Библиографическое описание:

Ахмедов Ф. М. Формирование социальной толерантности посредством электронного словаря на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 269-270.

В статье описана эффективность использования электронного энциклопедического и электронногословаря в процессе формирования социальной толерантности учащихся на уроках английского языка

Ключевые слова: толерантность, электронный словарь, индивидуальный маршрут, алгоритм


In article is described efficiency of the use electronic encyclopedic and electronic dictionary in process of the shaping social толерантностиучащихся on lesson of English.

Keywords: tolerance, electronic dictionary, individual route, algorithm


Проблема формирования толерантности в современном обществе, приобретающем все более и более глобальный характер, из сферы абстрактного исследования быстро перемещается в сферу предметного прагматического знания. Еще совсем недавно, в XX веке, возможно было если не изолированное, то, по крайней мере, независимое существование национальных и этнических групп. В наше время взаимовлияние и взаимопроникновение культур, международное сотрудничество и партнерство стали неотъемлемой чертой существования человечества.Воспитание толерантности, а точнее терпимости к взглядам, традициям, религиозным и национальным особенностям представителей других социо- и этнических групп, во многом ложится на плечи учителя как выразителя передовых общественных идей. Именно учитель как никто другой может вести планомерную и целенаправленную работу по формированию толерантности у молодежи, а значит, по изменению всего культурного ландшафта нашего общества уже в ближайшем будущем. Все вышесказанное в особенности касается учителей иностранного языка. Сама концепция современного преподавания иностранных языков основана на обучении не только межъязыковому, но межкультурному общению.

Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета, напрямую связанными с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Однако это вовсе не означает, что наличие в школе современных средств ИКТ автоматически влечет за собой рост профессионального мастерства педагогов и качества образования. Внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации образования Республики Узбекистан. В соответствии с этим направлением, задача учителя заключается не в передаче обучающимся некоторой информации, а в организации активной познавательной деятельности обучающихся. В связи с этим, с целью организации активно-познавательную деятельность обучающихсяна уроке английского языканами используется электронная энциклопедия и электронный словарь. Для работы с электронным словарем был составлен маршрутный лист, в котором прописаны определенные шаги действий обучающихся во время работы с электронным словарем или энциклопедией. Такой алгоритм работы позволил поставить перед обучающимися конкретную задачу и организовать их активную познавательную деятельность. В процессе решения, поставленных перед ними задач, обучающиеся учились искать и отбирать информацию в Интернете. Надо отметить, что проведение таких уроков требует подготовки и владение соответствующими компетенциями самого учителя.

При подготовке к уроку учителем английского языка были определены следующие задачи:

  1. Разнообразить учебную деятельность и повысить интерес к изучению английского языка, учитывая познавательные цели урока.

  2. Познакомить обучающихся с электронным словарем издательства «Макмиллан» и электронной энциклопедией Википедия.

  3. Научить обучающихся использовать электронный материал для выполнения определенных заданий. Например, составить загадку-описание растения, которое присутствует в гербе частей Великобритании на английском языке. Прочитать о традициях чаепития в Англии и составить диалог.

  4. Расширить кругозор обучающихся о стране изучаемого языка. Создать папки для сбора определенного материала. (Легенды, символы, традиции чаепития и т.д.).

  5. Расширить словарь обучающихся, перевести некоторые слова из пассивного в активный словарь.

  6. Обеспечить более прочное запоминание лексики с помощью лексических блоков (группы слов, связанных между собой).

Для того чтобы организовать активную и продуктивную познавательную деятельность, учителем английского языка также был разработан индивидуальный маршрут, где были определены конкретные шаги работы учащихся.

1 шаг: Набрать адрес сайта электронного словаря в строке Браузера.

2 шаг: Познакомиться с новыми словами странички.

3 шаг: Набрать в строке словаря слово, из списка слов.

4 шаг: Прослушать произношение.

5 шаг: Найти в словаре значение слова в соответствии с его частью речи, написать транскрипцию и перевод слова.

6 шаг: Определить словосочетания или предложения, которые подойдут для составления описания растения.

7 шаг: Определить домашнее задание.

На начальном этапе целесообразно дать определенные рамки этой работы.

В дальнейшем допускается ситуацию, что обучающиеся будут решать проблему и определять свой маршрут самостоятельно.

Из выше сказанного, можно сделать вывод, что с помощью работы с электронным словарем обучающиеся могут овладевать всеми видами языковой компетенции: лексикой, грамматикой, чтением, письмом, аудированием, говорением.

  1. Найти быстро нужное слово за короткое время.

  2. Визуально запомнить слово, если есть соответствующие картинки.

  3. Употребить слово в утверждении

  4. Воспринимать и понимать слово на слух.

  5. Работать над произношением.

  6. Переводить слово и определять его часть речи.

  7. Составлять письменное творческое описание.

  8. Составлять небольшое монологическое высказывание на основе опоры.

Конечно, сформировать соответствующие умения и навыки за один урок невозможно, поэтому работа должна проводиться поэтапно. Необходимо отметить, что нестандартные уроки позволяют обеспечить достижения личностных результатов, требования к которым предъявляет стандарт. Воспитательное значение таких уроков велико. Обучающиеся работают в группе, следовательно, между ними устанавливаются регулятивные учебные действия. Конечно, возникают трудности в том, что некоторые обучающиеся недостаточно, а порой плохо владеют основными навыками работы с компьютером. Причина в том, что родители не позволяют работать с компьютером из-за социальных сетей Интернета или вообще нет компьютера дома по материальным причинам, поэтому учителями необходимо вести разъяснительную работу с родителями, чтобы ребенок не чувствовал себя ущербным. После проведения таких нестандартных уроков учитель ощущает себя успешным в своем деле, способным передать свои знания ученикам в нетрадиционной форме.

Таким образом, работа с электронными материалами помогает оптимизировать работу, разнообразить цели и задачи, предоставляет повысить результаты работы по изучению английского языка и сделать результаты ожидаемыми. Особенность таких типов нестандартных уроков в том, что использование виртуального социокультурного пространства, позволяет научить обучающихся способам работы с учебным материалом и организовать активную познавательную деятельность.


Литература:

  1. Газета. “ Первое сентября” Английский язык № 40, 2001.

  2. Вайсбург М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск: Титул, 2001.

  3. Журнал. “Классный руководитель”. № 4, 2006.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle