Библиографическое описание:

Иванаева М. Е. Аксиологизация образования как педагогическое условие становления экономического Образа мира старшеклассников // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 337-339.

Аксиология – философская дисциплина, исследующая категорию «ценность», характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, природу и специфику ценностных суждений, отношений, поступков. Областью аксиологических исследований являются ценностные аспекты человеческой цивилизации. Аксиологический фактор в образовании, по выражению Горшковой В.В., неоспорим и очевиден, поскольку педагогическое взаимодействие есть процесс, происходящий между обучающим и обучаемым и направленный на развитие субъектного потенциала личности [1].

Аксиологические идеи, по утверждению Кирьяковой А.В., есть магистральные идеи образования. Однажды появившись, такие идеи становятся аксиомой, создают научное знание (категория развития Песталоцци) [2]. Вместе с тем аксиологическая идея открыта к обогащению, переосмыслению, она магистральна, но не конечна, не завершена. Исходя из вышесказанного, аксиологические идеи справедливо считать базисными идеями образования, а аксиологизацию образования – насыщением образования смысловыми, ценностными категориями. Аксиологизация ведущих идей в содержании образования, таким образом, позволяет усиливать все идеи, рассматривать их под углом ценностных ориентаций, ценностного самоопределения [3,4,5].

В русле сформировавшейся новой парадигмы современного социума, пришедшей эпохи экономики Знания, когда смыслом образования становится не столько сам процесс обучения, сколько ценностное самоопределение, «Образ мира» и «Образ Я», остро актуальной становится аксиологизация экономического образования.

В своем исследовании мы выделяем следующие ведущие идеи экономического образования старшеклассников.

1. Идея сосуществования разных экономических систем. Данная идея основана на принципе интеграции и каркасности экономических знаний, т.е. нижний пласт формирования ценностных экономических ориентаций – экономические знания, лежащие в основе всех процессов, протекающих в различных экономических системах – административно – плановой (командной), рыночной, традиционной, смешанной.

2. Идея глобальности экономических процессов. В настоящее время ведущей тенденцией мировой экономики является процесс глобализации, стирания межнациональных и межгосударственных границ, приведение мирового хозяйства в единую экономическую платформу, унификация правил и обычаев международной торговли. Вместе с тем, подчеркиваются национальные особенности ведения бизнеса в разных культурах, особенности деловой коммуникации различных наций и государств, неповторимые стили их менеджмента.

3. Отсюда вытекает идея ведущей роли человека в экономических процессах. Старшеклассники должны, с одной стороны, понимать глобальность экономики, а с другой – осознавать роль в ней человека, его культурных, религиозных особенностей, видеть, как, проходя сквозь призму человеческих отношений, трансформируется экономическое Знание. У старшеклассников должно формироваться осознание себя как Творца экономических отношений и процессов, их центрального ядра и смысла.

4. Идея условий экономического успеха наряду с идеей ведущей роли человека в экономических процессах пронизывает все блоки элективных курсов и является центральной и смыслообразующей в контексте становления экономического Образа Мира старшеклассников, обретения ими ценностных экономических ориентаций.

5. Идея личности предпринимателя, его качеств, отношения и поведения в окружающем мире способствует становлению у старшеклассников некоего идеального образа бизнесмена, предпринимателя, банкира, топ – менеджера и т.п., набора присущих ему качеств, осознания или неприятия себя как предпринимателя.

Экономическая подготовка старшеклассников предполагает углубленное изучение экономики с акцентом на формирование ценностных ориентаций. Экономическое образование старшеклассников должно способствовать:

  • освоению системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы высшего профессионального образования и для самообразования;

  • овладению умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

  • освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формированию опыта применения полученных знаний и умений для эффективной самореализации в сфере экономических отношений;

  • формированию ценностных ориентаций старшеклассника в мире экономики, его отношения к экономическим процессам и явлениям, понимания сути и роли человека в экономических системах.

Нам представляется целесообразным представить экономическое образование в старших классах блоками. Каждый из блоков призван покомпонентно формировать у старшеклассников экономический Образ мира.

Блок 1 «История: у колыбели Экономики». Учащимся предлагается краткий обзор истории мировой экономики. История мировой экономики, являясь одной из базовых общественных дисциплин, призвана формировать принципы экономического мышления, позволяет видеть исторические корни современных социальных и экономических проблем; опираясь на накопленный в истории хозяйственный опыт, адекватно оценивать текущую экономическую ситуацию и принимать правильные решения. Изучение истории мировой экономики позволит сформировать у учащихся понимание экономических процессов во взаимодействии с историческими явлениями, а также подготовить старшеклассников к изучению следующего блока системы – «Истоки экономических знаний».

Основной ведущей идеей блока является идея сосуществования разных экономических систем. В данном блоке поочередно в доступной форме рассматриваются особенности становления экономических отношений различных эпох, подчеркиваются их характерные черты в зависимости от эпохи, государства и т.п. Содержательным узлом данного блока является категория безграничности человеческих потребностей и ограниченность экономических ресурсов. Ставится проблема выбора. Старшеклассники прослеживают кривые потребностей и ресурсов от древности до наших дней. Основные виды работы учащихся – урок – круглый стол, урок – конференция – активные виды деятельности, формирующие у старшеклассников экономический образ мышления. Ядром содержания блока является выявление исторических особенностей становления экономических отношений различных периодов (в соответствии с общепринятой периодизацией мировой экономики) от Первобытной эпохи до современности.

Блок 2 «Истоки экономических знаний» знакомит учащихся с основополагающими экономическими концепциями и учениями всех эпох, начиная от Древнего Мира и заканчивая новейшими современными представлениями и картинами Образа Экономического Будущего. В процессе изучения данного блока у учащихся начинают формироваться основы своеобразного «трехмерного» Образа экономического мира, служащего основой становления их собственных экономических воззрений. Данный блок формирует фундаментальную часть каркаса экономических знаний. Рассматривается экономическая философия, взгляды на экономические явления и процессы от древности до современности. Через рассмотрение экономических теорий и течений различных эпох в их эволюции учащимся открывается система ценностных отношений к экономике. Для каждой эпохи и государства характерен свой набор ценностей, генеральных экономических идей и центральных категорий. Например, для античности это хозяйство и рачительное к нему отношение, для средневековья – аскетизм потребностей человека как следствие аскетизма религиозного. Меркантилизм впервые ставит центральной ценностью экономической деятельности деньги и отношение к ним. Таким образом, учащиеся должны выделять смысловое ядро каждого рассматриваемого в блоке экономического течения.

Блок 3 «Основы экономики» призван создать у старшеклассников понятийный аппарат, дать базисные знания об экономических процессах и явлениях, познакомить учащихся с основными экономическими законами и механизмами. Данный блок наиболее насыщен в содержательном плане. Если блоки 1 и 2 – это фундамент каркаса экономических знаний, то блок 3 – его корпус и основной смысловой узел. Блок строится на выдаче старшеклассникам скелета экономических знаний, т.е. знания выдаются схематично, тезисно, ситуативно, рабочим материалом служат кейсы, ситуации нравственного и экономического выбора, бизнес – проекты, выступления, доклады. Содержание блока пронизывают все пять ведущих экономических идей модели становления экономического Образа Мира, но упор делается на экономических системах и роли человека и его успешности в экономике. Цель блока – научить старшеклассников мыслить экономическими категориями (экономический образ мышления), каждое явление рассматривать с экономического угла зрения, понимать суть экономических процессов. Например, от категории спроса логически переходить к категории цены продукта и т.п., уметь связывать инфляцию и безработицу, экономический рост и потребительскую корзину. Таким образом старшеклассник учится восходить от частного к общему и наоборот – от общего к частному.

Блок 4 «Мировая экономика», Блок 5 «Международные экономические отношения» представляют собой углубленное изучение мировой экономики и призваны завершить формирование экономического Образа Мира старшеклассников.

Характерным для данных блоков является лежащий в их основе принцип интеграции экономических знаний с общественными и естественнонаучными дисциплинами. Данная особенность обусловлена наличием ряда факторов неэкономического характера (объективных и субъективных), обуславливающих темпы и особенности развития экономики каждого государства.

Блок «Мировая экономика» формирует ценностные экономические ориентации старшеклассников. Ведущие идеи блока – идея сосуществования разных экономических систем, идея ведущей роли человека в экономических процессах, идея глобальности экономических процессов. Содержание данного блока наиболее эмоционально наполнено и представляет уже более высокий уровень экономических знаний. Старшеклассник в данном блоке учится находить своё место и роль в системе экономических отношений, осознаёт интеграцию культурных, исторических, географических, религиозных аспектов в системе мирового хозяйства. От обзора тенденций мирового хозяйства через субъекты его, основные ресурсы мировой экономики учащиеся движутся к рассмотрению глобальных проблем человечества, размышляют и предлагают пути их решения, знакомятся с типологией стран мира, учатся различать степень развития стран на основании различных показателей. Т.е. из своеобразной беспорядочной мозаики у старшеклассников выстраивается собственная стройная и упорядоченная картина мира экономики.

Содержание блока «Международные экономические отношения» формирует у старшеклассников экономический Образ Мира, блок отличается насыщенной смысловой наполненностью. Блок пронизывают сразу пять ведущих идей, реализуемых в кейс – стадинге, бизнес-проектировании, решении ситуативных задач. Особенность данного блока заключается в крайне высоком уровне подготовленности к нему старшеклассников. Приступая к изучению содержания блока, старшеклассники имеют достаточно четкую картину экономического мира. Данный блок углубляется в суть международных экономических отношений, изучает их механизм, например, учащиеся узнают, как и почему происходит международное движение капитала, как формируется валютная корзина, как регулируется внешнеэкономическая деятельность. Ещё одной особенностью блока является высокая осведомленность старшеклассников об экономической ситуации в стране и мире: в начале каждого занятия десять – пятнадцать минут отводится на обсуждение текущих экономических новостей, острых ситуаций, учащиеся выражают своё отношение к происходящим событиям, прогнозируют и моделируют будущее ситуации, предлагают пути выхода из сложившихся проблем.

Показателями результативности обучения старшеклассников (10-11 классы) по данной программе в условиях профильного социально-экономического образования должны стать следующие параметры:

  • уровень общих экономических представлений;

  • уровень освоения экономических знаний, приобретенных в процессе обучения по представленной системе в условиях профильного социально-экономического образования;

  • уровень правильности принимаемых решений, качества сформированности предпринимательских умений и навыков;

  • характер личностных отношений, суждений, степень вхождения в мир экономики, степень сформированности у учащихся цепочки «Я – мир – экономика», становление экономического Образа Мира учащихся.

Таким образом, в условиях элективных курсов учащиеся проходят стадии от приобретения навыков экономического образа мышления и экономических знаний и навыков к четкой и оформленной ценностной экономической ориентации. Результатом аксиологизации экономического образования старшеклассников является становление экономического Образа мира.


Литература:

    1. Горшкова В.В. Аксиологический фактор в процессе инновационного развития образования // Вестник Оренбургского государственного университета. - №2/февраль 2011. – с.34-39.

    2. Кирьякова А.В. Аксиология и инноватика университетского образования: монография/ А.В. Кирьякова, Т.А. Ольховая. – М.: Дом педагогики, 2010. – 200 с.

    3. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография. – М.: Дом педагогики, 2009. – 218 с.

    4. Кирьякова А.В. Аксиология образования. Фундаментальные исследования в педагогике/ А.В. Кирьякова и др. – М.: Дом педагогики, 2008. – 578 с.

    5. Кирьякова, А.В., Ольховая, Т.А., Белоновская, И.Д. Аксиология образования. Прикладные исследования в педагогике. Монография. – М.: Дом педагогики, 2010. – 292 с.

    6. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир человека. // Вопросы психологии. – 1989, № 3, с.45 – 56.

    7. Федеральные государственные образовательные стандарты. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fgos

Врезка1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle