Библиографическое описание:

Прокофьев Д. В. Повышение уровня профессиональной компетентности педагога как путь оптимизации воспитательного процесса // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 298-301.

В сознании каждого человека всегда жила мысль о высоком предназначении учителя.

Педагог это, прежде всего, активный творец современного социального прогресса. Учитель – центральная фигура учебно-воспитательного процесса. Ведь воспитанник становиться личностью только в процессе активной социальной жизни. Творческий потенциал личности (не только творческого потенциала учащихся, но и учителя тоже) - это самое большое богатство любого государства, любой политической формации. «Прекрасна дорога, иди в педагоги» - эти слова Н.А. Добролюбова актуально звучат и сейчас, когда неизмеримо вырастают функции не только общего образования, но и дополнительного, в частности художественно-эстетического направления в формировании нового человека, человека XXI века.

XXI век ознаменовался глубокими преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности человека: ломкой многих структур, но что самое главное – изменение самого человека, изменение условий его существования, попавшего в мир принципиально новых идей и проблем. Эти новые проблемы связаны, по нашему предположению, с осмыслением выражения своего отношения к этому новому миру, с оценкой содержания и качества собственного педагогического опыта, моделирования педагогического общения с воспитанниками.

В настоящее время перед педагогикой искусства ясно обозначилась "проблемная ситуация". Она связана с современным состоянием и развитием искусства, в частности, музыкального искусства. Вторая половина XX принесла с собой бурный рост массового распространения музыкального искусства – радио, телевидение, звукозапись и т.д. Благодаря этому музыкальные ценности стали достоянием многомиллионной аудитории.

И.П. Никитина пишет, что массы стали новой аудиторией искусства. Эта массовая аудитория является одним из решающих факторов возникновения ситуации радикального разрыва со всеми прежними стилями, нормами и канонами искусства. [5, с.767).

Причина негативных явлений в современном обществе: низкая культура, бездуховность, безнравственность произошли от того, что в конце XX, в начале XXI века образование оторвалось от культуры. Массовая музыкальная культура, доступная и понятная подрастающему поколению, заложила основу современной музыкальной культуры. Но, к сожалению, она обладает меньшей художественной ценностью, а в некоторых случаях это "ложная" ценность, ибо она затрудняет процесс освоения подлинного искусства.

Вот почему, особенно важной стала проблема не только изучения, но и формирования ценностных музыкальных ориентаций учащихся, ибо они формируют музыкальную культуру личности. И, несомненно, в формировании её ценностных ориентаций на произведениях сокровищницы музыкального искусства, в руках педагога-музыканта. «Кто бы ни был, в конечном счете, нашим главным воспитателем – Бог? Судьба? Космос? – непосредственно человека воспитывает человек. Воспитуемый и воспитывающий, он един в двух лицах» [1.С.5].

Для детей образцом, примером высокохудожественной культуры (а это и знание, поведение, увлеченность своим делом) является именно личность учителя. И если педагог новатор, творец, то ему подвластно воспитывать будущую элиту России.

Подлинному педагогу всегда присущи умение понимать своих учеников, глубоко проникать в их интересы, мотивы, устремления. Очень важным является для педагога умение предвидеть результаты педагогического воздействия на воспитанника, проектировать развитие личности. А для этого учителю надо заниматься на протяжении всей педагогической деятельности самообразованием, ибо ему необходимо развивать у себя прогностические способности и проектировочные умения, овладеть приемами моделирования педагогических ситуаций. А это возможно только на основе самопознания, саморазвития. «… Нам необходим такой человек, который был бы ответственен за себя и свое развитие, досконально знал бы себя, умел осознавать себя и свои поступки, стремился к полной актуализации своего потенциала и т.д. [3..Стр.32].

Процессы воспитания и обучения включают в себя то, что стало достоянием истории, и то сложное и интересное, чем живет педагогика сегодня. В современных условиях художественно-эстетическое образование начинает осознаваться как сложный культурный процесс, как личностно-культурная деятельность. За длительный период своего существования художественное образование превратилось в фундаментальную категорию социальной жизни. Работа над формированием социальных ценностей должна органично входить в образовательный процесс. Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором живет ребенок, от того какой исторический этап этого развития он застал. Ценности и нормы общества передаются детям в процессе воспитания.

Однако роль педагога дополнительного образования, особенно педагога музыки, как отмечают социологи, среди других педагогических профессий не высока. Тем не менее, социальный заказ на профессию педагога музыкальных дисциплин за последнее время значительно вырос. Особенно это касается преподавателей на электронно-клавишных инструментах. Ведь необходимо учесть, что педагогика XXI века – это технология образования с все большей долей участия информационно-вычислительных систем. На молодежь обрушился поток музыкальных технических возможностей. Сегодня простым нажатием кнопки можно перейти от простого старинного распева к электронной музыке, т.е. это век полной компьютеризации обучения, в том числе и на новых, престижных для молодежи электронных инструментах. Ведь учитель по предмету – электронно-клавишный синтезатор – специалист нового типа. Это, прежде всего, педагог - исследователь. Он обладает развитым педагогическим «чутьем», которое основано на способности видеть перспективность новейших педагогических технологий, связанных с развитием эмоционального, интеллектуального, творческого потенциала своих воспитанников. Исключительно огромны возможности синтезатора в развитии интеллекта у учащихся. Ведь обучение игре на синтезаторе связано с поисковой деятельностью, ученик выступает как исследователь, самостоятельно открывающий нечто новое. Это творческий процесс, предполагающий эвристический поиск, интуицию. И именно обучение на синтезаторе - это ключ к грамотному пониманию законов музыкального творчества. А.И. Щербакова пишет, что именно поиск является универсальным механизмом ориентации личности, обогащающий музыкальные потребности, способствующие личностной активности [8, с. 99].

Особое значение для развития интеллектуального потенциала (а высшее развитие интеллекта – творчество, 15% творческих людей делают то, что делают 85% людей вместе) – является художественно-эстетическое воспитание с самого раннего возраста, ибо художественное образование развивает и духовно-нравственные позиции личности, наблюдательность, фантазию, воображение.. И именно эти качества формируют интеллект личности. Педагог по своей натуре художник. И он осознает, что способность воспринимать красоту окружающего мира во всей полноте и стремление утверждать её в действительности приходят не сами собой, нет, их надо умело и упорно формировать

Устремленность в завтрашний день, одухотворенность важнейшая черта плодотворной педагогической деятельности, существенная характеристика педагогического мастерства. «Полезно разобраться в соотношении понятий «педагогическое творчество» и «педагогическое мастерство». Они близки, но не тождественны. Мастером принято считать работника, в совершенстве владеющего своей профессией, и мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и начинающий учитель, пока еще не ставший мастером. [6, с.5].

Особенностью современного музыкального образования является его гуманизация. Отношения педагога и воспитанника строятся на принципах уважения и сотрудничества. Реализация гуманистических принципов предполагает создание педагогических условий, направленных на развитие способностей, на формирование музыкально-эстетического вкуса, на освоение богатого наследия музыкального искусства. Мастерство педагога заключается в том, чтобы общественно значимое преобразовать в личностно значимое. Психологии придают особое значение именно факторам личностным: мотивации, интересам, потребностям, детерминирующим учение. Л.Л. Бочкарев считает: «Потребность в информации, интерес к знаниям, творческая увлеченность любимым делом – вот могучие источники человеческой активности. Педагог должен уметь определять характер мотивации, направленности ученика… задача педагога заключается в воспитании социально-ценностных устремлений, мотивов, связанных с самим процессом учения, а также в исправлении «отрицательной мотивации» [2, с.311].

Педагогам художественно-эстетического цикла (65 человек) был предложен вопросник по теме: «Творческий потенциал учителя».

Проведённое анкетирование, связанное с вопросами и ответами о творческом потенциале педагогов показали следующие результаты:

Вопрос 1.

Является ли необходимым условием педагогического творчества профессиональна компетентность учителя?

Ответ на 1-й вопрос.

Показателем творческого потенциала педагога, безусловно, является профессиональная педагогическая компетентность – 100%.

Из них 80% считают, что показателем творческого отношения в своей профессиональной деятельности является знания и учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей детей. Учет возрастных и индивидуальных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Профессиональная педагогическая деятельность, прежде всего, направлена на осмысление художественного образования как историко-культурного феномена, связанного с условием развития духовной жизни каждого отдельного ребенка, его эмоциональных, волевых, познавательных устремлений, наконец, увлеченности занятиями музыкой, направленной на освоение подлинных музыкальных ценностей.

Развитие творческого потенциала – вот движущие силы подлинной профессиональной педагогической деятельности.

Вопрос 2.

Имеет ли значение для развития творческого потенциала у педагога художественного направления наличие знаний в области эстетики, философии искусства, социологии искусства, культурологи, музыкальной психологии?

Ответ на 2-й вопрос.

Только 65% педагогов ответили положительно, обосновывая это тем, что инновационные методы повышения качества и эффективности обучения связаны именно с желанием быть не просто педагогом-ремесленником, а педагогом-мастером. Это преподаватели, которые обладают не только чувством ответственности за свои педагогические результаты, но, прежде всего, относятся к своей деятельности с осмыслением своего опыта, с активным развитием профессионального мастерства. Они учитывают специфику развития музыкальной педагогики, осуществляют и анализируют с разных точек зрения достижения не только в педагогической науке, но и в философии образования, в философии искусства, социологии искусства, культурологии, музыкальной психологии, эстетике. Например, философия искусства «Как одна из наук о культуре философия искусства требует одновременного применения и внутреннего подхода к явлениям искусства, учитывающего идеалы и ценности людей, и внешнего подхода к этим явлениям, отвлекающегося от того, что произведение искусства представляет собой не просто воспринимаемый объект, являющийся результатом определенной целенаправленной, опирающейся и создающей новые ценности деятельности человека. … социальная жизнь всегда является реализацией определенных идей и ценностей» [4.9].

Музыкальная психология - «Эта отрасль психологической науки изучает особенности функционирования человеческой психики в процессе создания, восприятия и оценки произведений всех видов искусства, в том числе и музыкального» [7..с3).

Союз музыкальной педагогики, социологии искусства, культурологии, эстетики сказался на огромной роли и степени влияния на художественное образование и видении перспектив его развития.

И, тем не менее, 35% преподавателей художественного цикла считают, что педагог должен тщательно изучать только предметы, непосредственно относящиеся к его профессиональной деятельности.

Вопрос 3.

Имеет ли значение для развития творческого потенциала у педагога такие черты личности учителя как любовь к детям, высокая культура, трудолюбие, работоспособность?

Ответ на 3-й вопрос.

Безусловно, 100% педагогов считает необходимыми качествами, способствующими развитию педагогического потенциала.

Вопрос 4.

Что Вы считаете педагогическими способностями: педагогическое предвидение, доброта и мудрость, терпение, инициативность, стремление к повышению самообразования?

Неожиданно этот вопрос оказался полемическим.

Ответ на 4-й вопрос.

68,7% педагогов считают, что к способностям, из выше перечисленных качеств, они относят только педагогическое предвидение, терпение, инициативность и стремление к самообразованию.

Интересные, на наш взгляд, были ответы, и свое видение проблемы самообразования.

12% педагогов считает, что столь необходимое условие повышения педагогического мастерства является именно способность педагога к самообразованию. Они мотивируют это тем, что если заглянуть в будущее педагогической науки, а мы говорили выше, что педагогическая профессия – это вклад в будущее, то, несомненно, при сложнейших переплетениях социальных и научных изысканиях, выбора у педагога нет, самообразование становиться нормой педагогической компетенции. Самообразование является именно тем фундаментом творческого роста педагога, педагога не только с позиций профессионального мастерства, но, прежде всего, эта та исходная основа, на которой строится человеческая воля, культура и ответственность перед подрастающим поколением.

В заключении нашей статьи хотелось бы сказать, что сегодня, по нашему наблюдению, уделяется недостаточное внимание важнейшему участку дополнительного образования – музыкальному обучению. По нашему глубокому убеждению, необходимо проанализировать те преобразования, которые происходят в музыкальном образовании и как показывает опыт и научные исследования сделать акцент на педагогическом новаторстве, изобретениях, открытиях, ибо без них невозможен прогресс.

В центре художественного воспитания – личность учащегося. Приоритетной задачей воспитание этой личности является присвоение ею ценностей мировой музыкальной культуры, воспитание нравственной и духовной культуры.


Литература:

  1. Бим-Бад, Б.М. Педагогическая антропология. Изд. УРАУ, М.; 1998.

  2. Бочкарев, Л.Л. Пс ихология музыкальной деятельности. Изд. «Институт психологии РАН», М.; 1997.

  3. Маслоу, А. Психология бытия: Пер. с англ. М.;Рефл – бук: Киев: Ваклер, 1997.

  4. Никитина, И.П. Философия искусства, ОМЕГА-Л, М.; 2008

  5. Никитина, И.П. Эстетика. Изд. «Высшая школа» М.2008, с.767.

  6. Поташник, М.М. Как развивать педагогическое мастерство. Изд. «Знание» М.;1987.

  7. Психология музыки и музыкальных способностей. Составитель и редактор А.Е.Тарас.- М.; АСТ, Минск Харвест. 2005.

  8. Щербакова, А.И. Формирование системы ценностных ориентаций у студентов педагогических ВУЗов в процессе освоения фортепианной музыки XX века. Дис. К.п.н. – М.» 1999.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle