Библиографическое описание:

Гасанова Т. Н. Краткая история развития и формирования интонологии // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 182-185.

1


Данная статья посвящена истории изучения интонации, формирования интонологии, как отдельной области языкознания. Несмотря на давний интерес лингвистов, многие проблемы интонации остаются актуальными и сегодня. Автор интересуется различными направлениями исследований интонации, причинами медленного развития интонологии и старается выяснить почему, несмотря на многовековую историю изучения этой области, в 1958 году А. Шарп назвал интонацию Синдереллой лингвистики.

Ключевые слова: интонация, тонограмма, фонетика, интонирование речи.


Краткая история развития и формирования интонологии

Фонетика, как отдельный предмет, изучается относительно недавно. Конечно, ученые временами исследовали отдельные вопросы этой области языкознаниия. Постепенно обогащаясь исследованиями, научными открытиями, практическими знаниями и теоретическими основами фонетика стала самостоятельной и очень интересной частью языкознания. Но, как известно «Научное изучение языка будет неполным, если в стороне останутся проблемы исторических изменений в лексиконе, в грамматическом строе, в организации звуковой системы языка», считает И. П. Сусов [5]. «Основными задачами истории языка является анализ эволюционных изменений всех языковых явлений на протяжении столетий. История языка исследует внутренние закономерности, которым подчиняется развитие всех компонентов языка: грамматический строй, словарный состав, орфографические особенности, фонетический строй (звуковая материя языка)»[1] .

Интонация все еще остается наименее изученной частью лингвистики. Результаты редких исследований, изучающих звуковой состав отдельных языков были не достаточны для формирования новой области языкознания. Фонетику как отдельную часть грамматики лингвисты принимают со второй половины XIX столетия. Разностороннему изучению интонации лингвисты приступили во второй половины ХХ столетия. Нельзя сказать, что до этого интонация совершенно не изучалась. Но к середине ХХ столетия эта область была столь мало изучена, что А. Шарп в 1958 году назвал ее Синдереллой лингвистики [9, с. 6].

Существует много сходств в интонации музыки и интонации речи. Этого нельзя сказать об истории их изучения. На протяжении многих веков люди пытались найти способы точного отражения музыки. Впервые об интонации музыки написали китайцы. Еще в IIIVII веках, в Китае были заложены основы нотного стана. Это был трактат, в котором с помощью цифр были описаны 5 тонов китайской музыки. Было определено 7 ступеней гаммы и описаны 84 лада. Эти лады отличались от европейских лад, не только качеством, но и количеством. В античной Греции, в древнем Египте, в Месопотамии были попытки письменной фиксации музыки. Искали способы точного отражения, прежде всего звуковысотности, и позже ритма музыки. Первоначально это были универсальные графические знаки вербального характера, после это были буквы и слоги [2, с.386].

Первые сведения об интонации речи относятся ко второй половине ХVI века. В 1551 году была опубликована первая книга о мелодике английской речи. Автор этой работы был англичанин Джон Харт. Ученый впервые пытался разобраться в просодических особенностях английского языка. Различая 6 типов словесного ударения, он использовал маленькую черточку перед главным ударным слогом, которым мы пользуемся до сих пор. Эту работу можно считать началом истории фонетики английского языка. Лингвист пишет о фразовом ударении, и впервые дает информацию о фразовых единицах. В этой книге он описал правила пунктуации, дифференцировал интонацию вопросительных и восклицательных предложений. Именно Джон Харт впервые написал о мелодике речи, которая сейчас называется нисходящим тоном. Его работа послужила толчком для дальнейших дискуссий и становления интонологии как отдельной области лингвистики. В напечатанной в 1633 году книге, С. Батлер описал два основных тона английского языка. М. М. Флинт продвигается дальше в своих открытиях, различает несколько типов просодии. В конце XVIII века Д. Стил и Д. Уолкер придавали большое значение роли интонации в речи [9]. Г. Суит включил в систему интонирования речи известные на тот период музыкальные знаки. Будучи слишком сложной, для обычного пользователя, его система оказалась безуспешной - трудно разбираться в этой системе, не имея музыкального образования. На основе его транскрипции в начале ХХ века был создан международный фонетический алфавит.

Автор уникальных идей, не теряющих свою актуальность и сегодня, Ж. Ж. Руссо считал, что просодия является главной отличительной особенностью языков [4]. Появились работы посвященные ритмичности языков (Г. Суит, Пъерсон, Ж. Ж. Руссо). К этому времени лингвисты уже различали пять голосовых уровня. В 1891 году Ж. П. Руссло впервые применил кимограф для фонетических исследований, который графически обозначал вибрации воздуха при произношении звуков. Начиная с конца XIX столетия, ученые начали изучать индивидуальные особенности речи, исследовать влияние физических данных на качество речи.

Авторами нынешней системы интонирования были Д. Джоунз и Г. Клинхардт. Признавая четыре основных тона, Г. Суит предложил свой вариант структурного деления интонации. В 90-х годах лингвисты рисовали линии и дуги для интонирования речи и указывали тембр голоса, используя чисто музыкальные знаки, такие как скрипичный и басовый ключи. Большим минусом в системе было отсутствие знаков для каждого слога. Они указывали только слова. В начале ХХ столетия лингвисты уже отмечали каждый слог в тонограмме и различали два основных тона. Структурное деление интонации, определенное Г. Е. Палмером еще в начале ХХ столетия до сих пор остается без изменений. Работа Л. И. Армстронга и И. С. Уорд оказалась очень значимой для развития интонологии. Ученые провели научный анализ английской интонации. Эта система имела и дидактическое значение. Л. И. Армстронг и И. Уорд большее значение придавали мелодике речи и считали, что ударение присутствует через определенный интервал времени. Из-за контрастов в их системе, Д. Кристал считал, что она на шаг отстает от системы Г. Е. Палмера. Период с 1551 (работа Д. Харт) до середины ХХ столетия можно считать первым этапом формирования интонологии [9].

«История языка как наука начала развиваться относительно поздно. Лишь в XVI—XVII веках в европейских странах отмечается большой интерес к родным языкам. Создаются первые описательные грамматики английского, немецкого, нидерландского, шведского. Выходят в свет первые словари германских языков. Ученые XVIII века высказывали предположения о генетической связи языков и об их исторической изменчивости. Знакомство с санскритом во второй половине XVIII века приблизило языковедов к созданию сравнительно-исторического метода, где сравнение является средством, а исторический подход к языку - главным принципом исследования. Основоположниками сравнительно-исторического метода являются немецкий лингвист Фр. Бопп и датский языковед Р. Х. Раск. В. Гумбольдт заложил основы общего теоретического языкознания, поставив и разрешив ряд важнейших проблем языкознания. Он как Бопп, Соссюр, Фортунатов, Бодуэн де Куртенэ, оказал глубокое влияние на деятельность целых лингвистических школ», пишет Н. С. Колотилова [1].

Начиная с ХIХ века в тонограммах, составляемых разными учеными прослеживается некая общность. Х. Коломан, Г. Краузе, У. Рипман также внесли свой вклад в формирование тонограммы, но их попытки не имели успеха. Постепенно образовывались школы, которые придерживались разных точек зрения в отношении фонологии, фонемы и интонации в частности. В начале ХХ века отдельные ученые начали изучать интонацию. Объектами этих исследований в основном были звуки или фонемы. Именно в этот период фонетика развивается в работах Т. Зибса, К. Бюлера, Л. Армстронга, И. С. Уорда, К. Кингдона.

В 1886 году П. Пасси в Париже основал Международную Ассоциацию Фонетистов. Первой официальной публикацией, освещающей различные учения об интонации, была книга, изданная в 1912 году, в Лондоне МАФ. Ассоциация выпускала журнал для преподавателей фонетики “Le Maitre Phonetique”. По инициативе П. Пасси был создан Международный Фонетический Алфавит, основу которой составляла транскрипция предложенная Г.Суитом.

В 1929 году в Чехословакии был сформирован Пражский Лингвистический Кружок. Членами кружка были чешские лингвисты и русские лингвисты-эмигранты Р. Якобсон и Н.Трубецкой. В своей книге «Основы фонологии» Н.Трубецкой дает очень ценные сведения о связи интонации языка и его просодических особенностях [6]. Р. Якобсона и Н.Трубецкого называли вождями революции в фонетике. А. М. Пешковский писал о важной роли интонации. Ученый придавал большое значение фразовой интонации [3]. Это стало толчком для большого количества исследований посвященных интонации. Понятие уровень голоса принадлежит К. Пайку. Лингвист определил 4 уровня диапазона голоса с точки зрения интонации. К. Пайк пишет, что каждое предложение, каждое слово, каждый слог, и даже каждый звук произносится на определенном уровне. Нет предложения без уровня. Колебания голоса проходят в рамках высокоорганизованной системы [11].

После 30-х годов ХХ века лингвисты стали изучать интонацию более углубленно - исследовались акустические характеристики звуков и эмоциональная окраска речи. Этот интерес был обусловлен развитием общества и международных отношений. Расширялись и границы исследований. Теперь интонацию можно было не только слышать, но и видеть. Интонацию активно изучают как лингвисты, так и психологи, физиологи, врачи, физики, музыканты. Несмотря на возросший интерес лингвистов, к концу шестидесятых годов ХХ века, эмоциональная сторона речи была изучена больше, чем ее просодические особенности. В Д. Кристалл отмечал много белых пятен в области изучения интонации - проблема семантики интонации, отсутствие теоретических основ, маркировка уровня голоса в тонограмме, путаница в терминах и другие проблемы. Ученый считал, что речь следует изучать как с физической, так и физиологической стороны. Это позволяет отгородиться от субъективных мнений лингвистов. Несмотря на разнообразие исследований, до сих пор нет четкой обоснованной теории об интонации [10].

Конец ХХ века можно считать началом второго этапа развития интонологии - лингвисты изучают аспекты речи и особенности разных языков и диалектов народов мира. Потому что диалекты языков различаются не только лексическим составом, но и интонационными моделями. Основные особенности британской английской интонации, которые отличают ее как от американского английского, так и от других европейских языков - это превалирование нисходяще-восходящих и восходяще-нисходящих тонов. Британцам кажется, что американцы говорят монотонно. В свою очередь, американцы считают, что британцы скорее поют, чем говорят. При этом ни те, ни другие не могут объяснить это явление. Д.Шивнани исследовал ритмическую организацию индийского варианта английского языка и пришел к заключению, что этот вариант английского отличается выравниванием длительности ударных и безударных слогов.

Растет интерес к тональным языкам. Н. С. Т. Чанг пишет, что язык мандарин имеет много диалектов и у каждого из них своя мелодика. Фонетист исследовал свой родной диалект ченгту, на предмет наличия вариаций интонации. Н. С. Т. Чанг обнаружил, что в этом диалекте тональность влияет на интонацию китайского тем, тональность каждого слога имеет большее влияние на смысл предложения, чем изменения мелодики. Исследователь делит уровень голоса на 5 ступеней [9].

А. Ахундов, А. Гурбанов, В. Вейсалли изучили многие аспекты азербайджанского языка. А. Ахундов составил тонограмму для записи азербайджанской речи [7]. В. Вейсалли изучил интонацию азербайджанского и немецкого языков, и считает, что для интонирования немецкой речи больше подходит тонограмма, состоящая из трех частей [12]. Сегодня немецкий язык является одним из распространенных и изучаемых языков мира. А его история говорит о том, что немецкий язык начал развиваться после изменения его статуса.

В конце ХХ столетия исследования, направленные на изучения языков и речи обрели новое направление. Еще в 70-е годы Д. Кристал писал о проблемах в интонологии [10]. В 80-х годах Д. Брэйзил предложил новую теорию, которую он назвал Discourse Intonation - интонация речи и предложил новый подход к изучению интонации речи, ввел новые термины. Ученый изучает реальную речь в реальной обстановке с реальными собеседниками. Лингвист считает, что при исследовании речи следует отличать книжную и реальную речь [8]. Следуя теории Д. Брэйзил, в экспериментальных исследованиях мы используем реальную речь носителей языка.

Сравнив различные языки. Ж. Ж. Руссо пришел к заключению, что музыка каждого народа определяется музыкой его языка [4]. Считаем, что богатство звукового состава языка и разнообразие интонаций определяет красоту мелодий сочиненных носителями этого языка. Возможно, из-за этой связи некоторые лингвисты предлагали записывать речь с помощью музыкальной нотации. Конечно, записать речь в точности по нотам можно, но тогда лишь не многие смогут пользоваться данной системой. Это противоречит самой цели тонограммы. Она должна быть доступна всем, кто хочет изучать иностранный язык, и не иметь положения, требующие отдельного образования. Необходимо ввести некоторые простые знаки в интонирование речи. Мы считаем, что для решения некоторых проблем интонирования речи – для полной комплектации маркировки всех компонентов интонации, мелодики и типов ударения в тонограмму следует включить элементы современной, более совершенной системы нотации музыки.

Фонетика занимается физическими и физиологическими проблемами речи. Эта область языкознания объединяет ученых различных областей - это и лингвисты и психологи, логопеды и врачи-терапевты, кибернетики, математики, физики и конечно, музыканты. Благодаря этим исследованиям расширяются границы фонологии и мы узнаем о различных возможностях человеческого речи.


Литература:

  1. Колотилова Н.С. Курс лекций по истории немецкого языка. 2007, 167 с. http://library.rsu.edu.ru/blog/wp-content/uploads/e-ibrary2/libds/kolotilova_kurs _lek_nem.pdf 25/07/12

  2. Музыкальный энциклопедический словарь // Под ред. Келдыш Г.В. М: Советская энциклопедия, 1990, 672 с.

  3. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении / Интонация и грамматика. М.1959, 252 с.

  4. Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения. т. 1 М.: Госполитиздат, 1961, 851с.

  5. Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание. Модуль 3. Основы общей фонетики и фонологии. 25/07/12 http:// www. superlinguist. Com

  6. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. М.: Ин.Лит., 1960, 372 с.

  7. Axundov A.A. Azərbaycan dilinin fonetikası. B.: Maarif, 1984, 391 s.

  8. Brazil D., Coulthard M., Johns C. Discourse Intonation and Language Teaching. London: Longman Higher Ed., 1980, 224 p.

  9. Chang Т.N.C. Tones and Intonation in Chengtu Dialect // Intonation. ed. Bolinger D., Pen.edu., 1972, 465 p.

  10. Crystal D. Prosodic Systems and Intonation in English. Cambridge, CUP, 1969, 381 p.

  11. Pike K. General Characteristics of Intonation // Intonation. ed. Bolinger D., Pen.edu., 1972, 465 p.

  12. Veysəlli F.Y. Struktur dilçiliyin əsasları. Вakı, Studia Plilolojia, 2005, 342 s.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle