Библиографическое описание:

Гукасова Г. С. Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 277-279.

Введение института социальных педагогов и организация их профессиональной подготовки совпали с реформированием системы образования в России, которое фактически началось с середины 80-х годов в период реформаторских преобразований общества, направленных на его гуманизацию и демократизацию. Россия стала входить в мировое образовательное пространство, изучая и анализируя международный опыт в области образования.

Прежняя система образования вызывала критику многих ученых и практиков за ее линейность, узкую направленность, слабость общекультурологической подготовки, что отрицательно влияло на формирование мировоззрения личности, отношения к природе, обществу, самому себе.

Совершенствование системы образования в России требовало предоставления человеку возможности получать образование разных видов и уровней в разные периоды своей жизни и регулярно повышать квалификацию. Реализация этой идеи получила свое развитие в построении модели непрерывного образования, предусматривающей допрофессиональную подготовку в лицеях и профилированных старших классах школы; профессиональную подготовку в учреждениях начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионально образования, после вузовское обучение (аспирантура, докторантура), а также систему переподготовки и повышения квалификации работающих специалистов.

Как известно, в 90-х годах в России профессия “социальная работа” была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности. Разработкой системы подготовки социальных педагогов занимаются Российская академия образования, педагогические вузы страны (Московский, Санкт-Петербургский, Ставропольский, Уральский, Новосибирский, Омский, Барнаульский и другие).

Название специалиста “социальный педагог” является производным от слова “педагог”, которое ассоциируется прежде всего с учителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой деятельности первыми социальными педагогами стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовой переподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Неудивительно и то, что профессиональная подготовка социальных педагогов ведется в основном в педагогических учебных заведениях.
Действительно, в профессиональной деятельности учителя и социального педагога есть много общего. Прежде всего эти две профессии роднит то, что объектом их внимания является ребенок, его развитие и социальное становление.
Вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий, позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя свою главную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурный опыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитание ребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка, его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, “выпадению” из нормальных социальных отношений.
Отличаются эти профессии и с точки зрения сферы деятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовки на работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебном заведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разных учреждениях.
С этой точки зрения, деятельность социального педагога гораздо ближе к профессиональной деятельности специалиста по социальной работе (как уже было сказано в одной из предыдущих глав). Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работы чрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются.
Вместе с тем, по крайней мере одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональной деятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что социальный педагог в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальной работы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения, независимо от возраста.

Профессиональное становление социального педагога - сложный длительный и противоречивый процесс, который включает в себя различные содержательные и структурные компоненты. Поэтому цели подготовки социального педагога комплексные и направлены на когнитивное и личностное, индивидуальное и социальное развитие.

Особую актуальность этой проблеме придает социальная ситуация, сложившаяся в России, где происходят очень важные для всех сфер жизни изменения. Общество меняется буквально на наших глазах. Изменения создают противоречия в социальном самосознании, как у каждого конкретного человека, так и между поколениями.

Введение института социальных педагогов и организация их профессиональной подготовки совпали с реформированием системы образования в России. Принятие Правительством Российской Федерации закона «Об образовании» (1992) и закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996) закрепило политику государства в сфере образования, основанную на принципах гуманизации, фундаментализма, универсальности и альтернативности, преемственности и прогностичности [4].
Система подготовки социально-педагогических кадров, также развивается в соответствии с концепцией непрерывного образования. Первой ступенью в этой системе является допрофессиональная подготовка социальных педагогов, которая на сегодняшний день пока не получила широкого распространения и признания. В системе высшего образования принят ряд законодательных документов, которые нормативно закрепляют требования как к системе высшего образования, так и к уровню подготовки выпускника. Обучение студентов в вузе осуществляется в соответствии с Государственными образовательными стандартами, введение которых обусловлено необходимостью обеспечения установленного уровня качества высшего образования, единства образовательного пространства Российской Федерации и объективности оценки деятельности образовательных учреждений, установления эквивалентности документов иностранных государств [3].
Требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по программе специальности «социальная педагогика», включают пять частей:
  1. общие требования к образованности специалиста, нацеленные на сформированность мировоззренческих установок человека, стиля его профессиональной и исследовательской деятельности, его культуры;
  2. требования к знаниям и умениям по дисциплинам общекультурологической подготовки, обеспечивающей основы знаний философии, социологии, культурологии, права, религии и т. д.;
  3. требования к знаниям и умениям по дисциплинам медико-биологической подготовки, выявляющие знания выпускника по таким разделам, как медицина, валеология, безопасность жизнедеятельности;
  4. требования к знаниям и умениям по дисциплинам психолого-педагогической подготовки, вооружающим выпускника знаниями в области таких наук, как общая педагогика, социальная педагогика, коррекционная педагогика, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология и др.;
  5. требования к знаниям и умениям по дисциплинам предметной подготовки, которая обеспечивает выпускника профессиональными знаниями и умениями в области истории и теории социальной педагогики, методик и технологий социально-педагогической деятельности, управления социально-педагогическими системами и др.

При подготовке специалистов учитывается конкретный вид деятельности, которым будет заниматься социальный педагог, а также конкретные учреждения, в которых он будет работать. Основными видами деятельности социального педагога, являются:

  • оказание помощи детям в преодолении проблемных ситуаций при реализации соответствующей образовательной программы;

  • организация деятельности детей, обеспечивающей их развитие в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями;

  • создание благоприятных педагогических условий для развития, воспитания и образования детей;

  • осуществление сотрудничества с родителями по вопросам воспитания детей;

  • организация культурно-просветительской работы в микросоциуме с целью совершенствования социально-педагогической деятельности специалиста;

  • самообразование с целью повышения уровня квалификации и совершенствования педагогического мастерства [1].

В последние годы все чаще проводится исследование возможности повышения эффективности подготовки социальных педагогов за счет расширения области их практической готовности к деятельности. Подготовка студентов педагогических вузов, включающая в себя развитие социального самосознания, социальной идентичности, отличается некоторыми преимуществами в профессиональном плане, среди которых можно выделить, такие как: осознание себя, своего места в социальном мире, развитие чувства собственного достоинства и уверенности в себе, терпимости и гибкости в отношениях, выбор перспектив и отказ от чуждого, ненужного, и профессиональные - осознание значения новых знаний, отечественного и зарубежного опыта, важности инновационной деятельности и т.д. [2].

Важное место в системе непрерывного образования занимает система переподготовки и повышения квалификации кадров, поскольку именно она обеспечивает мобильное развитие любой профессиональной сферы, предоставляя работающим возможность постоянно повышать свой профессиональный уровень в условиях быстро меняющихся технологий и требований общества к той или иной профессии. Кроме того, в современных условиях большое значение имеет возможность приобрести новую профессию, более востребованную на рынке труда, что также обеспечивается системой переподготовки кадров.
В сфере подготовки социальных педагогов значение системы переподготовки и повышения квалификации усиливается еще и вследствие того, что потребность в специалистах данного профиля сегодня намного опережает возможности системы профессионального образования по их подготовке.
В настоящее время система переподготовки и повышения квалификации кадров в области социальной педагогики предоставляет следующие возможности:
  1. возможность прохождения краткосрочных курсов повышения квалификации социальных педагогов от 72 до 216 часов с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации установленного государственного образца, которое не является документом о высшем или среднем профессиональном образовании, а предполагает прохождение человеком дополни тельной образовательной программы, ориентированной на определенную область социально-педагогической деятельности;
  2. возможность прохождения курса повышения квалификации социальных педагогов в объеме до 216 часов, по окончании которого выдается свидетельство о повышении квалификации установленного государственного образца с указанием наименования образовательного учреждения, ведущего подготовку, программы дополнительного образования, прослушанных учебных курсов с указанием количества часов и соответствующей отчетности, темы итоговой работы. Свидетельство о про хождении курсов также не является документом о высшем или среднем профессиональном образовании;
  3. возможность профессиональной переподготовки специалистов в объеме учебного времени свыше 500 часов, нацеленной на получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, технологии, необходимых для выполнения профессиональной деятельности социального педагога. Слушатели, выполнившие все требования учебного плана и прошедшие итоговую государственную аттестацию, получают диплом о профессиональной переподготовке, который удостоверяет их право на ведение социально-педагогической деятельности и занятие должности социального педагога;
  4. и, наконец, возможность получения второго высшего образования но специальности «социальная педагогика» с присвоением выпускникам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, квалификации «социальный педагог» и выдачей диплома о высшем профессиональном образовании.

Самое главное, что приобретают студенты – это знания, умения и навыки, и возможность их применения в практики.

Немаловажным является и то, что будущий социальный педагог, получив достаточно большой опыт практической подготовки в ВУЗе способен применить его уже непосредственно в своей работе. И как критерии готовности социального педагога можно выделить степень его независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности, проявляющаяся в реализации приобретенных знаний на практики в работе с людьми.


Литература:

  1. Бочарова В. Г. Проспект "Социальная педагогика: проблемы, поиски, решения. - М – 2007г.

  2. Овчаров Е. А. Специальность - социальная педагогика. // Высшее образование в России - №4, -С. 101,1994.

  3. Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. Свердловск, 2010г.

  4. Филиппова Л. В. Философские основы теории и практики социальной педагогики. / Автореф. дис. на соискание степ. докт. филос. наук. Нижний Новгород, 1992.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle