Библиографическое описание:

Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 388-390.

В последнее время во многих школах активно развивается проектная деятельность учащихся, результаты которой часто становятся музейными экспонатами. Проектная деятельность школьников может носить краеведческий характер. Всем этим занимается музейная педагогика.

В современной литературе [2, 3, 4, 5, 6, 7] музейная педагогика определяется как область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

Е.В. Тараненко выделяет следующие основные этапы истории создания и развития школьного музея [2]:

  1. С начала своего возникновения на рубеже XIX—XX веков и до конца 1920-х годов школьный музей создается исходя из потребностей школы в наглядном преподавании, он активно включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Он является плодом общих усилий, совместного творчества учащего и учащегося, которые вместе занимаются собиранием или изготовлением пособий.

  2. В 1930-х и 1940-х годах, в связи с развитием школьного краеведения и ориентированием школы на реализацию идей политехнизации, музей наглядных пособий превращался в краеведческий. В результате чего в школе конца 1930-х — начала 1940-х годов стали открываться комплексные музеи краеведения. С 1950-х годов начинается процесс формирования сети школьных музеев, давший импульс созданию школьных музеев практически всех профилей.

  3. К середине 1980-х годов в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев — четыре с половиной тысячи. В количественном отношении они стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны. В среде школьных музеев появляются музеи-лидеры, которые формируют облик школьного музея этого времени и оказывают влияние на остальные.

  4. Однако в 1990-х годах школьные музеи переживают известный кризис и подвергаются модификациям, связанным с коренными изменениями в общественной и экономической жизни страны. Часть музеев приходит в упадок либо закрывается, что объясняется сменой идеологических приоритетов (вследствие чего некоторые музеи, прежде всего военно-исторического профиля, теряют актуальность), слабой преемственностью в работе руководителей (на смену энтузиастам 1970—1980-х годов не всегда приходят новые кадры), материальными трудностями и отсутствием правового статуса у школьного музея. Но некоторым школьным музеям тогда удалось не только «выжить» в условиях нового времени, отразить его требования и тенденции, но и продолжить активную деятельность, сохраниться именно как школьный музей. Это стало возможным во многом благодаря следующим основополагающим принципам:

  • школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия и прочие), являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (специалисты-музеологи) для другой (аудитория);

  • школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через различные собрания и другие формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием учащихся. Подобная связь также существует между школой и музеями других типов, но она не является столь тесной и интенсивной;

  • школьный музей более чем какой-либо другой включен в жизнь местного сообщества. «Качество жизни» школьного музея непосредственным образом зависит от местной администрации (включая учебный округ района и методический центр руководства работой музея), а так же близлежащих предприятий и учреждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей района (в том числе и родителей учащихся, проживающих на данной территории).

Анализ истории развития школьных музеев показывает, что в настоящее время актуализирована идея школьного музея как открытой системы и связана эта система с четким осознанием следующих позиций:

  1. термин «школьный» должен определять не местонахождение, а специфику музея. Он нужен школе в той степени, в какой оказывается не церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а побудителем творческой активности детей, способом улучшения и углубления их контактов с педагогом, средством обогащения учебного процесса. Так было в период зарождения школьного музея в России, таковыми должны остаться критерии оценки его деятельности и сегодня;

  2. школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением;

  3. школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми и одновременно для детей;

  4. его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).

Творческий потенциал сельских детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с ее классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности школьных музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы с использованием музейных материалов в учебном процессе, обогащение содержания работы новыми формами, подсказанными современностью.

Цель музейной педагогикисоздание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

В ходе исследования нами было установлено, что развитие информационной компетентности учащихся в условиях школьной музейной деятельности имеет положительную динамику, если школьный музей функционирует в режиме центра творческого научно-исследовательского поиска; в основу организации школьных музейных исследований лежит технология личностно-развивающей деятельности, предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения; объекты музейных исследований учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе, культуре.

Анализ результатов по самооценке информационной компетентности старшеклассников на базовом уровне показал следующее. Практически все учащиеся имеют опыт работы с различными источниками информации: с учебной литературой – 100%, с научной литературой – 85%, со справочной литературой – 93%. Подавляющее большинство имеет начальные навыки работы на ПК: владеют текстовыми редакторами (96%), графическими редакторами (85%), освоили редактор презентаций (93%). Готовность и способность искать информацию в Интернете отметили 93% учащихся (а имеют такой опыт 84%), электронной почтой могут пользоваться 67% учащихся. 64% от числа опрошенных отметили, что владеют мультимедийными технологиями. Надежность данных результатов подтверждается доказанной готовностью выпускников к использованию информационных технологий во время презентаций рефератов, творческих литературных работ и других проектов, в период музейной деятельности.

Старшеклассники умеют выбирать источники информации в соответствии с поставленной задачей (93%), умеют отобрать информацию с учетом конкретной ситуации (82%), сопоставить информацию из различных источников (73%), составить план, структурировать содержание (88%). 76% учащихся считают, что могут составить список использованных источников по библиографическим правилам, однако 12% считают, что, скорее всего, не могут этого сделать, а 12% затруднялись ответить.

Анализ результатов об умении использовать различные письменные формы представления информации показал, что наиболее понятная для учащихся форма представления – это отчеты (88%), тезисы использует 54%, составлять аннотации умеет 49%, представить информацию в виде эссе могут 70%. Продвинутый уровень информационной компетентности предполагал, в частности, способность критически оценивать полученную информацию. Результаты анкетирования показали, что только половина учащихся (52%) считает, что может это сделать, причем только 7% отвечают уверенно «да», 31% учащихся на этот вопрос затруднялись ответить, 7% считают, что этого делать не могут, а 9% вопрос пропустили. Выпускники плохо представляют, что такое деловое письмо: 21% ответили отрицательно на вопрос об умении использовать эту форму представления информации, а 40% затруднялись ответить.

Суммируя полученные результаты по всем позициям, характеризующим информационную компетентность, можно сказать, что 75% учащихся выбрали ответы «да» и «скорее да, чем нет». Они имеют опыт работы с источниками информации, готовы отобрать, сопоставить, представить информацию, владеют компьютерной грамотностью, умеют использовать информационные и мультимедийные технологии.

На основании полученных данных можно считать, что информационная компетентность старшеклассников сформирована на продвинутом уровне выше базового. Таким образом, школьный музей существенно влияет на развитие информационной компетентности учащихся. При этом интересно и то, что, если музей в школе есть, но он не является центром исследовательской деятельности, личностно-развивающего общения, то музей никак не влияет на рост информационной компетентности школьников.


Литература:

  1. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.

  2. Тараненко, Е.В. Музейный компас. // Профильное обучение. - 2006. - Выпуск № 6-7. С. 3-5.

  3. Тверская, Д.И. Музей как научно-исследовательское учреждение // Музейное дело: музей-культура-общество: сб. науч. тр. Музея Революции. — М., 1992. — С. 68.

  4. Тельчаров, А. Д. Основы музейного дела. Введение в специальность: курс лекций. — М.: Омега. Л, 2005. — 184 с.

  5. Шляхтина, Л. М. Основы музейного дела. Теория и практическое пособие. — М.: Высшая школа, 2005. — 182 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle