких задач, как развитие коммуникативной компетенции, умственных сил, познавательной активности и творческого мышления школьника на начальном этапе обучения английскому языку. Применение метода 3-d творческих технологий позволяет наполнить учебный процесс творческим решением поставленных перед ребенком коммуникативных задач, осмыслением и поиском правильных решений, а также процессом самостоятельной, индивидуальной деятельности школьников. Таким образом, роль данного метода в процессе формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения английскому языку является стимулирование учащихся к более активному поиску новых и закрепление полученных знаний, индивидуальному применению их на практике при решении коммуникативных задач.


Литература:

  1. Гез Н.И., Фролова Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков/М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 180 – 194.

  2. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology/ М.:Дрофа, 2007. – С. 120 – 132.

  3. Салтовская Г.Н., Мартиросова В.С. Учебно-исследовательский проект по английскому языку в профильном классе// Иностранные языки в школе. – 2008. – № 5, С.24 – 28.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / М.: Логос, 1998. – С. 3 – 156. – ISBN 5-87953-127-9.

  5. Щукин Н.А. Методика обучения речевому общению на иностранном языке/ М.: Икар, 2011. – С. 154 – 157.

  6. Diane Philips, Sarah Burwood, Helen Dunford. Projects with young learners. – Oxford, 2010. – P. 6 – 15.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle