Библиографическое описание:

Юшков В. С. Характеристики виброполос с целью повышения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 39-41.

Значительное количество аварий на автотрассах происходит из-за того, что водитель заснул за рулем. Засыпает водитель всего на несколько мгновений, за которые может случиться «непоправимое». Однако бороться с этим крайне сложно. Разрабатываются системы наблюдения непосредственно за водителем или приборы контролирующие расстояние между кабиной и разметкой дороги. Все это сложно и будет массово внедряться только в будущем. В настоящее время резко снизить количество аварий с самыми тяжелыми последствиями можно с помощью виброполос.

В случае незапланированного съезда с основной полосы движения в кювет или выезда на встречную полосу автомобиль наезжает на виброполосу и испытывает вибрацию, которая создает шумовое воздействие на водителя, что способствует резкому повышению его внимания к дорожной ситуации и предупреждает возможную аварию. Таким образом, устройство виброполос очень эффективный и недорогой способ повышения безопасности дорожного движения.

Автомобильные дороги имеют большое значение для развития экономики Пермского края и улучшения жизни населения в целом. За последние три года в Пермском крае было построено и реконструировано более 90 километров автомобильных дорог. Были реализованы такие масштабные проекты, как строительство Красавинского моста через р. Кама, строительство Западного и Южного обходов города Перми, строительство перехода Старцева – Ива, обхода п. Полазны. В 2010 г. началась масштабная реконструкция автомобильной дороги федерального значения Пермь – Екатеринбург, в рамках которой реализуется строительство обхода с. Лобаново.

В связи с высоким ростом автомобилизации последних лет в нашей стране приводит к увеличению числа дорожно – транспортных происшествий, в этих условиях роль дорожной разметки значительно возрастает. Разметка всегда находится в поле зрения водителей и пешеходов, информируя их о порядке движения. Поэтому условия нанесения и эксплуатации должны обеспечивать ее постоянное наличие и хорошую видимость. Для удовлетворения этих требований разрабатываются новые виды разметки, требующие качественно новые технологии.

Безопасность дорожного движения представляет собой сложный комплекс факторов связанные с состоянием транспортных средств, дорожных конструкций, условий движения, психофизиологического поведения водителей, плотность транспортных потоков и др. Одним из путей решения этой проблемы является создание конструктивных элементов на дорожной одежде, способствующих генерации колебаний транспортных средств в режимах некомфортного восприятия водителем условий движения. Для выбора оптимальных параметров такой конструкции необходимы математические модели, включающие в себя характеристики автотранспортных средств (АТС), скорость движения, общая длина, глубина, ширина и шаг неровности, материалы элементов конструкции виброполосы [1].

Преимущества устройства виброполос, заключается в снижении количества смертельных случаев и получения серьезных травм, вызванных засыпанием либо потерей бдительности водителями с последующим съездом с проезжей части. Снижение аварийности варьирует от 18 % до 70 % [2].

Исследования также указывают на очень высокий коэффициент отношения выгоды к затратам по устройству виброполос, что делает их одними из самых рентабельных средств повышения безопасности (рис. 1).

Рис. 1. Виброполоса

Можно совмещать виброполосы с разметкой, что позволяет продлить срок жизни разметочного материала за счет снижения истирающего воздействия снегоуборочной техники. Так, в ходе эксперимента нами было установлено, что после зимней эксплуатации светоотражающий эффект линии разметки, совмещенной с виброполосой оказался почти в три раза выше аналогичных показателей линии обычной горизонтальной разметки.

Виброполосы рекомендуется устраивать на новых дорогах или дорогах, не имеющих дефектов покрытия проезжей части и обочины. На действующих автомобильных дорогах решения об устройстве виброполос принимаются на основе анализа аварийности [3].

Для нанесения виброполосы можно использовать специальную фрезу SS – ­200 (рис. 2), оснащенную системой автоматизации режимов фрезерования. Вес фрезы 900 кг. В рабочем состоянии фреза устанавливается в качестве навесного оборудования на фронтальный погрузчик, оснащенный гидромотором с гидравлическим потоком не менее 150 л/мин.

Рис. 2. Фреза SS – ­200

Перед устройством виброполосы, очищают поверхность покрытия и устанавливают направляющие маячки или наносят направляющую маркировку через каждые 10 м. Толщина асфальтобетона должна быть не менее 7 см. Фреза устанавливается в качестве навесного оборудования на фронтальный погрузчик, после чего производится настройка режимов фрезерования. Погрузчик с фрезой в автоматическом режиме наносит углубления цилиндрической формы с заданными интервалами. Скорость выполнения работ зависит от прочности покрытия и составляет 0,8-1,0 км/ч. После нанесения виброполосы удаляют асфальтобетонный гранулят и промывают поверхность покрытия водой. При устройстве виброполос впервые на данном участке автомобильной дороги, необходимо установить в начале и конце участка информационные щиты «ВНИМАНИЕ! Через 300 метров экспериментальный участок с устройством виброполос протяженностью 1000 метров».

Виброполосы не устраиваются на участках автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты, в местах устройства автомобильных развязок, объектов дорожной инфраструктуры и дорожного сервиса. Не допускается применение виброполос на мостах и других искусственных сооружениях [4].

Виброполосы подразделяются на прикромочную и осевую. Осевая виброполоса применяется на участках автомобильных дорог, где запрещен выезд на полосу встречного движения.

Ширина виброполосы предусматривается 30 или 40 см в зависимости от ее типа и категории автомобильной дороги. Виброполосы могут выполняться с постоянным интервалом между сегментами, равным 30 см, или с поочередным интервалом 30 см и 60 см. В некоторых случаях допускается применять шумовые полосы с поочередным интервалом 60 см и 120 см.

Размеры фрезеруемых сегментов: длина 18÷20 см, глубина 1,3÷1,6 см, ширина 30 и 40 см. Большие длина и глубина применяются на дорогах с наличием большой интенсивности движения грузовых автомобилей. Расстояние между центрами сегментов при постоянном интервале - 30 см, при переменном интервале – поочередно 30 и 60 см или 60 и 120 см [5].

Таким образом, предпринятая мера позволит значительно снизить аварийность на автомобильных дорогах России, привлечь внимание водителей к соблюдению правил скоростного режима.


Литература:

  1. Поезжаева Е.В., Юшков В.С. Исследование параметров шумовой полосы с помощью математической модели // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. Самара 2012 г. С. 422-424.

  2. Юшков В.С. Новые подходы по нанесению горизонтальной дорожной разметки // Приволжский научный вестник № 2. Издательский центр Научного просвещения. Ижевск 2012 г. С. 17 – 19.

  3. Юшков В.С. Шумовые полосы для снижения аварийности на автомобильных дорогах // Журнал «Молодой ученый» № 3 Чита 2012 г. С. 86 – 87.

  4. Юшков Б.С., Кычкин В.И., Юшков В.С., Отчик Е.А. Разработка математической модели взаимодействия автомобиля и шумовой полосы // Вестник ПНИПУ «Охрана окружающей среды, транспорт, безопасность жизнедеятельности» № 2 Пермь 2012 г. С. 79 – 85.

  5. Юшков Б.С., Юшков В.С., Кычкин В.И. Конструктивные особенности виброполосы в качестве дорожной разметки // Журнал «Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития». Изд-во МИИ наука Москва № 2 2012 г. С. 71 – 75.

Врезка1

Основные термины (генерируются автоматически): автомобильных дорогах, автомобильных дорогах, дорожного движения, дорожного движения, безопасности дорожного движения, безопасности дорожного движения, Юшков В.С, Юшков В.С, дорожной разметки, дорожной разметки, участках автомобильных дорог, участках автомобильных дорог, повышения безопасности дорожного, повышения безопасности дорожного, автомобильной дороги, автомобильной дороги, автомобильных дорогах решения, автомобильных дорогах решения, автомобильных дорогах России, автомобильных дорогах России.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle