Библиографическое описание:

Ефремова А. О. Социально-культурное проектирование детских шоу-программ: теоретико-методологический аспект // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 332-335.

На настоящий момент детские шоу-программы имеют большую распространенность на практике детских коллективов, но недостаточно разработаны теоретические основы социально-культурного проектирования детских шоу-программ. Детские шоу-программы обладают определённым художественно-развивающим потенциалом. Этот потенциал не может быть полностью реализован, т.к. отсутствует квалифицированное методологическое обоснование данного потенциала в теории социально-культурной деятельности.

До недавнего времени в литературе широкое распространение имели термины «массовое представление», «массовый праздник», «зрелище» и т.д. На рубеже XXXXI вв. появилось достаточно большое количество исследований, посвящённых проблематике шоу программ, но мы не встретили в литературе определение понятия «детские шоу-программы». Общее понятие «шоу-программа» введено только в учебнике А.Д. Жаркова, где под шоу-программой, автор понимает, многожанровое сценическое искусство; объединяет музыку, танец, пение, разговорные жанры, номера с куклами, трансформацию, акробатику и другие цирковые и оригинальные жанры [1, с. 30]. Данное определение, на наш взгляд, не раскрывает полностью сущность шоу-программ.

И.И. Воронин предложил авторское определение музыкально-развлекательной программы для молодёжи, которое может быть использовано при разработке определения «детской-шоу-программы». По мнению И.И. Воронина, музыкально-развлекательной программа для молодёжи – это особый тип культурно-досуговых программ, целостно реализующих основные функции досуга (коммуникативную, рекреационную, гедонистическую, развивающуюся) средствами музыкального искусства в соответствии с досуговыми потребностями различных категорий молодёжной аудитории учреждений культуры [2, с.16].

Для того, что бы использовать определение, предложенное И.И. Ворониным в диссертационном исследовании, следует дать определение понятию «культурно-досуговая программа». Под культурно-досуговой программой понимается результат традиционной, своеобразно продукции, созданной на основе сценарно-режиссёрского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей [3, с. 256]. По нашему мнению, данное определение не отражает сущностные черты культурно-досуговой программы, поэтому считаем целесообразным использовать определение Г.В. Олениной: «информационно-просветительная программа – это комплекс организационно-постановочных действий, направленных на трансляцию актуальной, новой информации по различным проблемам развития общества, культуры, личности с целью просвещения, дополнительного образования населения, а также продвижения справочно-информационных услуг и организации событийных просветительных коммуникаций учреждений социально-культурной сферы» [4, с. 5-6].

Из определения данного Г.В. Олениной получается, что культурно-досуговая программа – это комплекс организационно-постановочных действий. Для определения сущностных характеристик шоу-программ необходимо дать определение понятию «шоу».

А.Д. Жарков также приводит следующее определение термина «шоу», которое понимается как одна из форм артизации, своеобразный спектакль, театрализованное зрелище, которые являются автономными или частью общественных и культурных акций (политические собрания, художественные конкурсы, телевизионные игры, вручения различных премий и т.д.) [1, с. 433].

Проанализировав вышеизложенные определения мы пришли к выводу, что детская шоу-программа – это комплекс постановочных действий, целостно реализующих основные функции досуга (коммуникативную, рекреационную, гедонистическую, развивающую) средствами многожанрового сценического искусства, объединяющего музыку, танец, пение, разговорные жанры, номера с куклами, цирковые и другие оригинальные жанры в соответствии с досуговыми потребностями различных категорий детской аудитории учреждений культуры.

Основываясь на этом определении детской шоу-программы, можно выделить характеристики детских шоу-программ по функциям досуга и средствам, используемых в детских шоу-программах.

По первому классификационному признаку (функции досуга) можно выделить следующие характеристики детских шоу-программ:

  1. коммуникативная детская шоу-программа;

  2. рекреационная детская шоу-программа;

  3. гедонистическая детская шоу-программа;

  4. развивающая детская шоу-программа.

По второму – средства, используемые в детских-шоу-программах - можно выделить следующие характеристики детских шоу-программ:

  1. детские театрализованные шоу-программы;

  2. детские музыкальные шоу-программы;

  3. детские хореографические шоу-программы;

  4. детские шоу-программы разговорного жанра;

  5. детские многожанровые шоу-программы.

Методологический потенциал социально-культурного проектирования детских шоу-программ определяется принципами создания детских шоу-программ. В научной литературе мы не встретили описание принципов создания детских шоу-программ, поэтому основой для их разработки будут являться принципы создания шоу-программ, которые выделил А.Д. Жарков.

Классификация принципов создания шоу-программ, согласно А.Д. Жаркову:

  1. принцип неразрывной связи с жизнью, практическими задачами реформирования общества;

  2. принцип дифференцированного подхода к различным слоям населения;

  3. принцип доступности шоу-программ;

  4. принцип последовательности;

  5. принцип научности;

М.А. Павлов в монографии «Социокультурное проектирование шоу-программ: организационно-педагогический подход» выводит следующие принципы процесса организации шоу-программ:

  1. принцип ситуативности, проявляющийся в степени, характере и рамках воздействия в зависимости от ситуации, организации, самоорганизации участников процесса;

  2. принцип партнёрства, направленный на установление партнёрских отношений участников процесса разработки и реализации шоу-программ со зрительской аудиторией;

  3. принцип наглядности процесса организации шоу-программ, предусматривающий соблюдение яркости, красочности;

  4. принцип позитивной направленности процесса организации шоу-программ, предусматривающий создание эмоционально-положительного фона в ходе проведения мероприятия;

  5. принцип индивидуального и коллективного начала, определяющий необходимость учёта коллективного характера проводимого мероприятия и индивидуальной потребности личности в развитии и саморазвитии [5, с. 87-88].

На основе анализа принципов А.Д. Жаркова и М.А. Павлова можно выделить следующие принципы в создании детских шоу-программ:

  1. принцип ситуативности, который заключается в неразрывной связи шоу-программ с социально-культурной, экономической и политической ситуацией в обществе; в зависимости от конкретной ситуации, организации и самоорганизации участников и организатор детских шоу-программ, а также необходимости решения практических задач общества;

  2. принцип дифференцированного подхода в работе с детьми заключается в том, что при разработке детских шоу-программ необходимо учитывать как индивидуальные особенности ребёнка и для этого необходимо предварительно выявить для какой аудитории готовится шоу-программа или какие дети участвуют в шоу-программе; чем больше будет критериев для дифференциации, тем больше вероятность, что цель проведения шоу-программы будет достигнута;

  3. принцип доступности шоу-программы базируется на принципе дифференцированного подхода; для того, чтобы шоу-программа была понята целевой аудиторией (т.е. детьми) следует учитывать их психолого-педагогические особенности. Этот принцип является важнейшим, т.к. без соблюдения этого принципа проведение шоу-программы не достигнет никакого результата;

  4. принцип последовательности проявляется в том, что на основе общей цели должны решаться конкретные задачи; этот принцип проявляется в самом процессе создания шоу-программы (от идеи до воплощения);

  5. принцип партнёрства направлен на выстраивание отношений между организаторами шоу-программы и целевой аудиторией; доверительные отношения имеют особое значение при работе с детской аудиторией – это позволяет организаторам получать обратную реакцию целевой аудитории на шоу-программу;

  6. принцип наглядности процесса организации шоу-программ заключается в том, что в первую очередь дети обращают внимание на яркие и красочные предметы;

  7. принцип позитивной направленности процесса организации шоу-программ проявляется в создании положительного эмоционального фона при организации и проведение шоу-программы;

  8. принцип индивидуального и коллективного начала, направлен на социализацию и индивидуализацию личности, а также даёт возможность ребёнку попробовать себя в различных социальных ролях.

Так же для выявления методологического потенциала детской шоу-программы нами была разработана следующая структура детской шоу-программы:

  1. Обоснование вида детской шоу-программы. Детские шоу-программы представлены следующими видами:

  1. детские театрализованные шоу-программы;

  2. детские музыкальные шоу-программы;

  3. детские хореографические шоу-программы;

  4. детские шоу-программы разговорного жанра;

  5. детские многожанровые шоу-программы. Для выбора и обоснования вида детской шоу-программы предварительно осуществляются: а) анализ ресурсов: территории (микрорайон, район, город, регион, Российская Федерация), организации; б) характеристика проблем (инициатора шоу-программы – органа власти, учреждения, населения и т.д.).

В частности, ресурсами детской шоу-программы могут быть: а) нравственная ценность – шоу-программа любви, шоу-программа мужской доблести и.т.п.; б) юбилейная дата – писателя, поэта, день основания города, фирмы, день рождения – товара, фирмы, услуги; в) достижение, успех; г) известная личность; д) литературный герой (на открытии памятника Котёнку с улицу Лизунова в г. Воронеже участвовали детские шоу-коллективы города,).

  1. Цели и задачи шоу-программы. Цели и задачи можно разделить согласно основным сегментам рынка шоу-программ, которыми являются руководители коллектива, организующего шоу-программу; руководители учреждения, являющегося базовым для коллектива; родители детей, занятых в шоу-программе; зрители; спонсоры.

Возможные группы целей: зрелищно-развлекательные, рекламные, фандрайзинговые, пиаровские, воспитательные и т. д.

Взаимодействие всему сегментами рынка детских шоу-программ определяются в различных коммуникативных системах: а) руководители детского шоу-коллектива, занимаясь организацией программы, преследует, прежде все, рекламную, фандрайзинговую и пиаровскую цели. Проведение шоу-программы способствует популяризации коллектива среди населения, также привлечение внимания органов власти, спонсоров и СМИ; б) руководители базового учреждения имеет такие же цели, как и руководители детских шоу-коллективов; в) родители, которые водят детей в шоу-коллективы, преследуют воспитательную цель, а именно развитие художественных способностей детей; г) у зрителей и спонсоров общая цель – зрелищно-развлекательная, но у спонсоров помимо этого – пиаровская цель. Спонсоры готовы вкладывать деньги в шоу-программы и шоу-коллективы, если они буду способствовать формированию их имиджа у населения.

  1. Тема детской шоу-программы – определяется в соответствии с основными проблемами и базовыми ресурсами инициатора.

  2. Аудитория детской шоу-программы. Определение и характеристика: целевых, контактных групп; участников, гостей детской шоу-программы.

  3. Содержание детской шоу-программы. Отдельно нужно акцентировать внимание на раскрытии темы номера. Главные особенности драматургии шоу-программы состоят в следующем:

  1. строгий действенный отбор, выявление событий через выразительные средства жанра;

  2. выпуклая и яркая подача событийного ряда при практически отсутствующих переходах (нет времени);

  3. лаконизм в раскрытии темы, которая может быть очень глубокой, но обязательно должна быть «узконаправленной» и не развиваться в широту; в сценарии не может быть второй сюжетной линии 3, с.68.

  1. План участия основных категорий в детской шоу-программы. Это раздел структуры детской шоу-программы взаимосвязан с аудиторией детской шоу-программы.

  2. Атрибутика детской шоу-программы. Атрибут – предметный символ детской шоу-программы. Он является товарным знаком шоу-программы (брендом), рекламным атрибутом, коммерческим продуктом (помогает окупить шоу-программу, позволяет заранее спланировать массовое предпраздничное рыночное производство).

Таким образом, мы изучили теоретико-методологический потенциал аспект социально-культурного проектирования детских шоу-программ. В результате исследования мы пришли к выводу, что теоретический аспект и методологический потенциал социально-культурного проектирования детских шоу-программ не достаточно разработан. Это проявляется в отсутствии определений основных терминов таких, как «детская шоу-программа», что в свою очередь не позволяет чётко выделить характеристики детских шоу-программ, а также не выделены принципы создания и структура детской шоу-программы.


Литература:

  1. Жарков А.Д. Продюсирование и постановка шоу-программ: учебник для студентов вузов культуры и искусств. М.: Изд. Дом МГУКИ, 2009. 470 с.

  2. Воронин И.И. Развитие воспитательного потенциала музыкально-развлекательных программ для молодёжи в учреждениях культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. М.: МГУКИ, 2011. – 24 с.

  3. Культурно-досуговая деятельность: учебник; под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М.: Изд-во МГУКИ, 1998. с. 461.

  4. Технологии культурно-досуговых программ: технологии информационно-просветительских программ: курс лекций по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность», квалификации «Постановщик культурно-досуговых программ»/ сост. Г.В. Оленина; Алт. гос. Акад. Культуры и искусств, кафедра социально-культурной деятельности. Барнаул: Из-во АлтГАКИ, 2009. 99 с.

  5. Павлов М.А. Социокультурное проектирование шоу-программ: организационно-педагогический подход: монография. Тамбов: изд-во Першина Р.В., 2006. 147 с.

  6. Богданов И.А. Постановка эстрадного номера: учебное пособие. СПб: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2004. 320 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle