Библиографическое описание:

Иванов К. К. Трансформация функций современного государства // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 206-208.

Государство – это сложная социальная организация, политический и властный институт, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Функции государства проявляются через основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом [1, с.5].

Появление каких-либо новых функций или трансформация уже существующих на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет, на наш взгляд, строго предопределенного, причинно-следственного характера. В зависимости от конкретно–исторических условий элементы общих, фундаментальных функций (подфункций) могут приобретать самостоятельное значение. Эти функции могут быть связаны, например, с организацией общественных работ, обеспечением прав и свобод граждан, охраной природы и др. Тем не менее, вне зависимости от господствующих экономических доктрин, государству принадлежит важная роль в обеспечении стабильного функционирования социально-экономической системы.

Существует множество классификаций функций государства, в основе которых лежат некие признаки (или признак), позволяющие отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, и т.д., например: объекты и сферы государственной деятельности, территориальный масштаб, способ государственного воздействия на общественные отношения; взаимоотношения государств, содержание функций, время действия и т.д. [1, с.22-34].

В условиях глобализации и растущей взаимозависимости стран, по нашему мнению, особое значение приобретает выделение глобальных функций современного государства, характеризующих его деятельность в экологической, демографической, сырьевой сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, защиты прав и свобод человека, то есть имеющих «общецивилизационный» характер. И если в рамках марксистского учения о государстве ему была отведена роль механизма, препятствующего тому, чтобы «классы с противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга», то современное государство является, пожалуй, единственным гарантом защиты общественных интересов, национальной культуры, языка, суверенности. Одной из причин усиления роли государства и растущего внимания к трансформации его функций является, на наш взгляд, возможные кризисные последствия активизации глобализационного процесса в современном мире. В частности, в зависимости от характера воздействия глобализационных процессов функции государства могут быть дифференцированы на антиглобализационные и нейтральные. Так, к антиглобализационным функциям государства, по нашему мнению, следует отнести три ключевых направления его деятельности:

  • обеспечение стратегического уровня национальной (экономической) безопасности за счет осуществления мероприятий, связанных с приумножением технологического потенциала страны и эффективной реструктуризацией экономики;

  • повышение качества человеческого капитала, что непосредственно предполагает активные действия правительств в области культуры, сохранения национальной идентичности, внедрения современных образовательных программ и развития здравоохранения;

  • формирование благоприятного имиджа государства.

Нейтральными по отношению к процессам глобализации функциями государства являются: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; проведение политики макроэкономической стабилизации; воздействие на размещение ресурсов и деятельность в сфере распределения доходов [2, с.66-69].

Безусловно, представленная классификация не завершена и отражает лишь сам подход, связанный с разделением функций государства на два класса: способные нивелировать возможные и очевидные негативные последствия процесса глобализации на национальные системы, и функции, нейтральные по отношению к нему. Очевидно, что в связи с качественным развитием процессов глобализации определенные государственные функции будут претерпевать трансформации, характер которых во многом детерминирован выбором модели национальной экономической системы.

На наш взгляд, можно уже сегодня предсказать некоторые прогнозируемые изменения в ролевых функциях государства. Так, особенностью современного этапа глобализации является всевозрастающая роль транснациональных корпораций. Как отмечает И.А. Василенко, «компании, имеющие представительства в более чем 75 странах мира, не могут иметь конкретную национальность, однако их роль в международном политико-экономическом процессе продолжает возрастать, и такие корпорации с легкостью пересекают национальные границы, которые постепенно утрачивают свое значение, становятся все более прозрачными, дают все больше возможностей для свободы передвижения всех видов ресурсов, – товаров, услуг, капиталов» [3, с.112]. В связи с этим возрастает угроза нарушения макроэкономического равновесия в национальной экономике. Экономические кризисы конца ХХ в. наглядно продемонстрировали необходимость усиления функции государства по поддержанию такого равновесия, поскольку теперь оно вынуждено считаться с более сильным «соперником», который по своим масштабам превосходит самые мощные национальные экономики. Следовательно, угроза нарушения эндогенного макроэкономического равновесия должна рассматриваться любым государством. Кроме того, изменения в общественном мировом пространстве отражают ослабление роли привычек и традиций, социальных связей и обычаев, преодоление национальной ограниченности, что повышает мобильность людей в территориальном, духовном и психологическом отношениях, способствует международной миграции и т.д. Очевидно, что в таких условиях возрастает функция государства как гаранта сохранения национальной идентичности, но значение этих изменений для разных стран далеко неодинаковы. Например, для стран с развитой экономикой эта функция государства будет связана с сохранением национальных ценностей, традиций и влияния, в то время как развивающиеся страны столкнутся с необходимостью проведения в этой сфере превентивных мер. Эффективность государственного влияния проявится, в первую очередь, в таких областях как развитие образования, здравоохранения, уменьшение социального неравенства.

Глобализация косвенно или опосредованно может привести не только к усилению социального неравенства внутри стран, но и спровоцировать нарастание межстрановых различий. Часть государств мира в настоящее время находится в «переходном состоянии», стремятся «догнать» некое другое общество, находящееся на качественно ином, более высоком уровне социально-экономического и формационного развития. Как известно, реализовывать стратегию «догоняющего развития» невозможно путем последовательного повторения эволюционной модели более передового общества. Западная модель зарождения, становления и развития капитализма, как правило, вряд ли применима в странах «догоняющего развития», что подтверждается неудачной послевоенной практикой «вестернизации» многих развивающихся стран. При «догоняющем развитии», полагает А. Салицкий, необходим иной порядок фаз капиталистической эволюции, иная активная и структурообразующая роль государства уже на первых этапах перехода, больший акцент на формировании структурных элементов наиболее современных форм предпринимательства в интересах сокращения естественноисторического процесса и «минования» отдельных его этапов [4, с.15-19].

Как представляется, наиболее серьезной трансформации подвергнутся функции государства, непосредственно связанные с обеспечением национальной и экономической безопасности. Значимость и актуальность данной проблемы высока, в первую очередь, для развивающихся стран, что обусловлено относительно меньшим уровнем приобретаемых положительных эффектов для этой группы стран в результате усиливающихся процессов глобализации мировой экономики. Под экономической безопасностью понимается такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает устойчивое в длительной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом, считает А.С. Илларионов [5, с.49].

Как отмечает А.Н. Данилов, комплексная оценка степени достижения экономической безопасности включает: оценку ресурсного потенциала и возможности его развития; уровень эффективности использования ресурсов (и соотношение с аналогичными показателями развитых стран); оценку конкурентоспособности страны; уровень социальной стабильности и оценку условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов; целостность территориального и экономического пространства [6, с.72].

Задача сохранения экономической безопасности за последние 10 лет окончательно укрепила свой статус в качестве основной функции государства. В условиях глобализации возможно проявление разрушительного влияния центробежных сил, связанных с этим процессом, что может привести к разрыву традиционных связей внутри страны, деградации неконкурентоспособных производств, обострению социальных проблем и изменению моделей поведения. По мнению вышеуказанных авторов, негативные последствия от глобализации, в общем виде обусловлены: неравномерностью распределения преимуществ от глобализации в отдельных отраслях национальной экономики; возможностью утраты суверенными правительствами контроля над экономикой и дестабилизация финансовой сферы.

Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, уровень экономической безопасности которых не высок. Большинство из них участвует в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции, что усиливает их зависимость от высокоразвитых стран. Активизация процессов глобализация для таких стран может также привести: к увеличению технологического отставания от развитых стран; росту социально-экономического расслоения общества; обнищанию основной массы населения; усилению зависимости от стабильности функционирования мирохозяйственной системы; ограничениям в проведении национально ориентированной экономической политики; росту внешнего долга, прежде всего, международным финансовым организациям. Корректировке подвергнутся и функции промышленно развитых государств, поскольку процессы глобализации могут повлиять на занятость, усилить нестабильность финансовых рынков. В качестве наиболее часто обсуждаемых социально-политических проблем, с которыми могут столкнутся в эпоху глобализма развитые страны, называют:

  • рост безработицы в результате внедрения новых технологий в промышленности; как следствие, произойдет изменение структуры производства и перемещения массового выпуска трудоемких видов товаров в развивающиеся страны, что влияет на традиционные отрасли этих стран, вызывая закрытие или сокращение производств;

  • вследствие усиления роли ТНК, которые нередко ставят свои собственные интересы выше государственных, роль национальных государств будет ослабевать, и часть их функций может перейти к надгосударственным организациям и объединениям.

Что касается влияния глобализационных процессов на российскую экономику, то, наиболее существенными угрозами для нашей страны являются: усиление тенденции к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран; сохранение невысокого уровня инвестиционной и инновационной активности; обострение демографических проблем и снижение качества человеческого капитала.

Продолжающаяся рыночная трансформация на фоне усиливающейся глобализации неизбежно приводит к тому, что на место всеобъемлющего контроля приходит создание условий для эффективных конкурентных рынков, формированию институциональных, экономических и социальных предпосылок для подъема частного предпринимательства. Кроме того, требует пересмотра функция государства, связанная с активизацией частного бизнеса в направлении, желательном для развития общества в данный период. Благодаря последовательному выполнению этих функций собственно и произошли все «экономические прорывы» второй половины XX века в таких странах, как Япония, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань, а также Малайзия, Таиланд, Индонезия и Китай [2, с.72-73].

Таким образом, в условиях глобализации роль государства будет возрастать. Сохраняя и усиливая свою значимость в качестве гаранта соблюдения законности, сохранения политической, экономической и социальной стабильности, государства неизбежно столкнутся с необходимостью трансформации, модификации, пересмотра ряда своих функций, чтобы нивелировать возможные негативные последствия процессов глобализации для национальных экономик.


Литература:

  1. Клименко С.В. Чичерин А.Л. Основы государства и права. - М: Теис, 1996. С.5; 22-34

  2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е дополн. - М.: Омега-Л, 2010. – С.66-69; 72-73

  3. Василенко И.А. Политическая глобалистика. – М.: Логос, 2000. – С.112

  4. Салицкий А. Вызовы глобализации и проблемы полупериферийных стран // МЭиМО. – 2002. - №22. - С. 15-19.

  5. Илларионов А.С. Критерии экономической безопасности // Вопросы экономики. – 2008. - № 10- С. 49.

  6. Данилов А.Н. Социология власти: теория и практика глобализма. - Мн.: Университетское, 2001. – С.72

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle