Библиографическое описание:

Акбулатов Р. С. Изменение нормативно-правовой базы пенсионного обеспечения в период в 1990-2002 гг. // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 223-225.

Изменения в советском пенсионном обеспечении до периода радикальных реформ 90-х годов свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных изменений всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина радикально-рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. В этих целях в 1990 году был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».

Однако изменение государственного устройства страны повлекло за собой уже через полгода принятия самостоятельного российского закона. Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» по существу стал первым законом, в котором пенсионное обеспечение выделено в полностью автономную систему на законодательном уровне определены условия формирования государственного Пенсионного фонда, важнейшим условием являлся полный отказ от бюджетных дотаций. Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 № 442-1 был сформирован Пенсионный фонд Российской Федерации, обеспечивающий формирование автономного от государственного пенсионного бюджета осуществляющий управление этим бюджетом. Таким образом, из консолидированной системы социального обеспечения была выделена организационно- и финансово-самостоятельная ветвь - пенсионная система. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 было утверждено Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), которым ПФР до настоящего времени руководствуется в своей деятельности. Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» установил единую систему государственных пенсий в Российской Федерации. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения был признан труд и его результаты. Вместе с тем, проведенные на основе принятого закона реформы позволили лишь на начальных этапах обеспечить стабильность достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышение по мере роста благосостояния населения Указанным законом обозначен первый этап реформирования пенсионной системы страны[1, с. 25].

В процессе перехода к рыночным отношениям, сопровождающимся кризисными явлениями в экономике и социальной нестабильностью, происходили систематические нарушения норм и правил, предусмотренных пенсионным, как впрочем, и другим законодательством. Были нарушены как минимум два основополагающих принципа страховой пенсионной системы: поддержание жизненного уровня пенсионеров путем обеспечения стабильного уровня покупательской способности пенсии и обеспечение сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы по стране. Следствием этого явилась катастрофическая деформация обеспеченности финансовой системы. Уровень обеспеченности выплаты пенсий снизился со 100 - 120 % в дореформенный период до уровня 80 – 85 % в переходный к рыночным отношениям период. В результате пенсионная система, созданная в 1990 - 1991 гг., в значительной мере унаследовала социально-иждивенческий характер, что несмотря на все предпринятые косметические меры должно было привести к дестабилизации ее финансового положения. Именно это и случилось в 1995 г., когда возникли первые проблемы с невыплатой пенсий. Таким образом, первый этап пенсионной реформы в 1990-1995 гг. утвердил систему пенсионирования, которая, не успев реализоваться, начала морально устаревать. К 1995 г. доля граждан пожилого возраста в составе населения России достигла самого высокого уровня за период с 1959 г. и составила 20,6 %. На тот период более 30,2 млн. россиян относились к старшему поколению. Как и в других странах мира, старение населения стало заметным явлением, влияние которого на ход социального, экономического и культурного развития России еще не получило всесторонней оценки. Численность пенсионеров увеличилась за 1992 - 1996 гг. на 2,6 млн. человек. За этот же период экономически активное население уменьшилось на 2,9 млн. человек. Это сокращение совпало с отказом от государственной политики полной занятости, сопровождавшим переход экономики к рыночным отношениям, что в свою очередь, привело к еще большему сокращению числа занятых в экономике за 1992 - 1996 гг. - на 7,8 млн. человек. В результате постепенно ухудшилось соотношение численности занятых в экономике и пенсионеров - стержневого показателя пенсионной системы, построенной на принципе «солидарности» поколений, что сделало ее неустойчивой. Особенность кризиса российской пенсионной системы состоит в том, что неблагоприятные демографические тенденции совпали с негативными экономическими и социальными изменениями. В целях исправления сложившейся ситуации постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.1995 № 790 была одобрена Концепция реформы системы пенсионного обеспечения. Впервые вопрос о реформировании пенсионной системы был поставлен на государственном уровне. Вступил в силу Федеральный закон от 27.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». В соответствии с ним был проведен эксперимент по персонификации, регистрация плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд начала осуществляться непосредственно в его органах. В результате была создана основа новой инфраструктуры пенсионной системы, обеспечивающая информационную базу для мотивации уплаты взносов всеми работающими. В российский пенсионный закон были внесены изменения по установлению пенсий на основе данных индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, а позднее в этом законе закреплен один из важнейших страховых принципов пенсионной системы - исчисление пенсий из того дохода, который был использован при формировании финансовой базы этой системы[2, с. 30]. Сформирована тарифная политика Пенсионного фонда Российской Федерации. Федеральным законом от 21.07.1998 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» с 1 февраля 1998 года был введен механизм исчисления пенсий с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). Вместе с тем, наряду с позитивными сдвигами, второй этап реформирования пенсионной системы – 1995 - 2000 гг., характеризовался углублением финансового кризиса - появлением и быстрым нарастанием задолженности по выплате пенсий. Кроме того, на фоне глубочайшего кризиса не состоялась запланированная на 1996-1997 гг. подготовка нового пенсионного закона. Деятельность созданной Правительственной комиссии по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения оказалась малоэффективной и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.1997 № 652 она была упразднена. Вторая попытка осуществить реформу пенсионного законодательства предпринята принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 20.05.1998 № 463, которым была утверждена Программа пенсионной реформы и план подготовки нормативных правовых актов и организационных мероприятий в рамках очередного этапа реформирования на 1998 - 1999 гг. Данным планом был изменен подход к разработке нового законодательства, теперь предусматривалось подготовить «пенсионный пакет», включающий 6 законопроектов. Однако финансовый кризис в августе 1998 года замедлил темпы реализации запланированных мероприятий, законопроектные работы были пересмотрены и по содержанию и по срокам - три законопроекта были исключены, а три другие - дополнили «пенсионный пакет». Вместе с тем, в 1998-2001 гг. был завершен процесс персонификации, осуществлен переход на назначение пенсий по данным индивидуального (персонифицированного) учета. Указом Президента Российской Федерации от 08.02.2001 № 137 при Президенте РФ был образован Национальный совет по пенсионной реформе. В соответствии с решениями, принятыми на заседаниях совета, сформировался «пенсионный пакет» законопроектов, ставший основой радикальных перемен в пенсионной сфере. 2001 год завершился принятием трех основных Федеральных законов, действующих в Российской Федерации с 1 января 2002 г. На их основе создана новая модель пенсионной системы, в которой основная масса средств, как и прежде, направляется на финансирование выплаты пенсий старшему поколению населения страны[3, с. 12]. По своей сути и решаемым задачам эта модель является смешанной для переходного периода протяженностью не менее полувека. Главное в ней - создание системы учета персонифицированных обязательств государства перед каждым застрахованным лицом, чего не было ни в одной ранее принятой советской или российской пенсионной модели. Накопительный элемент по своим функциям в системе пенсионного страхования - это персонифицированный резерв для компенсации представителям молодых возрастных групп населения неблагоприятных изменений демографической ситуации, связанных с относительным ростом числа пенсионеров при относительном уменьшении числа работающих. Пенсионные обязательства государства перед застрахованными лицами, во-первых, персонифицированы, во-вторых, напрямую зависят от размеров получаемых доходов. Иными словами, пенсия не просто назначается человеку, а зарабатывается им[4, с. 10]. В целях соизмеримости размеров пенсий будущих пенсионеров и получаемого ими в настоящее время дохода:

  • учитываются все заработанные человеком пенсионные права и, все уплаченные за него взносы на протяжении всех лет трудовой деятельности;

  • сняты ограничения по размеру зарплаты, учитываемой тоже на протяжении всей трудовой деятельности;

  • обеспечены равные для всех социальные гарантии материального обеспечения в виде базовой части трудовой пенсии по старости при страховом стаже продолжительностью не менее 5 лет.


Литература:

  1. Бабич А.М., Егорова Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М.: Тезис, 1998, С. 67.

  2. Груа Ж. О государственных пенсионных системах в странах СНГ. К реформе социального обеспечения: принципы и прагматизм. М.: Издание бюро МОТ в Москве. 1999. С. 15.

  3. Ланцев М.С. Основы страховой деятельности. М.: Изд-во БЭК, 2001, С. 25.

  4. Четыркин Е., Кабалкин С. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: уроки для России. М.: Изд-во Дело, 2000. С. 28.

Основные термины: пенсионной системы, пенсионной системы, Российской Федерации, Российской Федерации, пенсионного обеспечения, пенсионного обеспечения, реформирования пенсионной системы, российской пенсионной, этап реформирования пенсионной, Правительства Российской Федерации, пенсионной реформы, фонда Российской Федерации, российской пенсионной системы, страховой пенсионной системы, постановлением Правительства Российской, реформы системы пенсионного, Пенсионного фонда Российской, системы пенсионного обеспечения, реформировании пенсионной системы, этап пенсионной реформы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle